Музыкальный дневник как способ музыкальной рефлексии

Музыкальная рефлексия

Природа наделила нас таким даром, как разум, точнее, потенциальными возможностями стать человеком разум­ным. При этом инструмент «думания» — мозг работает без перерыва, даже во сне.

Итак, наш мозг всегда работает, и какую бы пищу мы ему ни подбросили, он все «переваривает»: систематизиру­ет, обобщает, отметает ненужное на основе уже имеющихся стереотипов, опыта, мыслительных стандартов и, есте­ственно, делает ошибки, если социальные стереотипы про­тиворечат прироле человека.

Рефлексия (от лат. — обращение назад) — процесс са­мопознания человека, способ разобраться в происходящих внутренних переживаниях, стремление к осмыслению происходящего. Ребенка захлестывает поток жизненных событий, и он не успевает осмыслить все происходящее с ним. Тем более один урок музыки в неделю в таком потоке информации становится лишь каплей, которую он может не заметить. Необходимы какие-то особые рычаги, позво­ляющие включить механизм рефлексии и в отношении зву­кового потока, и особенно музыкальной информации.

Одним из важных способов рефлексии может стать ве­дение музыкального дневника. Каждый человек когда-то в своей жизни пытался вести дневник. Это был и его друг, и его советчик, и его личный секретарь (в данном случае от слова «секрет»). Ребенок может записать в дневник самое сокровенное, поделиться с ним тем, что волнует, мучает, требует понимания и поддержки. В отличие от вербальной, звуковая информация — наиболее тонкая и трудноулови­мая по смыслу, но мощно влияющая на психику и соматику человека.

Музыкальный дневник — это возможность для детей вербализовать, а значит, осмыслить любые воздействия. Многие великие люди записывали свои мысли, прежде чем приступить к написанию своих произведений. Маяковский, например, во время прогулок у моря использовал коробки от спичек, записывая поток мыслей в виде стихов. Мака­ренко ежедневно записывал все интересные, на его взгляд, события, которые легли потом в основу его педагогических трудов.

Мы знаем, какое значение имели дневники в жизни многих знаменитых людей (Толстого, Блока, Тургенева): в них запечатлены и сокровенные мысли, и знаменитые афоризмы, сохранившиеся в веках, и личные драмы, и чер­новики будущих знаменитых произведений. «Дневниковый период» переживают практически все люди. Работа с музы­кальным дневником может серьезно подготовить детей к ведению личного дневника в подростковом возрасте.




Начиная вести музыкальный дневник, ребенок нужда­ется в помощи, чтобы осознать, что его записи будут инте­ресны пусть не всему человечеству, но ему самому, когда он станет взрослым, его будущим детям. И не только интерес­ны. Они могут помочь разобраться в его проблемах вспом­нить и понять, что и почему его волновало в то или иное время. Дневник — это личный психотерапевт, преданный друг, «свободные уши». По этому поводу Май Вест сказал: «Ведите дневник, и однажды он поведет вас». Итак, музы­кальный дневник поможет детям:

— переводить бессознательные и подсознательные про­цессы на уровень сознания;

— развивать и улучшать память, запоминать ту инфор­мацию, которая требует более долгого осмысления;

— учиться вести диалог;

— слушать и слышать свой внутренний мир;

— быть активным наедине с самим собой.

Учителю ведение детьми дневников позволит:

— увеличить общение с каждым ребенком (на уроке му­зыки ребенок успевает за всю четверть высказать свое мне­ние в течение 3-5 минут, дневник позволит увеличить это время до 3-5 часов);

— обратиться к ребенку по имени и с добрыми словами поддержки и одобрения при условии, если учитель тщатель­но обдумает свою запись в дневнике, сократит до минимума критику. (Например: «Алеша, мысли мне очень понрави­лись. Попробуй подробнее рассказать об этом»);

— благодаря разнообразным заданиям сделать урок бо­лее насыщенным и интересным;

— активно включать не только аудиальную систему вос­приятия, но и визуальную и кинестетическую;

— увеличить значение уроков музыки благодаря совме­стным заданиям для родителей и детей. Нередко родители не интересуются «второстепенными» уроками. Дневник — солидный и убедительный способ заявить о важности урока музыки.

Итак, педагог готов вести с детьми музыкальный днев­ник, как это сделать? Самый оптимальный вариант — это взать готовый музыкальный дневник, который можно при­обрести для каждого ребенка к программе, по которой дан ный класс работаем. Имеется лишь одна проблема — отсут­ствие таких дневников.

Второй вариант ведения дневников — взять за основу рекомендации по состаа.ению и наполнению дневника и са­мостоятельно совместно с детьми заполнять его. Недостаток заключается в том, что надо начинать дневник «с чистого листа», нет наглядных материалов, точных текстов, которые обычно присутствуют в оформленных дневниках. Положи­тельная сторона — возможно, опираясь на идеи и методи­ческие рекомендации, предложенные педагогу, свободно варьировать, дополнять, сокращать и заменять материал. Гакой материал предложен ниже в данном пособии в виде содержания музыкального дневника «Мир звуков».

Третий вариант — самостоятельно продумать, что необ­ходимо вносить в дневник, и завести с детьми тетрадь или альбом, это и интересно, потому что можно планировать все что педагог считает нужным, и сложно, на это планиро вание будет уходить много времени и сил.

Прежде чем начать заполнять музыкальный дневник, важно показать детям его значимость. Пусть они полиста­ют дневник, если в нем уже есть задания, познакомятся с ним, найдут для себя нужный вариант оформления стра­ницы, на которой должны быть указаны их имя и фами­лия. Ребенок может поместить на титульном листе рису­нок, в котором отразит свои увлечения, возможно, это бу­дет вензель или тайный знак, возможно, это будет шутли­вое или серьезное стихотворение, а может быть, ребенок решит приклеить свою фотографию. Желательно, чтобы реоенок оформля.) эту страничку не по указанию педагога, а по желанию. Педагог лишь предлагает варианты и рас­сказывает о каждом.

Перед заполнением дневника можно рассказать историю жизни и гиоели Анны Франк во время Второй мировой вой­ны. Эта история облетела весь мир. Анна была обычной де­вочкой, гибель ее, как и многих евреев во времена фашизма, была бы безвестной. Но благодаря тому что Анна вела лич­ный дневник, все узнали о ее испытаниях и испытаниях ее родителей и близких, которые скрывались от преследования фашистов в маленьком уоежище, гце их приютили знакомые. Дневник придавал Анне Франк силы, чтобы выжить, выдер­жать тесноту, неудобства, закоытое пространство, страх и по­стоянное напряжение от того, что их убежище может быть оонаруженным.

В начале дневника Анна писала, что с друзьями она мог­ла шутить, говорить о пустяках, дурачиться, но лишь днев­ник стал для нее настоящим другом: «Для того чтобы у меня была настоящая подруга, о которой я так давно мечтала, я не буду записывать в дневник разные факты, как делают все; я хочу, чтобы эта тетрадь сама стала моей подругой — и эту подругу я буду звать Китти!»[34].

Первая ее запись - это обращение к дневнику: «Наде­юсь, я смогу тебе все доверить, как не доверяла еще никому, и надеюсь, что ты будешь для меня большой поддержкой». Дневник девочка получила в свой день рождения: «Утром я стала разворачивать свои подарки и прежде всего увидела тебя, наверняка один из самых лучших подарков»[35]. За вре­мя, пока Анна вела свой дневник, она не только изменилась внешне, но все заметнее становился ее иронический харак­тер. Юмор спасал ее от постоянного чувства опасности, от страха быть арестованной.

Она начала вести свой дневник девочкой, полной смеш­ных фантазий, почти не знающей жизни. За два года, про­веденных в убежище, она повзрослела, и взросление — одна из главных тем дневника.

Анна Франк погибла в концлагере, но ее дневник сохра­нился и постоянно напоминает нам о том, что жестокость фашизма не должна повториться в истории человечества

Ниже предлагаются материалы музыкального дневника «Мир звуков», которые могут помочь научить ребенка опи­сывать свой внутренний мир под воздействием музыки жиз­ни и музыкального искусства.

Музыкальный дневник «Мир звуков»

Изданный музыкальный дневник для индивидуальной работы[36] направлен на предмузыкальное и, шире, аудиаль ное развитие детей, главная идея которого научит детей слу­шать, слышать и понимать прежде всего самого себя, затем окружающий мир, и лишь тогда ребенок будет готов полно­ценно воспринимать музыку.

Данный параграф пособия содержат определенную си­стему с конкретными заданиями, методами и приемами работы с детьми. В параграфе изложено содержание рабо­ты педагога по заполнению каждой страницы дневника «Мир звуков». На первый взгляд, в ней используется мно­го «отвлекающего» материала. В действительности такой подход позволяет опосредованно проникнуть в сущность главного, опираясь лишь на собственные переживания в момент живого «вхождения» в то или иное звуковое или музыкальное событие, становясь непосредственным его участником.

Самостоятельное заполнение отдельных страниц днев­ника после рассказов, бесед, пояснений, творческих зада­ний, тренингов, проводимых педагогом, позволяет ребенку стать энергичным (т. е. обладающим энергией), активным, деятельным, потому что предлагаемый материал нацелен на активизацию познавательной деятельности, самовыраже­ние ребенка и освобождение его от психологических про­блем в процессе рефлексии. Как уже говорилось ранее, дневник помогает ребенку научиться слушать и слышать свой внутренний мир, самого себя.

Как содержание предлагаемого дневника соотносится с программой по музыке, которую дети должны освоить? Очень просто практически все задания вписываются как подготовительные к восприятию любого музыкального про­изведения. Развивая умение слушать, слышать и понимать самого себя, реоенок начинает дифференцировать весь зву­ковой поток. Каждая тема, которая выведена в заглавие, — это одна страница дневника, на заполнение которой может быть потрачено 4-5 минут.

Когда и в каком классе можно начинать ведение днев­ника? В тот момент, как только дети начнут писать отдель­ные фразы. Можно начать ведение дневника с третьей чет­верти. Но практика показала, что лучше начинать эту рабо­ту с начала года. Предложенный ниже вариант дневника рекомендуется начинать со второго класса.

Звуки вокруг нас

Первая страничка дневника «Звуки вокруг нас» самая интересная, потому что она может помочь детям по-новому начать слушать мир.

Умеем ли мы слушать? Слушать и слышать — это одно и то же? Можем ли мы одновременно слушать и пони­мать речь двух, трех человек? Чем отличается шум от зву­ков или музыки? На эти и многие другие вопросы можно предложить ответить ребятам. Чтобы определить объем звуковой информации детей, предложите им следующие задания.

Задание 1. Педагог произносит очень тихо любую фразу и одновременно шуршит бумагой, притопывает ногой, из­дает любые другие звуки. Он просит детей повторить то, что они услышали. Многие ограничатся лишь повторением фразы и не обратят внимание на сопутствующие шумы и звуки. После постоянных тренировок звуковой диапазон у детей увеличивается, они научаются дифференцировать шумы и звуки, определять их тембр. Развитое чувство диа­пазона и тембра будет выражено в умении детей характе­ризовать звуки 5-10 прилагательными, сначала из числа предложенных (см. «Музыкальную копилку»), затем само стоятельно Например, шуршание скомканной твердой бу­маги — сухое, бойкое, живое, непокорное, настойчивое, задорное, крепкое, звучное, активное. Шуршание мягкой бумаги — легкое, приветливое, беззлобное, беззаботное, игривое, светлое, чистое.

Задание 2. Следующее задание — послушать с закры­тыми глазами звуки в классе, в коридоре, на улице — по­зволит попеременно переключать внимание с ближнего расстояния на среднее, а затем на дальнее расстояние. По­добные игры желательно проводить неоднократно. Это увеличивает и дифференцирует зоны аудиального воспри­ятия (ближняя, средняя, дальняя). Детям предлагается да­вать качественную характеристику звуков. При этом мож­но использовать сравнения: «Скрип дпери похож на хрип­лый голос старика», «Падение предмета подобно резкому выстрелу из ружья».

Для закрепления полученных навыков напряженного, целенаправленного слушания окружающего мира можно предложить ребятам послушать в записи различные шумы, звуки (например, скрип двери, шум поднимающегося лифта, скрип снега в морозную погоду во время ходьбы и in.). Такую работу можно провести в виде соревнования групп.

Домашние задания по заполнению страницы.

Задание 1 Расскажите (запишите) о шумах и звуках, услышанных утром или вечером. (Сначала дети приводят 4 примера. Необходимо предварительно напомнить зна комыс, привычные, но никогда не анализируемые детьми шумы и звуки: скрип кровати, шарканье тапочек, журчание воды из-под крана, стук кастрюль, крышек, тарелок, вилок, жужжание бритвы, покашливание и множество других. 1-сли к этому домашнему звуковому миру добавить шумы и ;вуки школьного коридора, улицы, то дети смогут перечне лить и эмоционально охарактеризовать десятки шумов и звуков.)

Задание 2. Нарисуйте предметы вашего дома, которые могут издавать звуки (не менее 4-5).

Задание 3. Какие по качеству звуки издают предметы (не менее 3—5 слов), например: касгрюля — кричащие, звон- кис, шумные, аппетитные; шум воды из-под коана — жур­чащие, капающие, приглушенные, льющиеся; кровать — скрипучие, сонные, тоскующие, плачущие («потому что кровати тяжело» — так пояснил выбранную характеристику один ребенок).

Задание 4 (домашнее задание через неделю). Когда ты останешься дома один, послушай в течение нескольких ми­нут шумы и звуки в комнате, в коридоре, на улице. Мир наполнен звуками, и они живут самостоятельной жизнью Прислушайся к их настроению, характеру.

Страница «Звуки вокруг нас» может заполняться в тече­ние трех недель: звуки утра - первая неделя, звуки дня — втирая неделя, звуки вечера — третья неделя. По мере на­копления аудиального опыта детей усложняются задания.

Звуки Природы

В доступной форме можно познакомить детей с пифа­горейским учением о мировой музыкальной гармонии. По Пифагору, мир подобен музыкальному инструменту, плане­ты — звучащим стрелам, которые издают звуки определен­ной высоты и силы в космическом пространстве Мы их не слышим, потому что они звучат на огромном расстоянии от нас. Но вообразить «стройный хор светил» (так говорил Пифагор) мы можем. Сейчас эти явления изучает наука ра­диоастрономия. Особые аппараты могут улавливать звуки и шумы, котопые несутся из глубины Солнечной системы и других галактик. Оказывается, космос наполнен «радиоше­потом», «радиовздохами», «радиокриками». Возникающие могучие вихри и звуковые потоки оживляют безмолвный, таинственный мир.

Задание 1. Шум леса - это музыкальное произведение. Почему звуки природы успокаивают человека? (Предвари­тельно можно сводить детей в парк или лесную зону, или послушать звуки природы в записи, затем рассказать, что многие великие люди — Чайковский, Рахманинов, Пушкин и др. — любили бывать на природе, и именно там к ним приходило успокоение и вдохновение.)

Задание 2. Какие шумы и звуки можно услышать в лесу? (Шелест листвы, шуршание травы под ногами, журчание ру­чейка, пение, карканье, чириканье, свист, шебет птиц, стре котание кузнечиков, жужжание шмеля, перестук дятлов.)

Задание ?. О чем рассказывают обитатели леса? (Целый день шепчутся соседки-березки; бурно обсуждают свои про­блемы, перекликаясь, птицы; сонливо жужжат под паля­щим солнцем обиженные комары).

Задание 4. Природа миролюбива до тех пор, пока не произойдет катастрофа. Какими становятся звуки и шумы разбушевавшейся природы? (Грозными, разрушительными, мощными, опасными, зловещими.) С какой музыкой мож­но сравнить ураган в природе? (С героической, трагичес­кой. прекрасной, возвышенной.) Почему?

Дети записывают в дневнике звуки природы и их харак­теристику по качеству прилагательными.

Музыка цня

Заполнение этой страницы можно начать с беседы о том, что, когда баоушки учащихся были молодыми, они распевали песенку со словами «Бабушка, ты исполни жела­нье, заведи старый свой граммофон». Учитель выясняет у детей, кто знает, что такое граммофон и патефон? Чем от­личается один от другого? Почему эти звуковоспроизводя­щие аппараты уже давно уступили место проигрывателям, магнитофонам (сначала катушечным, затем кассетным), те­левизорам, музыкальным центрам? Какую аппаратуру в ближайшее время постигнет участь граммофона? Почему пластинки для современного слушателя нерациональны? Можно ли слушать музыку на дисках CD и DVD9

Задание 1. Назовите аудио-, видео-, телеаппаратуру, ко­торую вы знаете. Назовите отличия каждой из них.

Задание 2. Предложите детям вместе с папами и дедуш­ками «исследовать» музыкальную аппаратуру: определить название, марку, страну-изготовителя, назначение, элемен­тарные функции и т.д.

Задание 3. Предложите детям сравнить музыку природы и музыку, которую издает музыкальная аппаратура. Сравните звуки по качеству (естественные, мягкие, полетные звуки бесконечного мира природы и организованный, ритмичный, имеющий начало, развитие, завершение, звуковой музыкаль­ный фон, создаваемый музыкальной аппаратурой).

Можно послушать с детьми музыкальное произведение на каком-либо непривычном для них аппарате или послу­шать старую гибкую пластинку.

Дети заполняют страничку дневника: перечисляют или рисуют известную им звуковоспроизводящую аппаратуру.

Музыка в мультфильмах

Сюжеты современных детских мультфильмов, особенно зарубежных, напоминают взрослые фильмы ужасов, трил­леры. вестерны. Это чрезвычайно опасно для здоровья де­тей. Примером может служить японский мультипликаци­онный сериал «Карманные монстры», который демонстри­ровался с апреля по декабрь 1997 года на телеэкранах

Японии. Телесериал прекратили демонстрировать после трагических событий: более 200 детей были госпитализиро­ваны после показа одной из серий, в ходе которой под вли­янием ярких, резких вспышек и мелькания красного и го­лубого цветов у детей начались групповые истерии, спазмы головного мозга. До этого после просмотра 30-минутных серий этого фильма у детей наблюдались понижение зре­ния, психические расстройства. Об этом писали все газеты и сообщали все средства массовой информации России и цругих стран.

Видеоряд телевизионных и компьютерных средств не­безопасен для детей. Оказавшись в виртуальной действи­тельности, ребенок, обладая голографическим сознанием, начинает верить увиденному и соучаствовать в событиях. Известен случай самоубийства мальчика после гибели его компьютерного друга.

Необходимо очень осторожно относиться к современ­ным увлечениям детей. Но и лишить их этих развлечений невозможно. Следует помочь им управлять этим процес­сом. Безопасны для детей добрые, спокойные мультфиль­мы. Особенно благоприятны мелодии из этих фильмов.

Споры о том, мешает или помогает музыка восприятию фильма, ведутся до сих пор в среде профессионалов. Но музыка как звучала в мультфильмах, так и будет звучать до тех пор, пока они существуют. Любовь детей к музыке муль­тфильмов подтверждается тем, что самые популярные и уз­наваемые песни у детей — это песни, впервые прозвучав­шие в мультфильмах Вспомните с ребятами такие песни, поговорите о их месте в фильме, о характере, содержании (добрые, веселые, забавные, грустные, но всегда нестраш­ные), исполнителях и пропойте их вместе с ребятами.

Можно прочитать или пересказать ребятам фрагмент любой сказки, а затем этот же эпизод включить в записи и сравнить эмоциональное настроение литературного произ­ведения и мультфильма, характеры героев.

Задание 1. Назови своего любимого героя мультфильма. Почему он тебе нравится? С помощью какой музыки ты бы характеризовал этого героя?

Задание 2. Перечисли знакомые песни из мультфиль­мов, вспомни, в каких мультфильмах они звучали?

Задание 3. Нарисуй серию рисунков на тему любимой песни в определенной последовательности, которая помо­жет понять сюжет песни. Дети рисуют в дневнике.

Может быть дано дополнительное задание: перечислить и записать названия песен из мультфильмов.

Звуки и цвета

Педагог предлагает детям рассказ о композиторах, кото­рые имели цветной слух, слушает с ними небольшой фраг­мент музыкального произведения Скрябина «Прометей» («Поэма огня»), предварительно прочитав им в сокращен­ном варианте легенду о Прометее. Пусть дети попытаются определить содержание эпизода, к какому относится музы­ка. В каком цвете им видится этот фрагмент?

Можно расширить работу по развитию синестетических ощущений — предложить ребятам увидеть в цвете любое стихотворение (см. «Музыкальная копилка»), или соглас­ные звуки, или дни недели, или тембры инструментов, или эмоции. Никаких ограничений в такой работе быть не дол­жно. Пусть дети видят цвет звука вне зависимости от авто­ритетов. Цель задания, как можно полнее ощутить любое явление и включить все или хотя бы две сенсорные систе­мы: визуальную и аудиальную.

Чтобы на уроке ввести детей в творческое состояние, необходимо рассказать и выразительно прочитать следую­щие фразы А. Белого. В своей поэме о звуке «Глоссалолия» он сравнивает рождение слова, звука с бурей, рождение вибрации голоса — с космосом («Космос твердел, стал по­лостью рта»), мысли — с явлениями природы («опрокинут пейзаж наших мыслей»). Ему блестяще удалось в образах передать переход энергии (материи, движущейся со скорос­тью света) в материю (остановившуюся энергию). Не надо бояться, что дети не поймут содержание фрагмента поэмы. Они почувствуют всю глубину произведения, если педагогу удастся выразительно, вдохновенно, чуть-чуть загадочно прочитать их и прокомментировать.

Любопытно характеризует А. Белый звуки а, е, и. Пред­ложите детям передать их с помощью жестов.

Звук а — белый, летящий открыто. Многообразие рук вы­ражает его (дети медленно и плавно разводят руки, расста­вив пальцы каждый по-своему).

Звук е — желто-зеленый (скрестив руки, дети постепен­но поднимают их вверх, оставив скрещенными до конца фразы). Е — наблюдение, наука. Здесь душа, рассуждая, ко­леблется в перекрещенности рук...

Звук и: синева, вышина, заостренность, восторги, восхи­щение, мистика... (руки в замедленном темпе расходятся, одна вверх вперед, другая вниз назад).

Этот фрагмент поэтичен, и повторить его надо с движе­ниями несколько раз, пока дети не почувствуют его таин­ственную силу. Движения выполняются медленно, пластич­но, плавно, одно переходит в другое.

Это творческое действо может провести лишь тот педа­гог, который сам принял, понял, почувствовал поэтику А. Белого, а также уверен в том, что сможет донести ее до детей. Иначе эта работа не имеет смысла

Можно использовать более простое функциональное стихотворение А. Яфальян, которое написано специально для учебных целей:

А — звонкий, кричащий, открытый, ии О — крупный, широкий, большой. () У — длинный, зовущий нас в небо, 11 Е — легкий, капризный, простой. X Дети медленно переводят одно движение в другое. Сочетая звук, слог с пластическим движением рук, пе­дагог помогает детям физически (эвритмически) почувство­вать стихи.

Многие поэты вышли на эмоциональное осмысление звукового фона слова (Пушкин, Лермонтов, Вознесенс­кий, Чуковский, Барто). И нередко их эмоциональное вос­приятие звуков совпадало с физиологическим. Фоносе- мантические эксперименты показали взаимосвязь гласных с цветовыми характеристиками: а — светло-желтый или белый; и — светло-синий; е — светлый, желто-зеленый;

у — темно-синий; о — красный; ы — тусклый, темно-корич­невый или черный. Предложите детям представить свою цветовую палитру, «окрашивающую» звуки вокальных про­изведений.

Педагог приготавливает с детьми цветные ленточки, карточки или цветные воздушные шарики и предлагает им создать цветовую партитуру песни, музыкального фрагмен­та пьесы.

Например, работу по цветовой партитуре над песней можно провести следующим образом. Дети делятся на шесть групп, каждой группе присваивается согласный звук и вручаются воздушные шарики соответствующего цвета. Затем работа ведется в следующей последовательности:

— слушание песни в записи;

— во время слушания создание пластической партитуры с использованием движений (подробно в параграфе «Плас­тическое фантазирование»);

— исполнение песни всем классом, сопровождающееся пластическими движениями и поднятием шариков того или иного цвета, в зависимости от ударных гласных звуков.

С этой целью можно использовать русские народные песни, легкие популярные детские песенки. Создание партитуры фрагмента песни может быть произвольным в зависимости от эмоционального напряжения, характера музыки: чем легче и спокойнее музыка, тем светлее, про­зрачнее цвет (голубой), чем напряженнее музыка, тем более насыщенный цвет (красный). Такое действо можно подго­товить к итоговому занятию четверти или года. Это красоч­ное и яркое событие запомнится детям надолго.

Страницу «Звуки и цвета» дети могут заполнять посте­пенно, накапливая музыкальный тембровый «багаж».

Влияние музыки на человека

Влияние музыки на умственную активность учащихся можно проследить при написании предложений на уроке русского языка.

Задание 1. Включите музыку Баха, предварительно под­готовив детей к ее восприятию. В спокойной обстановке под звучание музыкального произведения в соответствии с характером музыки сообщите задание. Затем очень сильно убавляется громкость или выключается музыка совсем. Под диктовку ребята записывают незнакомый текст.

Задание 2. Перед записью второго предложения очень фомко включается музыка «тяжелого» рока так, как она зву­чит в концертных залах. Затем убавляется громкость так, что­бы было слышно голос, и диктуется предложение в характере музыки. Сравнивается количество ошибок и, самое главное, почерк в первом и во втором текстах. Цель этого задания — помочь детям увидеть зависимость работоспособности от ус­ловий и находить самостоятельно оптимальный вариант для создания положительного звукового фона дома. Опытно-эк­спериментальная работа показала прямую зависимость на­писания текста от характера звучащей музыки.

Это задание можно выполнять не в музыкальном днев­нике, а на отдельном листочке, чтобы сохранить в дневнике только «добрые» странички.

Рождение музыкального инструмента

Человек пришел к созданию музыкальных инструмен­тов, звуковых систем и аппаратов постепенно, Ребята могут сами пройти этот путь, проводя маленькие эксперименты. Пусть они попробуют заставить звучать все окружающие их предметы: линейки, карандаши, нитки разной толщины и качества, тонкие и толстые дощечки. Когда они убедятся, что все предметы могут вибрировать, а значит, издавать звук, расскажите им о том, что ухо человека может воспри­нимать не все звуки, а лишь звуки определенной высоты и частоты колебания. Частоту колебания и высоту звука мож­но продемонстрировать на струне любого струнного музы­кального инструмента, то укорачивая, то удлиняя ее зажа­тием пальца, при этом ослабляя или усиливая в зависимос­ти от силы удара по ней.

Учитель предлагает детям сначала представить и затем рассказать, как возникли музыкальные инструменты. После собственных поисков звучащих предметов вокруг и в при­роде дети легко расскажут о том, что человек в древности, ударяя по камням, дереву, стал прислушиваться к звуку. Рит­мичные удары по звучащим предметам стали сопровождать ритуальные танцы. Издавая различные по характеру звуки, люди общались между собой на расстоянии (как сейчас мы пользуемся телефоном), сообщая новости, информируя об опасности. В Африке, например, сигнальный барабан сооб­щал во все концы о приближении «каравана белых людей». Звук рассыпался мелкой дробью, гулко ухал и замолкал.

Натянутая кожа убитого животного издавала такие соч­ные и яркие звуки, что человек создал различной величины барабаны. Мокрая кожа антилопы, змеи, козы, буйвола, кожа глотки акулы, ушей слона натягивалась на заготовлен­ные формы. Ударяли по барабану колотушками из побегов пальмы.

Все духовые инструменты также родились благодаря при­роде. Камыши, слоновые бивни, семена деревьев, кора, ра­ковины могут издавать звуки, если на них подуть или в них дуть особым способом. Все они были прародителями совре­менных духовых инструментов, сделанных из дерева и пласт­массы. Натянутая стрелой тетива звучала так красиво и не­жно, что древний человек создал струнные инструменты.

После таких бесед детям предлагается создать ударные, струнные, духовые инструменты самостоятельно или с по­мощью родителей. Оркестр из созданных инструментов обязательно должен зазвучать, а «музыку» детям предложи­те сочинить самим. Мелодический рисунок может быть простым, естественным вне лада, в свободном ритме и про­стой форме. Средствами выразительности могут быть уско­рения, замедления, усиления, затихания, тембры «инстру­ментов», способы извлечения звуков, подобранные детьми в зависимости от образа. Процесс рождения музыкального произведения должен быть основан на прислушивании к зву­чанию, на поиске красок и образа. Пьесы могут называться: «Рождение ветра», «Ночные шорохи», «Лягушачий концерт перед дождем», «Волшебный лес» и др.

Помимо известных музыкальных инструментов и аппа­ратуры, можно предложить ребятам самим придумать зву­ковой прибор и дать ему название, Например, звучащая связка старых ключей может стать инструментом «ключео- ла», шумящие мелкие предметы в стакане — «шумофон», набор детских кирпичиков и палочек — «ритмикон». Кра­сиво звучат названия «виолена», которое можно присвоить «струнному» инструменту, «гармониум» — инструменту, звучащему музыкально.

Следующие темы невозможно дать полноценно и каче­ственно, если дети не прочувствуют особенности звучащей неорганизованной среды, которую они сами могут превра­тить в музыку. Знакомство с музыкальными инструментами без подобной работы будет формальным.

Задание: нарисовать в дневнике придуманные музы­кальные инструменты и дать им название.

Подбери инструменты

Каждый инструмент - это особый мир. Например, орган сравнивают с огромным городом, в который можно войти. Настройщик, чтобы настроить орган, свободно пе­редвигается внутри инструмента от одной трубы к другой. Познакомьте ребят со стихотворением О. Мандельштама «Мы сегодня увидали внутри рояля» и, если есть возмож­ность, откройте крышку фортепиано и рассмотрите этот та­инственный механический городок.

Композиторы, изображая в музыке какие-либо события или героев, придают Ьольшое значение музыкальным инстру­ментам. Очень часто инструменты сравнивают с человеческим голосом. Например, нередко скрипку -- королеву оркестра — сравнивают с женским голосом, виолончель — с бархатным баритоном, фагот напоминает ворчание старика.

Чтобы дать выразительную характеристику человеку, его сравнивают с природными явлениями, животными. Гово­рят о человеке: могучий как дуб; быстрая как лань; хитрая как лисица; стройная как береза.

Вопрос детям: А может ли музыкальный инструмент пе­редать характер человека?

Задание 1. Голоса природы, пение птиц, крики живот­ных отличаются друг от друга красотой, выразительнос­тью, яркостью, высотой, тембром. Какой из музыкальных фрагментов — где звучит флейта, труба или контрабас — точнее передает характер малоподвижного, грузного, но удивительно грациозного, несмотря на свои размеры, сло­на; подвижного, коварного, пугающего своим призывным, грозным воем волка; легкой, порхающей, издающей изящ­ные трели на высоких нотах птицы? Детям предлагаются шаблоны, которые они перерисовывают в дневник: труба, флейта, контрабас.

Музыкальные фрагменты для слушания

1. С. Прокофьев. «Петя и волк», тема Птички (флейта).

2. Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» (труба).

3. К. Сен-Санс. «Карнавал животных», пьеса «Слон» (контрабас).

Заоание 2. Ласковый голос мамы, укачивающего малы­ша (1); легкая, энергичная танцующая пара (2) ; разразив­шаяся гроза с дробью, потоком дождя (3) — все эти картины отличаются друг от друга. Послушайте три небольших от­рывка и определите, какой из них передает характер опи­санных и нарисованных эпизодов, расположенных на доске под номерами. (Перед выполнением этого задания дети дол­жны уже познакомиться с музыкальными фрагментами, оп­ределить солирующие инструменты в каждом из них, запи­сать их названия в дневнике. Можно изобразить музыкаль­ные инструменты наряду с записями. Напротив названия инструмента или рисунка музыкального инструмента после прослушивания каждого фрагмента указать номер одного из выбранных рисунков, которые вывешены на доске.)

Музыкальные фрагменты для слушания

Последовательность звучания выдерживается в том по­рядке, какой указан.

1. Р. Щедрин. Фрагмент из «Озорных частушек» или любая русская народная плясовая в исполнении народных инструментов — гармоники (2).

2. С. Прокофьев. «Петя и волк», тема выстрелов — бара­баны (3).

3. П. Чайковский. «Мелодия» — скрипки (1).

Можно разобрать с детьми характер фрагментов, опре­делить характер тембра инструментов, особенности звуча­ния музыки и выслушать мнения нескольких ребят о при­чине подбора инструмента к той или иной картинке.

Песни в жизни человека

Одним из уникальных музыкальных инструментов, со­зданных самой природой, является голос человека. Неслу­чайно в народных песнях отражаются самые разнообразные оттенки настроений, чувств, мыслей человека, события его жизни. Но, к сожалению, дети зчают мало русских народ­ных песен. Обычно они называют две-три песни, одна из которых «Во поле береза стояла» Пение народных песен в классе может приобщить не только к народной мудрости, но и стать элементом психотерапии. Такие песни, как «У меня ль во садочке», «Со вьюном я хожу», «В темном лесе», «Уж как по мосту, мосточку», «На зеленом лугу» и мн. др. не только легки для запоминания, но и несут положи­тельный эмоциональный заряд. Народные песни можно ра­зыгрывать по ролям, водить хороводы, Желательно такие занятия проводить в зале, где дети могли бы сесть полукру­гом, свободно двигаться, освобождаясь от мышечных зажи­мов, стеснения. Пение можно сопровождать игрой на му­зыкальных инструментах, которые ребята создали сами.

Детям дается задание на дом сочинить (можно с родите­лями) на определенную тему частушки. Предварительно нужно выбрать совместно с детьми несколько рифмующих­ся слов (см. «Вербальное фантазирование»).

Нередко педагог не предполагает, что дети любят и зна­ют песни своих родителей. Ведение совместного песенника будет способствовать эмоциональному сближению детей, родителей, бабушек и дедушек, так как позволит им почув ствовать эмоциональную атмосферу, которая существовала в их семье 10, а может быть, 30-40 лет тому назад. Работу в этом направлении можно завершить посиделками, к кото­рым ребята подготовят народные костюмы или их отдель­ные детали.

Записи в оневнике: тексты песен, которые пели бабушки или мамы в молодости, тексты народных песен, сочинен­ные частушки.

Изобрази звук

Заполнение этой страницы связано с графическим фан­тазированием. Если дети поняли, что рисунки не должны быть реалистичными, что линия, цвет могут быть желанны­ми в одном случае и вызывать неприятие в другом, то выпол­нение задания изобразить звуки не составит для них труда.

Задание J. Учитель называет несколько слов, характери­зующих воображаемую музыку (гордая, легкая, задумчи­вая), дети записывают эти слова в дневник и придумывают к ним линии. Детям предлагается изобразить звуки графи­чески.

Предварительно можно провести с ними игру «Линия- волшебница», в которой дети узнают, что стр<

Наши рекомендации