Драматургия музыкального занятия

Музыка как вид искусства подчиняется законам драма­тургии, которая заложена уже в основе каждого музыкально­го произведения и определяется его содержательной осно­вой. Можно выделить драматургию как эмоционально-со­держательное построение музыкального занятия, урока или мероприятия, которое подчиняется общим законам развития художественного произведения. Драматургия музыкального мероприятия наиболее ярко проявляется в процессе музы­кального творчества, которое в младшем школьном возрасте основано на фантазировании. Драматургия каждого музы­кального мероприятия имеет свою специфику

а) каждый раз заново рождается и умирает вместе с за­нятием;

б) имеет импровизационный характер и может меняться в зависимости от сложившихся обстоятельств;

в) зависит от всего коллектива в целом и может иметь непредсказуемый результат;

г) требует специальных, активизирующих деятельность детей, приемов и методов (актуа изации «пик-опыта», ак­тивизации зоны ближайшего развития и др.).

Важным педагогическим условием включения детей в процесс любого вида музыкальной деятельности является также учет следующих этапов.

1. Подготовка осуществляется в виде эмоционального настроя, актуализации личного жизненного и аудиального опыта детей, имеющихся знаний и представлений о музы­ке вообще и конкретном музыкальном произведении. Подготовка проходит непосредственно перед включением в различные виды музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, фантазирова­ние и др.).

2. Ознакомление заключается: а) в представлении ауди­альной информации в ходе беседы, рассказа, объяснения на примере музыкальных образов, героев из музыкальных про­изведений; б) в выявлении средств музыкальной вырази­тельности. Ознакомление осуществляется в процессе пер­воначального ознакомления с музыкальным образом, кото­рое проходит чаще всего в пассивной (слушание) или фраг­ментарной (репетиционный момент) форме.

3 Принятие основано на вчувствовании, вживании, сли­янии с ролью, на выборе способа включения в деятельность или предполагаемой роли: композитор, исполнитель, слуша­тель, — на приятии и понимании музыкального образа.

4. Освоение представляет собой самовыражение в про­цессе музыкальной деятельности, фантазирования на раз­нообразные темы, создания музыкального образа в ходе не­посредственной практической деятельности детей.

5. Рефлексия осуществляется в ходе обсуждения разыг­ранных ситуаций, в осознании необходимости следования тем или иным музыкальным канонам, в их соблюдении с целью обеспечения более эффективного спосооа взаимо­действия с окружающими и с музыкальным произведением.

6. Применение — перенос приобретенных навыков музы­кальной деятельности, фантазирования на другие музы­кальные произведения, на другие способы взаимоотноше­ния с окружающими, в другие условия и реальные ситуа­ции, в процесс совместной деятельности детей.

Организация работы по развитию музыкального твор­чества должно осуществляться с учетом возрастных особен­ностей детей, поэтому содержание творческой деятельнос­ти может включать применение тайны, волшебства, исполь­зование чуда, догадки, применения выдумки, загадок, в виде сказок и фантазий. Целесообразно применение ме­тодов по актуализации таких чувств, как удивление, сомне­ние, озарение, увлеченность.

Основными методами музыкального творчества явля­ются: методы переноса, ассоциации, смещения, аналогии, оживления, одушевления, одухотворения. Желательно ис­пользовать также методы импровизации, создания ситуа­ции сакрального действия, драматургической целостности, коммуникативной насыщенности, создания динамики эмо­ционального фона.

Предложенная модель драматургии музыкального заня­тия основана на следующих положениях: идеи драматургии в педагогике творчества (B.C. Шубинский), активизации зоны ближайшего развития детей (J1.C. Выготский), актуа­лизации «пик-опыта» (А. Маслоу, К. Роджерс), ситуация инсайта (В.И. Петрушин), идеи самовыражения и фантази­рования (А.Ф. Лобова). Структура драматургии музыкаль­ных занятий строится поэтапно следующим образом.

Первый этап «Завязка». Завязка основана на возникно­вении творческой ситуации, строится на конфликте, проти­воречии, на столкновении знания и незнания, сопоставле­нии обычного и необычного, реального и фантастического. Например, в теме «Можно ли увидеть звуки» перед детьми ставится проблема «Существуют ли реально звуки, если су­ществуют, то почему мы их не видим?». При знакомстве со средствами выразительности: ритмом, динамикой, тем­пом — можно представить их в виде невидимых волшебни­ков, которые живут в царстве Пространства и Времени, де­тям предлагается представить этих невидимых сказочных героев в реальных и сказочных ситуациях, определить, как бы они в этих ситуациях поступали.

Для этого дети вспоминают, кто может творить чудеса (волшебники, колдуны, маги, чародеи, таинственные су­щества); с помощью чего им удается это делать (волшеб­ная палочка, золотой волос, живая вода, заклинания, кол­довство, скатерть-самобранка, волшебное блюдечко, ла­рец). Таким образом, детям предлагается активизировать свой имеющийся опыт и соотнести его с поставленной за­дачей.

Второй этап «Развитие». В данном блоке драматурги­ческого построения занятия главным становится творчес­кий процесс, который проявляется в свободном самовыра­жении. Развитие сюжета, создание музыкальных образов, которые рождаются из своеобразного эмоционального хао­са, может быть спокойным или бурным, но обязательно ди­намичным. Возможны остановки, паузы, затихания, когда идет процесс вызревания идеи, образа. В этот момент мож­но провести паузу, минутку сосредоточения или отдыха. Дети могут закрыть глаза, положить голову на парту или тихо отойти к окну, в уголок, к музыкальному инструменту, при условии, что метод свободного перемещения по классу им знаком и освоен.

Но главным в этом этапе является сочинение, обсужде­ние, вслушивание, накопление, при котором применяются методы переноса, ассоциации, смешения, аналогии, ожив­ления, одушевления, одухотворения. Так, сочиняя сказку, как невидимый волшебник Ритм оживил заколдованного в камень гнома, детям предлагается под музыку нарисовать превращения камней в гномов или наоборот, представить, что мог бы делать гном в том или ином образе камня или воображать, как постепенно он приобретает свой облик.

Третий этап «Кульминация». Творческое озарение хаоак- теризуется моментом наивысшего напряжения, открытия. Эвристический момент представляет собой вспышку «со­знания», изумления. Неожиданно весь имеющийся жизнен­ный и «резервный» опыт (еще не открытые, но уже зало женные возможности) ребенка актуализируются в виде «пик-опыта». В музыке это нередко связано с «затянувшим­ся инсайтом», поскольку процесс наслаждения, ожидания и нахождения ответа в музыке может быть растянут во време­ни. Если дети достигают наивысшего наслаждения, удивле­ния или изумления, то после этого наступает катарсис, за которым следует сразу же последний этап.

Четвертый этап «Развязка». Для детей младшего школьного возраста очень важно, чтобы главный или доб­рый герой победил, поскольку они отождествляют себя с положительными образами, если даже они условны, како­выми являются музыкальные образы. На завершающем эта­пе чрезвычайно важен творческий результат. Он для детей в полном объеме выражается в конкретной деятельности. Творческая деятельность осуществляется в процессе различ­ных видов фантазирования (пластического, ритмического, графического, тембрового, вербального).

Задание

Составьте драматургию урока или внеклассного заня­тия. Объясните драматургические компоненты предложен­ной вами разработки.

3.6 Формы и содержание внеклассной музыкальной работы

Чтобы заложить основы музыкальной культуры, одного урока музыки в неделю недостаточно. Но даже увеличение количества уроков не сможет решить всех проблем музы­кального воспитания в массовой школе. Сформировать опыт слушательской культуры можно не в академических условиях, а лишь при непосредственном общении с музы­кой в естественных условиях, т. е. во внеучебное время.

Еще в дореволюционной России в привилегированн х учебных заведениях уделяли огромное внимание музыке как средству воспитания. Так, например, в пансионе благо­родных девиц в Петербурге музыка звучала в течение всего дня: перед завтраком, обедом и ужином — молитва, после них — молитва, перед началом занятий и в конце учебного дня — молитва. В перерывах же между уроками воспитан ницы обычно музицировали, пели, танцевали или просто слушали музыку. Во второй половине дня они пели в хоре научались игре на музыкальных инструментах. Музыка зву­чала и на специальных вечерах (Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983).

В современной общеобразовательной школе существуют самые разнообразные кружки, хоровые коллективы, ансамб­ли и пр., которыми руководят специалисты. Но музыка, се­рьезная музыка, не стала помощницей учителю в воспитании детей. Это связано в одних случаях с непониманием больших возможностей музыки как средства воспитания, в других - с неумением подобрать нужную и хорошую музыку для кон­кретного мероприятия, с незнанием форм и методов органи­зации внеклассной музыкальной работы.

Мир музыки многогранен: классическая и современная, серьезная и легкая, музыка для отдыха и развлечений и му зыка, которая может помочь задуматься над жизнью, — по­этому существует самые различные формы внеклассной му зыкальной работы. При определении форм и содержания такой работы необходимо учитывать следующие обстоя­тельства.

1. Недопустимо использовать серьезную музыку, в со­держании которой композитор выразил драматические или даже трагические мысли, в легких развлекательных мероприятиях. Так, иногда 40-ю симфонию Моцарта пре­вращают в танцевальную музыку, 5-ю симфонию Бетхове­на используют в капустниках, тем самым обесценивая глу­бокое содержание классического музыкального произве­дения.

2. При составлении сценария любого утренника, сбора, праздника необходимо использовать музыку не как иллюс­тративный материал, а как один из важных и содержатель­ных компонентов всего мероприятия.

3. Поскольку музыка — выразительный вид искусства, способный вызывать глубокие переживания и чувства, то необходимо создавать особую атмосферу вслушивания, аудиального внимания и сопереживания.

4. Необходимо учитывать возрастные и психологичес­кие особенности детей. Музыка должна быть доступна по форме и интересна по содержанию. Легче воспринимается музыкальное произведение, в котором имеется определен­ная программа (программная музыка), применяются мо­менты звукоизображения и звукоподражания (пение птиц, шум дождя, цокот копыт и т.д.). При этом важно помнить1 то, что изображается в музыке, украшает ее, делает красоч­нее, богаче. Но главное в музыке то, что она выражает, ка­кие мысли, чувства, настроения передает.

Организация школьных кружков, студий, праздников, мероприятий, утренников, конкурсов не обходится без ис­пользования музыки и активного участия детей. Однако су­ществуют формы внеклассных музыкальных занятий, кото­рые выполняют воспитательные, образовательные и разви­вающие функции. К наиболее распространенным и целесо­образным формам внеклассной музыкальной работы в начальных классах относятся: музыкальные минутки, му­зыкальная информация, музыкальные гостиные, музыкаль­ные дни, клубы любимой музыки, музыкальные кружки, циклы бесед о музыке, музыкальные конкурсы, соревнова ния, эстафеты.

Выбор формы музыкального мероприятия зависит от цели, которую ставит учитель в каждом конкретном случае. Такие формы, как «Музыкальный кружок», «Музыкальная гостиная», «Музыкальный день», «Праздник музыки», цикл тематических бесед, способствуют развитию основ музы­кальной культуры и формированию навыков юного слуша­теля. Музыкальные конкурсы («Лучший знаток музыки»), соревнования («А знаешь ли чьи песни ты поешь?») помо­гают закрепить знания средств музыкальной выразительно­сти (тембра, динамики, ритма, музыкальной формы), зна­ния биографий и музыкального наследия композиторов. Музыкальная информация помогает раскрыть связь музы­ки с окружающей жизнью, познакомить с огромным разно­образием музыкальных событий в городе, стране, мире. Му­зыка может стать эмоциональным фоном при организации минутки отдыха и эмоциональной разгрузки во время лю­бого урока. Использование музыки на уроках природоведе­ния, чтения, изобразительного искусства и физкультуры может активизировать деятельность детей, стать эмоцио­нальной кульминацией урока, помочь детям более глубоко проникнуть в содержание материала, эмоционально пере­жить полученную информацию.

Положительного результата можно добиться лишь в том случае, если работа будет вестись в системе и по определен­ному плану. Для этого нужно определить круг тем, подгото­вить музыкальный материал и, соответственно содержа­нию, выбрать две-три, но не более, формы музыкальной работы. Помощь в подборе методического материала может оказать учитель музыки, а к организации мероприятия же­лательно подключить учеников и родителей. Дети могут принести из дома интересный материал, вырезки из газет и журналов, сами подготовить маленькие беседы, исполнить музыкальное произведение на инструменте, которому обу­чаются в музыкальной школе. Родители же станут гостями, участниками или даже организаторами мероприятия. Му­зыкально образованные родители с удовольствием могут выступить с беседой о музыке или стать исполнителями на гитаре.

Остановимся подробнее на отдельных формах музы­кального воспитания, которые может использовать учитель начальных классов во внеклассной работе.

Музыкальные среды

Одной из причин низкой музыкальной культуры является отсутствие музыкального опыта и навыков слушания. Музыка звучит вокруг детей ежедневно: по радио, по телевидению, в кино, в грамзаписи, в парках и на улицах. Но стихийный наплыв звуковой информации лишь вредит формированию музыкального вкуса приучает бездумно относиться к музы­ке. В школе же учитель может организовать целенаправлен­ное прослушивание музыкальных произведений.

Но прежде чем организовать такое прослушивание, учи­тель должен вызвать желание у детей слушать музыку, затем предложить выбрать один из дней недели и назвать его «Му­зыкальным днем». Это может быть среда, пятница или лю­бой другой день.

В такие дни музыка будет звучать до уроков, на переме­нах и после уроков. В классе должна быть создана атмосфера вслушивания. Слушание музыки должно быть доброволь­ным, у кого чет желания слушать музыку, могут погулять в коридоре, дети быстро привыкают к этим условиям, если их принимает и выполняет учитель. Ответственный за музы­кальный день перед прослушиванием объявляет программу и вывешивает ее на стену. При составлении программы надень необходимо учитывать следующие моменты.

1. Музыкальные произведения должны быть чуть коро­че перемены, последовательность пьес может сменяться в зависимости от настроения ребят и атмосферы в классе: если ребята чрезмерно возбуждены, лучше включить более спокойную музыку, веселая же музыка помогает им стать более активными и энергичными.

2. Включать полюбившиеся детям музыкальные произ­ведения, которые они слушали на уроках музыки или дома.

3. В день музыки важно создать атмосферу праздника, радостной встречи с музыкальным искусством или состоя­ния особого приобщения к духовному.

Благодатным материалом для слушания и примером организации подобной работы могут стать записи музы­кального журнала для школьников В нем рассказывается о композиторах разных эпох, о музыкальных произведениях, инструментах и исполнителях, о воздействии музыки на че­ловека и ее значении в жизни людей. Музыкальный журнал родился на основе ежегодных выпусков «Пионерского му­зыкального клуба» — сборников рассказов, статей, воспо­минаний о музыке, которые появились в 70-е гг., но до сих пор не потеряли актуальности. Эти сборники в свою оче­редь явились продолжением передачи «Детский музыкаль­ный радиожурнал», которая была основана на радио еще в конце Великой отечественной войны. В редакционную кол­легию журнала вошли такие крупнейшие музыканты и пе­дагоги, как Д. Кабалевский, М. Раухвергер, В. Шацкая. Первый выпуск журнала был открыт ответственным редак­тором Д. Шостаковичем, который начал разговор о музыке с древней легенды об Орфее[33]. Подобным рассказом можно открыть первую «Музыкальную среду».

Секреты могучей силы воздействия музыки знали люди с Оревности. Так, древние греки сочинили замечательный миф о певце Орфее, в котором отразили свое трепетное отношение в музыке. Миф гласит, когда Орфей пел и играл на кифаре, дикие звери выходили из своих логовищ и покорно следовали за ним, деревья и скалы сдвигались со своих мест, чтобы послу­шать его дивную игру, оаже море переставало шуметь при звуках его кифары.

Действительно, музыка сопровожиает человека всю жизнь: от рождения до старости, в горе и в радости, в труде и в развлечениях. Она вошла в нашу жизнь, так органично, что ее мы воспринимаем, как воздух, которым оышим, не задумыва­ясь, не замечая его. Но если представить хоть на минуту, что из нашей жизни ушла музыка, насколько беднее стал бы мир, лишившись эмоционального и своеобразного языка души, помо­гающего люоям лучше понимать друг оруга.

Чтобы полюбить и понять музыку, надо внимательно при­слушиваться к ее удивительно красочному языку, выраженному в мелодии, темпе, ритме, динамике Музыку можно полюбить лишь научившись слушать тишину и бурю, отличать оттенки настроений в своей душей в душах окружающих людей. Посте­пенно, научишись отличать красоту и добро от безобразия и зла в музыке, можно незаметно для себя научиться отличать хоро­шее от плохого в жизни. Музыка может стать задушевным другом, который поможет научиться слушать и слышать себя, 1юдей, весь окружающий мир и саму МУЗЫКУ.

Такими словами можно открыть первую «Музыкальную среду».

День музыки

Ежегодно в нашей стране проходят недели музыки для детей и юношества. В каждой школе в этот праздник прово­дят обычно «День музыки», который организует учитель му­зыки. Учитель же начальных классов может провести при участии детей музыкальную информацию о происходящих событиях в городе и области, такие события обычно подроб­но освещаются в местной прессе. В больших городах нередко проводятся областные фестивали детского музыкального творчества «За мир и дружбу на Земле», «Композиторы Рос­сии — детям». В эти дни гостями города становятся компози­торы, исполнители из других городов и областей. В концер­тах принимают участие детские хоровые коллективы, камер­ные оркестры, фольклорные ансамбли из других стран. В концертах принимают участие коллективы города и облас­ти. «Неделя музыки» обычно проводится в первые дни ок­тября каждого года. Учитель может рассказать о проведен­ных в предыдущие годы фестивалях, смотрах, которые стали традиционными, а дети могут сделать маленькие сообщения на музыкальные темы, взятые из печати, а также поделиться своими впечатлениями о прослушанных концертах.

Наши рекомендации