Тема 1. Введение. Основные проблемы и понятия гармонии
1. Место гармонии в системе средств музыкальной выразительности
Интонационная природа музыкального искусства. Система средств выразительности. Гармония как важный компонент общей системы музыкально-выразительных средств. Историческая эволюция понятия "гармония".
2. Основные аспекты и понятия гармонии
Гармония в единстве образно-выразительного и конструктивно-формообразующего начал. Функциональная и фоническая стороны гармонии.
Фактурные координаты гармонических структур: вертикаль, горизонталь.
Основные проблемы начального курса гармонии: структура тональности и функциональная логика, виды вертикальных структур (интервалов, аккордов), линеарный аспект голосоведения и мелодическая фигурация, формообразующие силы гармонии.
Тема 2. Классическая "школьная" гармония. Аккордика.
1. Общее понятие вертикального измерения фактуры.
Условно-пространственные эквиваленты временных измерений музыки. Вертикаль как одновременность и горизонталь как последовательность. Единичная вертикаль как отражение свойств звуковысотной системы в целом.
2. Основные понятия, характеризующие вертикаль
Аккорд. Функциональный подход к определению: аккорд как логически дифференцированное созвучие, построение аккорда по определенному принципу, отражение аккордом свойств всей системы звуковысотного мышления. Структурный подход к определению: наличие некоторого интервального принципа (чаще всего-терцового, возможны и другие варианты) как основы построения аккорда. "Сопутствующие" понятия: созвучие как совместное звучание не менее, чем двух тонов; сочетания с неаккордовыми звуками; вертикаль как наиболее обобщенный и универсальный термин по отношению к одновременному звучанию.
3. Основные типы и виды аккордов
Принципы типологии: базисный интервал, количество тонов. Терцовый принцип как ведущий в классико-романтическойаккордике. Терцовая основа и побочные тоны. Традиционная "школьная" терминология в области аккордики. Система обозначения аккордов Ю.Н. Холопова.
4. Логическая структура аккордов
Аккорд как единство разнофункциональных единиц. Внутриаккордовые функции классико-романтической аккордики: основной тон, аккордовые консонансы, аккордовые диссонансы, побочные тоны, внеаккордовые функции.
5. Три стороны аккордов
Линейность тонов, тональная функциональность и фонизм аккорда - три взаимосвязанные стороны аккорда.
6. Фактурные условности изложения аккордов в начальном курсе
"Школьное" гармоническое четырехголосие - схема гармонико-фактурных типов классико-романтической музыкальной практики.
Ориентация на хоровое звучание, возможности человеческого голоса как одна из предпосылок мелодизации ткани. Преобладающий аккордовый склад. Развитие мелодической фигурации, "тематизация" голосов - предпосылка возникновения элементов гомофонного и гомофонно-полифонического склада. Специфика фактурного изложения гармонии в русской народной песне.
Тема 3. Голосоведение
1. Определение. Специфическое отношение голосоведения к области гармонии
Голосоведение - движение в голосах многоголосной ткани. Голосоведение - воплощение действия гармонии по горизонтали. Две стороны голосоведения: линия движения каждого отдельного голоса (горизонтальный аспект) и координация линий движущихся голосов (вертикальный аспект). Голосоведение - один из аспектов фактурного бытия гармонии, один из основных в классической системе гармонии.
2. Виды голосоведения
Двухголосие как базисная фактурная форма для классификации типов движения голосов. Типы движения голосов в двухголосии: прямое (частный случай - параллельное), противоположное и косвенное. Комбинации этих типов в многоголосной фактуре. Количественный (звуковысотные изменения) и качественный (смена реальных/подразумеваемых аккордов) факторы голосоведения.
3. Контурное двухголосие
Мелодия + бас - контурноедвухголосие. Контурноедвухголосие - основа гармонии. Контурноедвухголосие как простой контрапункт. Элементы полифонизации, "тематизации" (путем мотивной работы) в контурномдвухголосии.
4. Стилистическая обусловленность норм голосоведения
Система ограничений на голосоведение, принятая в "школьной" гармонии классической традиции. Причины, конкретно-исторические мотивировки ограничений на паралеллизмы. Вокальная природа "школьной" гармонии - ограничитель интервалики отдельно взятого голоса.
Тема 4. Тональность. Функциональность (диатоника)
1. Понятие тональности. Мажор и минор
Тональность в широком смысле - иерархически централизованная система функционально дифференцированных высотных связей. Тональность в узком смысле - система функционально дифференцированных высотных связей, иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучия и классических гармонических функций - T, D, S. Критерии отличия тональности от модальности - степень выраженности центра, мера стабильности звукоряда.
Мажоро-минорная природа классической тональности. Сходство и различие мажора и минора.
2. Понятие функции. Типология ладогармонических функций
Общие понятия функции как системного значения звуков в высотной системе. Специфическое для классической гармонии понятие тональных
функций T, D, S. Деление тональных функций на собственно тональные (основные и переменные), линеарные и колористические.
3. Система основных тональных функций
Функции T, S, D - основа классической функциональной системы и как совокупность "основных" опор, и как базисное последованиеTSDT. Функциональные спутники основных функций. Неоднозначность функциональной трактовки побочных ступеней, решающая роль последования аккордов в определенном контексте. Окружение ступеней их доминантами и субдоминантами - образование собственно побочных функций. Интегрирующая роль основной тональности.
Тема 5. Фактура. Фигурация
1. Общее понятие о фактуре
Фактура - строение музыкальной ткани, учитывающее характер и соотношение составляющих ее голосов. Координатные измерения фактуры: вертикаль, горизонталь, глубина.
2. Фактурные функции голосов
Основное деление возможных фактурных функций: ведущий голос, побочные голоса, бас. Функции побочных голосов: гармонический звук (голос), контрапункт, имитирующий (предымитирующий) голос, характеристический голос (пласт), подголосок, органный пункт (также как функциональный заместитель баса).
3. Виды фактуры
Определенная совокупность фактурных функций как характеристика видов фактуры. Применяемые в "школьной" гармонии виды фактуры: аккордовый склад, гомофония, гомофонно-полифонический склад, подголосочность. Аккордовоечетырехголосие как основная гармонико-фактурная форма в "школьной" гармонии.
4. Понятие фигурации. Неаккордовые звуки
Взаимодействие фактурных функций как основа организации ткани. Фактурный рисунок как обработка основы. Фигурации и дублировка - виды фактурного рисунка. Неаккордовые звуки - средство мелодически-линейной фигурации аккордов.
Метрический и линеарный аспекты - основные критерии для классификации неаккордовых звуков. Типы неаккордовых звуков: задержание, вспомогательный звук, проходящий звук, предъем; также педали и свободные тоны. Внутреннее деление неаккордовых звуков (простые-сложные,диатонический-хроматический, обычная линеарная форма - усложненная линерная форма и др.)
Тема 6. Альтерация
1. Хроматизм и альтерация
Внутриаккордово-функциональный аспект альтерации. Характеристика хроматизма и альтерации. Виды хроматизма: модуляционный, ладовый, мелодический, гармонический. Альтерация - частный вид хроматизма, связанный с обострением ладовых тяготений.
2. Альтерация и линеарность
Альтерация как генетически связанная с хроматическими проходящими и вспомогательными звуками.
3. Альтерированные ступени мажора и минора, аккорды с их участием
Общая система возможных альтерационных изменений в мажоре (повышение и понижение II ступени, повышение IV ступени и понижение VI ступеней) и миноре ( понижение II ступени, повышение и понижение IV ступени). Альтерированныеступени лада как элементы аккордов доминантовой и субдоминантовой функций разных структур ( V,V7,VII7,IV,II7,DD).
Тема 7. Энгармонизм
1. Определение энгармонизма
Энгармонизм - совпадение по высоте звуков, аккордов, тональностей, имеющих различную тональную, функциональную принадлежность и нотацию. Изменение интервального строения аккорда при энгармонической замене входящих в его состав звуков.
Энгармоническая модуляция - внезапная модуляция, приводящая к далекой тональности путем резкого, "обманного" модуляционного сдвига.
2. Энгармонизм малого мажорного септаккорда
Энгармонизм малого мажорного септаккорда. Принцип: 7 ак. = ув.6/5=дв.ув 4/3. Высотное положение тональности аккордов, энгармонически равных малому мажорному септаккорду: "ложные" доминантсептаккорды возникают в любой тональности на ступенях, отстоящих на полтона вверх от звуков их тонических трезвучий (т.е. на II пониженной в мажоре и миноре, IV в мажоре, IV пониженной в миноре, VI пониженной в мажоре, VI в миноре). Наиболее типичные тональные соотношения при энгармонических модуляциях данного типа: на м. 2 вниз, на б.3 вверх, на тритон от исходной тональности.
Тема 8. Модуляция
1. Определение модуляции. Связь модуляции с формообразованием
Модуляция - переход из одной тональности в другую. Принципиальная постановка вопроса о модуляции в связи с тематизмом и формообразованием (Ю. Холопов). Ведущий критерий модуляции - наличие нового центра с кругом подчиненных гармоний.
2. Виды модуляций
Различная типология модуляций в зависимости от выбора критерия классификации.
1. По положение в форме, отношению к тематическому процессу модуляции делятся на "большие" и "малые" (Ю. Холопов). Малая модуляция - разновидность однотонального изложения; происходит внутри темы; выявляется кадансом не на тонике. Большая модуляция - собственно модуляция, тональное движение при переходе от одной темы к другой. Связь типов участвующих в модуляции композиционных структур (тема, ход) с ее типологией.
2. По способу функциональной связи аккордов модуляции делятся на функциональные (через общий аккорд), энгармонические (функциональная связь аккордов энгармоническое переключение звуков аккорда) и мелодико-гармонические.
3. По линеарному характеру появления новой тональности различают модуляции мелодически связанные (аккорды, принадлежащие различным тональностям, мелодические соединены) и сопоставления.