Тема 18. Особенности взаимодействия педагога и ученика в музыкально-воспитательном процессе. (лекция)
Особенности и содержание музыкального обучения и воспитания в процессе взаимодействия музыки и педагогики, учителя и ученика, различного рода контактов между коллегами по творческой, учебной деятельности, с мастерами. Педагогические механизмы взаимодействия: в процессе деятельности, формирования отношений, в результате общения.
Гуманизация в сфере музыкального образования и особенности взаимодействия и сотрудничества педагога и учащегося в процессе общения, уважения друг к другу (субъектно-субъектные отношения). Педагогика общечеловеческих ценностей и ее влияние на проблему становления истинного учителя, способствующего дальнейшему музыкальному развитию своего ученика, и лжеучителя, преследующего лишь собственные интересы.
БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК
Содержание учебного материала охватывает два семестра. По учебному плану курс включает лекционно-практические, семинарские занятия. Рейтинговые показатели по дисциплине формируются на основе двух блоков – работы студентов в семестре (посещаемость лекций, самостоятельная работа) и результатов зачётных испытаний.
Основные виды учебной деятельности в семестре их балльная оценка:
Лекции (посещаемость занятий) --------------- 18 баллов
Самостоятельная работа (выполнение
домашних заданий------------------------------------ 18 баллов
Рубежный контроль (2)-------------------------------- 20 баллов
Итоговая контрольная работа ------------------- 10 баллов
Премиальные ------------------------------------------- 4 балла
Итого--------- 70 баллов
К зачётной сессии допускаются студенты, набравшие по итогам работы в семестре 40 и более баллов. Зачёт оценивается до 30 баллов.
Рейтинг студента складывается из суммы баллов, набранных по всем видам учебной деятельности и баллов, набранных на зачёте. Максимальная сумма баллов за зачёт составляет 30 баллов. Градация оценочной шкалы такова:
Оценка «3» - от 1 до 10 баллов
Оценка «4» - от 11 до 20 баллов
Оценка «5» - от 21 до 30 баллов
Таким образом, суммарная рейтинговая оценка работы студента в семестре оценивается по 100 – балльной шкале:
«отлично» - от 85 до 100 баллов
«хорошо» - от 70 до 84 баллов
«удовлетворительно» - от 55 до 69 баллов
«неудовлетворительно» - до 54 баллов
(зачёт: 55-100 баллов – «зачтено»)
Суммарный итоговый рейтинг служит для подведения итогов работы студентов, для оценки их знаний, навыков, компетенций по всему объёму учебной дисциплины за семестр.
Премиальные по данной дисциплине предусмотрены за подготовку и выступление с докладом по какой-либо теме курса (по желанию студента и рекомендации педагога) и итоговую творческую работу (выступление с критическим анализом)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является важной составной частью процесса подготовки будущих выпускников музыкальных профилей. Цели СРС основаны на формировании у студентов навыков к самостоятельной творческой работе, умения решать профессиональные задачи с использованием всего арсенала современных средств, потребности к самообразованию и совершенствованию своих знаний, приобретения опыта планирования и организации своего рабочего времени и расширении кругозора.
Домашняя СРС включает работу с теоретической литературой, написание конспектов по темам. Умение работать с литературой - важная составная часть по воспитанию грамотного музыканта, особенно в отношении данного курса, т.к. материал по дисциплине представлен в недостаточном объеме.
В программе даются ссылки на существующую современную литературу, однако в процессе обучения следует использовать и другую литературу, в частности музыкальную энциклопедию, словари и статьи в научных сборниках.
Добавить темы для самостоятельной проработки (методические указания)
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Формы итогового контроля
В середине семестра проводится рубежный контроль. Содержание рубежного контроля, так и итоговой работы определяет преподаватель в соответствии с уровнем подготовки студентов и уровнем сложности изученного материала. Основной вид письменной работы – ответы на вопросы по курсу.
Вопросы рубежного контроля:
ВОПРОСЫ К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ
(середина 2 семестра):
· Музыкально-слуховая деятельность.
· Восприятие музыки как процесс.
· Восприятие музыки и музыкальное переживание.
· Ощущение музыкального звука.
· Восприятие мелодии и гармонии.
· Восприятие времени в музыке.
· Психологические свойства восприятия музыки.
· Адекватность восприятия музыки.
· Психологические механизмы музыкального переживания.
· Композиторское творчество.
· Социальная обусловленность композиторского творчества.
· Стадиальность творческого процесса композитора.
· Мышление и воображение в композиторском творчестве.
· Переживания и творческие состояния в деятельности композитора.
· Творческое вдохновение композитора и исполнителя.
· Сознательное и неосознанное в творческой деятельности композитора.
· Музыкально-исполнительская деятельность.
· Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя.
· Психологические особенности работы музыканта-исполнителя.
· Социально-психологические особенности музыкального соревнования.
· Психологические основы музыкального обучения.
· Личные детерминанты учения.
· Гностическая деятельность ученика и организация заучивания.
· Психологическая характеристика методов обучения.
· Психологические особенности музыкальной деятельности.
· Художественная деятельность.
· Музыкальная деятельность.
· Музыкальные способности в структуре пригодности к различным видам музыкальной деятельности.
(середина 3-го семестра)
· Предмет и основные задачи музыкальной педагогики.
· Содержание музыкального воспитания личности в современных условиях.
· Особенности системы общего и профессионального музыкального образования на современном этапе.
· Гуманистическое предназначение музыкального образования в России.
· Целостный процесс музыкального становления личности.
· Сочинительство и импровизация как методы музыкального развития личности.
· Духовный поиск – как творческая идея музыкальной педагогики.
· Синтез различных видов искусств и их методическое использование в процессе музыкального воспитания.
· Особенности воспитания музыкально-эстетического вкуса учащихся (ДМШ, общеобразовательная школа, училища культуры, искусств, вузы (по выбору)).
· Учет индивидуальных и возрастных особенностей личности в процессе музыкальной деятельности.
· Особенности формирования музыкальных способностей личности в процессе учебной (исполнительской) деятельности.
· Педагогическое мастерство выдающихся музыкантов прошлого и настоящего (по выбору).
· Обучение музыке как главная задача мусической школы в античной музыкальной культуре.
· Музыкально-поэтическая культура миннезингеров и её значение в становлении средневековой музыкальной педагогики.
· Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики
· Становление и особенности модернизации современной системы музыкального образования в России.