Тема 8 Музыкальная педагогика как наука и искусство (семинар)
1.Становление и развитие музыкальной педагогики как науки.
2.Сложившаяся система понятий, систематизированные и взаимосвязанные категории, прогнозирующие результат воздействия.
3.Система знаний, цели и задачи, содержание, средства, методы воздействия и управления
4.Музыкальная педагогика – искусство
5.Творческий подход, импровизация в применении содержания, средств, методов педагогического воздействия в условиях учебно-воспитательного процесса
6.Учет индивидуально-психологических особенностей в процессе обучения и воспитания будущих музыкантов
Тема 9. Цели и задачи общего и профессионального музыкального образования (лекция)
Исторически сложившиеся относительно самостоятельные системы общего и профессионального музыкального образования в России, имеющие свои цели, задачи, содержание, особенности организации учебного процесса.
Общее музыкальное обучение и воспитание для всех, предполагает научить понимать музыкальные произведения, формировать эстетические чувства и эмоции, идеалы и вкусы, направлено на способность воспринимать музыку. «Подготовленный слушатель – цель общего музыкального воспитания» (Б. Яворский); «Научить ребёнка глубже чувствовать и понимать музыку как искусство» (В. Шацкая); «Урок музыки – урок искусства» (Д. Кабалевский).
Профессиональное музыкальное образование предполагает становление музыканта-специалиста, исполнителя, педагога. Основа систематизация знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, владения отдельным инструментов, голосом, создание новых музыкальных произведений, направленность на творческое воспроизведение, постоянно совершенствование исполнительского мастерства, поиск новых форм, выразительных красок и средств выражения идей, эмоциональных состояний, направленность на совершенствование музыкальной культуры в целом
Тема 10. Методы научно-педагогических исследований в музыкальном образовании (лекция)
Теоретические методы научного исследования: «анализ», «синтез», «индукция», «дедукция», исторический, логический, гипотетический методы исследования и их применение в научно-исследовательской работе в сфере музыкального искусства.
Эмпирические методы научного исследования: «наблюдение», «беседа», «интервью», «тест», «анкетирование», «рецензирование», «изучение продуктов деятельности», метод «независимых характеристик», методы статистической обработки данных . Модель и моделирование.
Эксперимент как способ проверки теоретических предположений, выводов, умозаключений, традиционных и вновь созданных теорий на практике, практическая реализация выстроенных методик и технологий. Естественный и искусственный эксперимент. Виды и этапы эксперимента. Особенности применения диагностических, поисковых, статистических методов исследования. Логика построения содержания эксперимента: разработка и апробация плана-программы, ход и коррекция экспериментальной работы.
Тема 11. Развитие музыкальных способностей личности в процессе обучения (семинар)
1.Музыкальные способности как индивидуально-психологическая особенность личности
2.Особенности формирования музыкальных способностей
3.Б.М.Теплов о музыкальных способностях
4.Инновационные технологии и методики развития музыкальных способностей
5.Музыкальная одаренность, талант, гениальность
Тема 12. Духовное развитие личности средствами музыки (лекция)
Духовный поиск – как творческая идея прошлого, настоящего и будущего музыкальной педагогики. Эпоха Возрождения. Становление Титанов (Ф. Рабле, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Леонардо да Винчи, В. Шекспир и т.д.). И.-С. Бах поиск высшего, совершенного. Духовный поиск (по И. Ильину) – национальная, государственная, историческая, творческая идея России.
В русской музыкальной культуре духовный поиск как основа творческой деятельности композиторов, музыкантов, педагогов А.Г. Рубинштейна, М.И. Глинки, А.Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, Ф.И. Шаляпина.
Музыка как средство формирования духовно-нравственных, эстетических представлений, эстетического отношения к действительности, эстетических чувств, вкусов, идеалов.