Эпоха классицизма и просвещения

18 век вошел в историю европейской культуры. Целая плеяда мыслителей посвятила работы о природе бытия, человека его прав и обязанностей. Ученые философы издавали энциклопедии, а так же многочисленные труды по эстетике, философии и другим точным наукам. Общий вывод - главенствует человеческий разум - интеллект. О возможностях развития интеллекта. Вальтер, Дидро, Руссо, Даламбер и другие. Культ разума определяет светлый характеры культуры классицизма. Оптимистичный склад жизни. Особенно сильное влияние просветительство оказало на развитие французской культуры. А так же в Герм. и в Англии.

Во Франции искусство 18 века представлено двумя направлениями - классицизм и рококо. Классицизм начинается чуть ранее в 80х годах 17 века и складывается на примере живописи Ларрена, Пуссена, архитектуры Версальского ансамбля, оперного творчества Люлли, драматургов Корнеля и Расина. Именно на примере их творчества используется термин классикус(образцовый). Принципы драматургии, которые закрадываются во французском театре перекладываются на другие виды искусства (на музыку)

В произведениях Корнеля и Расина поднимаются основы человеческих нравов, ценности человеческой жизни, а позднее у Мольера высмеивают со человеческие недостатки. Во Франции на смену классицизма приходит эпохой рококо. Связано со словом рокаль - ракушка. Коренным образом отличается от классицизма , оно связано со стихией чувства, а не интеллектом, красоты, изящества, неги, праздности. И означает тяготение к изысканной миниатюре. В музыке искусство рококо проявилось в музыке клавесинистов Ромо, Купюрен.

Самым популярным из французских просветителей был жан-жак Руссо. Стал автором мерой французской комической оперы "деревенский колдун".

Он же впервые затронул проблему культа природы. Является основоположником проблемы пантеиз. Ведет к романтикам.

Он же в своем романе "новая Эллоиза" (дневник) впервые затрагивает внутренние мотивы и порывы души человеческой. Ставит проблему сентиментализма. У Руссо очень много предпосылок к романтизму.

В Германии классицизм живет долго, но к 70-80 годам исчерпывает себя, вступает в период кризиса и вы теснятся направлением штурм унд дранк

Лессенк, Гедер, Шиллер, Гёте, Геймен В области немецкого театра Шредер ( осуществляет реформу немецкого драматического театра)

На смену правилам , морали и долга, нравственности и ответственности приходят чувства, мятежность, бунтарство

Бетховен(первый) , Гайден и Моцарт.

В Италии реформу театра 70 годы осуществили Карло Гольдоне и Гоцце.

Высмеивают пороки бездушной власти и выводят простые характеры , мир масок и простых чувств.

наиболее последовательно принципы классицизма воплотились в жанре сонат и симфоний.

Первое место занимает жанр опера. Все остальные заметно развиваются. Опера проходит путь от зарождения комических жанров, до обновления жанра у Моцарта.

В инструментальной музыке от простых пьесок и зарисовок к созданию симфонии и квартета как обобщающих картин жизни противоречиях и конфликтов.

Итогом становится сонатно-симфонический цикл. Однако никаких реформ и деклараций не было.

Композиторы на практике отрабатывали приемы стиля и формы.

В 18 веке изменился уклад жизни.

Концерты и аристократические салоны значительно расширяют круг тех кто интересуется музыкой. Организуются целые серии концертов. Центрами музыкальной жизни становятся Вена и Париж. Расширяются придворные капеллы отрабатываются симфонические принципы.

Много состязаний между исполнителями. Гастроли. Формируется новый исполнитель кий стиль и новая аудитория.

В 18 веке складывается классический оркестр. На первое место выходят струнные-смычковый, которые имеют две партии в оркестре. в струнной. Группе господствует квартетный принцип разделения голосов. Первые скрипки , второй скрипка , третий - альты четвертый - виолончель и контробас в унисон. Деревянные духовые в дополнение к струнным им поручали средние голоса в общей фактуре (флейты, габои, фаготы).

Кларнеты только у Моцарта позднего.

Медные инструменты использовались менее самостоятельно. Их употребляют в качестве общей массы в краску. Из медных духовых только трубы и валторны.

Только у Бетховена появляется туба и тромбон. Из ударных популярностью пользовались только литавры.

В середине 18 века сложили малый симфонический оркестр. Со своим репертуаром. И любой уважающий себя аристократ обязан был иметь такой оркестр.

Ко второй трети 18 века максимального совершенства достигает клавесин, а позднее его вытесняет молоточком фортепиано. Все сонаты Бетховена созданы для фортепиано.

Центральным жанром всей Европы становятся Соната-симфония.

Сонатная форма пользовалась в качестве первых частей сонат, струнных квартетов, симфоний. Она сложилась из жанров эпохи 17 века.

Трио соната , сольная соната, сюита , увертюра.

от этих жанров соната заимствовала многочастность, тональное соотношение, принцип повтора (реприза).

Клавирная соната впервые появилась в творчестве Доминика Скарлати. Впоследствии ее развивали Гайд Моцарт Бетховин.

Симфония впервые появилась в Италии - так появилась увертюра. Они были трех частными , быстро-медленно-быстро.

Французская увертюра двухчастная и имели медленное торжественное вступление. Далее быстрая гомофонная часть, а потом медленная полифоническая.

Все вместе черты французской и итальянской увертюр и симфоний соединилось в классической симфонии ее разрабатывали в мангейской школе в 40-50 годы 18 века.

В результате различных опытов сложился четырехчастный симфонический цикл с третьей частью - менуэтом.

Первая часть - быстрая, аллегро. Сонатное аллегро. Действенно активная , отражение жизни ее конфликтов и динамики - главная тема в основной тональности. Связующая часть которая готовит тональность к доминанте. В этой тональности появляется лирическая тема более спокойная, эта же доминантная тональность закрепляется в заключительной части после побочной. Завершается экспозиция - это первая часть сонатной формы.

Далее разработка - развиваются темы главная и побочная , сталкиваются. В процессе борьбы побеждает главная тема. - утверждение главной

Реприза - В реприза повторяется экспозиция. Отличие в том, что темы идут в главной тональности. После реприза возможно кода (завершение).

Наши рекомендации