Особенности национального продюсирования

Основная особенность – низкая культура правовых отношений. Впрочем, это у нас скорее не особенность, а норма. Законы и Кодексы есть и достаточно неплохие. У нас плохо обстоит дело с правоприменительной практикой. В России, как и во всем мире самый распространенный вид продюсирования – семейный. Например, творческий союз жены и мужа, как в случае с Валерией и Иосифом Пригожиным, или сочетание "отец - сын". Так, первым продюсером Андрея Губина был его отец Виктор Губин, бывший вице-президент Российской товарно-сырьевой биржи. Список родственников в российском шоу-бизнесе можно продолжать еще долго. Родственные отношения, однако, не снижают риска неприятного разрыва в случае возникновения каких-то принципиальных разногласий. Это важно еще и потому, что при несовершенстве российского законодательства эти разногласия бывает очень непросто разрешить в судебном порядке.

ПРОДВИЖЕНИЕ

Демозаписи с приложенным к ним пресс-релизом с информацией о группе, фотографиями рассылаются по фирмам звукозаписи, продюсерским центрам, радиостанциям и просто известным музыкантам в надежде на то, что последним понравится запись, и они будут бескорыстно рекомендовать группу везде, где смогут.

Cоздав музыкальный проект, продюсер или продюсерская фирма ищет подходящую звукозаписывающую компанию для выпуска альбома. Как правило, рекорд-лейбл покупает права на издание альбома и выделяет некоторые средства на его промоушн. Иногда вложения в рекламную компанию делаются совместно продюсером и фирмой звукозаписи.

РОТАЦИЯ

РАДИО

Как правило, на радиостанциях денег за постановку песен в эфир не берут. Представители радиостанций объясняют это тем, что содержание не должно никоим образом определяться кошельком. В последнее время некоторые радиостанции стали даже перечислять деньги в РАО (Российское авторское общество) и РФА (Российская фонографическая ассоциация) для гонораров тем авторам и артистам и, чьи песни звучали в эфире. Хотя, как известно, и телеканалы, и радиостанции у нас сейчас часто скрывают свои реальные доходы. Соответственно, они могут выплачивать в качестве гонораров гораздо меньшие суммы, чем должны были бы, если бы бухгалтерия была полностью белая.

Некоторые FM-радиостанций занимаются молодыми исполнителями и, по сути, выполняют функции A&R-отделов звукозаписывающих компаний, призванных "сканировать" музыкальное пространства в поисках новых звезд. Они заключают договора с исполнителями, раскручивают песни, пользуясь своим эфиром, а потом перепродают их рекорд компаниям уже по другой цене.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Одновременно с промоушном на радио начинающей группе необходимо попасть на телевидение. Обычно видеоклип, снятый на главную песню из нового альбома, появляется в телеэфире либо одновременно, либо не позже чем через две недели после того, как эта же песня "засветилась" в радиоротации. На сегодняшний момент появление артиста в телеэфире - самый эффективный инструмент промоушна.

Клипы в телеэфир попадают по-разному. На ОРТ показывают клипы исполнителей, имеющих контракты с REAL Records. Понятие формат на телевидении также сильно как и на радио. На МУЗ ТВ с АРС Рекордз, на MTV работает ротационный совет, на котором сотрудники MTV выбирают наиболее достойные клипы.

В среднем одноразовый показ клипа на телевидении стоит $200. Но даже если канал и не берет денег за показ, это еще не значит, что он абсолютно бескорыстен. Могут быть разные варианты отработки. Очень часто артист должен потом бесплатно выступать на разных концертах, которые организует канал.

ПРИМЕР

По замыслу вначале Татьяна Буланова должна была быть "кассетным проектом": люди слышат только голос, он им нравится, интерес, подогреваемый отсутствием лица на экране, растет. И когда появится афиша в городе, люди пойдут на концерт, чтобы увидеть певицу. Эта мотивация посещения концерта самая сильная. Но Буланова стала мелькать по ТВ. В таких случаях исполнитель сам себе начинает рыть яму. Продюсер вел грамотную политику, где каждый шаг продуман и просчитан. Появляться на телеэкране надо тоже правильно, важно не перегнуть палку. Каждый выполняет свои задачи: артист хорошо поет, а продюсер продумывает и организует грамотную PR-политику. Каждый должен делать то, что у него лучше получается.

ГАСТРОЛИ

Есть несколько давно отработанных так называемых "чёсовых" дорог, по которым гастролируют исполнители. В чем состоит талант менеджера группы или артиста? Он должен понимать, где, в каком городе на артиста будет спрос, и лично знать директоров местных филармоний и концертных площадок, чтобы быть уверенным в выбранном маршруте гастролей. Ведь если в городе N недавно уже побывала целая когорта звезд, то очередной, но менее яркой туда ехать бесполезно. Уровень доходов в провинции не такой, как в Москве, да и очередное повышение цен на коммунальные услуги бьет по ней больнее - в результате у жителей города N просто может не остаться денег на новые развлечения.

ПРОБЛЕМЫ С АРТИСТАМИ

Если артист повел себя с продюсером или рекорд-лейблом некорректно, это может ему дорого стоить. Существует некая негласная договоренность между компаниями и продюсерами в шоу-бизнесе. Люди могут позвонить друг другу и сказать, что этот артист - негодяй. И его поэтому уже не будут крутить на радио, и ни одна рекорд-компания не подпишет с ним договор.

ЛЕЧЕНИЕ ЗВЕЗДНОЙ БОЛЕЗНИ

Известен продюсерский прием под названием "первая посадка". Весьма часто, когда молодой артист становится популярным, у него начинается звездная болезнь. Он уже свысока смотрит на продюсера. Чтобы привести зарвавшуюся звездочку в чувство, продюсер делает так, что артист пропадает со всех телеканалов и радиоэфира. Популярность тут же сходит на «нет», и об артисте все быстро забывают. Продюсер пользуется тем, что в России, если артист регулярно мелькает в телевизоре - он востребован. Люди ходят на его концерты, покупают его альбомы. А сгинул с телевизора – все – конец карьере.

ПИРАТСТВО

Главная причина, которая заставляет артистов надрываться в утомительных "чёсах", - пиратство. Первые пиратские диски в России появились в 1902 году - за три года до первой русской революции. Победить это зло не смогли ни царское правительство, ни советская власть. Не получается это пока и у молодой российской демократии. Победить музыкальное пиратство не получится до тех пор, пока государство по-настоящему не озаботится этим явлением и не поймет, что в руки пиратов "уплывает" колоссальная статья доходов государства.

СЛЕДСТВИЯ ПИРАТСТВА

Пиратство опосредованно является причиной и еще одного распространенного явления, из-за которого многие музыканты склонны не особенно лестно высказываться в адрес рекорд-лейблов. Часто когда фирма звукозаписи подписывает контракт с артистом или группой о выпуске альбома, она выдает аванс в сумме $500-1000 и обещает в дальнейшем отчисления с продаж. Однако потом фирма заявляет, что выпуск альбома себя коммерчески не оправдал из-за пиратских дисков, и больше ничего не платит вообще. Хотя на самом деле и легальный диск мог себя окупить, а фирма может даже тайком еще что-то допечатывать. Музыкантам сложно контролировать правильность соблюдения достигнутых договоренностей. Отечественный музыкальный бизнес не отличается прозрачностью.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Отечественные рекорд-лейблы вынуждены продавать лицензии на производство так называемых дешевых компакт-дисков.

ПРИМЕР

Компания SBA Production (GALA Records) в 2002 г. собиралась продать не менее 10 000 экземпляров "дорогих" дисков нового альбома группы "Ленинград" "Пираты XXI века". Одновременно было заключено соглашение о продаже лицензии на производство и распространение дешевых компакт-дисков этого альбома. SBA Production рассчитывала что будет продано более 100 000 дешевых экземпляров этого альбома и компания получит от этого роялти.

ЗВЕЗДЫ И РЕКЛАМА.

Многие наши эстрадные звезды уже давно относятся к записи и выпуску альбомов ни как к способу зарабатывания средств, что в России совершенно справедливо, а как к созданию концертного материала и подведению определенных этапов своего творчества. Главные доходы продолжают поступать от концертов, корпоративных вечеринок, мерчандайзинга, рекламы и иных источников. Большинство артистов первого эшелона уже давно функционируют как торговые марки и рекламные площади. Иосиф Кобзон, например, не только интересуется наружной рекламой, но и владеет целым рядом ее активов. Алла Пугачева курирует линию обуви и производит чипсы под своим товарным знаком. И если звезды первой величины занялись бизнесом лишь после долгих лет работы на эстраде, то «светила» калибром поменьше решили не откладывать дополнительный заработок в долгий ящик. Валерия «носит» джинсы Gloria, Верка Сердючка стирает порошком Tide, группа «Блестящие» пьют апельсиновый сок. Лариса Долина в 2004 году на выставке "Экспобьюти" заявила о своих парфюмерных интересах, представив публике наборы духов и лака для ногтей. Дискотека «Авария» рекламирует «Пепси-Колу»,группа «Фабрика» не расстается с сухариками «Емеля», «Глюкоза» продвигает мороженное, группа «Корни» рекламирует «Ментос», Алсу – часы «Ориент», семейство Пресняковых – стоматологическую клинику «Дента-Эль», группа «Уматурман» всегда возле Клинского пива, певица Арина Крамер в перерывах между студийной и концертной работой отдыхает в собственном салоне модной одежды и т.д. В северной столице Александр Розенбаум интересуется ресторанным бизнесом, спортом и товарами, конфискованными таможней. Все эти дела и контракты возможны лишь при условии, что артист находится в топе, т.е. активно гастролирует, издается на дисках и кассетах, мелькает в чартах, хит-парадах, имеет свой сайт в интернете и т.д.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

В 2006 году Пьер Нарцисс (Мудио Мукуто) – уроженец Камеруна стал заслуженным артистом Чеченской Республики.

Примеры

После достаточно большого успеха в конце 60-х наступило забвение, и Тине пришлось сначала жить в долг, а затем работать 6 дней в неделю в одном из ночных клубов. Вернуться на мировую сцену певице удалось только в 1984 году с диском "Private Dancer". Такое феноменальное возвращение - очень редкий случай, примерно то же самое случилось и с сантехником Джо Кокером, который после вудстокского выступления стал звездой чуть ли не первой величины, а затем, полностью утратив славу, подумывал вновь заняться починкой кранов и унитазов, но в итоге все же вернул утраченный успех.

Общая тенденция современного мира – ничего не развивается быстрее информационного пространства и каналов распространения информации. Эффективность телевизионного влияния еще колоссальна, газеты и радио позиции свои сдают. И тем, и другим, наступает на пятки Интернет…

Установлено: существует как минимум три канала поступления информации в СМИ. Первый назовем рутинным, куда попадают официальные сообщения, второй – неформальным, с утечкой сведений и новостями из неофициальных информационных структур, а третий – свободным, здесь и репортерская информация, и события не первостепенной, но важности, да и просто интересные сообщения. На последние два канала PR-агенты обычно и ориентируются

Наши рекомендации