Модель музыкального произведения

Композитор

Название музыкального произведения

Характер музыкальных образов

Исполнитель

Жанр

Средства музыкально выразительности

Форма (одно-,двух-,трёхчастная)

1. 2. 3.

Регистр

1. 2. 3.

Мелодия

1. 2. 3.

Лад

1. 2. 3.

Темп

1. 2. 3.

Динамика

1. 2. 3.

Тембр

1. 2. 3.

Примерные конспекты по слушанию музыки

Музыкальное занятие в подготовительной группе

«Средства музыкальной выразительности»

С использованием музыкально-дидактических игр

ЗАДАЧИ

Образовательные:

Совершенствовать умение играть по одному и вместе в оркестре, своевременно вступать и заканчивать партию, играть с динамическими оттенками. Учить применять полученные знания без помощи взрослых.

Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, правильно координировать движения рук и ног, определять характер музыки, высоту, тембр различных музыкальных инструментов, отвечать на вопросы по содержанию, различать регистры ,вслушиваться в музыкальные звуки.

Развивающие:

Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на них.

Совершенствовать речь детей, умение четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.

Развивать чувство ритма в движении, игре на простейших музыкальных инструментах.

Развивать эмоциональный отклик на музыку и творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами музыкальной выразительности.

Воспитывать глубину и многогранность восприятия в произведениях искусства, способствовать к сопереживанию художественного образа.

Воспитывать любовь к музыке русских композиторов, к культуре родного края.

Воспитывать устойчивый интерес классической музыке.

Воспитывать умение общаться через песню и танец.

Оборудование:

нотный стан «Нотбука», символы для обозначения высоты звука (птичка, заяц, медведь), символы для обозначения длительности звука (узкие и широкие пластинки), символы для обозначения настроения в музыке( тучка, солнышко, солнышко с тучкой), музыкальные инструменты: металлофоны, трещотка, треугольник, «перкуссия-дождик», иллюстрация «жаворонок», музыкальный центр, аудио и CD- диски.

Ход занятия.

Дети входят в зал, садятся на стульчики. Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель (поет): Добрый день!

Дети повторяют.

Музыкальный руководитель:

- А теперь поздороваются наши руки.

Дети повторяют ритмический рисунок после показа музыкального руководителя самостоятельно.

(музыкально- дидактическая игра «Ритмическое эхо».

Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках).

Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком- либо детском музыкальном инструменте);

-эхо окрашено тихой динамикой.)

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами попадем в волшебный мир музыки, в незабываемый прекрасный мир и волшебства. Что же делает музыку такой прекрасной? Сегодня нам предстоит открыть этот важный секрет. Но вначале скажите мне: как называются эти черные кружочки, при помощи которых можно написать любую мелодию?

-Нотки.

Музыкальный руководитель: Правильно! А как же называется домик, 5 линеечек, в котором живут нотки?

-Нотный стан!

Музыкальный руководитель: А ключ, который нарисован на нотном стане?

-Ключ соль!

Музыкальный руководитель: Правильно, скажите а какие бывают музыкальные звуки по длительности?

Дети: Длинные и короткие.

Музыкальный руководитель: Прослушайте ритмический рисунок и скажите сколько длинных и коротких звуков вы услышали.

Дети: Два коротких, один длинный, два коротких, один длинный.

(Музыкальный руководитель предлагает детям изобразить ритмический рисунок с помощью длинных и коротких пластинок.)

Музыкальный руководитель: Ребята, а вы узнали какая знакомая вам песня начинается с такого ритма?

Дети: Песенка о маме.

(Дети исполняют «Песенку о маме», муз.А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной.)

Музыкальный руководитель: Итак, чтобы музыка была красивой и разнообразной композиторы используют разные по длительности звуков- длинные и короткие. А еще музыка передает разные чувства людей. Сейчас мы поиграем в игру «Настроение в музыке».Послушайте неизвестную вам музыку П.И. Чайковского и скажите какое настроение у вас появилось?

(Звучит «Болезнь куклы П.И. Чайковского.)

Дети: Музыка грустная, печальная, тревожная, взволнованная.

(Музыкальный руководитель предлагает изобразить настроение символом «тучка» на нотном стане и называет произведение.)

А теперь послушайте другую неизвестную вам музыку П.И. Чайковского и скажите какое настроение у вас появилось?

Наши рекомендации