Раздел 4. Музыкальная драматургия.

Тема 4.1. Создание музыкальных иллюстраций и музыкальных инсценировок к произведениям литературы, живописи, графики, скульптуры.

Тема 4.2. Составление музыкальной партитуры номера, эпизода, представления.

Тема 4.3. Музыкальные основы звукорежиссуры.

Тема 4.4. Методика музыкального воспитания.

Музыкальная драматургия - система выразит. средств и приёмов воплощения драм. действия в произв. муз.-сценич. жанра (опере, балете, оперетте)[11]. В основе муз. Д. лежат общие законы драмы как одного из видов иск-ва: наличие ясно выраженного центр. конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка) и т. д. Эти общие закономерности находят специфич. преломление в каждом из видов муз.-драм. иск-ва соответственно природе их выразит. средств. Опера, по определению А. Н. Серова, это "сценическое представление, в котором происходящее на сцене действие выражается музыкою, т. е. пением действующих лиц (отдельно каждого, или вместе, или хором) и силами оркестра в бесконечно разнообразном применении этих сил, начиная с простой поддержки голоса и кончая самыми сложными симфоническими сочетаниями". В балете из трёх указываемых Серовым элементов - драма, пение и оркестр - присутствуют два, роль же, аналогичная пению в опере, принадлежит танцу и пантомиме. Вместе с тем и в том и в др. случае музыка является гл. обобщающим средством, носителем сквозного действия, она не только комментирует отд. ситуации, но и связывает все элементы драмы воедино, выявляет скрытые пружины поведения действ. лиц, их сложные внутр. взаимоотношения, часто непосредственно выражает гл. идею произв. Ведущая роль музыки в опере и др. видах муз.-драм. иск-ва определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения лит. драмы. Специфика муз. Д. учитывается уже при построении сценария и далее при разработке либретто. В тех случаях, когда основой для создания либретто является готовое лит.-драм. сочинение, в него вносится, как правило, ряд изменений, затрагивающих не только самый текст, но и общий план драм. развития (примеры написания опер на полный, неизменённый текст лит. драмы немногочисленны). Одно из самых общих отличий оперного либретто от лит. драмы состоит в бульшей сжатости, лаконизме. Ещё более условный и обобщённый характер свойствен балетному сценарию, поскольку язык жестов и пластики не обладает той степенью дифференцированности и смысловой определённости, к-рые присущи словесной речи. В этом отношении, как отмечает Г. А. Ларош, "оперное либретто занимает середину между словесною драмой и программой балета". Существуют смешанные формы муз. Д., соединяющие элементы оперы и словесной драмы. К ним принадлежат оперетта, драм. представления с музыкой, распространённые у народов сов. и зарубежного Востока, зингшпиль и др. сценич. жанры, в к-рых муз. эпизоды чередуются с разговорными сценами. Они могут быть отнесены к области муз. Д. в том случае, если в музыке выражены важнейшие узловые моменты действия. В этом отличие указанных жанров от обычного драм спектакля, в к-ром музыка остаётся на положении одного из постановочных аксессуаров и используется только эпизодически, с иллюстративной целью или для придания сценич. действию большего разнообразия и красочности.

В ходе историч. развития сложились определённые формы муз. Д.: в опере - речитатив, ария, ариозо, разл. виды ансамблей, хоры; в балете - танцы классические и характерные, действенные эпизоды (па д'аксьон), хореографич. ансамбли (па-де-дё, па-де-труа и др.). Они не остаются неизменными. Так, если в итал. опере-сериа 18 в. драматургич. функции и структура разл. вок. форм были строго предопределены и регламентированы, то в дальнейшем появляется тенденция к более гибкому их использованию. Уничтожается резкая грань между речитативом и закруглёнными вок. эпизодами; последние становятся разнообразнее по своему строению и выразит. характеру, возникают всевозможные смешанные формы. Большие отрезки действия (от сцены до целого акта) охватываются непрерывным сквозным муз. развитием. Оперная Д. обогащается за счёт нек-рых приёмов симф. развития, выработанных в области инстр. музыки. Одним из средств симфонизации оперного жанра служит закрепление за отд. действующими лицами определ. тем или интонац. комплексов, последовательно развивающихся на протяжении всего действия (см. Лейтмотив). Превращению оперы в законченное муз.-драм. целое способствуют использование принципа репризности (см. Реприза), единство тонального плана, переброска всевозможных "арок" между более или менее удалёнными друг от друга моментами сценич. действия. Мн. из этих приёмов находят применение и в балете, где со 2-й пол. 19 в. музыка приобретает всё более активную драматургически ведущую роль, насыщаясь элементами симфонизма. В своих крайних проявлениях стремление к симфонизации оперы и балета приводит иногда к полному отказу от закруглённых эпизодов. Эта позиция получила наиболее последоват. выражение в творчестве и теоретич. взглядах Р. Вагнера, полностью отвергавшего традиц. тип оперы, противопоставляя ему муз. драму, основанную на "бесконечной мелодии". А. С. Даргомыжский стремился реформировать оперу, исходя из непрерывного следования вок. декламации за всеми интонац. оттенками словесного текста. Др. композиторы сочетали сквозное муз. развитие с временными остановками, позволяющими выделить крупным планом ситуацию, душевное переживание или черту характера действ. лица.

В произв. муз.-сценич. жанров встречаются признаки таких чисто муз. принципов конструктивной организации материала, как вариационность, рондообразность, сонатность. Ho обычно они проявляются здесь свободнее и более гибко, чем в инстр. музыке, подчиняясь требованиям драм. логики. B этом смысле П. И. Чайковский говорил o коренном различии между оперным и симф. стилями. "Cочиняя оперу, - замечал он, - автор должен непрерывно иметь в виду сцену, т.e. помнить, что в театре требуются не только мелодии и гармонии, но также действиe...". Этот осн. закон муз. Д. допускает большое разнообразие конкретных творч. решений, связанных c разл. соотношением вок. и орк. начал, сквозного развития и отд. законченных эпизодов, речитатива и широко напевной вок. мелодики, сольного пения, ансамблей и хоров и т.п. Tипы муз. Д. зависят не только от общих художеств. тенденций эпохи, но и от характера сюжета, жанра произв. (большая историко-героич., эпич., сказочная, лирико-драм., комич. опера или балет), от индивидуального склада творчества того или иного композитора.

Музыка и сквозное действие в театрализованном представлении

Подлинное мастерство, умение владеть выразительными средствами сценического искусства зависит наряду с другими факторами и от уровня музыкальной культуры. Ведь музыка - один из важнейших элементов театрализованного представления почти любого жанра.

Ни одна книга не может заменить самой музыки. Она может только направить внимание, помочь понять особенности музыка ной формы, познакомить с замыслом композитора. Но без слушания музыки все знания, приобретенные из книги, останутся мертвыми, схоластичными. Чем регулярнее и внимательнее челн слушает музыку, тем больше он начинает в ней слышать. А слушать и слышать -- не одно и то же. Бывает так, что музыкальное произведение поначалу кажется сложным, недоступным восприятию. Не следует торопиться с выводами. При повторных прослушиваниях наверняка раскроется его образное содержание, и станет источником эстетического наслаждения.

Но чтобы эмоционально пережить музыку, нужно воспринимать самою звуковую ткань. Если человек эмоционально реагирует на музыку, но при этом очень немногое может различить, дифферен-цировать, «расслышать», то до него дойдет лишь незначительная часть се выразительного содержания.

По способу использования музыки в действии ее разделяют на две основные категории.

Сюжетная музыка в спектакле в зависимости от условий ее применения может нести самые разнообразные функции. В одних случаях она дает только эмоциональную или смысловую характеристику отдельной сцены, не вторгаясь непосредственно в драматургию. В других случаях сюжетная музыка может подняться до важнейшего драматургического фактора.

Сюжетная музыка может:

· Характеризовать действующих лиц;

· Указывать на место и время действия;

· Создавать атмосферу, настроение сценического действия;

· Рассказывать о действии, невидимом для зрителя.

Перечисленные функции, естественно, не исчерпывают все многообразие приемов использования сюжетной музыки в драматических спектаклях.

Ввести условную музыку в спектакль значительнее труднее, чем сюжетную. Ее условность может войти в противоречие с реальностью жизни, показываемой на сцене. Поэтому условная музыка всегда требует убедительного внутреннего оправдания. Вместе с тем выразительные возможности такой музыки очень широки, для нее могут быть привлечены разнообразнейшие оркестровые, а так же вокально-хоровые средства.

Условная музыка может:

· Эмоционально усилить диалог и монолог,

· Характеризовать действующих лиц,

· Подчеркивать конструктивно-композиционное построение спектакля,

· Обострять конфликт.

Одна из общих функций музыки в спектакле - иллюстративность. Под иллюстративностью понимают прямую связь музыки со сценическим действием: персонаж получил радостное известие - напевает веселую песенку или танцует под звуки радиоприемника; музыка за сценой изображает картину бури, шторма; драматически звучащая музыка выражает драматическую ситуацию на сцене и т. п. Примеры подобного использования музыки можно встретить почти в каждом спектакле.

В силу своей ярко выраженной эмоциональности музыка активно воздействует именно на эмоциональную атмосферу представления при выполнении ею любых драматургических функций.

Мелодия - важнейший элемент музыкального искусства. Когда певец поет без сопровождения, мы слышим мелодию - «одноголосно выраженную музыкальную мысль». Эта мелодия может быть самостоятельным художественным произведением. Музыка к спектаклям подбирается в основном условная, так как сюжетная предопределена драматургом в его ремарках к пьесе.

Подбор музыкального материала - процесс сложный. Используя фрагменты музыкального творчества одного или разных авторов, режиссер как бы «пересоздает» качественно новое, целостное произведение, отвечающее характеру и всему строю сценического представления. Если эти мелодии в одном жанровом, стилевом ключе, то представление будет более целостное, завершенное. Поэтому желательно отбирать музыку из произведений одного или нескольких близких по творческой индивидуальности композиторов.

Сквозное действие - главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная идеей пьесы и творческим замыслом драматурга. Верное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремленного раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом.

Под сквозным действием К. С. Станиславский понимал «действенное, внутреннее стремление через всю пьесу двигателей психической жизни артисто-роли Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает все элементы и направляет их к общей сверхзадаче». Сквозное действие создается из длинного ряда больших задач, в каждой из которых огромное количество маленьких задач. Таким образом, логика всех действий объединяется в единое сквозное действие.

Так, например, сквозным действием спектакля «Королевская корова» является подсознательное стремление всех героев к обретению счастья, которое реализуется, как это ни странно, через досуг на королевской даче как основное предлагаемое обстоятельство.

Порядок составления музыкально-шумовой партитуры досугового мероприятия

Современная звукорежиссура оказывает большое влияние на формирование звуковой среды эфирного пространства.

Звуковая партитура - руководящий документ, подсказывающий звукооператору те моменты в ходе программы, когда нужно включить и когда выключить фонограмму.

Музыкальная партитура необходима для понимания общего музыкального сопровождения проекта и представляет собой «черновик» главной музыкальной темы, звукового логотипа, и т.д.

Свой замысел музыкального и шумового оформления режиссер начинает практически воплощать в репетиционный период работы над программой.

На заключительном этапе репетиционной работы, когда все музыкальные и шумовые номера определены, то есть установлены реплики на включение и выключение, звуковые планы и уровень звучания для каждого звукового фрагмента, звукорежиссер составляет окончательный вариант звуковой партитуры мероприятия.

Партитура является документом, следуя которому проводят звуковое сопровождение проекта. Звуковая партитура сверяется с режиссерским экземпляром сценария, согласовывается с руководителем музыкальной части и утверждается режиссером. После этого все изменения и исправления в партитуру вносятся только с разрешения режиссера.

В партитуре указываются основные сведения о проекте: автор сценария, режиссер, художник, звукорежиссер, звукооператор и помощник режиссера. Указывается также дата проведения мероприятия. Кроме этого, в партитуре указывают действующих лиц и исполнителей, с репликами и действиями которых связаны те или иные музыкальные, шумовые номера, а также технические средства, необходимые для проведения звукового сопровождения мероприятия: количество магнитофонов, усилителей (сквозных каналов), группы громкоговорителей на сцене и в зрительном зале, а также количество и тип микрофонов, место и способ их установки на сцене.

Здесь же указывается схема коммутации источников звуковой программы (магнитофоны, микрофоны и пр.), усилителей и громкоговорителей. Указываются и установочные уровни усиления и частотная коррекция в конечных и промежуточных усилителях на пульте звукорежиссера. При использовании на спектакле ревербератора и, панорамного микшера указывается режим их работы и схема подсоединения к каналам звукоусиления.

Собственно партитура составляется в следующем порядке. Вначале указывается порядковый номер включения и номер магнитофона, с которого предполагается воспроизводить фонограмму музыкального или шумового фрагмента.

Затем указывают наименование этого фрагмента, например: «вальс» или «шум поезда» и пр., а также реплику на включение. Репликой на включение может быть слово или движение ведущего, команда помощника режиссера, смена света и пр.

Во избежание путаницы на мероприятии при возможной замене исполнителей, с действиями которых связано включение и выключение фонограммы, реплика указывается с ссылкой на действующих лиц.

После реплики указывают звуковой план воспроизведения (группу громкоговорителей) и технологический прием введения фонограммы, например - «резко», «плавно» и пр.

Уровень звучания в партитуре указывается или в децибелах, или в музыкальных терминах. Постепенное усиление звука обозначается cresc (крещендо) и значком <, ослабление звука - dimin (диминуэндо) и значком >. Резкое усиление уровня звучания какого-либо отдельного аккорда, выделение музыкальной фразы обозначается sf (сфорцандо). Если необходимо, указывается реплика на подобное усиление.

Указывается также и реплика на снятие звука и технологический прием его выведения - «плавно», «резко», «до ракорда» и пр. Если необходимо, в примечании указывают порядок переключения групп громкоговорителей, направление панорамирования звука. В примечании указываются также момент включения ревербератора и другие особенности звукового сопровождения мероприятия. В тех случаях, когда музыкальный или шумовой фрагмент дается с «наплывом», то есть одна фонограмма вводится во время звучания другой (воспроизведение с двух магнитофонов), это определяется следующим по порядку номером включения.

Включение микрофона выделяется в партитуре отдельно, между очередными включениями магнитофона (порядковый номер не ставится).

Как и при воспроизведении фонограммы, указывается реплика на включение микрофона, группа громкоговорителей и оптимальный уровень усиления.

Желательно, чтобы в партитуре были отмечены промежутки времени между отдельными включениями магнитофона или микрофона. Это позволит в процессе звукового сопровождения мероприятия оперативно проводить необходимую перекоммутацию источников программ и громкоговорителей, смену фонограмм и т. д.

Все изменения, вводимые в звуковое сопровождение мероприятия, - ввод и исключение отдельных музыкальных и шумовых фрагментов, изменение реплик на включение и выключение и пр. - указываются в партитуре на вклейках, на месте старых сведений. Во избежание путаницы, не рекомендуется в партитуре исправлять, зачеркивать, надписывать и переставлять текст.

Партитуру желательно отпечатать в нескольких экземплярах: один экземпляр - рабочий, с которым звукорежиссер работает на мероприятии,-- брошюруется отдельно, другой хранится в архиве.

Также практикуется использовать на мероприятии вместе с партитурой экземпляр сценария. Следя по его тексту за развитием действия, звукорежиссер может более уверенно вести звуковое сопровождение программы.

Звуковая партитура музыкальных и шумовых номеров, не связанных непосредственно с работой звукорежиссера и относящихся к работе музыкантов, составляется руководителем музыкальной группы или помощником режиссера. Обычно для этого используют режиссерский вариант сценария, по которому помощник режиссера дает на мероприятии указания музыкантам.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

Кафедра художественно-творческих дисциплин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачета)

Музыкальное оформление культурно-досуговых программ

Специальность 071401 Социально-культурная деятельность

Квалификация выпускника

Постановщик культурно-досуговых программ

Ростов-на-Дону

Вопросы к зачету

1. Музыка в театре, кино, на телевидении и радио: краткая характеристика.

2. Музыка в жизни выдающихся режиссеров.

3. Анализ музыкальных произведений.

4. Основы музыкальной грамоты.

5. Формирование голосового аппарата.

6. Основы сольфеджио и гармонии.

7. Воспитание музыкально-эмоциональной памяти.

8. Законы словесного действия в песне.

9. Образное вокально-пластическое существование в драматических отрывках, музыкальных инсценировках, номерах, эпизодах, театрализованном зрелище.

10. Основы музыкальной драматургии.

11. Создание музыкальных иллюстраций и музыкальных инсценировок к произведениям литературы, живописи, графики, скульптуры.

12. Составление музыкальной партитуры номера, эпизода, представления.

13. Музыкальные основы звукорежиссуры.

14. Методика музыкального воспитания.

15. Музыка как вид искусства.

16. Средства музыкальной выразительности.

17. Музыкально-теоретические понятия: краткая характеристика.

18. Значение метра, ритма, темпа, размера в музыке.

19. Музыкальная форма, её основные разновидности.

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

культуры и искусств»

Ростовский филиал

Кафедра художественно-творческих дисциплин

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________________________

«____»_______________201__год

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Музыкальное оформление культурно-досуговых программ

Специальность 071401 Социально-культурная деятельность

Квалификация выпускника

Постановщик культурно-досуговых программ

Ростов-на-Дону

Подготовка к зачету

Любая деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если студент не получит информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах. Итоговый анализ и оценка имеют значение не только для учащихся, но и для преподавателя, поскольку позволят ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний, умений и навыков студентов.

Итоговый зачет – это механизм выявления и оценки результатов учебного процесса. Цель зачета – завершить курс обучения дисциплине, проверить сложившуюся у студента систему понятий и отметить степень полученных знаний.

Основные функции зачета: обучающая, оценивающая, воспитательная. Обучающее значение состоит в том, что студент в период сессии вновь обращается к пройденному материалу, перечитывает конспекты лекций, учебники и иные источники информации. Оценивающая функция заключается в том, что он подводит итоги как знаний студентов (что выражается в конкретной оценке), так и в определенной степени всей работе по данному предмету. Воспитательная функция проявляется в том, что подготовка к нему воспитывает у студентов трудолюбие, уважение к науке.

В процессе подготовки к зачету по дисциплине «Музыкальное оформление культурно-досуговых программ» студент обязательно должен заучить основные термины, составляющие основную систему понятий данной науки. Однако, на экзамене проверяется не только (и не столько) уровень запоминания материала, сколько то, как студент понимает те или иные категории и проблемы, как умеет мыслить, аргументировать, объяснять. Таким образом, необходимо не заниматься "зубрежкой", а разумно сочетать запоминание и понимание.

Для достаточного полного усвоения знаний и получения на экзамене оценки необходимо в процессе подготовки к нему подготовить и тезисно записать ответы на наиболее трудные вопросы.

Что касается источников получения информации для подготовки к экзамену, то они могут быть разнообразными: конспекты лекций, учебники и учебные пособия, интернет-ресурсы. Высказывание самостоятельной позиции по отношению к какому-либо аспекту вопроса делает ответ по нему значительно более полным и существенно повышает выставляемую студенту оценку, даже если данная точка зрения не совпадает с мнением преподавателя), но только при условии ее достаточной аргументации.

На зачете необходимо продемонстрировать умение исчерпывающе ответить на экзаменационные вопросы, анализировать различные формы и направления развития психологии, а также владение навыками речевой деятельности, основами публичной речи и т.д.

Поэтому, необходимо четко структурировать свой ответ, разбив его на ряд взаимовытекающих частей.

Вводная часть. 1) Получив вопрос, необходимо внимательно его прочитать и выявить о чем собственно идет речь (определить ключевое слово), на что при этом обратить внимание. 2) Уяснив о чем идет речь, постараться ответить на вопрос – что это такое (1 – 2 предложения). 3) После чего сразу же ответить на вопрос каковы его функции (Также 1-2 предложения).

Основная часть. Собственно раскрытие темы. На этом этапе необходимо детально отвечать на вопрос – как это делается? Демонстрируя при этом свой кругозор, интеллект и жизненный опыт.

Заключительная часть. Сделать вывод, начиная примерно с таких слов – Таким образом…

На зачете преподаватель может задать студенту дополнительные и уточняющие вопросы.

Разработчик
Ростовский филиал СПбГУКИ (место работы) ст.преподаватель (занимаемая должность) Наретя Федор Петрович (ФИО)
     
Эксперт
Ростовский филиал СПбГУКИ (место работы) _зав.кафедрой, профессор, Заслуженный работник культуры РФ_ (занимаемая должность) _Казачек Ирина Алексеевна (ФИО)

[1] Козюренко Ю.И. Музыкальное оформление спектакля / Ю.И. Козюренко. - М.: Искусство, 1985.

[2] Там же.

[3] Козюренко Ю.И. Музыкальное оформление спектакля / Ю.И. Козюренко. - М.: Искусство, 1985.

[4] Музыка на телевидении // Культурно-досуговая деятельность / http://o-dosuge.ru/muzyka-na-televidenii.html

[5] Там же.

[6] Культурно-досуговая деятельность / http://o-dosuge.ru/kompilyativnyj-metod.html#more-813

[7] Культурно-досуговая деятельность / http://o-dosuge.ru/kompilyativnyj-metod.html#more-813

[8] Там же.

[9] Культурно-досуговая деятельность / http://o-dosuge.ru/kompilyativnyj-metod.html#more-813

[10] Музыкальная грамота // Международная ассоциация музыкального искусства / http://www.vivaharmony.ru/pages/57/

[11] Музыкальная энциклопедия / http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2729/Драматургия

Наши рекомендации