Коллекция игр для детей дошкольного возраста
Танцы с колокольчиком
У каждого ребенка в руках колокольчик. Пока звучит музыка, дети врассыпную бегают с колокольчиками по залу и звенят. Как только музыка заканчивается, дети застывают. Колокольчик в их руках не должен звенеть. Если у кого-то дрогнет рука и колокольчик звякнет, он выбывает из игры.
Но можно играть просто «для красоты» — без выбывания.
Жмурки с колокольчиком
Вариант первый
Все становятся в круг. В центре круга два-три играющих и жмурка. У всех активных игроков завязаны глаза. У жмурки колокольчик. Жмурка ловит других «слепцов». Те узнают о его приближении по звону колокольчика. Чтобы игра была напряженной и безопасной, внешний круг не должен быть очень большим. А стоящие в кругу должны хранить абсолютную тишину — чтобы был слышен звон колокольчика.
Вариант второй
Жмурок может быть несколько, а убегать от жмурок будет только один игрок — с колокольчиком. Внешний круг, как и в первом варианте, не должен быть очень большим.
Вариант третий. Встреча
В этом варианте находящиеся в центре должны не избегать друг друга, а, напротив, искать встречи: подойти друг к другу и обняться. Оказывается, это тоже может быть сложной задачей.
У двух водящих завязаны глаза. Их раскручивают и ставят далеко друг от друга. Внешний круг должен быть очень большим. Ища встречи, играющие с закрытыми глазами, как правило, двигаются осторожно. Но, чтобы играть было интересней, они должны двигаться на широком пространстве.
Колокольчик может быть у одного из игроков с завязанными глазами или у обоих.
Можно усложнить игру, выпустив в круг две пары играющих, колокольчики которых различаются «по голосам». Нужно ориентироваться на звук парного колокольчика. Это хорошее упражнение для развития слуха.
Инструменты можно варьировать. Например, один колокольчик должен отыскать бубен, а другой — свистульку. И т. п.
Заколдованный бубен
Это очень хорошее упражнение на управление собой и своими импульсами. Главное условие — играющие могут двигаться только под звон колокольчиков бубна. Пока колокольчики звенят, можно двигаться. Как только звон обрывается, играющие должны застыть на месте.
Ведущий (взрослый) берет бубен и произносит «заклинание»:
Вы подвластны лишь одним
Колокольчикам моим.
Детям нужно преодолеть дистанцию из одного конца зала (группы) до другого. Как правило, они хотят это сделать как можно быстрее. Почему — неизвестно. Видимо, в силу инерции движения. Прерывание звона требует остановки и сдерживания импульса к движению.
Продолжительность звона бубенчиков должна быть неравномерной: длительные периоды должны сменяться совсем короткими. В этой смене периодов, в невозможности поймать ритм и есть очарование игры.
Можно придать остроту игре, если обозначить цель передвижения. Например, в конце «колокольной» дистанции детей ждут конфетки или фрукты, которые очень хочется побыстрее схватить.
Такой способ передвижения можно использовать и во время занятий с пяти-шестилетками, для разрядки напряжения, в качестве игровой динамической паузы.
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики звонили
Коллекция игр для детей дошкольного возраста
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ДВИЖЕНИЕМ
Жмурки с колокольчиком
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию слухового внимания и координации движений.
Первый вариант
Все играющие образуют небольшой круг. Двое детей выходят в центр круга. Одному из них завязывают глаза, другому дают в руки колокольчик. Жмурка ловит ребенка с колокольчиком. Тот увертывается, время от времени позванивая в колокольчик.
Второй вариант
Обоим детям завязывают глаза и дают в руки колокольчики. Один из них ловец, другой — убегает.
Девочки и мальчики
(Игра для детей от четырех лет)
Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений.
У девочек в руках маленькие колокольчики. Они должны двигаться, позванивая колокольчиками, только под тихую музыку.
У мальчиков в руках большие колокольчики. Они звенят колокольчиками и танцуют только под громкую музыку.
Дили-дон
(Игра для детей от четырех лет)
Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте и координации движений.
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени скорее,
Да повеселее!
Первый вариант
У ведущего два колокольчика — большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика — легко бегают.
Второй вариант
У ведущего два колокольчика — большой и маленький. Дети делятся на две подгруппы. У одной подгруппы — маленькие колокольчики, у другой — большие. Каждая подгруппа двигается только тогда, когда ведущий звонит в «ее» колокольчик. Во время движения дети тоже звенят колокольчиками.
Тихие и громкие звоночки
(Игра для детей от четырех лет)
Способствует развитию внимания, умения дифференцировать звуки по высоте.
Автор игры — Н. Ветлугина.
Музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского.
Дети сидят на стульях с колокольчиками в руках. На музыку первого куплета тихо звенят колокольчиками, на музыку второго куплета — звенят громко. При повторении можно менять последовательность куплетов.
Ты звени, звоночек, тише,
Пусть тебя никто не слышит.
Ты сильней звени, звонок,
Чтобы каждый слышать мог!
Игра с колокольчиками
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства и внимания.
Автор игры — И. Дзержинская.
Игра основана на смене трех тем — темы маленького колокольчика, темы большого колокольчика и темы общего движения.
Дети стоят в кругу. Внутри круга — двое детей. У одного ребенка — маленький колокольчик, у другого — большой.
Сначала темы ритмично чередуются.
1) Дети идут по кругу, держась за руки.
2) Ребенок с маленьким колокольчиком бежит по кругу, с окончанием музыки передает колокольчик кому-либо из детей.
3) Дети идут по кругу.
4) Ребенок с большим колокольчиком бежит внутри круга, затем передает колокольчик другому ребенку.
Игру повторяют несколько раз. Когда дети усвоят связь темы с характером движения, ведущий начинает чередовать темы произвольно. Дети должны двигаться или стоять, а водящие — двигаться с колокольчиком соответственно музыке.
Веселый колокольчик
(Игра для детей от четырех лет)
Из книги Г. И. Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников» (Ярославль, 2005).
Способствует развитию музыкального чувства, умения различать законченное предложение и музыкальную фразу.
Каждый ребенок имеет два колокольчика.
Педагог поет нечетные фразы песенки, а дети — четные, подыгрывая себе на колокольчиках.
Веселый колокольчик —
Динь-динь-динь.
Смеется и хохочет —
Динь-динь-динь.
Он пел зимой чуть слышно
Динь-динь-динь,
Но снова солнце вышло —
Динь-динь-динь.
И звонкие капели —
Динь-динь-динь,
В ответ ему запели —
Динь-динь-динь.
Когда ритм и последовательность музыкально-речевых фраз будут освоены, детям предлагается выполнять движения с воображаемым колокольчиком для развития подвижности кисти.
Игра со звоночками
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства, координации движений, развивает быстроту реакции.
Дети стоят в кругу. У каждого в правой руке колокольчик. В середине круга — водящий.
Дети бегут по кругу вправо, водящий влево. С окончанием музыкальной фразы поворачиваются лицом в круг.
Во время исполнения новой фразы дети звенят колокольчиком и кружатся. Эти танцевально-музыкальные движения повторяются несколько раз. С окончанием музыки дети кладут колокольчики на пол, поворачиваются спиной в круг и говорят:
Раз, два, три,
Колокольчик, позвони!
Затем поворачиваются и быстро берут свои колокольчики. Водящий в это время пытается взять чей-либо колокольчик. Тот, кто остался без колокольчика, идет в середину круга. Игра продолжается.
Колокольчик и платочек
(Игра для детей от пяти лет)
Развивает чувство ритма, внимание, координацию движений.
Дети стоят в кругу. Водящий с платочком в центре круга, у ведущего игру — колокольчик. Дети идут по кругу вправо, а водящий двигается по внутреннему кругу влево. Все напевают или нараспев произносят считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо: птички летят,
Колокольчики звенят!
С окончанием фразы водящий останавливается, поворачивается лицом к двум стоящим рядом игрокам и произносит их имена: «Лена-Петя!» Ведущий звонит в колокольчик. Дети, чьи имена назвали, бегут по внешней стороне круга в разные стороны. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять платочек у водящего и поднять его вверх. Тот, кто добыл платочек, становится водящим.
Музыкальные настольные игры
По материалам книг: Н. Т. Кононовой «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»; Л. Н. Комисарова и Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
Бубенчики
(Музыкальная сказка для детей от пяти лет)
Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Долинова.
Способствует развитию музыкального чувства, умению различать высоту звука, дает первоначальные представления о нотоносце и изображении звуков с помощью знаков.
С помощью сказки дети знакомятся с бубенчиками, их звуковысотным звучанием, месторасположением на линейках нотоносца и цветовым обозначением.
«Жили-были три веселых бубенчика: Динь — Дан — Дон. У каждого было не только свое необычное звонкое имя, но и своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким голосом. «Динь-динь-динь», — звенела его песенка (проиграть верхний звук мажорного трезвучия). Бубенчик Дан пел свою песенку средним голосом (проиграть или спеть средний звук мажорного трезвучия). А у бубенчика Дон голос был самым толстым, низким (сыграть тонику).
Посмотрите на эти линейки. Догадайтесь, какой бубенчик звучит выше всех, а какой — ниже. Спойте песенку каждого бубенчика и покажите его место на линейках. Помните: бубенчик Динь с тоненьким высоким голосом живет на самой высокой линейке, а бубенчик с низким голосом живёт на нижней линейке.
Кроме имени и песенки, каждый бубенчик любил носить одежду только определенного цвета — желтого, красного и синего. Бубенчик с самым тоненьким голосом носил одежду самого светлого цвета — желтого, а бубенчик с самым низким голосом — темного цвета — синего. Догадайтесь, где какой бубенчик?»
Какой бубенчик звучит?
(Игра для детей от пяти лет)
Упражняет в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия).
Игровой материал: 12 парных карточек с нотными линейками. На карточках одной серии на нотных линейках изображены ноты (до, ля, фа), на карточках другой серии на линейках изображены бубенчики, соответствующие этим нотам.
Первый вариант
Ведущий раздает четверым детям по три карточки с бубенчиками разного цвета. Карточки с нотами перемешиваются. После повторения попевки «Бубенчики» Е. Тиличеевой и «песенок» каждого бубенчика ведущий берет верхнюю карточку, проигрывает на металлофоне (или другом мелодическом инструменте) нужный звук и спрашивает: «Какой бубенчик звучит?» Отвечает тот, у кого такая же цветная карточка.
При правильном ответе ребенок получает карточку с нотой, показывает всем обе парные карточки и откладывает их в сторону.
Игра заканчивается, когда у детей не остается ни одной карточки. Выигрывает тот ребенок, который первым подберет парные картинки.
Второй вариант
У каждого ребенка по три карточки с изображением цветных бубенчиков-колокольчиков. Ведущий играет на металлофоне один из звуков трезвучия, дети поднимают соответствующую карточку.
Живое пианино
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства, развивает умение управлять своим голосом.
Роль одного из трех бубенчиков закрепляется за определенным ребенком. В руках у ребенка карточка с изображением этого бубенчика. По указанию музыкального руководителя (движение руки) ребенок должен спеть «свою» песенку — звук мажорного трезвучия.
Повтори песенку бубенчика
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства, развивает умение управлять своим голосом.
Игра проводится по принципу лото. Ведущий по очереди дает задание каждому играющему ребенку.
Материал для каждого играющего: длинная карточка, разделенная на три части, с изображениями силуэтов бубенчиков; маленькие карточки с цветным изображением бубенчиков желтого, красного и синего цветов.
Маленькие карточки перемешиваются и складываются в стопку. Ведущий берет карточку из стопки и исполняет на металлофоне соответствующий звук. Ребенок пробует пропеть этот звук и отгадать, бубенчик какого цвета звучал. За правильный ответ он получает предъявленную маленькую карточку и закрывает ею соответствующее изображение на длинной карте.
Угадай колокольчик
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства, внимания, умения замещать реальные предметы значками.
Материал для каждого играющего: карточка с тремя цветными линейками, три цветные фишки в форме колокольчиков. Три колокольчика, разных по высоте и величине, — у ведущего.
Ведущий звенит колокольчиками в разном порядке. Дети должны расположить фишки на соответствующих линейках.
Найди нужный колокольчик
(Игра для детей от пяти лет)
Способствует развитию музыкального чувства, внимания.
Материал: два одинаковых набора колокольчиков разного звучания, ширма.
Играющие разделены ширмой. (Можно обойтись и без ширмы. В этом случае играющих с их наборами колокольчиков сажают спиной друг к другу.) Один из играющих звенит каким-то колокольчиком, другой играющий в своем наборе должен найти соответствующий колокольчик и позвенеть им.
ДРУГИЕ ИГРЫ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Найди отличия
(Игра для детей от четырех лет)
Развивает зрительное восприятие и внимание.
Для игры понадобится длинная карточка с пятью окошками. В окошках нарисованы колокольчики.
Варианты изображений:
· четыре одинаковых колокольчика, а у пятого язычок в другую сторону;
· четыре одинаковых колокольчика, пятый — маленький;
· четыре одинаковых инструмента, пятый — колокольчик.
Найди лишний инструмент
(Игра для детей от четырех лет)
Развивает зрительное восприятие, внимание и способность к обобщениям.
Для игры понадобится длинная карточка с пятью окошками. В четырех окошках изображены инструменты — струнные или духовые, в пятом — колокольчик.
Вместо цветного изображения могут быть даны силуэты или схематичное изображение музыкальных инструментов.
На зарядку
Дили, дили, дили, дили. Колокольчики будили Всех жуков, Пауков И веселых мотыльков. Динь-день, Динь-день. Дили-дили, дили-дили. Колокольчики будили Всех зайчат, Всех ежат И ленивых медвежат. И воробышек Проснулся, И галчонок Встрепенулся. Динь-день, Динь-день. С добрым утром, Новый день! (В. Данько) | Пальцы сцепляются в купол, средний палец правой руки становится языком купола, качается в ритме слов. Хлопки круглыми ладошками. Имитация движения паучьих лапок. Имитация движений крыльев мотылька. Руки опущены, двигаются вместе, как язык большого колокола. Двигаются только указательные пальцы. Руки, как мягкие, пушистые зайки. Пальцы — колючие иголки. Ритмичные уколы пальчиками. Руки опустить. Имитация клювиков, руки на уровне живота. Имитация движения крыльев, руки перед собой. Руки опущены, движения колокола. Руки постепенно и одновременно поднимаются. Потягивание. |
Коза и козленок
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, К ней козленочек спешит, Колокольчиком звенит: Динь-динь-динь (По мотивам русского фольклора) | «Рога» — указательный палец и мизинец вперед, остальные прижаты к ладони. Крутить «рогами» из стороны в сторону, «бодаться». Повторить движения другой рукой. Скрестить пальцы обеих рук куполообразно и опустить вниз один средний палец, который двигается — «звенит». |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида второй категории «Улыбка»
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОЛОКОЛЬЧИКА
Музыкальный руководитель:
Л. А. Карпенко
Танцы с колокольчиком
У каждого ребенка в руках колокольчик. Пока звучит музыка, дети врассыпную бегают с колокольчиками по залу и звенят. Как только музыка заканчивается, дети застывают. Колокольчик в их руках не должен звенеть. Если у кого-то дрогнет рука и колокольчик звякнет, он выбывает из игры.
Но можно играть просто «для красоты» — без выбывания.
Жмурки с колокольчиком
Вариант первый
Все становятся в круг. В центре круга два-три играющих и жмурка. У всех активных игроков завязаны глаза. У жмурки колокольчик. Жмурка ловит других «слепцов». Те узнают о его приближении по звону колокольчика. Чтобы игра была напряженной и безопасной, внешний круг не должен быть очень большим. А стоящие в кругу должны хранить абсолютную тишину — чтобы был слышен звон колокольчика.
Вариант второй
Жмурок может быть несколько, а убегать от жмурок будет только один игрок — с колокольчиком. Внешний круг, как и в первом варианте, не должен быть очень большим.
Вариант третий. Встреча
В этом варианте находящиеся в центре должны не избегать друг друга, а, напротив, искать встречи: подойти друг к другу и обняться. Оказывается, это тоже может быть сложной задачей.
У двух водящих завязаны глаза. Их раскручивают и ставят далеко друг от друга. Внешний круг должен быть очень большим. Ища встречи, играющие с закрытыми глазами, как правило, двигаются осторожно. Но, чтобы играть было интересней, они должны двигаться на широком пространстве.
Колокольчик может быть у одного из игроков с завязанными глазами или у обоих.
Можно усложнить игру, выпустив в круг две пары играющих, колокольчики которых различаются «по голосам». Нужно ориентироваться на звук парного колокольчика. Это хорошее упражнение для развития слуха.
Инструменты можно варьировать. Например, один колокольчик должен отыскать бубен, а другой — свистульку. И т. п.
Заколдованный бубен
Это очень хорошее упражнение на управление собой и своими импульсами. Главное условие — играющие могут двигаться только под звон колокольчиков бубна. Пока колокольчики звенят, можно двигаться. Как только звон обрывается, играющие должны застыть на месте.
Ведущий (взрослый) берет бубен и произносит «заклинание»:
Вы подвластны лишь одним
Колокольчикам моим.
Детям нужно преодолеть дистанцию из одного конца зала (группы) до другого. Как правило, они хотят это сделать как можно быстрее. Почему — неизвестно. Видимо, в силу инерции движения. Прерывание звона требует остановки и сдерживания импульса к движению.
Продолжительность звона бубенчиков должна быть неравномерной: длительные периоды должны сменяться совсем короткими. В этой смене периодов, в невозможности поймать ритм и есть очарование игры.
Можно придать остроту игре, если обозначить цель передвижения. Например, в конце «колокольной» дистанции детей ждут конфетки или фрукты, которые очень хочется побыстрее схватить.
Такой способ передвижения можно использовать и во время занятий с пяти-шестилетками, для разрядки напряжения, в качестве игровой динамической паузы.
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики звонили
Коллекция игр для детей дошкольного возраста