О компетенции «Преподавание музыки в школе»

Знакомство с WorldSkills

«Олимпиада для рабочих рук" - так называют конкурс, к которому вы готовитесь. Здесь все как в спорте: участники соревнуются друг с другом в различных дисциплинах,выполняя задания по времени и показывая свое мастерство. Результаты оценивают эксперты, лучшие получают призовые медали. Отличаются лишь задания: не нужно бежать и плыть на время, катать произвольную программу или метать копье. Все что требуется показать на соревнованиях WorldSkills - доказать, что в свои юные годы (участвовать можно до 22-х лет) ты уже можешь стать профессионалом своего дела. Но это совсем непросто: стоит вложить все силы, чтобы получить удовлетворение от проделанной работы.

Движение WorldSkills основано в 1953 году. С английского языка название организации переводится как «мировое мастерство, мировые навыки». Целью является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 77 стран. Девиз: «Делай мир лучше силой своего мастерства!» Это и есть главная цель, которую преследуют участники, их наставники и организаторы.

Участие в чемпионате многоступенчатое, а это значит, что нужно запастись терпением, так как для того, чтобы дойти до финала, нужно пройти несколько этапов городского, регионального, федерально и всероссийского масштаба. Каждый новый этап – маленький шаг за горизонт навстречу самому себе. Только более сильному, смелому и опытному.

В России соревнования по стандартам WorldSkills проводятся с 2012 года. С каждым годом движение набирает обороты: все больше регионов принимает участие, совершенствуется система оценивания, а самое главное, что появляются новые компетенции!

Модуль А

Задание: создать мультимедиа презентацию продолжительностью 3 минуты с помощью компьютерных программ Power Point и Samplitude на заданную тему из предложенных музыкальных / фото материалов.

Материалы на одного участника:

Стол и стул:

Компьютер (с установленной операционной системой Windows и звуковым редактор Magix Samplitude):

Комплект аппаратуры (колонки, усилитель, стойки, микрофон, наушники);

USB устройство (флешка) для сохранения готового задания.

Временные рамки:

- проверка готовности технического оборудования к работе на площадке производится за 5 минут до выполнения задания.

- тему, музыкальные (не менее 10 звуковых/музыкальных аудио фрагментов) и фото материалы (не менее 100, формата.jpg и размер 600*800 пикселей) конкурсант получает за 20 минут до выполнения конкурсного задания.

- на выполнение задания отводится 3 часа.

По окончании выполнения задания конкурсант предъявляет мультимедиа презентацию экспертной комиссии.

Критерии оценки:

Объективные

1) Задание выполнено в установленные сроки;

2) Выдержан единый стиль оформления слайдов (шрифт, фон, титры);

3) В презентации отсутствуют грамматические ошибки;

4) Слайд содержит не более 5-6 строк текста и не более 5-7 слов в предложении;

5)Макет презентации оформлен в цветовой гамме, не противоречащей содержанию темы;

6) Правильно выбрано сочетание цветов фона слайдов и текста;

7) В презентации использованы эффекты анимации;

8) Фотоматериал раскрывает содержание темы;

9)Музыкальная композиция имеет продолжительность 3 минуты (погрешность +/- 20 сек);

10) Созданная музыкальная композиция имеет расширение в формате mp3;

11) Звуковой ряд музыкальной композиции синхронизирован с визуальным рядом;

12) Музыкальные фрагменты смонтированы технически верно, без посторонних звуков, шумов;

13) Отсутствие пауз между смонтированными музыкальными фрагментами;

14) Хорошо читаемый текст;

15)Музыкальные фрагменты вырезаны в соответствии с логикой интонационного процесса;

16) Музыкальная композиция соответствует содержанию темы;

17) Пространство экрана (слайда) использовано максимально эффективно.

Субъективные:

1) Уместность использования эффектов анимации, графики;

2) Оригинальность, творческий подход к созданию презентации;

3) Презентация содержит сложные спец./технические эффекты;

4) Музыкальная композиция имеет драматургически целостную структуру;

5) Общее эстетическое впечатление.

Сложности:

Модуль А - единственное задание компетенции, в котором не нужно взаимодействовать с волонтерами: только вы и компьютер на протяжении 3-х часов.

На первый взгляд может показаться, что 3 часа, отведенные на выполнение задания – это слишком много. Ведь обычно презентация в Power Point занимает меньше времени: нужно просто выбрать картинки, распределить по слайдам и добавить для красоты анимации. Кажется, что это не сложно.

Но если прибавить к презентации создание музыкальной композиции, обязательное выполнение всех условий, соответствие заданной теме и прочие нюансы, то окажется, что трёх часов может и не хватить. А это чревато полным провалом задания и потраченными нервами. Так как же разумно распределить время и успешно справиться с заданием?

Во-первых, составьте для себя план, по которому будете готовиться.

План подготовки:

Модуль В

Задание:организовать репетиционный процесс разучиванияпредложенной «песни-повторялки». Продемонстрировать концертное исполнение «песни-повторялки» целевой аудиторией с использованием элементов сценического движения, боди-перкуссии.

Для подготовки к конкурсному заданию участнику заранее (за 2 месяца) предоставляются примерные конкурсные «песни-повторялки» (фонограммы двух песен). Аналогичная песня будет предоставлена конкурсанту для выполнения задания на площадке.

Исполнение песни с использованием сценического движения, боди-перкуссии (организация процесса предложенной песни и концертное исполнение песни с использованием сценического движения, боди-перкуссии).

Материалы:

Компьютер;

Комплект аппаратуры (колонки, усилитель, стойки, микрофон, наушники);

Аудиозапись песни-повторялки (фонограмма +, -);

Синтезатор.

Временные рамки:

5 минут - подготовка площадки (проверка технического оборудования);

20 минут - индивидуальная работа конкурсанта с музыкальным материалом;

20 минут - выполнение задания и демонстрация концертного исполнения;

Критерии оценки:

Объективные

1) Точное интонирование мелодии при показе голосом

2) Точное выполнение ритмического рисунка при показе

3) Правильно организовано дыхание при показе голосом

4) Верная атака звука при показе

5) Верно продемонстрированы исполнительские штрихи при показе

6) Наличие чёткой дикции при работе

7) Наличие приёмов для подготовки голосового аппарата к вокально-хоровой работе

8) Наличие певческой установки

9) Мобильная реакция на недостатки в исполнении

10) Верно выбраны приёмы по устранению недостатков (проблем в звучании)

11) Поставлены музыкально-художественные задачи (указания) исполнителям

12) Показаны ауфтакты вступления/снятия

13) Включены элементы сценического движения

14) Элементы сценического движения оправданы образно-музыкальной логикой песни

15) Использованы элементы боди-перкуссии («звучащие жесты»)

16) Владение выразительной образной речью

17) Владение грамотной речью

18) Выполнены исполнительские штрихи

19)Наличие установки на эмоционально-выразительное исполнение, с правильной передачей музыкального образа

20) Сценические движения выполнены аудиторией в заданном объёме

21) Элементы боди-перкуссии выполнены аудиторией в заданном объёме

О компетенции «Преподавание музыки в школе» - student2.ru

1) Общее впечатление от исполнения

2) Творческий подход к организации репетиционного процесса

3) Креативный подход в выборе средств сценических движений

4) Креативный подход в выборе боди-перкуссии

Сложности:

В этом задании конкурсантам необходимо вместе с волонтёрами разучить и исполнить песню-повторялку с использованием движений боди-перкуссии (звучащих жестов). Песня-повторялка будет представлена только в день соревнований. Заранее организаторы вам вышлют похожие песни для ознакомления.

Боди-перкуссия

В комплекс боди-перкуссии входят следующие элементы: притопы различной силы, шлепки одной или двумя руками, хлопки раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами.

Хлопки. Даже такой простой вид движений, как хлопки - требует некоторой сноровки и для их разучивания может понадобиться некоторое количество упражнений. Удар в ладоши должен быть упругим, дыхание при этом – спокойным и размеренным. Вначале хлопки лучше проводить стоя; руки перед хлопком должны быть свободными, а сам удар – легким и мягким.

1. Хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим.

2. Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным.

3. Возможны хлопки перед собой, а также за спиной, над головой, в ту или другую сторону. Следует перепробовать все возможные варианты.

Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. В последнем случае корпус тем не менее должен оставаться свободным и вместе с тем как бы «готовым к прыжку».

Щелчки.В каждой группе ребят можно найти таких, которые умеют щелкать пальцами. Некоторые этому могут научиться тотчас же, но не все, так как не каждая рука пригодна для этого. Важно, чтобы щелканье пальцами выполнялось без напряжения, свободно и легко.

В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками.

Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед.

Алгоритм подготовки:

1) Подготовить приветствиеи заключение

Вне зависимости от того, какая песня попадётся вам на конкурсе, для приветствия волонтёров нужно придумать небольшую речь, которая поможет настроить их на разучивание песни. Также этот приём позволит вам наладить контакт с волонтёрами и сделать переход к этапу слушания песни.Можно написать универсальный текст, который подойдёт под любую песню. Это нужно сделать заранее. Просто потому, что во время выступления не будет времени думать о красивых переходах.

Например, песня «Алые паруса» («У синего моря, где бушуют бураны»).

Текст приветствия: здравствуйте, ребята! Меня зовут… Кто-нибудь из вас бывал в летнем лагере? А в каком? Что вы там делали? (вопросы нужны для коммуникации с волонтёрами, не бойтесь спрашивать совсем простые вещи, главное, что с вами будут разговаривать). Представьте, что мы с вами находимся в знаменитом лагере «Артек». И сегодня нашему отряду поручили важную миссию – выступить на концерте и спеть песню! Но сначала с песней нужно познакомиться… (далее идёт этап слушания песни, потом разучивание и т.д.)

Напишите несколько вариантов вступления и то, как можно развить приветствие в дальнейшем.Также придумайте пару фраз для заключения: что будете говорить волонтёрам после выполнения задания.

Модуль С

Задание:Исполнение ритмической импровизации на детских шумовых инструментах (организация репетиционного процесса с детскими шумовыми инструментами и концертное исполнение ритмической импровизации на детских шумовых инструментах).

Суть задания заключается в том, что за отведенное время участнику необходимо «дирижируя» волонтерами аранжировать аудиозапись с помощью шумовых инструментов и продемонстрировать концертное исполнение полученной композиции.

Материальное обеспечение площадки:

· аудиозапись музыкального произведения, продолжительностью от 02:30 до 03:30 минут любого жанра (русская народная музыка; марш, вальс, полька);

· набор детских шумовых инструментов (далее -ДШИ):

Бубен, колокольца малые, колотушка с шариком, коробочка, лестница, рубель, трещотка (круговая вертушка), хлопушки, шаркунок, африканский ксилофон, большой балийский ксилофон, малый балийский ксилофон и пр.)

· стулья (в количестве, равном количеству волонтёров на площадке);

· компьютер и колонки для воспроизведения аудиозаписи

Временные рамки:

- 5 минут - подготовка площадки (проверка технического оборудования);

- 20 минут - индивидуальная работа конкурсанта с музыкальным материалом;

- 20 минут - выполнение задания и демонстрация концертного исполнения;

Критерии оценки:

Объективные

1) Инструменты подобраны в соответствии с характером, образом музыкального материала;

2) Верно продемонстрированы приёмы звукоизвлечения на ДШИ ;

3) Использованы приёмы экспресс-обучения игры на ДШИ;

4) Поставлены чёткие задачи/указания исполнителям;

5) Мобильная реакция на устранение недостатков в исполнении;

6) Верно выбраны приёмы по устранению недостатков;

7) Подобрано 5, 4, 3 ритмоформул для импровизации;

8) Владение выразительной образной речью;

9) Владение грамотной речью;

10) Наличие управления ритмическим ансамблем;

11) Заданные ритмоформулы соответствуют жанровым параметрам музыки;

12) Наличие управления динамическим ансамблем;

13) Исполнено 5, 4, 3 разнообразных ритмоформул.

Субъективные

1) Творческий подход к организации репетиционного процесса;

2) Оригинальная аранжировка (необычное сочетание тембров, не противоречащих музыкальному образу);

3) Ритмическая импровизация дополняет/усиливает художественный образ музыкального произведения;

4) Общее эстетическое впечатление.

Сложности:

Большое количество разнообразных шумовых инструментов. Некоторые из них могут быть вам незнакомы. А нужно не только самому владеть приёмами звукоизвлечения, но и быстро научить волонтёров играть на трещотках, рубеле, шаркунках, и прочих затейливых «погремушках».

Необходимость за короткий срок 20 минут не только отрепетировать с волонтёрами исполнение, но и продемонстрировать концертный номер.

Непростая фонограмма для опоры, в которой могут быть замедления, ускорения, реприза и пр.

Нужно добиться многих показателей:

1) Чёткий ритм – это основополагающая данного модуля. Если волонтёры не смогут в точности передать ритмический рисунок, значит, участник не справился с поставленной задачей. Все очень просто. Поэтому добивайтесь точного ритма, не бойтесь повторять одно действие несколько раз.

2) Ансамбль инструментов – важно не запутаться в многообразии шумовых инструментов, которые представлены организаторами. Поэтому выбирайте знакомые вам инструменты, продумывайте заранее ритмические формулы, прописывайте, если это необходимо. Не думайте, что сможете на ходу придумать 5-6 оригинальных сочетающихся между собой ритмоформул. На фоне волнения и эмоционального стресса это слишком сложно.

3) Созвучие шумовых инструментов с аудио. Необходимо регулировать громкость фонограммы, чтобы соблюсти баланс звучания: аудио все-таки выходит на первый план, инструменты же создают для него аранжировку.

4) Правильная техника исполнения. На этапе подготовки со всей серьёзностью подойдите к этому пункту. Обратитесь к преподавателям с просьбой помочь вам, смотрите в интернете ролики, как правильно играть на ложках, бубне, металлофоне и т.д.

5) Концертный номер как итог. Каким бы увлекательным у вас не получился процесс разучивания, задание не засчитают, если не будет продемонстрирован концертный номер. Рассчитайте время так, чтобы в конце осталось около 5-ти минут для готового шумового оркестра.

6) Творческая атмосфера на площадке – этот субъективный критерий поначалу кажется не особо важным, но потом понимаешь, что от всех остальных участников тебя может отличить именно интересные решения, креативный подход или просто создание дружеской атмосферы, ощущение, будто ты и волонтеры одна команда.

План подготовки:

Модуль Д

Задание:провести учебное занятие по музыке.

Тема: «Человек и многозвучный мир».

Цель: создать условия для формирования целостной картины мира, посредством музыкально-творческой деятельности.

Специфика:учебное пространство организовано в виде «игрового поля» (ковровое покрытие 4*5 метров). Столы и стулья отсутствуют. Комплект шумовых инструментов на учебном занятии не используется.

Обязательное включение всех указанных видов музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, слушание музыки, музыкально-ритмические движения.

Материал по теме предоставляются конкурсанту в электронном виде заранее (за 2 месяца):

• фонограммы, минусовки и нотные тексты трех песен,

• три аудио/видео фрагмента для организации слушания музыки

Материалы на одного участника:

Компьютер;проектор;

Комплект аппаратуры (колонки, усилитель, стойки, микрофон, наушники);

Аудиозапись песни-повторялки (фонограмма +, -);

Синтезатор;

Бумага, карандаш, ручка;

Флешка с презентацией (модуль А).

Мультимедиа презентация используется на любом этапе учебного занятия. Для выполнения данного задания каждому участнику дается 1 час 10 минут, из них:

Временные рамки:

5 минут - техническая подготовка площадки (подбор необходимого оборудования);

20 минут – индивидуальная подготовка к занятию;

45 минут - проведение занятия.

Критерии оценки:

Объективные

1) Наличие ровности в звучании при показе

2) Точное интонирование мелодии при показе голосом

3) Точное выполнение ритмического рисунка при показе

4) Правильно организовано дыхание в работе

5) Верно продемонстрированы вокально-исполнительские штрихи при показе

6) Наличие четкой дикции при работе

7) Верно сыграна гармоническая/мелодическая поддержка мелодии на инструменте

8) Выбранные методы соответствуют цели

9) Выбраны различные формы взаимодействия, соответствующие цели

10) Наличие певческой установки

11) Включение всей аудитории в деятельность

12) Мобильная коррекция педагогических действий в процессе деятельности

13) Отсутствие неоправданных пауз и остановок в процессе работы

14) Занятие имеет логично выстроенную художественно-педагогическую драматургию (вступление, развитие, кульминация)

15) Мультимедиа презентация использована в соответствии с поставленными учебно-творческими задачами

16) Наличие метода оценивания деятельности целевой аудитории в процессе работы

17) Владение выразительной образной речью

18) Владение грамотной речью

19) Наличие методики организации слушания музыки на занятии

20) Наличие приемов для подготовки голосового аппарата к вокально-хоровой работе

21) Наличие управления исполнителями при помощи дирижерских жестов

22) Наличие всех указанных видов деятельности (вокально-хоровая работа, слушание музыки, музыкально-ритмические движения)

23) Смена указанных видов деятельности обоснована поставленными художественно-педагогическими задачами

24) Верно выбирает приемы по устранению недостатков (проблем в звучании)

25) Аргументировано ставит задачу/указания исполнителям

26) Использование пластического интонирования в вокально-хоровой работе

27) Включенные элементы педагогических технологий обусловлены учебно-творческими задачами

28) Включение в процесс элементов современных педагогических технологий (игровые технологии, арт-технологии, технологии деятельностного метода)

Субъективные

1) Создание эмоциональной атмосферы на учебном занятии

2) Оригинальный, творческий подход в проведении учебного занятия

3) Креативное использование "учебного пространства"

4) Общее впечатление от организации педагогической деятельности на занятии.

Сложности:

Модуль Д считается самым трудным заданием всего конкурса. Участникам необходимо провести учебное занятие длительностью 45 минут на заданную тему. В процессе подготовки придется учитывать все виды музыкальной деятельности: слушание, музыкально-ритмические движения, разучивание песни, использование презентации, созданной в первый день конкурса в модуле А. На первый взгляд кажется невыполнимым.

Но именно это задание можно полностью подготовить до конкурса! Ведь все материалы организаторы присылают за два месяца до чемпионата. А это: три варианта песен на разучивание, три варианта отрывком для слушания. И самое важное, будет заранее освещена тема занятия. Так что главное – разумно воспользоваться подготовленными материалами и как следует проработать сценарий урока, учитывая все критерии оценки.

Опять же, ограниченное время урока - 45 минут. Сначала кажется, что этого более чем достаточно: можно успеть и выучить всю песню, и внимательно прослушать музыкальный фрагмент. А еще сыграть в какую-нибудь интересную игру, провести беседу, потанцевать. Но когда отрабатываешь каждый блок по отдельности, вдруг оказывается, что нужно опять грамотно рассчитать время, чтобы его хватило! Ну что ж, это ВСР, крепитесь.

Специфика задания состоит в том, что на конкурсной площадке полностью отсутствует какая-либо мебель в виде столов и стульев. Все учебное пространство организовано в виде игрового поля с ковровым покрытием. А это усложняет композицию урока: нужно продумать, когда волонтеры стоят, когда сидят, каким образом сделать это удобно и т.д.

Алгоритм подготовки:

1)Копилка интересных приемов.Еще до того, как станет известна тема занятия, начните собирать копилку креативных приемов. Что туда входит: необычные способы слушания музыки, комплексы распевания, которые не были задействованы в модуле В, музыкальные игры, музыкально-ритмические движения, танцы, загадки, способы взаимодействия с волонтерами и пр. Просто накапливайте понравившиеся «фишки», они пригодятся в дальнейшей работе над заданием.

Читайте различные книги, журналы для детей, составляйте тематические подборки из находок. Можете отправиться на поиски в Интернет – на сайтах для учителей и родителей тоже можно найти много интересного.

2) Придумайте, как можно раскрыть заданную тему.Когда вы узнаете тему урока, не спешите сразу писать конспект занятия. Продумайте несколько вариантов раскрытия темы. Например, тема занятия «Человек и многозвучный мир». Варианты:

· Звуки в природе

· Звуки музыки

· Мир звуков и эмоций

· Таинственные силы звуков и музыки

· Возможна ли беззвучная жизнь?

· Звуки нашего дня

· Звучащий мир древности и современности и т.д

3) Разработайте сценарий занятий.Теперь сделайте краткий конспект по каждому из получившихся вариантов. Отсейте лишние, которые кажутся банальными или не соответствуют критериям. Оставьте 3 наиболее удачные идеи и попробуйте развить их, написав уже развернутый сценарий урока. Соблюдайте композицию занятия, не забывайте про обязательный виды музыкально-творческой деятельности.

О компетенции «Преподавание музыки в школе» - student2.ru О компетенции «Преподавание музыки в школе» - student2.ru 4) Разбейте работу на блоки.Поскольку вам нужно готовиться и к остальным модулям, облегчите процесс, разделив работу над уроком по блокам.

               
    О компетенции «Преподавание музыки в школе» - student2.ru
  О компетенции «Преподавание музыки в школе» - student2.ru
 
    О компетенции «Преподавание музыки в школе» - student2.ru   О компетенции «Преподавание музыки в школе» - student2.ru
 
 

5) Отработайте каждый блок по отдельности.Тщательно проработайте каждый блок в соответствие с критериями оценки. Начните с вокально-хоровой работы – это наиболее трудоемкий вид деятельности, который включает наличие не только само разучивания песни, но и распевание, концертное исполнение, включение боди-перкуссии.

6) Отработайте переходы между блоками.Не забывайте про креативное учебное пространство – на площадке будет только ковер размером 4х5.Значит,нужно всерьез задуматься о том, в каком положении волонтеры будут находиться во время каждого блока.Все 45 минут сидеть или стоять не получится, поэтому заранее продумайте, каким образом ваши волонтеры будут делать переходы между частями урока. Главное, чтобы это было логично – не нужно постоянно вставать и садиться, отталкивайтесь от видов деятельности. Например, слушать музыку лучше сидя, а петь – стоя. Сидеть можно по-турецки, выпрямив ноги, на корточках, в кругу, по линии и т.д.

Как только придумаете способ перехода, сразу отрабатывайте со своими волонтерами. Желательно, чтобы их было 12 человек – как на конкурсе.

7) Дополните урок креативными идеями.Когда вы отработали обязательные блоки, добавляйте в занятие приемы из своей копилки. Это может быть интересная игра, музыкальная викторина, несложный танец.

8)Соберите все составляющие урока в единое целое и тренируйтесь на разных группах волонтеров.Только так вы сможете отточить все блоки, не теряя лишнее время на подготовку. Следите за реакцией людей, спрашивайте их мнение, собирайте отзывы о занятии, просите совета. Вам точно помогут!

Добивайтесь результата. Лучший показатель – когда волонтеры уходят с урока, окрыленные новыми знаниями. Однажды,после тренировки занятия я услышала от одной группы волонтеров, которых мы буквально вырвали с пар, «Зато не зря пришли». Поверьте, для меня это был лучший комплимент.

Не накручивать себя.

Этот совет особенно актуален тем, кто уже победил в соревнованиях городского/регионального масштаба и готовится к более крупному чемпионату. Да, на ваших плечах лежит определенная ответственность, и кто-то может постоянно давить на вас, скандируя оптимистичные лозунги вроде «Давай, не подведи!», «Возвращайся только с победой», или мое любимое «Ты уж нас не опозорь!». Но вы ответственны только за себя и свою жизнь. Конечно, каждый участник ВСР – это «лицо» своего учебного заведения и региона, который представляет. Но вы совершенно точно не обязаны никому: ни вашим наставникам, ни администрации колледжа побеждать или занимать призовое место.

И если вы не выиграете, это точно не будет вашим позором или проступком.

В день Х

Непосредственно перед выходом на площадку можно сделать несколько упражнений, которые помогут успокоиться и обрести чувство равновесия:

· Сядьте удобно, закройте глаза и в течение минуты медленно вдыхайте, задерживая на несколько секунд дыхание, и так же медленно выдыхайте.Дышите полной грудью. Думайте, прежде всего о том, сколько новых возможностей открывается для вас каждый день. И ВСР – лишь одна из них.

· Вспомните тот случай, когда вы были абсолютно точно счастливы. Что это было: поездка на море, покупка щенка или выздоровление после тяжелой болезни? Решать вам. Возродите эти ощущения, прочувствуйте радость, восторг и восхищение заново. Зарядите себя положительными эмоциями.

· Напишите на маленьких листочках подсказки: план урока, ключевые слова, алгоритм действий. Или просто зафиксируйте на бумаге, какие моменты в выполнении задания для вас главные. У меня всегда в кармане лежали стикеры со словами ДИКЦИЯ, УЛЫБКА, ГРОМКИЙ ГОЛОС, ПРОВЕРКА АППАРАТУРЫ, ДИАЛОГ С ВОЛОНТЕРАМИ. Конечно, вы не сможете достать эти бумажки на конкурсе – запрещено правилами. Но само чувство, что вы напомнили себе важные детали, подарит такое нужное ощущение спокойствия и стабильности.

При излишней вялости, нежелании выступать наоборот, нужно как следует взбодриться.

· Сделайте пару несложных физических упражнений: прыжки, приседания, наклоны корпусом. Так вы разогреете мышцы, что особенно важно перед модулем В, где необходимо свободно двигаться. Кроме того, легкая зарядка поможет обрести тонус, зарядиться энергией.

· Можно представить себя спортсменом перед Олимпиадой: разотрите руки, разомните шею. И не забывайте, что на конкурсную площадку необходимо приходить в удобной одежде и комфортной обуви. Позаботьтесь об этом заранее. Ведь любое, даже самое подготовленное выступление могут испортить, например, высокие каблуки или узкий воротник. И сделайте аккуратную прическу, чтобы не мешали волосы.

· Накануне обязательно выспитесь. И плотно позавтракайте. Зачем это нужно, объяснять не буду – не лишайте свой организм естественной энергии. Ну все, теперь вы готовы выполнять конкурсные задания. Просто пожелаю вам удачи и отличного настроения!

Если не все удалось

Я очень надеюсь, что тебе, дорогой участник ВСР не придется прочесть эту немного грустную страничку.

Но если так случилось, что набранных тобой баллов не хватило, чтобы получить заветную медаль, то я знаю, как тебе помочь. Проверено на собственном опыте.

ü Можно поплакать. Да, серьезно. Дайте волю эмоциям. Но только недолго и не у всех на виду – проявите немного чувствительности (это ни в коем случае не слабость!) рядом с близкими или наедине с собой. Слишком сильно переживать не стоит – это не тот повод, который требует горьких слез и бесконечного самокопания. Не произошло ничего ужасного. Еще раз повторю, ВСР – не более чем конкурс.

ü Особо впечатлительным (любителям пострадать как я) рекомендую прогуляться в одиночестве под любимую музыку, купить себе огромное мороженое или любимый кофе. Или все вместе. Просто вознаградите себя за работу, похвалите за смелость. То, что вы решили участвовать – уже большое достижение. Таких как вы немного: остальные испугались сложности и ответственности. А вы нет.

ü Можно ненадолго сменить обстановку. Если получится хоть на один день уехать в деревню к бабушке, съездить на озеро или просто пойти в лес – это отлично перезагрузит вашу нервную систему.

ü Воспользуйтесь приливом эмоций (пусть и негативных). Сделайте то, что долго откладывали: начните учить французский или писать книгу, сходите, наконец, в тренажерный зал. Можете позлиться на себя – выплесните энергию. Или просто хорошенько выспитесь – тоже неплохой вариант.

ü Когда все переживания уже утихли, самое время провести рефлексию. Определите, что же не позволило вам победить, какие моменты не получились. Да, не очень приятно вспоминать ошибки или неудачи, но это просто необходимо для дальнейшего роста. Сквозь слезы и боль, но переборите ощущение разочарования – так вы станете только сильнее.

Вы заметили, что между этими абзацами большие (целый сантиметр!!!) расстояния? Если решите воспользоваться моими советами, то распечатайте эту страницу и подпишите, какой способ помог справиться с трудностями, а какой – нет. И напишите свой вариант. Не забывайте, что все мы очень разные. И это реально круто.

Знакомство с WorldSkills

«Олимпиада для рабочих рук" - так называют конкурс, к которому вы готовитесь. Здесь все как в спорте: участники соревнуются друг с другом в различных дисциплинах,выполняя задания по времени и показывая свое мастерство. Результаты оценивают эксперты, лучшие получают призовые медали. Отличаются лишь задания: не нужно бежать и плыть на время, катать произвольную программу или метать копье. Все что требуется показать на соревнованиях WorldSkills - доказать, что в свои юные годы (участвовать можно до 22-х лет) ты уже можешь стать профессионалом своего дела. Но это совсем непросто: стоит вложить все силы, чтобы получить удовлетворение от проделанной работы.

Движение WorldSkills основано в 1953 году. С английского языка название организации переводится как «мировое мастерство, мировые навыки». Целью является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. На сегодняшний день в деятельности организации принимают участие 77 стран. Девиз: «Делай мир лучше силой своего мастерства!» Это и есть главная цель, которую преследуют участники, их наставники и организаторы.

Участие в чемпионате многоступенчатое, а это значит, что нужно запастись терпением, так как для того, чтобы дойти до финала, нужно пройти несколько этапов городского, регионального, федерально и всероссийского масштаба. Каждый новый этап – маленький шаг за горизонт навстречу самому себе. Только более сильному, смелому и опытному.

В России соревнования по стандартам WorldSkills проводятся с 2012 года. С каждым годом движение набирает обороты: все больше регионов принимает участие, совершенствуется система оценивания, а самое главное, что появляются новые компетенции!

О компетенции «Преподавание музыки в школе»

Компетенция "Преподавание музыки в школе" на данный момент представлена только в России. Её разработала и запустила команда преподавателей Красноярского педагогического колледжа №1 в 2016 году.

Изначально может сложиться впечатление, что такую творческую профессиюкак учитель музыки невозможно внедрить в чемпионат технического направления, где за каждое задание ставят баллы, оценивая результат. И если работа таких специалистов как парикмахер или автомеханик имеет конкретный видимый результат (готовая причёска и исправный механизм авто), то как быть с уроками музыки, где все зависит не только от учителя, но и от его учеников?

В этом и заключается особенность конкурса – участники показывают не готовый идеально выученный концертный номер, а свою работу с детьми в режиме реального времени, где есть место ошибкам и неловкостям (в разумных пределах, конечно). Но главное, что результат кардинально отличается от подготовленных открытых уроков живостью, креативом и непринуждённостью. Прямо как в детском лагере, когда за короткие сроки из минимума подручных средств создаются яркие костюмы и творческие работы. Только вместо картона и цветной бумаги в вашем арсенале ноты, музыка и безграничная фантазия!

Главная отличительная черта нашей компетенции – присутствие на площадке волонтёров. Как правило, это студенты колледжей, обучающиеся на немузыкальных специальностях. Они и выполняют роль учеников, детей, взаимодействуя с участниками. Почему не дети школьного возраста, чтобы условия были максимально приближены к реальным? Мне кажется, это сделано для удобства, ведь взрослые люди не будут баловаться и отвлекаться, смогут максимально выложиться и помочь конкурсанту. Ну и конечно, такие волонтёры ведут себя скованнее, чем дети, стесняются выражать эмоции и вам потребуется «раскачать» их, заставив петь, играть и танцевать с удовольствием. Но это только подзадоривает, позволяя применить все свои знания, продемонстрировать навыки и подтвердить профессиональную пригодность. Так что вперёд – действуйте!

Часть вторая: Трудности (нюансы) подготовки

И конечно, к ВСР необходима подготовка. Качество выступления напрямую зависит от того, насколько тщательно и точно вы проработаете сценарии уроков, освоите компьютерные программы и отработаете полученные навыки на публике. За несколько месяцев до чемпионата организаторы предоставляют музыкальные файлы, озвучивают тему урока, высылают полный пакет документов – подготовка требует немало времени и сил.

Наши рекомендации