Подходящую для богослужения?

Эта глава написана в первую очередь для музыкальных руководителей, которые еще не решили, какой музыке от­дать предпочтение: традиционной или современной. Я тоже долго не мог решить для себя этот вопрос. Когда я наконец понял, к каким последствиям приводит использо­вание современной христианской музыки в церкви, то в отчаянии спросил у Джуди: «Какую же музыку нам тог­да играть?» Когда я спорил с молодежным пастором Криса по поводу рок-концерта, он с иронией предложил мне написать инструкцию по выбору правильной музыки. Но правда жизни заключается в том, что всем нам нужна такая инструкция.

Я люблю заходить на церковные веб-сайты и смотреть, какую же музыкальную политику проводят церкви. На сайтах тех церквей, где богослужение проводится в новой форме, обычно говорится, что они принимают любую музыку, но ни разу я не видел, чтобы где-то было написа­но о том, какую музыку церковь считает приемлемой для богослужения. Теперь это не должно нас удивлять, так как мы уже знаем, что основной посылкой идеологии со­временной христианской музыки является утверждение, что любая музыка хороша, а следовательно, никаких пра­вил но выбору музыки для богослужения быть не может.

Если быть объективным, можно ли определить, какая музыка хорошая, а какая плохая? Чем нам руководство­ваться при выборе музыки для богослужения? Честно го­воря, я хотел бы иметь какое-нибудь руководство. Объек­тивный анализ мы можем провести только на основании Библии. Мне бы хотелось, чтобы Бог оставил в ней хотя бы одну главу, где было бы написано, какую музыку надо иг­рать в церкви. Некоторые, правда, считают, что Он оставил нам в Писании массу инструкций по этому вопросу, но лично я не нахожу в ней никаких конкретных сведений, при помощи которых можно было бы снять все противо­речия. Наш Бог, который так подробно описал план стро­ительства скинии, мог бы в какой-нибудь одной главе (же­лательно в Новом Завете) прямо сказать: «Не играйте ту же музыку, какую играют язычники, играйте только на тех инструментах, перечень которых я вам дам, прославляйте Меня только теми песнями, которые написаны в размере н/я, и без всяких барабанов». Но Бог этого не сделал.

Здесь возникает вопрос: а не сделали ли мы из церков­ной музыки идола, не придаем ли мы ей чрезмерно важ­ное значение? Я думаю, что иногда это случается, причем в обоих лагерях. Возможно, поэтому Бог и Иисус не ска­зали нам ничего о том, как конкретно организовывать му­зыкальное служение в новозаветной церкви. Может быть, Они хотели, чтобы мы больше внимания уделяли пропове­ди — о том, что нужно проповедовать, в Библии говорит­ся очень много и подробно.

Скажем откровенно, поскольку грешный человек выби­рает музыку, его выбор не может быть на сто процентов объективным. Нужно смириться с тем, что определенная доля субъективности всегда будет присутствовать в выби­раемом нами репертуаре. Вот почему важно изучить биб­лейские принципы разрешения спорных вопросов. Именно они помогут нам избежать неправильного поведения — об этом мы говорили в главе, посвященной музыкальным вку­сам. Кроме этого, я рекомендую тщательно изучить 15-ю и 10-ю главы Первой книги паралипоменон, где описано, ка­ким образом Давид организовал музыкальное поклонение в храме. Эти главы помогут нам понять, как грешный че­ловек может вообще служить Богу, выбирая музыкальные инструменты и саму музыку. Хорошим подспорьем в изу­чении этого материала может стать первая глава книги Тима Фишера под названием «Ученичество в музыке».

Итак, мой совет. Первое и главное: каждый, кто выби­рает музыку для народа Божьего, должен задуматься о своих отношениях с Христом. Общаетесь ли вы с Иису­сом? Изменяется ли ваша жизнь от общения с Ним? Или, может быть, вы знаете о каком-то своем грехе, но не ис­поведуете его, и поэтому не можете различать духовное?

Во-вторых, поскольку мы служим святому Богу, который требует от Своих рабов отделиться от мира (1 Пет. 1:15), мы должны очень осторожно формировать свои музыкаль­ные предпочтения. Человек, который весь день слушает светский или христианский рок, не сможет составить бо­гослужебный репертуар, угодный для Бога. То же самое произойдет, если он будет слушать любую другую светс­кую или христианскую музыку, в том числе (простите, друзья) в стиле кантри или вестерн. Слушая эту музы­ку, мы приучаем себя к ней, это неизбежно повлияет на наш выбор. Я уже говорил, что постоянно слушал «Promise Keepers» и классический христианский рок и в результате выбирал подобную музыку для богослужений.

Рассмотрев эти важные вопросы, хочу предложить не­сколько практических советов тем, кто хочет реформиро­вать музыкальные служения.

1. Учитесь жить по принципам. Вся музыка, которую вы используете в церкви, должна быть избрана в соответ­ствии с библейскими принципами, рассмотренными в пре­дыдущих главах этой книги. В музыке не должно быть даже намека на безнравственность (она не должна ассо­циироваться с безнравственностью), музыка не должна ни­кого оскорблять. Вы спросите: «Вы имеете в виду, что если даже один человек оскорблен, причем человек, кото­рый мне не очень нравится, немощный брат, то мне нуж­но подчиниться его желаниям?» Нет, я хочу сказать, что нужно убрать бревно из своего глаза, чтобы увидеть, в чем наш брат нуждается.

2. Если хочется плясать, не надо это исполнять! Я имею в виду легкий рок, тяжелый рок, кантри-рок, рэп, хип-хоп, регги, ска, блюз, биг-бэнд и другие стили, которые подверглись влиянию рока. Я надеюсь, сейчас вы уже понимаете, почему я даю такой совет. Если вы не може­те сами определить, написана ли та или иная композиция в ритме рока, напишите мне письмо по электронной почте и я помогу вам. Я чую роковый ритм за версту.

3. Распустите группу прославления. Без барабанов и электрогитары вам будет гораздо проще выбрать правиль­ную музыку. Если убрать барабаны из современной песни, скорее всего, от нее ничего не останется. Верните на сцену музыкантов, исполняющих традиционную музыку, и посмот­рите, что получится. Дав немолодым членам своей церк­ви возможность играть, вы тем самым совершите благое дело. Что вы можете сказать членам группы прославле­ния? Подарите им по экземпляру этой книги.

4. Если вы не уверены, оскорбит ли кого-нибудь в цер­кви выбранная вами музыка, тогда СНАЧАЛА СПРОСИТЕ!У новаторов есть вредная привычка: сперва спеть, потом спросить. И после этого они удивляются тому, почему некоторые люди обижаются на них. Спрашивайте мнение не только членов группы прославления и своих единомышлен­ников. Спросите хотя бы одного человека, который на лет десять старше вас, что он думает о вашем репертуаре.

5. Выбирать старый гимн — безопасно и мудро. Есть старые песни, которые пробуждают в людях такое же силь­ное желание поклоняться Богу, как и новые песни прослав­ления. Я знаю, новаторы скажут, что некоторые гимны содержат богословские ошибки, но если вы руководитель, то без труда сможете определить, относится ли данное за­мечание к тому гимну, который вы выбираете. Будьте ос­торожны, чтобы не вылить с купальной водой и ребенка.

6. Если современная песня хороша своей мелодией и гармонией, а не синкопированным ритмом, ее можно петь на богослужении. Большинство современных христианских песен имеют синкопированный ритм. Но не бойтесь, суще­ствует много хороших песен, в которых нет синкопирован­ного ритма. Возможно, вы просто не обращали на них внимания, потому что слишком много внимания уделяли христианскому року. Напишите мне, если хотите знать, какие это песни, и я отвечу вам. Конечно же, слова этих песен должны быть правильными с доктринальной точки зрения.

7. Раздавайте всем прихожанам слова с нотами, не ограничивайтесь одними словами на проекторе. Не ду­майте, что ваша община — собрание музыкально безгра­мотных. В каждой церкви найдется достаточно людей, которые могут петь по нотам. Если у вас нет сборников с нотами для всех приходящий, тогда купите! Помните, какие раньше были сборники гимнов? В них были даны партии четырех голосов, так что каждый человек мог выбрать для себя подходящую. Это позволит вам решить еще одну проблему. Я часто слышал, что люди без нот пытаются петь другую партию, однако у них не очень хорошо получается, потому что чаще всего они или не помнят, как должна звучать их партия, или так и не ра­зучили ее до конца. Поэтому они поют фальшиво и бес­порядочно. Дайте возможность людям петь по нотам!

8. Поместите микрофоны обратно на стойку. Забе­рите микрофоны из рук исполнителей. Микрофон в ру­ках создает для солиста искушение привлечь к себе вни­мание особой манерой исполнения, причем чаще всего эта манера — обычная имитация светских музыкантов.

Заключение

Клайв Льюис как-то сказал, что для человека, идущего в неверном направлении, лучший выход — развернуться и пойти обратно в поисках правильного пути1. Он имел в виду, что движение вперед — не всегда прогресс. На про­тяжении последних двух-трех десятилетий христианская музыка сделала вперед гигантский шаг, однако, как я счи­таю, в неверном направлении. Пришло время развернуться и пойти обратно, или, как сказано в Библии, покаяться.

На собственном опыте я показал вам, что мы впустили в церковь современную музыку, потому что потакали плоти и похотям. Мы оправдывали свои действия разными лож­ными доводами, потому что хотели играть в церкви музы­ку, которая очень нравилась нашему ветхому человеку. Мы обманулись, считая, что можем использовать любую музыку на богослужениях и что Бог примет наше покло­нение. Это ложь! Поверив этой лжи, мы ранили целое по­коление пожилых христиан, стали причиной церковного раскола, начали вести себя безнравственно.

Но самое страшное заключается вот в чем. У нас есть враг — сатана. Он постоянно находится в действии, он жаждет сделать поместную церковь бездейственной, подо­рвав ее изнутри. Мне кажется, ему удалось добиться не­малых успехов в этом направлении. Но я верю, в Госпо­да Иисуса Христа и знаю, что Он обличит врага и поможет нам разрушить его козни. Я верю в обещание, запи­санное в 1 Ин. 4:4: «Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире».

Я написал эту книгу потому, что мы с Джуди хотим спасти как можно больше бабочек, которые попали в бурю движения за современную христианскую музыку. Бабочки, дайте нам знать, если наши советы помогли вам. Я так­же надеюсь, что Бог откроет глаза руководителей и пос­ледователей этого движения и они поймут, какой духов­ный и эмоциональный вред приносит эта буря. Я пригла­шаю всех, у кого есть вопросы и комментарии, к уважи­тельному диалогу. Пишите мне по электронному адресу [email protected].

Да дарует милостивый и благостный Господь всем нам раскаяться в любви к миру и изменить свое поклонение, чтобы быть Ему угодными!

Примечания

Глава 2 — Моя история

Общегородские внеденоминационные вечера молитвы, орга­низовывавшиеся в Соединенных Штатах в 90-х годах.

Rick Warren, The Purpose Driven Church, p. 285.

Глава 3 — Отъявленная ложь

John Makujina, Measuring the Music, p. 208.

Rick Warren, The Purpose Driven Church, p. 279.

Ibid, p. 208.

Matthew Henry's Commentary on the Whole Bible.

Глава 4 — Что такое истинное«поклонение сердца»?

Zodhiates, The complete Word Study Dictionary, New Testament, 1992, p. 1233.

Albert Barnes, New Testament Commentary.

Bob Hudson © 1978 Maranatha Music.

Steven John Camp, A call for reformation in the contemporary Christian Music industry.

© 1999 Kingsway Thank You Music.

Глава 5 — Хочу свое MTV!

John MacArthur, Ashamed of Gospel, p. 46.

A1 Mohler Jr, âûäåðæêà èç ðå÷è, ïðîèçíåñåííîé íà çàñå­äàíèè Åâàíãåëüñêîãî àëüÿíñà, ïðîõîäèâøåå â Êåìáðèäæå, ÌÀ, â àïðåëå 1996 ãîäà. © 1996, 1999 Alliance of Confessing Evangelicals.

A. W. Tozer, The pursuit of God, ïðåäèñëîâèå. © 1948 (expired) by Christian Publication.

1 Кембриджская декларация Евангельского альянса, тезис мятый.

5 MacArthur, Ashamed of the Gospel, p. 46.

Глава 6 — Соблазн святым

A. W. Tozer, The Erotic vs. the Spiritual // Born After Midnight, pp. 37-38. Christian Publications in Camp Hill, PA.

Наши рекомендации