Подходящую для богослужения?
Эта глава написана в первую очередь для музыкальных руководителей, которые еще не решили, какой музыке отдать предпочтение: традиционной или современной. Я тоже долго не мог решить для себя этот вопрос. Когда я наконец понял, к каким последствиям приводит использование современной христианской музыки в церкви, то в отчаянии спросил у Джуди: «Какую же музыку нам тогда играть?» Когда я спорил с молодежным пастором Криса по поводу рок-концерта, он с иронией предложил мне написать инструкцию по выбору правильной музыки. Но правда жизни заключается в том, что всем нам нужна такая инструкция.
Я люблю заходить на церковные веб-сайты и смотреть, какую же музыкальную политику проводят церкви. На сайтах тех церквей, где богослужение проводится в новой форме, обычно говорится, что они принимают любую музыку, но ни разу я не видел, чтобы где-то было написано о том, какую музыку церковь считает приемлемой для богослужения. Теперь это не должно нас удивлять, так как мы уже знаем, что основной посылкой идеологии современной христианской музыки является утверждение, что любая музыка хороша, а следовательно, никаких правил но выбору музыки для богослужения быть не может.
Если быть объективным, можно ли определить, какая музыка хорошая, а какая плохая? Чем нам руководствоваться при выборе музыки для богослужения? Честно говоря, я хотел бы иметь какое-нибудь руководство. Объективный анализ мы можем провести только на основании Библии. Мне бы хотелось, чтобы Бог оставил в ней хотя бы одну главу, где было бы написано, какую музыку надо играть в церкви. Некоторые, правда, считают, что Он оставил нам в Писании массу инструкций по этому вопросу, но лично я не нахожу в ней никаких конкретных сведений, при помощи которых можно было бы снять все противоречия. Наш Бог, который так подробно описал план строительства скинии, мог бы в какой-нибудь одной главе (желательно в Новом Завете) прямо сказать: «Не играйте ту же музыку, какую играют язычники, играйте только на тех инструментах, перечень которых я вам дам, прославляйте Меня только теми песнями, которые написаны в размере н/я, и без всяких барабанов». Но Бог этого не сделал.
Здесь возникает вопрос: а не сделали ли мы из церковной музыки идола, не придаем ли мы ей чрезмерно важное значение? Я думаю, что иногда это случается, причем в обоих лагерях. Возможно, поэтому Бог и Иисус не сказали нам ничего о том, как конкретно организовывать музыкальное служение в новозаветной церкви. Может быть, Они хотели, чтобы мы больше внимания уделяли проповеди — о том, что нужно проповедовать, в Библии говорится очень много и подробно.
Скажем откровенно, поскольку грешный человек выбирает музыку, его выбор не может быть на сто процентов объективным. Нужно смириться с тем, что определенная доля субъективности всегда будет присутствовать в выбираемом нами репертуаре. Вот почему важно изучить библейские принципы разрешения спорных вопросов. Именно они помогут нам избежать неправильного поведения — об этом мы говорили в главе, посвященной музыкальным вкусам. Кроме этого, я рекомендую тщательно изучить 15-ю и 10-ю главы Первой книги паралипоменон, где описано, каким образом Давид организовал музыкальное поклонение в храме. Эти главы помогут нам понять, как грешный человек может вообще служить Богу, выбирая музыкальные инструменты и саму музыку. Хорошим подспорьем в изучении этого материала может стать первая глава книги Тима Фишера под названием «Ученичество в музыке».
Итак, мой совет. Первое и главное: каждый, кто выбирает музыку для народа Божьего, должен задуматься о своих отношениях с Христом. Общаетесь ли вы с Иисусом? Изменяется ли ваша жизнь от общения с Ним? Или, может быть, вы знаете о каком-то своем грехе, но не исповедуете его, и поэтому не можете различать духовное?
Во-вторых, поскольку мы служим святому Богу, который требует от Своих рабов отделиться от мира (1 Пет. 1:15), мы должны очень осторожно формировать свои музыкальные предпочтения. Человек, который весь день слушает светский или христианский рок, не сможет составить богослужебный репертуар, угодный для Бога. То же самое произойдет, если он будет слушать любую другую светскую или христианскую музыку, в том числе (простите, друзья) в стиле кантри или вестерн. Слушая эту музыку, мы приучаем себя к ней, это неизбежно повлияет на наш выбор. Я уже говорил, что постоянно слушал «Promise Keepers» и классический христианский рок и в результате выбирал подобную музыку для богослужений.
Рассмотрев эти важные вопросы, хочу предложить несколько практических советов тем, кто хочет реформировать музыкальные служения.
1. Учитесь жить по принципам. Вся музыка, которую вы используете в церкви, должна быть избрана в соответствии с библейскими принципами, рассмотренными в предыдущих главах этой книги. В музыке не должно быть даже намека на безнравственность (она не должна ассоциироваться с безнравственностью), музыка не должна никого оскорблять. Вы спросите: «Вы имеете в виду, что если даже один человек оскорблен, причем человек, который мне не очень нравится, немощный брат, то мне нужно подчиниться его желаниям?» Нет, я хочу сказать, что нужно убрать бревно из своего глаза, чтобы увидеть, в чем наш брат нуждается.
2. Если хочется плясать, не надо это исполнять! Я имею в виду легкий рок, тяжелый рок, кантри-рок, рэп, хип-хоп, регги, ска, блюз, биг-бэнд и другие стили, которые подверглись влиянию рока. Я надеюсь, сейчас вы уже понимаете, почему я даю такой совет. Если вы не можете сами определить, написана ли та или иная композиция в ритме рока, напишите мне письмо по электронной почте и я помогу вам. Я чую роковый ритм за версту.
3. Распустите группу прославления. Без барабанов и электрогитары вам будет гораздо проще выбрать правильную музыку. Если убрать барабаны из современной песни, скорее всего, от нее ничего не останется. Верните на сцену музыкантов, исполняющих традиционную музыку, и посмотрите, что получится. Дав немолодым членам своей церкви возможность играть, вы тем самым совершите благое дело. Что вы можете сказать членам группы прославления? Подарите им по экземпляру этой книги.
4. Если вы не уверены, оскорбит ли кого-нибудь в церкви выбранная вами музыка, тогда СНАЧАЛА СПРОСИТЕ!У новаторов есть вредная привычка: сперва спеть, потом спросить. И после этого они удивляются тому, почему некоторые люди обижаются на них. Спрашивайте мнение не только членов группы прославления и своих единомышленников. Спросите хотя бы одного человека, который на лет десять старше вас, что он думает о вашем репертуаре.
5. Выбирать старый гимн — безопасно и мудро. Есть старые песни, которые пробуждают в людях такое же сильное желание поклоняться Богу, как и новые песни прославления. Я знаю, новаторы скажут, что некоторые гимны содержат богословские ошибки, но если вы руководитель, то без труда сможете определить, относится ли данное замечание к тому гимну, который вы выбираете. Будьте осторожны, чтобы не вылить с купальной водой и ребенка.
6. Если современная песня хороша своей мелодией и гармонией, а не синкопированным ритмом, ее можно петь на богослужении. Большинство современных христианских песен имеют синкопированный ритм. Но не бойтесь, существует много хороших песен, в которых нет синкопированного ритма. Возможно, вы просто не обращали на них внимания, потому что слишком много внимания уделяли христианскому року. Напишите мне, если хотите знать, какие это песни, и я отвечу вам. Конечно же, слова этих песен должны быть правильными с доктринальной точки зрения.
7. Раздавайте всем прихожанам слова с нотами, не ограничивайтесь одними словами на проекторе. Не думайте, что ваша община — собрание музыкально безграмотных. В каждой церкви найдется достаточно людей, которые могут петь по нотам. Если у вас нет сборников с нотами для всех приходящий, тогда купите! Помните, какие раньше были сборники гимнов? В них были даны партии четырех голосов, так что каждый человек мог выбрать для себя подходящую. Это позволит вам решить еще одну проблему. Я часто слышал, что люди без нот пытаются петь другую партию, однако у них не очень хорошо получается, потому что чаще всего они или не помнят, как должна звучать их партия, или так и не разучили ее до конца. Поэтому они поют фальшиво и беспорядочно. Дайте возможность людям петь по нотам!
8. Поместите микрофоны обратно на стойку. Заберите микрофоны из рук исполнителей. Микрофон в руках создает для солиста искушение привлечь к себе внимание особой манерой исполнения, причем чаще всего эта манера — обычная имитация светских музыкантов.
Заключение
Клайв Льюис как-то сказал, что для человека, идущего в неверном направлении, лучший выход — развернуться и пойти обратно в поисках правильного пути1. Он имел в виду, что движение вперед — не всегда прогресс. На протяжении последних двух-трех десятилетий христианская музыка сделала вперед гигантский шаг, однако, как я считаю, в неверном направлении. Пришло время развернуться и пойти обратно, или, как сказано в Библии, покаяться.
На собственном опыте я показал вам, что мы впустили в церковь современную музыку, потому что потакали плоти и похотям. Мы оправдывали свои действия разными ложными доводами, потому что хотели играть в церкви музыку, которая очень нравилась нашему ветхому человеку. Мы обманулись, считая, что можем использовать любую музыку на богослужениях и что Бог примет наше поклонение. Это ложь! Поверив этой лжи, мы ранили целое поколение пожилых христиан, стали причиной церковного раскола, начали вести себя безнравственно.
Но самое страшное заключается вот в чем. У нас есть враг — сатана. Он постоянно находится в действии, он жаждет сделать поместную церковь бездейственной, подорвав ее изнутри. Мне кажется, ему удалось добиться немалых успехов в этом направлении. Но я верю, в Господа Иисуса Христа и знаю, что Он обличит врага и поможет нам разрушить его козни. Я верю в обещание, записанное в 1 Ин. 4:4: «Дети! Вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире».
Я написал эту книгу потому, что мы с Джуди хотим спасти как можно больше бабочек, которые попали в бурю движения за современную христианскую музыку. Бабочки, дайте нам знать, если наши советы помогли вам. Я также надеюсь, что Бог откроет глаза руководителей и последователей этого движения и они поймут, какой духовный и эмоциональный вред приносит эта буря. Я приглашаю всех, у кого есть вопросы и комментарии, к уважительному диалогу. Пишите мне по электронному адресу [email protected].
Да дарует милостивый и благостный Господь всем нам раскаяться в любви к миру и изменить свое поклонение, чтобы быть Ему угодными!
Примечания
Глава 2 — Моя история
Общегородские внеденоминационные вечера молитвы, организовывавшиеся в Соединенных Штатах в 90-х годах.
Rick Warren, The Purpose Driven Church, p. 285.
Глава 3 — Отъявленная ложь
John Makujina, Measuring the Music, p. 208.
Rick Warren, The Purpose Driven Church, p. 279.
Ibid, p. 208.
Matthew Henry's Commentary on the Whole Bible.
Глава 4 — Что такое истинное«поклонение сердца»?
Zodhiates, The complete Word Study Dictionary, New Testament, 1992, p. 1233.
Albert Barnes, New Testament Commentary.
Bob Hudson © 1978 Maranatha Music.
Steven John Camp, A call for reformation in the contemporary Christian Music industry.
© 1999 Kingsway Thank You Music.
Глава 5 — Хочу свое MTV!
John MacArthur, Ashamed of Gospel, p. 46.
A1 Mohler Jr, âûäåðæêà èç ðå÷è, ïðîèçíåñåííîé íà çàñåäàíèè Åâàíãåëüñêîãî àëüÿíñà, ïðîõîäèâøåå â Êåìáðèäæå, ÌÀ, â àïðåëå 1996 ãîäà. © 1996, 1999 Alliance of Confessing Evangelicals.
A. W. Tozer, The pursuit of God, ïðåäèñëîâèå. © 1948 (expired) by Christian Publication.
1 Кембриджская декларация Евангельского альянса, тезис мятый.
5 MacArthur, Ashamed of the Gospel, p. 46.
Глава 6 — Соблазн святым
A. W. Tozer, The Erotic vs. the Spiritual // Born After Midnight, pp. 37-38. Christian Publications in Camp Hill, PA.