Разве современные песни петь не легче
Чем традиционные гимны?
Использование современной христианской музыки на богослужениях некоторые музыкальные новаторы оправдывают тем, что якобы большинству людей слишком трудно петь традиционные гимны. Они считают, что гимны слишком сложны для понимания из-за обилия старых английских слов, что лишь немногие прихожане знают, как исполнять гимн в четыре голоса, и что старая церковная музыка может отпугнуть посетителей. Один из пасторов так выразил эту точку зрения:
Наши гимны написаны на основе богатейшего наследия церковной музыки. Но к сожалению, большинство людей, которых мы хотели бы видеть в церкви, не знакомы с ними, а те, кто знаком, познакомились с ними в плохом исполнении. Поэтому использование гимнов в церкви создает проблему.1
В то же время современная христианская музыка, которая почти всегда поется в один голос, как считает большинство, помогает каждому участвовать в поклонении и дает посетителям возможность почувствовать себя на богослужении комфортно. Этот довод звучит весьма убедительно.
Но можем ли мы принять его? Проблема заключается в том, что он просто не соответствует действительности. Проведя множество служений поклонения и прославления, я заметил, что не все люди поют на них. На самом деле, некоторые из присутствующих на собрании стоят, опустив голову. Я спросил себя, почему, и обнаружил две основные причины.
Трудности в разучивании
Во-первых, некоторые люди признавались, что им сложно дается запоминание синкопированных мелодий современных христианских песен. Синкопирование означает, что такт начинается не с сильной доли, а со слабой. Этот прием применяется во многих музыкальных стилях, однако в некоторых из них он очень ярко выражен. Постоянное использование синкопы — отличительная особенность ритма рок-музыки. Вы неоднократно слышали синкопированный ритм. Классический пример такого музыкального стиля — это песня «Девчонка из Айпанемы». Все песни, написанные в стиле рок, изобилуют синкопами. То же самое относится к джазу и блюзу.
Синкопированную мелодию разучивать гораздо сложнее, потому что ее трудно петь по нотам. Кроме того, в нас заложен инстинкт начинать музыкальную фразу с сильной доли. В современных христианских песнях, как и в рок-музыке в целом, особенно подчеркивается слабая доля. Руководителю приходится прилагать много сил, чтобы научить людей петь синкопированные мелодии. Традиционную же музыку и современную музыку, написанную в традиционном стиле, разучивать легко, потому что в ней музыкальные фразы начинаются с сильной доли.
К тому же очень трудно правильно соблюсти ритм в синкопированной мелодии. Вы, возможно, обращали внимание на то, что если какая-нибудь бродячая группа пытается воспроизвести популярную роковую мелодию, ей это никогда не удается — в их исполнении она звучит иначе, чем в оригинале. То же самое происходит, когда церковные музыканты, наученные классическому исполнению, пытаются играть современные христианские песни — они не могут правильно сделать это. Нужно «чувствовать» эту музыку, чтобы сыграть ее.
Например, белые рок-музыканты не всегда могут правильно воспроизвести блюзы или негритянские христианские мелодии, потому что им не хватает «чутья» для этой музыки. Томас Дэй хорошо подметил эту проблему. Прочитав инструкцию по исполнению одной из современных песен, он выразился следующим образом:
Темп этой композиции определили как «шагающий блюз», чтобы люди, которые будут исполнять ее — белые-католики из фольклорных групп должны были играть роль бедных фермеров-издольщиков с юга, — смогли правильно понять, что от них требуется. Композитор и редакторы понимали, что у исполнителей нет природного чувства того, как нужно исполнять эту музыку, поэтому им пришлось уточнять, например, что слово «слава» нужно петь так: «сла-а-а-ва».- Когда я впервые увидел эту «инструкцию», мне хотелось рвать и метать, прилично выражаясь.2
Когда-то и я входил в состав такой христианской группы. Мы тоже пытались играть музыку бедных фермеров с юга'1. Если бы я в то время услышал замечания мистера Дэя, я бы ужасно разозлился на него и назвал бы его фарисеем за то, что он с осуждением говорит об искренних христианах, изо всех сил старающихся служить Богу. Однако сейчас я понимаю, что он был совершенно прав. Я заметил то же самое. На мой взгляд, музыканты. исполняющие музыку, которая не свойственна культуре их народа, выглядят весьма глупо. Какую славу они могут принести Богу? Если приверженцы современной музыки в действительности хотят достичь «правдивости» в той музыке, которую они исполняют, они должны играть ту музыку, которая свойственна их культуре.
За время своего служения я не часто встречал людей, которые без предварительного прослушивания смогли бы прочесть с листа сильно синкопированную мелодию. Я тоже не умею этого делать. У меня также есть склонность синкопировать мелодии. Я постоянно борюсь с этим искушением, и, чтобы не давать волю своим греховным наклонностям, я больше не возглавляю прославление и не пишу музыку для церкви. Когда я руководил прославлением в церкви, мне приходилось снова и снова проигрывать мелодию, чтобы другие могли запомнить ее. Как вы думаете, почему в современной церкви проектор высвечивает на стене только слова песни, а не ноты со словами? Одна из негласных причин тому заключается в том, что большинство прихожан не может петь по нотам современную музыку, изобилующую синкопами.
Вынужденное молчание
Вторая причина, по которой многие люди не пели во время прославления, повергла меня в полное недоумение, так как я считал, что в своем служении мы ориентировались на среднестатистического прихожанина. Однако некоторые люди признавались мне, что поставленные голоса группы прославления мешают им петь, поскольку они не слышат себя. И действительно, разве могут обычные люди улучшить пение группы одаренных вокалистов, вооруженных микрофонами, особенно если поет она под сопровождение рок-группы? И с другой стороны, я на опыте убедился в том, что когда гимн исполняет вся церковь без ведущего голоса, когда поощряется многоголосное пение, тогда все ощущают себя равными и активно участвуют в пении.
Даже ищущие и невоцерковленные ценят хорошее исполнение гимнов, и созвучие, которое достигается в таком пении, притягивает их к Евангелию. Большинству людей, не посещающих регулярно церковь, еще с детства хорошо знакомы мелодии классических христианских гимнов (таких как «О благодать, спасен тобой», «У креста», «Как Ты велик», «Святый, Святый, Святый», «Такой, как есть» и многих других). Многие признавались мне, что им гораздо приятнее было бы услышать эти песни, чем терпеть подобие музыки, которое им и так приходится слушать каждый день. Некоторые даже впадали в растерянность, услышав свою мирскую музыку в церкви. Это еще раз доказывает, что новаторы настаивают на исполнении в церкви современной музыки просто потому, что она им нравится.
Что приносит общине больше пользы: четырехголосное пение гимнов или одноголосное пение современных песен? Я согласен с тем. что написано в предисловии к сборнику «Христианские гимны», который используется в евангельских церквах Великобритании:
В общем, та община, которая сможет петь эти гимны на четыре голоса, со временем, помимо всего прочего, обнаружит, что ее прославление стало богаче и что оно приносит больше удовлетворения по сравнению с тем временем, когда в церкви пелась только мелодия гимна.1
Слушать и петь четырехголосье в церкви доставляет огромное удовольствие. Почему же мы позволяем убедить себя в том, что нужно упростить пение в церкви? Не слишком ли быстро мы соглашаемся променять совершенство на посредственность? В большинстве церквей (даже в тех. которые ориентированы на привлечение ищущих) есть люди, которые умеют петь по нотам, и могут помочь тем, кто не умеет этого делать. В крайнем случае, музыкально безграмотные могут петь знакомую им партию. Так было заведено в церкви на протяжении столетий, вплоть до того момента, как новаторы начали убеждать нас в том, что это слишком сложно. Не будем же сдаваться без боя!
Нам удастся возродить в наших церквах любовь к старым гимнам, если мы последуем мудрым советам Джона Уэсли, которые он изложил в своих «Правилах пения в методистских церквах» (сокращенный вариант).
1. Разучите мелодию.
2. Пойте по нотам.
3. Пойте все. Если это ваш крест, возьмите его, и он станет вашим благословением.
4. Пойте с воодушевлением, смело.
5. Пойте скромно. Не кричите.
6. Пойте со всеми. Не затягивайте и не забегайте вперед.
7. Более всего, пойте духовно. Взирайте на Бога, произнося каждое слово. Стремитесь угодить Ему больше, нежели себе или кому бы то ни было. Для этого постоянно вдумывайтесь в смысл того, что вы поете, и следите за тем, чтобы ваши мысли не уносились вдаль вместе с мелодией, а постоянно возносились к Богу.5
Глава 16