Интимные отношения на богослужении

Мы все желаем близких отношений с Господом. А не­которым из нас также необходимо видеть проявление этих отношений в тех, кто поклоняется вместе с нами. В такой ситуации у нас возникают приятные ощущения. Все мы хотим в поклонении достичь такого эмоционального состо­яния, чтобы почувствовать присутствие Бога. И мы исполь­зуем современную музыку, чтобы создать эту атмосферу. Приглушаем свет, играем именно ту музыку, которая вы­зовет у людей нужные нам ощущения, создаем особый на­строй.

Ну и что здесь такого? Проблема в том, что именно этот прием мир использует для того, чтобы создать бли­зость между представителями разных полов. Светские музыканты используют ту же музыку и те же методы, чтобы люди почувствовали близость друг ко другу. Все делается для того, чтобы ввести чувственность на богослу­жение и сломать все барьеры на пути выражения сексу­ального желания. Сатана годами использовал этот метод для того, чтобы спровоцировать людей к безнравственным поступкам. Мы не можем пользоваться этими нечестивыми методами, чтобы заставить Бога «приблизиться» к нам или создать видимость того, что приближаемся к Нему. Эти­ми методами мы достигаем только одного: даем сатане еще одну возможность поймать нас на крючок и подталкива­ем к духовному падению ничего не подозревающих жертв.

А. Тозер резко критиковал эту псевдоблизость с Гос­подом:

Большинство песен на богослужениях скорее испол­нены романтики, нежели Святого Духа. И слова, и му­зыка призваны возбудить в нас чувственность (распут­ство, полное похоти). Ко Христу большинство обраща­ется фамильярно, и это свидетельствует о том, что люди не понимают, кто Он. О пет, это не благоговейная бли­зость подгоняющегося святого, это неподобающая фа- милъярность плотского обожателя (курсив мой).1

Подражая миру в своем поклонении Богу, мы предос­тавляем сатане прекрасную возможность подменить истину чувствами. Как интимные отношения в браке, так и духов­ная близость с Богом должна быть сокрыта от посторон­них глаз.

Багаж современной христианской музыки

Современная христианская музыка неразрывно связана с безнравственностью, потому что эта музыка тянет за собой безнравственность мира. Этот багаж останется при ней, даже если вы измените, слова песен, поменяете испол­нителей, запишете ее в другой студии или попросите Бога освятить ее. Рок-музыка и ее производные могут, и будут развращать нравы каждого, кто соприкоснется с ней.

Приверженцы современной музыки должны отказать­ся от всякой защиты своих взглядов и согласиться с тем, что уже давно известно всему миру: рок-музыка создает такую атмосферу, которой не место в церкви! Не пускай­те сатану на свои служения прославления, не давайте ему соблазнять святых. Пришло время всем нам осоз­нать это, раскаяться в своих действиях и больше не да­вать ни малейшего повода для искушения во время по­клонения в церкви. Нам следует помнить, что мы покло­няемся Всемогущему Богу, Святому Израилеву, и Его Сыну Иисусу Христу, восседающему одесную Отца на небесном престоле.

Глава 7

Раскалывание церквей

Обычно в церкви, в которой осуществляется переход от традиционной музыки в поклонении к современной, всегда есть группа традиционалистов, которые не довольны про­исходящим. Что происходит, когда они пытаются возра­жать против нововведений? Как новаторы реагируют на их критику? Изменение формы поклонения зачастую оканчивается церковным расколом, в котором обвиняют традиционалистов, поскольку они осуждающая сторона. Определить, так ли это, можно, если присмотреться к тому, как новаторы относятся к традиционалистам, высказыва­ющим свою озабоченность переменами.

Мы уже говорили о том, что некоторые новаторы счи­тают всех, кто не согласен с ними или пытается противо­стоять им, «бедными, порабощенными традициями людьми, не понимающими, что такое поклонение сердца». Новато­ры уверены, что традиционалисты «противостоят Божьим замыслам». Эта склонность отделять себя от других присуща многим музыкальным руководителям, как когда-то она была присуща и мне. Служители верят в то, что Бог намерен совершить что-то особенное, используя их люби­мую музыку. Они посещают семинары, посвященные этой теме, где их убеждают поменять церковную политику в му­зыкальном вопросе. Затем возвращаются в церковь, томи­мые желанием внедрить новейшие музыкальные достиже­ния прямо на следующем собрании. Всех, кто пробует по­мешать им, они психологически уничтожают, называя за­конниками и фарисеями, или забрасывают доводами в свою защиту, описанными в этой книге.

Сейчас в церкви вообще принято считать, что если кто- то что-то критикует, значит, он уже не прав. И если при­ходится выбирать между людьми, давно посещающими церковь, и современной музыкой, новаторы решают, что людьми можно поступиться.

Поэтому не удивительно, что старые члены церкви чув­ствуют, что им нужно уйти из церкви, а ведь кто-то из них, возможно, начинал создавать ее. Им внушают, что именно они поступили неправильно, хотя на самом деле именно новаторы со своей оскорбительной музыкой, уп­рямством и высокомерием являются источником пробле­мы. Именно поэтому я возлагаю вину за церковные рас­колы на музыкальной почве именно на руководителей, выбирающих современную музыку без учета мнений и пожеланий остальной части церкви. Я на собственном опыте знаю, насколько болезненны церковные расколы, так как совсем недавно моя семья вынуждена была покинуть церковь из-за несогласия с музыкальной политикой цер­кви. Я думаю, что Бог допустил это событие в моей жизни, чтобы я сам испытал ту боль, которую по моей вине пе­реживали другие.

К своему стыду, я слышал, как пастора церкви под­ливали масла в огонь своими высказываниями: «Если им не нравится здесь, в городе полно других церквей», «Не надо спорить об этом — это всего лишь вопрос вкуса».

(Откровенно говоря, такое отношение присуще не только тем пасторам, которые ратуют за современную музыку в церкви.)

Пастор Уоррен открыто признает, что некоторые люди неизбежно уйдут из церкви, если в ней произвести музы­кальную реформу.

Однажды определив, какую музыку вы будете ис­пользовать на богослужениях, вы определите и многие другие направления развития своей церкви, возможно, сами этого не осознавая. Ваш выбор определит, какие люди будут приходить в вашу церковь, каких людей вы удержите, а каких потеряете (курсив мой).1

Когда пастор решает использовать на богослужении современную музыку, некоторые овцы его стада, которые, как и Джуди, считают, что его решение приведет к серьезным проблемам в церкви, теряют пастыря, который бы защищал их. Их пастырь решил, что некоторых овец можно поте­рять. Но разве может пастырь терять своих овец? Все мы знаем, что Писание повелевает пастырю изгонять из ста­да овец, которые вносят дух разделения, если они не под­чиняются церковной дисциплине, как она описана в Библии, и не раскаиваются. Но учит ли Библия, что пастырь мо­жет избавляться от хороших и верных овец ради новой му­зыкальной политики? Конечно же, нет, но тем не менее пастора-новаторы находят себе оправдание.

Многие традиционалисты почувствовали, что их вынуж­дают уйти. Они лишились защиты пастора, «влюбившего­ся» в современную христианскую музыку. В поисках нового пастыря, который не ставит сомнительные музыкальные стили выше нужд своей паствы, они отправились в опасное путешествие, рискуя оказаться в волчьих зубах. Любопытно, что после того, как традиционалистов обвинили в эгоизме, в безразличии к судьбе погибающих грешников, после того, как им сказали, что они мешают людям приходить в церковь из-за своих музыкальных пристрастий, после того, как многие из них покинули любимую церковь, «целеустремлен­ная церковь» перестает притворяться, что «современная христианская музыка предназначена для евангелизационных служений». Со временем она становится основой всех служений. Это подлинная цель новаторов.

Только задумайтесь о том, что вы сейчас прочитали. Это серьезный грех, пастора. Библия не дает вам права выгонять из церкви верующих для того, чтобы впустить в церковь современную музыку или произвести любые дру­гие нововведения. Если вы один из пасторов, совершивших этот грех, то вам еще не поздно покаяться и все исправить.

Теперь я понимаю, что сам причинял людям боль и вызывал разделения, пропагандируя современную музыку и вступая в полемику с традиционалистами. Я непосред­ственно руководил переходом от традиционной к совре­менной музыке, в результате чего многие люди оставля­ли свои церкви. Из-за своего высокомерия я расколол собственную семью. Я исповедал этот грех перед Госпо­дом, раскаялся в нем и теперь прошу прощения.

А вас обижали так же? Остались ли и у вас на серд­це раны после споров о музыке? Пришлось ли и вам покинуть церковь по той же причине? Я уверен, что Бог исцелит ваши раны и поможет найти хорошую церковь, если вы не дадите волю своей горечи.

Если же вы ходите в церковь, где не утихают споры на тему музыки, пожалуйста, подарите пастору эту книгу и попросите его подумать о том, какие последствия может иметь использование современной христианской музыки в церкви.

Глава 8

Разве это не вопрос вкуса?

Однажды мой семнадцатилетний сын Крис пришел ко мне со слезами на глазах — у него вышла ссора с моло­дежью в церкви. Молодежный пастор пригласил на мо­лодежное собрание христианскую рок-группу по вполне искренним мотивам: он хотел, чтобы ребята пригласили на концерт своих неверующих друзей и знакомых из школы. Он считал, что в таком исполнении христианская музыка понравится их неверующим друзьям. Приглашенная груп­па начала играть тяжелый рок. Музыка была настолько оглушительной, а барабаны звучали так резко, что Криса то и дело бросало в дрожь, а сердце останавливалось.

Концерт шел своим чередом, но Крис больше не мог это слушать. Музыка плохо на него действовала, поэтому он начал потихоньку пробираться к выходу. Молодежный пастор заметил это и вышел вслед за Крисом. Он с уп­реком сказал ему, что он, Крис, как руководитель музы­кальной группы, не имеет права уходить, что он должен поддержать их. Пастор попросил его вернуться. Крис пытался объяснить, что эта музыка плохо влияет на его духовное состояние, но так и не смог толком объяснить, почему так происходит. Пастор же тяготел к современ­ной христианской музыке и знал все доводы, которые мож­но использовать в ее защиту. Он заставил Криса почув­ствовать себя виноватым, как будто он совершил грех, по достоинству не оценив концерт. Этот человек, к которому Крис относился с уважением и любовью, навязывал мое­му сыну свое ошибочное мнение.

Этот человек был моим другом и соратником в музы­кальном служении. Он пел в нашей музыкальной группе, и мы часто молились вместе. Но, тем не менее, я решил поговорить с ним на эту тему. Во время беседы он стал приводить мне доводы в пользу современной музыки, из­ложенные в этой книге. Он пытался убедить меня, что в вопросах музыки, как и в некоторых других спорных воп­росах, есть такие понятия, как предпочтение и вкус, и что Бог принимает разную музыку. Мы не должны судить друг друга в этом вопросе, потому что это дело вкуса. Бог любит многообразие и творческий подход — в конце кон­цов, Он сам всех людей создал разными и дал им различ­ные пристрастия в музыке.

Это довольно веский и убедительный довод в пользу использования современной музыки в церкви. Но я ска­зал ему, что не смогу просто на веру принять его слова, мне нужны библейские доказательства его правоты. По­этому я решил потратить некоторое время на изучение вопроса о том,, что в Библии сказано о личных предпоч­тениях и вкусах.

В результате своего исследования я пришел к выводу, что Богу не безразличны наши пристрастия и вкусы, по­тому что мы являемся Его представителями на этой зем­ле. Я обнаружил, что Писание призывает нас отказывать­ся от всего того, что может ассоциироваться со злом и что мы ограничены в своих предпочтениях. Сегодня во многих церквах музыкальные новаторы нарушают оба этих принципа.

Исследовав Писание, я осознал, что, если я хочу жить святой и угодной Богу жизнью, я должен быть рассуди­тельным в выборе предпочтений. Я должен ставить нужды своих братьев выше своих собственных. И хотя мои изыс­кания в первую очередь касались музыки, я понял, что должен следить за тем, что я смотрю по телевизору, что читаю, что ищу в интернете, куда еду в отпуск.

Теперь я хочу поделиться с вами тем, какие принципы я сформулировал в ходе своего исследования Библии. Я не хочу сказать, что мое мнение по тому или иному библей­скому отрывку — истина в последней инстанции. Но если вы рождены свыше, значит, Дух Святой ведет вас, и я уве­рен, что рано или поздно вы придете к тем же выводам, к каким пришел я. Как и апостол Павел, я не призываю вас следовать человеческим предписаниям. Но в то же время я искренно полагаю, что предлагаю вам наилучший метод решения спорных вопросов в сфере музыки.

1. Избегайте любой музыки, которая может ассоциироваться со злом

«Удерживайтесь от всякого рода зла».

(Первое послание к фессалоникийцам 5:22)

Многие христиане сегодня предпочитают не принимать в расчет эти слова, так как, примени они их в своей жизни, им пришлось бы отказаться от их излюбленных мирских увлечений. Но все же они имеют огромное значение. Апостол Павел призывает избегать не только самого зла, но и всего того, что похоже на зло. Греческое слово, пе­реведенное как «род», несет в себе значение подобия, формы, типа, вида. Библия призывает нас «удерживаться». Это значит, что мы должны избегать этого.

Апостол Петр в своем первом послании (1 Пет. 2:11) говорит, что мы должны избегать плотских похотей, запретных желаний, порожденных нашей греховной природой. Я убежден, что желание использовать современную музыку во время богослужения возникает именно по велению на­шей греховной природы. Петр приводит еще одну причи­ну, по которой мы должны удерживаться от этих плотс­ких желаний: эти желания ведут войну с нашей душой. Плотские желания в прямом смысле этого слова наступают на наши нормы поведения, данные Богом. Это не физичес­кая война — это духовная брань.

Нам следует избегать не только плотских желаний (и их подобия) — мы не должны допускать даже намека на без­нравственность. В Послании к ефесянам 5:3 сказано: «...блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». В одном из ан­глийских переводов этот стих представлен так: «...среди вас не должно быть даже намека на половую безнравственность, или нечистоту, или зависть, так как это не прилично свя­тым людям Божьим».

Иисус еще строже подходил к этой проблеме: «А Я го­ворю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожде­лением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мтф. 5:28). Этими словами Он поставил знак равенства между злом с похотью в наших мыслях и злом с похотью, которое мы совершаем в своей жизни. Следовательно, мы должны избегать не только самих злых поступков или их подобия, но даже мысли о них.

Давайте посмотрим на проблему современной музыки на богослужении с точки зрения этих принципов. Исполняя рок-музыку на собраниях, мы нарушаем принцип, данный апостолом Павлом: мы совершаем действия, которые похо­жи на зло. В этом случае мы виновны

• в совершении подобия зла, так как современная христианская музыка имитирует светскую музыку и стиль ее исполнения, которые порождаются безнрав­ственностью;

• в потакании своим плотским похотям и нечистых мыслях;

• в предательстве, так как мы предаем Бога, присо­единяясь к Его противникам, которые ведут войну с его принципами и заповедями.

Применение принципа

Нужно избегать использования музыки, которая каким бы то ни было образом может ассоциироваться со злом или безнравственностью. Нам не следует слушать ее ни в церкви, ни дома.

Наши рекомендации