Какое поклонение Бог принимает?

В своих комментариях к псалмам Мэттью Генри отме­тил:

Чтобы Бог принял наше посвящение, мы обязатель­но должны быть праведными перед Ним (потому что только молитва праведного благоугодна Ему). Посему нам необходимо иметь правильное представление о блаженстве и избрать правильный путь, ведущий к нему.4

В псалме 50:17-19 Давид дает определение поклонения, которое угодно Богу. Я просто не могу не привести его здесь.

Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хва­лу Твою: ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь. Боже.

Как мы должны организовывать совместное поклонение?

О поклонении более подробно мы поговорим в следую­щей главе, которая называется «Что такое истинное „по­клонение сердца"?» Описывая, какие проблемы создает в церкви современная христианская музыка, я призываю ее приверженцев присоединиться ко мне в борьбе против нее:

• давайте откажемся от использования мирской со­временной христианской музыки на наших собраниях;

• давайте вернемся к использованию традиционной музыки на богослужении.

Здесь я буквально слышу стон, вырывающийся из груди приверженцев современной музыки: «Нет! Только не эти скучные мертвые служения! Я ни за что не откажусь от современной музыки!» А кто-то уже придумал новую ав­томобильную наклейку: «Вы будете петь старые песни только над моим остывающим телом!» Годы пропаганды современной христианской музыки убедили многих, что на­стоящее, искреннее, разнообразное поклонение невозможно без ее использования, а это означает, что любое консерва­тивное служение — неизбежно поддельное и мертвое. Именно так вначале думал и я, оставляя церковь с совре­менной музыкой и возвращаясь в церковь с консерватив­ным музыкальным служением.

Но я все же хочу обнадежить тех приверженцев со­временной христианской музыки, которые отважатся на предложенные мною перемены. Вы сможете поклоняться Богу, ощущать Его присутствие, исполняться Духом Свя­тым без этой музыки, без ведущих поклонение, с хоро­шими старыми гимнами и современными нероковыми пес­нями. Бог обитает среди славословия народа Своего там, где нет противоречивой музыки и представлений, которые как две капли воды похожи на мирские. Я знаю об этом не понаслышке, потому что в моей церкви именно такое поклонения.

А тем, кто сомневается, сможет ли он вернуться обратно, я расскажу, как поклоняются в нашей церкви без исполь­зования современной музыки. Наша церковь интернаци­ональная, к ней принадлежит несколько испанских семей, и мы, поклоняясь вместе без современной музыки, не ис­пытываем необходимости в подборе какой-то особой, наци­ональной музыки, мы искренни в своем поклонении. Тем, кто все же захочет изменить поклонение в своей церкви, я дам несколько советов о том, как выбрать правильную музыку для поклонения Богу.

Глава 4

Что такое истинное «поклонение сердца»?

Время от времени я участвую в интернетовском форуме музыкальных руководителей церкви. Форумы в сети по­хожи на доску объявлений. Кто-то задает вопрос, а другие отвечают на него или реагируют на ответы участников. Темы этого форума касаются музыки и поклонения в церкви. Именно на этом форуме я впервые услышал кра­сивое выражение «поклонение сердца».

Участники форума давали разные объяснения тому, что это выражение означает. Я сперва подумал, что оно воз­никло из представления о том, что Бог в первую очередь смотрит на внутреннего человека (на сердце). Однако когда мне объяснили, что имеется в виду под этой фра­зой, я понял, что люди, ее использующие, кривят душой. Смысл «святых» слов искажается, и они становятся еще одним ложным доводом в поддержку современной христи­анской музыки.

Обычно на форуме о «поклонении сердца» вспоминали тогда, когда надо было дать отпор тому, кто сомневался в правомерности использования современной христианской музыки на богослужении. «Всем ли членам вашей церк­ви нравится музыка, которую вы выбираете? — Они про­сто не понимают, что такое „поклонение сердца"». «Раз­ве у вас не возникают проблемы с тем, как одеваются женщины, ведущие поклонение? - Нам не нужны ника­кие правила, главное — „поклонение сердца"». «Мне нра­вится панк-музыка, принимает ли меня таким Бог? — Стиль музыки не имеет значения, самое главное — „покло­нение сердца"». Я не придумал эти вопросы и ответы - они были представлены на форуме.

Я не утверждаю, что внутреннее содержание поклоне­ния менее важно, чем его форма. Я уверен, что пропаган­дисты современной музыки думают так же. Наоборот, я согласен с тем, что внутреннее отношение — это самое главное1. Но я не разделяю их точку зрения на то, что такое истинное «поклонение сердца». Употребляют ли приверженцы современной музыки в церкви выражение «поклонение сердца» в библейском смысле? Я изучил са­мые разные позиции, которые занимают церкви, использу­ющие современную музыку на богослужении, и обсудил ар­гументы этих церквей он-лайн с другими музыкальными руководителями. Если бы мне позволяло время и место, я привел бы десятки их аргументов, которые, по сути, ничем не отличаются друг от друга. Некоторые церкви признают авторитет Библии, но не следуют ей. Другие руководству­ются Библией во всем, кроме музыки. Но все авторы, за­щищающие современную музыку, делают утверждения, по­пулярные в их кругах, но не основанные на Библии.

Боюсь, большинство новаторских церквей (как, впрочем, и некоторые традиционалистские) не понимают, что такое настоящее, библейское поклонение сердца. Организовывая поклонение в своих церквах, они руководствуются не Сло­вом Божьим, а своими потребностями. Почему это страшно?

Потому что Бог не благословит нас и не примет наше по­клонение, если мы будем руководствоваться не требовани­ями Слова Божьего, а собственными принципами. Разве человек может выбирать, как поклоняться Богу? Может ли горшок выбирать, как ему реагировать на прикосновение Горшечника? Разве не разгневается на нас Бог, если мы будем по себе мерить, а не по Слову мерить, как Ему по­клоняться?

Отсюда сам собой напрашивается вопрос: есть ли в Слове Божьем какое-либо четкое указание о том, как сле­дует поклоняться Богу? Да, конечно! Занимаясь изучением этой темы, я полностью изменил свою точку зрения на богослужение. Всех руководителей церквей я призываю: примите мой вызов и исследуйте вопрос о том, каким должно быть поклонение.

Разное значение

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, каким должно быть поклонение, мы должны понять, что новаторы и традиционалисты говорят на разных языках. Новаторы изменили значение слова «поклонение», чтобы оно соответствовало философии движения за современ­ную христианскую музыку. Поклоняться уже не значит преклонять колени в благоговении и смирении перед свя­тым Богом, как то описано в Библии. Значение этого слова настолько расширили, что теперь оно, кроме выше­названного смысла, включает в себя всевозможные формы поклонения: музыку, танцы, сценки и др. Это слово мо­жет обозначать как само служение, так и все, что проис­ходит во время служения.

Меня очень беспокоит, что значение этого слова изме­нилось — это должно настораживать каждого верующего. Слова в Библии на языке оригинала имеют особые, бого-духновенные и безошибочные значения. Нам нужно быть предельно осторожными, чтобы не изменить смысл слов Писания, расширяя их значения в угоду современным представлениям. Господь Иисус ясно дал нам понять, что мы ответим за каждое свое слово (Мтф. 12:36-37). Что же на самом деле обозначает слово поклонение»? Как нам определить, что есть на самом деле «сердце», оставаясь при этом верными Библии? Бог в своем Слове дал нам конкретное определение.

Библейское поклонение

Давайте для начала рассмотрим значение слова «покло­нение». В четвертом издании Уэбстерского словаря «New World College» дается такое определение: «благоговение перед каким-либо божеством, посвященность ему; религи­озное почитание». Это слово («worship») состоит из двух староанглийских слов германского происхождения: «worth» (почитать) и «ship» (создавать). С точки зрения этимологии данного английского слова, «поклоняться» — значит «со­здавать почитание» Бога действиями и словами. Иногда го­ворят, что поклонение — это «приписывание чести и до­стоинства Богу».

Слово «поклонение» было выбрано переводчиками Биб­лии, потому что оно лучше всего передает смысл соответ­ствующих слов в древнееврейском и древнегреческом языках. Однако, как мы увидим чуть ниже, это слово не раскрывает в полной мере библейскую идею поклонения Богу. С моей точки зрения, именно неправильное понима­ние этого библейского слова приводит к тому, что мы придумываем формы поклонения, неугодные Богу. Недоста­ток знания, которое могло бы сдерживать нас, позволяет процветать самым странным идеям о том, как нам следует поклоняться Богу. Вот почему каждый христианин дол­жен уметь пользоваться словарями еврейского и гречес­кого языков, такими как симфония Стронга. В нашем распоряжении находится столько книг и компьютерных программ, помогающих изучать Библию, что нам не нуж­но быть знатоками древних языков, чтобы правильно понять Слово Божье.

В Ветхом Завете еврейское слово «шаха», переведенное как «поклоняться», обозначает «падать ниц (особенно в благоговении перед царственной особой или Богом); скло­няться; преклонять колени; смиренно просить». В Новом Завете греческое слово «проскюнео», которое чаще всего переводится как «поклоняться», обозначает «целовать так, как пес лижет руку хозяина; преклонять колени; падать ниц в почтении».

На Среднем Востоке, особенно в Персии, которая ока­зывала огромное влияние на все окружающие страны, было принято приветствовать человека в соответствии с его положением в обществе. Зодиатес красочно описывает, что тогда означало слово «проскюнео».

Люди одного и того же ранга приветствовали друг друга поцелуем в губы. При небольшом различии в со­циальном положении они целовали друг друга в щеку. Когда же представителю низшего сословия нужно было поприветствовать представителя высшего сословия, он падал на колени и бил челом или просто падал ниц, осыпая поцелуями стоящего перед ним.

Именно этот последний вид приветствия описывается греческим словом «проскюнео». В Новом Завете оно обычно обозначает почтение или благоговение перед кем-либо, выражающееся в коленопреклонении или па­дении ниц.1

Когда мы поклоняемся Богу, поклоняемся ли мы Ему с такими чувствами? Одна мысль о том, что нужно уподо­биться собаке, покорно лижущей руку своего хозяина, бро­сает в дрожь некоторых новаторов, которые предпочитают сохранять свое достоинство во время поклонения. Давайте будем откровенными: нам намного приятнее возвышать са­мих себя, чем ждать, когда Бог возвысит нас. Но Петр на­писал в своем первом послании: «Итак, смиритесь под креп­кую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:0).

Нужно ли нам принимать во внимание, в какой позе поклонялись люди в прошлом? Следует ли нам букваль­но падать ниц, когда мы поклоняемся Богу так, как это делали наши духовные праотцы? Ответить утвердитель­но на этот вопрос нам довольно сложно, особенно если на память приходит телевизионная картинка, на которой, на­пример, мусульмане совершают свои молитвы, распростер­шись по земле — занимая позу, которая внешне отвеча­ет требованиям поклонения. Но Бог смотрит на наши сердца, Его не обманешь формой поклонения, Он желает видеть в нас сокрушенное, смиренное, преданное сердце.

Как же быть верующим, живущим в век благодати? Нам не следует больше исполнять установленные ритуа­лы, мы должны поклоняться Богу «в духе и истине» (Ин. 4:24). Когда сатана искушал Иисуса (Мтф. 4:8-10), тот объяснил, что значит поклоняться в истине: «Написано...». Отвечая сатане, Иисус процитировал ветхозаветный закон: «Господа. Бога твоего, бойся, и Ему одному служи...» (Втор. 6:13). Наше поклонение должно быть основано на исти­не, которая «написана», мы не имеем права руководство­ваться своим опытом, своими чувствами, своими представ­лениями о том, что нужно людям, искаженной истиной, где человек — главный.

Что же значит поклоняться Богу в духе? Варне объяс­няет это так:

Поскольку Бог есть Дух, Он обитает не в рукотвор­ных храмах (Деян. 7:48) и поклоняются Ему не дела­ми рук человеческих, как будто Он нуждается в чем- то. Он дает жизнь всему сущему и дыхание всякому живому существу (Деян. 17:25). Бог желает чистого, святого, духовного поклонения — жертвоприношения души, а не тела почтения сердца, а не славословия уст (курсив мой).2

Как мы можем быть уверены, что поклоняемся Богу одновременно и в духе, и в истине? В своих «Коммента­риях» Адам Кларк отмечает:

Человек поклоняется Богу в духе, когда под влиянием Духа Святого он приносит все свои чувства, стремления и желания к престолу Божьему. Человек поклоняется Богу в истине, когда в каждом порыве своего сердца, в каждом действии при поклонении он подчиняет себя водительству Слова Божьего.

Полное подчинение

Понятно ли вам сейчас, что на самом деле означает «поклонение сердца»? Приближаясь к Богу, мы должны подчинить Ему свое сердце. Нам нечего предложить Богу, кроме своей преданности и послушания. Мы должны спро­сить себя, соответствует ли наше поклонение истинному значению этого слова. А может, наше служение не соот­ветствует библейскому представлению о поклонении?

Поклоняясь, мы должны быть очень осторожными, чтобы не превознести свои чувства над истиной, а я не раз со­вершал эту ошибку. «Смирись перед Господом Богом тво­им», — такие слова есть в одной из современных христи­анских песен, которая раньше была одной из моих самых любимых. При помощи этой песни я «приводил людей в присутствие Божье» (стандартная фраза руководителя музыкального служения). Слова этой песни взяты из Послания Иакова 4:10.

Смирись перед Господом Богом твоим,

И Он возвысит тебя, выше и выше (курсив мой).3

В Послании Иакова нет слов «выше и выше». Я не знаю, по какой причине они были добавлены автором песни, но считаю, что они иллюстрируют основное заблуждение новаторов в вопросе поклонения: Бог хочет утвердить нас через поклонение, давая нам почувствовать, что мы под­нимаемся все выше и выше, Он хочет, чтобы мы были до­вольны собой.

Из своего опыта я знаю, что приверженцы современ­ного стиля поклонения любят поднимать глаза и прости­рать руки к Богу, называя это поклонением. Однако, как мы уже видели в этой главе, поклоняться — это не зна­чит поднимать взоры и чувствовать эмоциональный подъем, поклоняться — значит преклонять колени и сми­ряться. Если мы ищем других ощущений в поклонении, значит, мы руководствуемся собственными домыслами и делаем человека с его переживаниями мерилом того, что верно, а что — нет. Я вспоминаю, как я в первый раз, по­клоняясь Богу, поднял голову (до этого я всегда молился со склоненной головой). На меня подействовала молитва одного верующего-харизмата на нашем общегородском мо­литвенном собрании. Я помню, как хорошо я почувство­вал себя от осознания того, что я поклоняюсь с Богом, что я не червь, который должен ползать перед Ним. Я был доволен собой!

Конечно же, Библия учит, что мы должны ощущать блаженство в Иисусе, но сейчас я понимаю, что самоут­верждение не входит в настоящее библейское поклонение. Если мы утверждаемся от поклонения Богу, значит, мы не поклоняемся Богу. Мы поклоняемся себе. Бог вознесет нас, но не тогда, когда мы, следуя современной музыкальной философии, якобы поклоняемся Ему. Мы должны обра­щать внимание на то, чему учит Писание.

Изучая Библию, я понял, что мы не имеем права руко­водствоваться своими старыми желаниями и привычками, поклоняясь святому Богу, если хотим, чтобы Он принял наше поклонение. Я убедился, что Бог не примет наше поклонение, сопровождаемое музыкой, которую язычники используют, совершая безнравственные поступки. Если я не прав, почему же тогда Бог так резко осудил израиль­тян за то, что они приносили Ему жертвы, используя язы­ческие жертвенники и обряды? Наш Бог — Бог ревни­тель. Если вы это поймете, тогда вы раз и навсегда из­мените форму музыкального поклонения в своей церкви.

Кроме этого, я пришел к выводу, что в поклонении дол­жен присутствовать страх Божий. Одного приятного и весьма любимого новаторами ощущения того, что Бог — наш Отец, не достаточно. Современная форма поклонения истребила во мне чувство страха, заменив его на приятное ощущение своей полезности, которая достойна благослове­ния. Я стал думать, что страх — это пережитки Ветхо­го Завета, а если кто-то говорил мне, что надо поклонять­ся со страхом Божьим, я называл его законником. Я по­сетил множество разных современных служений поклоне­ния, но ни разу не видел, чтобы кто-нибудь поклонялся в страхе. Мы прилагали все усилия для того, чтобы люди испытывали прямо противоположное чувство. Наши собра­ния были нацелены на то, чтобы создать ощущение бли­зости Бога, чтобы люди думали, что Бог принимает их такими, какие они есть!

Чувство страха

Итак, мы видим, что истинное поклонение Богу должно порождать в поклоняющемся чувство страха по отношению к объекту поклонения. Мы не должны бояться слова «страх» (это не игра слов). После Второй мировой войны на слово «страх» в церкви было наложено табу, потому что понятие, которое оно обозначает, не соответствовало нашей самооценке и учению о том, что Бог всех принимает. Тем не менее, это слово по-прежнему находится в Библии. Вы думаете, что страх Божий перестал существовать как явление после того, как была написана книга Малахии, завер­шившая Ветхий Завет? Почему же тогда Петр повелева­ет нам «бояться Бога» (1 Пет. 2:17)? Может быть, вы ду­маете, что он заповедует нам с благоговением относиться к Богу? Многие пастора и душепопечители именно так по­нимают этот стих. Но Петр использует греческое слово «фобос», которое в первую очередь означает «бояться», «тре­петать», «страшиться». Зачем пастора и душепопечители смягчают значение этого слова? Может быть, они хотят сохранить высокую самооценку своих овец?

Комментируя этот стих, Барнс отмечает: «Священный трепет, или страх, является неотъемлемым элементом лю­бой религии, страх не столько перед наказанием или по­рицанием, не столько перед страданием, сколько перед проступком». Обратите также внимание на Послание к колоссянам 3:22. Иоанн в своем первом послании (4:18, где сказано, что в любви нет страха) не противоречит словам Петра и Павла. Некоторые приверженцы современной музыки неправильно истолковывают данный отрывок, пы­таясь оправдать свою позицию, согласно которой страх более не является частью наших взаимоотношений с Бо­гом. Но из контекста видно, что Иоанн утешает верую­щих, которые по-прежнему боятся вечного осуждения. Он убеждает их в том. что совершенная любовь в день суда даст нам дерзновение, а не страх.

Наши рекомендации