Хоровод-игра «Цветущая страна».


В саду деревьев хоровод
Веселый май закружит,
Как будто в ночь под Новый год,
Метель в саду завьюжит. (Дети идут в хороводе.)
Кругом светло, белым-бело
В ночь майскую повсюду.
Деревья кружат на балу,
Какое это чудо! (Кружатся парами.)

Игра-ситуация «Плаваем, ныряем»

Программное содержание.Развивать детскую фантазию, учить сочинять и разыгрывать в режиссерской игре небольшие истории.

Материалы.Кит (игрушка), небольшие игрушечные рыбки для настольного театра.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.Развитие речи, ознакомление с окружающим.

Ход игры

Воспитатель приносит «билеты в бассейн» и спрашивает у детей, кто из них не умеет плавать. Потом предлагает тем ребятам, кто умеет плавать, научить плавать остальных детей. Проводится игра-разминка: дети имитируют движения пловцов.

Игра-разминка «Учись плавать!».


Мы ныряем в море синем,
Тренируйся – будешь сильным,
Делай – раз! И делай – два!
Не страшна тебе волна!


Как дельфины, мы плывем,
Мы плывем, мы плывем,
Ни на миг не отстаем,
Мы не отстаем!


Мы обратно повернули,
Не догонят нас акулы,
Оттолкнулись мы ногами,
Не угонишься за нами!


Как дельфины, мы плывем,
Мы плывем, мы плывем,
Ни на миг не отстаем,
Мы не отстаем!

Воспитатель (смотрит в бинокль). Внимание! Приближается большая рыба! Кто это? Это рыба кит. (Показывает игрушечного кита.) Кит не опасен, он нас не съест, но он очень большой, ростом с дом. Осторожно, он может нас потопить. Давайте попробуем познакомиться с китом.

Игра с китом.

Дети.


Нам плывет навстречу кит,
Очень грозен он на вид,
Познакомились поближе,
Кит на нас был не обижен:

Кит.


Я же добрый, а не злой,
Поплывем, друзья, со мной,
Там за синими морями,
Острова есть в океане,
Подплывем поближе к ним,
Порыбачим, посидим.

Все.


Тру-ля-ля да тру-ля-ля,
Порыбачим, посидим.

Дети.


Кит нас долго веселил,
Только он голодным был.
И поэтому немножко
Мелкой проглотил рыбешки,
Стал фонтанчики пускать,
Чтобы деток забавлять.

Кит.


Тру-ля-ля да тру-ля-ля,
Чтобы деток забавлять!

Все.


Тру-ля-ля да тру-ля-ля,
Чтобы деток забавлять.

Воспитатель предлагает детям разыграть в театре игрушки историю про обитателей моря. Дети берут в руки игрушки (игрушечные рыбки разной величины) и представляют свои истории в театре игрушки. Приведем примеры таких историй.

Кит и акула

Жил-был кит. Был он добрый. Подплыл он к акуле и говорит: «Давай вместе плавать». А акула рассердилась и захотела съесть кита – «Ам!» – да не смогла, кит был слишком большой. Так и уплыла ни с чем.

Две рыбки

Жили-были две рыбки: полосатик и желтик. Полосатик спрашивает у желтика: «Ты куда плывешь?» А желтик ему отвечает: «За кормом». Полосатик: «Возьми меня с собой». Желтик не согласился, думал, что ему корма тогда не достанется. Он сказал: «Нет, я плыву быстро, тебе за мной не угнаться». Желтик уплыл, а полосатик погрустнел. Ему было обидно, что желтик его не взял. Он нырнул поглубже и увидел много корма: личинок, мальков. Полосатик наелся и повеселел.

Примечание. Приведенные примеры историй помогут воспитателю дать детям образец. Поначалу педагог такие истории может показывать сам, а потом дети будут придумывать истории сами.

Игра-ситуация «Посиделки»

Программное содержание.Приобщать детей к русским народным традициям, прививать любовь к народному слову; вовлекать в игровую ситуацию, побуждать ребят к импровизации в инсценировке потешек.

Материалы.Декорация русской избы. Русские костюмы хозяйки и детей. Заяц, корова (игрушки); шапочка медведя.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.Развитие речи, художественная литература.

Ход игры

Воспитатель в роли хозяйки приглашает детей в русскую избу на посиделки.

Хозяйка. Дорогие гости, заходите в избу. Чем богаты, тем и рады. В нашем доме места на всех хватит. Занимайте лавки расписные, деревянные. Есть у меня для вас, ребятки, новые загадки. Загадка первая:


Маленький, серенький,
По лесочку прыг-прыг,
В песок лапкой тык-тык!

(Заяц)

Хозяйка достает игрушечного зайца и показывает, как он скачет. Предлагает поиграть с ним.

Игра «Прячься, зайка».

Дети.


Зайка серый, где бывал,
Что, зайчишка, ты видал?

Зайка.


Видел я, как трубы брали,
Ту-ру-ру они играли.

(Дети имитируют игру на трубе.)

Дети.


Зайка серый, где бывал,
Что, зайчишка, ты видал?

Зайка.


В барабаны зайцы били,
Дроби зайцы выводили.

(Дети имитируют игру на барабане.)

Дети.


Зайка серый, где бывал?
Что, зайчишка, ты видал?

Зайка.


Я охотников видал,
Как увидел, убежал.

(Зайка убегает, дети-охотники ловят зайку.)

Хозяйка. Ай да зайка, молодец. Убежал от охотников. А теперь загадка вторая.


Мохнатый, толстопятый,
Неуклюжий, косолапый,
Любит песни петь
Да ревмя реветь.

(Медведь)

Хозяйка достает шапочку медведя, надевает ее на ребенка и предлагает детям поиграть с медведем.

Игра с медведем.

Дети.


Как решился раз медведь
Да на пасеку залезть,
Думал меду он достать,
Да пчелы начали кусать.

Медведь. Ой-ой-ой!

Дети. Что с тобой?

Медведь. Побегу-ка я домой.

Дети.


Побежал медведь домой,
А за ним пчелиный рой.

Медведь. Ой-ой-ой!

Дети. Что с тобой?

Медведь. Ноги не снести домой!

(Медведь убегает. Дети-пчелы летят за медведем.)

Хозяйка. Вот так пчелы искусали бедного медведюшку. Будет знать, как за медом лазить. А вам, ребятки, я хочу дело доверить. Есть у меня лен для пряжи. Надо ее прясть. А пока прядем – песню споем.

Пряжа


Пряжа моя, пряжа,
Ты прядись ровнее,
Будут моей дочке
К празднику носочки,
А сынку жилетка,
Младшенькой – пинетки.

Хозяйка. Вот и пряжа готова. А теперь можно и повеселиться. Выходите, гости, потешками нас потешать.

Дети инсценируют русские народные потешки.

Потешка 1.

Ведущий.


На лугу, на лугу
Потерял медведь дугу.
Миша воет и ревет:

Медведь.


А мне дома попадет!

Дети.


Ты не вой и не пищи,
А лучше в травке поищи!

Потешка 2.

Ведущий.


Под горою баня топится,
Кошка моется, торопится.
Говорят у дверей:

Котята.


Тетя Киса, поскорей!
Тут стоят девятнадцать котят,
Все помыться в теплой баньке хотят!

Хозяйка приглашает всех гостей посмотреть ее корову (игрушка).

Хозяйка (гладит корову и поет русскую народную песню).


Уж как я ль мою коровушку люблю!
Уж как я ль-то ей крапивушки нажну!
Кушай вволюшку, коровушка моя!
Ешь ты досыта, буренушка моя!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя!
Чтобы сливочек буренушка дала!

Дети гладят корову, говорят ей ласковые слова.

Дидактическая игра

Дидактическая игра в средней группе существенно усложняется во всей ее структуре: в игровых и обучающих задачах, действиях, правилах.

Отбирая игры в соответствии с программным содержанием, считает А. И. Сорокина, воспитатель должен достаточно четко представить себе, какую роль несут вышеназванные структурные элементы, а также, какие результаты он хочет получить. Используя дидактическую игру с целью пробуждения любознательности, педагог намечает основные обучающие задачи, реализуя их через игровой замысел, вследствие чего игра приобретает для ребенка определенный смысл, становится мотивированной деятельностью. Именно игровая задача «держит» всю конструкцию игры: она способствует вовлечению ребенка в игровую деятельность, создает условия его успешности благодаря растущему интересу («Что дальше?»). К сожалению, не редки случаи, когда воспитатель, преследуя учебную цель, выставляет игровую задачу как формальную, не привлекательную для детей; их интерес к игре резко падает, и результат становится не таким желанным. А. И. Сорокина, анализируя причины неэффективности дидактической игры, отмечает, что игровой замысел, побуждающий детей играть, является одной из основ дидактической игры, именно через него проявляется личное отношение ребенка к игре. Если же личная заинтересованность падает, то из игры уходят активность, переживательность, творчество – при таких обстоятельствах игра становится невозможной как специфическая деятельность.

Правильно определяя содержание игры, педагог содействует ее созданию. Содержанием игр в средней группе часто становятся различные сюжеты, которые привычны для ребенка 4–5 лет: игры в повара, в семью, в парикмахерскую и другие, в которых жизненный опыт ребенка подсказывает нужное решение (какими принадлежностями пользуется мастер причесок; как сервировать стол; в чем вести гулять малыша зимой или летом). В таких играх ребенку интересен круг ролей и персонажей. Повар – добродушный, иногда комичный; мама – ласковая, хорошая, заботится о детях; парикмахер – ловкий, умелый, выдумщик. Содержание во многом способствует созданию эмоционального строя игры, что, в свою очередь, устанавливает доброжелательную атмосферу, снимает излишнее напряжение в игре, нарочитый дидактизм. В сюжетных дидактических играх есть место интонационной речевой выразительности, проявлению артистических качеств (как мишка разгоняет пчел; как дрессированные лошадки бегут по кругу).

Детям средней группы становятся интересными игры соревновательного характера. Коллективное взаимодействие взрослых и детей в дидактической игре способствует проявлению взимовыручки, возникновению чувства защищенности, эмоциональной отзывчивости. В то же время педагог, направляя детей в игре, заботится о сохранении их самостоятельности, дает возможность принимать решения и отвечать за них. Ожидание результата (выигрыша) постепенно становится все более привлекательным. Дух соревнования ускоряет умственные процессы, рождает познавательную активность, заражает чувством, ведет к сильным эмоциональным переживаниям. Вместе с тем ощущение справедливости победы пока еще не всегда переживается адекватно, поэтому воспитатель должен способствовать тому, чтобы дети получали эмоциональное удовлетворение от игры. Овладевая алгоритмами построения игры, ребенок постепенно начинает понимать закономерности действия в ней.

В данном пособии представлены разработанные нами дидактические игры для детей 4–5 лет, позволяющие им применять те знания, умения, навыки и способы деятельности, которыми они овладели в регламентированной деятельности (на занятиях). В этих играх прослеживается связь с занятиями в рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой) и с различными формами игровой деятельности.

В пособии предлагаются дидактические игры, которые можно использовать на занятиях по различным областям знаний и в самостоятельной деятельности детей. При руководстве детскими играми педагог должен учитывать специфику той или иной деятельности, рода занятий и взаимодействия с детьми. Каждая область знаний требует определенного подхода и изучения.

Физическое воспитание. Дидактическая игра на физкультурных занятиях отличается своей эмоциональностью, возбуждающей двигательную активность детей. Помимо развития двигательных умений и навыков, дидактическая игра решает задачи физической культуры, красоты и соразмерности движений, что сближает ее с эстетической деятельностью.

Умственное воспитание. В дидактической игре создается мощный познавательный мотив, благодаря чему ускоряются умственные процессы и происходит созревание психики ребенка. Дидактическая игра способствует развитию воображения, образного и логического мышления, творческого восприятия, а также формированию конкретных и обобщенных знаний и применению их в новых обстоятельствах.

Нравственное воспитание. Дидактическая игра позволяет простыми игровыми средствами формировать мировоззрение ребенка, его взгляды на жизнь. Совместное общение в процессе игр укрепляет дружеские связи, способствует созданию взросло-детского сообщества, в котором ребенок не чувствует себя одиноким, незащищенным и может сознательно регулировать свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, подчиняться требованиям, быть дисциплинированным.

Трудовое воспитание. Дидактизм игры приучает ребенка к напряжению мысли, что способствует воспитанию привычки трудиться как умственно, так и физически. Овладевая трудовыми навыками в игре, ребенок открывает для себя смыслы взрослой деятельности, у него создается положительная мотивация к труду, формируется правильное мировосприятие. Ребенок получает ориентацию в профессиональной деятельности взрослых, что открывает перед ним мир предметов и мир человеческих отношений.

Художественно-эстетическое воспитание. Художественность дидактической игры заключается в том, что проявляющиеся в ней характеры персонажей могут выступать образцом какой-либо особой чувствительности, эмоциональной выразительности, артистизма, дающих ребенку модель определенной душевной организации, которой он может подражать. Используя подобные положительные образцы, педагог может формировать эстетические качества детей.

Дидактические игры, используемые педагогом в работе с детьми 4–5 лет, способствуют формированию социальной активности, в них ребенок может проявить себя как общественное существо, осознанно приобретая жизненный опыт в наиболее благоприятном для него виде деятельности. А. И. Сорокина справедливо указывает, что дидактическая игра должна быть подобна книге, чтобы через занимательный сюжет показывать многие явления жизни, уточнять представления детей о мире.

Наши рекомендации