Рассказ воспитателя «Самая главная награда»
У моего соседа Алешки Петрова бабушка и дедушка живут за городом. Каждую субботу Алешка с мамой и папой ездят к ним в гости – «на пирог с вишней», как говорит папа. Пироги бабушка Нина и вправду печет отменные: с румяной корочкой, вкусные – просто объеденье! Алешка очень любит бабушкины пироги, а бабушка всегда рада угодить своему внуку.
Дедушка Павел к приезду гостей всегда готовится: надевает самую красивую, синюю в полоску, рубашку, выставляет на стол мед. У дедушки есть своя пасека, правда, небольшая, из нескольких ульев, но меда хватает на целую зиму. Этим медом лечится от простуд вся семья. Дедушка гордится своей пасекой. Когда все собираются за столом и пьют чай, он рассказывает про пчел, какие они труженики, какой полезный добывают мед. Мама и папа часто привозят старикам подарки: бабушке – теплый платок, дедушке – мягкий шарф. Алешка дарит им свои поделки из пластилина. Особенно хорошо у него получаются птички. Бабушка собрала уже целую коллекцию Алешиных подарков – птичек, разных зверьков.
В эту субботу Алешка вместе с родителями, как обычно, приехали в поселок после обеда. Дедушкин дом встретил их молчанием: двери закрыты, пусто, никого нет. Лохматая собака Найда с радостным лаем выскочила навстречу и положила свои большие лапы папе на грудь.
Когда все вошли в дом, то увидели на столе записку. В ней сообщалось, что бабушка и дедушка ушли в Дом культуры на торжественное собрание, где дедушке должны вручить какую-то медаль. Папа, едва прочитав записку, воскликнул: «Да-да, он мне говорил, что вручение скоро состоится! Но он не знал, когда это будет. Надо нам подготовиться, встретить старика как следует. Алешка, беги-ка в сад, нарви букет любимых дедушкиных тюльпанов».
Алешка побежал за цветами, а мама принялась готовить ужин. Через некоторое время все было готово. Ваза с цветами стояла на накрытом к ужину столе. Папа повесил новый светильник – специально купленный подарок. Все чинно уселись на диване напротив стола и стали ждать.
Когда часы пробили ровно семь, калитка у дома распахнулась, и во двор вошли бабушка и дедушка. Бабушка держала цветы, а дедушка весь сиял, разрумянился от ветра. Папа и мама бросились их обнимать. Когда дедушка разделся, то Алешка увидел на его груди новенькую медаль. Это была медаль за доблестный труд. Оказывается, дедушка Павел – самый настоящий герой. В молодости он уехал в тайгу, строил там новую железную дорогу. Труд строителей был очень тяжелый. Машин было мало, многое строили вручную. Валили лес обычной пилой, тесали бревна, забивали сваи. Дедушка был бригадиром, его бригада всегда занимала первые места в соревнованиях строителей.
Много дорог исколесил Алешин дедушка по Сибири, строил мосты, железные дороги. Он часто переезжал с одного места на другое, и когда его однажды представили к награде, оказалось, что он к этому времени отбыл к новому месту назначения, а награда затерялась. И только теперь, спустя много лет, деду была вручена правительственная медаль.
Был поздний вечер, но вся дружная семья Петровых сидела за столом и слушала деда Павла. Он рассказывал о далеких годах своей молодости, о товарищах, с которыми трудился и жил. Алешка слушал и гордился своим дедом, и все посматривал на чуть поблескивавшую на лацкане дедушкиного пиджака новенькую медаль. Дедушка поблагодарил всех своих близких за теплый вечер и сказал, что для него самая главная награда – это внимание родных людей.
Воспитатель проводит беседу по содержанию рассказа по следующим примерным вопросам (эти вопросы могут быть заданы в 2–3 приема, в свободное время):
– К кому ездили в гости папа, мама и их сын Алеша?
– Как их встречали бабушка и дедушка Алеши?
– Где были бабушка и дедушка, когда к ним приехали мама, папа и Алеша?
– Как папа, мама и Алеша готовились к приходу бабушки и дедушки?
– Что нового узнал Алеша о своем дедушке?
– Почему Алеша гордился своим дедом?
– Что для дедушки стало главной наградой?
Потом воспитатель может провести игру-занятие по конструированию на тему «Сибирская стройка» по следующему плану:
• Подбор иллюстраций с изображением мостов, железнодорожных путей, домов.
• Конструирование мостов, железных дорог и домов (из бумаги, конструктора типа «Лего», полифункционального материала).
• Игра на тему «Стройка в тайге».
Основная работа.Педагог побуждает детей к сюжетно-ролевой игре.