Какая модель педагогического процесса необходима для реализации программы?

Общеизвестно, что успешное освоение детьми содержания программы во многом зависит не только от ее качества, но также и от профессионализма педагогов и управленцев, продумывающих эффективность музыкально-педагогического процесса ДОУ.

Наиболее продуктивной настоящее время является личностно-ориентированная модель музыкально-педагогического процесса, в которой предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку, субъектные партнерские взаимодействия детей и педагогов, реализуемые на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка.

Такие взаимодействия предполагают некоторые новые подходы к различным формам организации музыкальной деятельности детей. Так, например, для того чтобы вызвать интерес к предстоящему занятию, в группе часто возникают занимательные для детей игровые ситуации (принесли письмо, влетел листочек с дерева и т. п.), в процессе разрешения которых формируется мотивация к предстоящему занятию. Заинтересованные в разрешении своих «проблем» дети приходят в зал, и музыкальный руководитель, удовлетворяя их интересы, непринужденно вступает с ними в диалог и начинает музыкальное занятие. Далее на протяжении всего занятия взрослые (музыкальный руководитель и воспитатель) также постоянно в своей музыкально-педагогической деятельности, поддерживают интерес детей к занятию.

Педагогам это легко удается осуществить на таком занятии, как сюжетное в течение которого ход игрового действия разворачиваются на основе сквозной сюжетной линии (например, прогулка в лес и т. п.), объединяющей логично различные виды детской деятельности. Такие занятия по содержанию являются музыкальными, а по форме организации — игровыми.

Игровые занятия стали наиболее любимыми для малышей 2—3 лет, и ведущей линией в таких занятиях проходит музыкальное воспитание и развитие. Они нравятся также и детям младшего дошкольного возраста, но теперь в канву занятий постоянно вплетаются (чаще всего дети и не осознают этого) обучающие системные задачи, направленные на овладение детьми различными видами музыкальной деятельности.

К разновидности сюжетных занятий более старших детей логично относятся доминантные занятия «Музыкальная гостиная» («Музыкальная филармония»), на которых решаются задачи раздела «Слушание музыки». У детей в нестандартной для них обстановке в процессе слушания музыкальных произведений системно формируется музыкально-эстетическое сознание.

С целью формирования у детей целостного впечатления о раз-

личных направлениях музыкального искусства — народном, классическом

и современном — в практику ДОУ вводятся новые виды занятий музыкой: фольклорные (с четвертой ступени), занятия современной музыкой (с пятой ступени), занятия классической музыкой (с шестой ступени). Репертуар, освоенный на данных музыкальны занятиях, затем используется на фольклорных праздниках, утренниках с элементами дискотеки, а также на детских балах.

На различных музыкальных занятиях, непременно интересных для детей, происходит системное освоение ими видов музыкальной деятельности, в процессе которых дети овладевают умениями, совершенствуют имеющиеся навыки, что положительно влияет на развитие их музыкальных способностей,

В процессе субъектного взаимодействия взрослые постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей детей. Педагогу важно также выполнять золотое правило при проведении занятий музыкой: необходимо не только дать детям новое содержание (из мира людей, природы, рукотворного мира), но и формировать у них опыт ценностных ориентаций (например, разучивая песню о кошке, вызвать восхищение девочкой, которая ухаживает за своей кошкой, или, исполняя песню о березке, побудить к заботе о ней). Все это проходит через чувства, эмоции детей и успешно развивает нравственную сферу ребенка.

Особенно важно, чтобы музыкальные занятия проходили всегда на положительном эмоциональном фоне и дети не «учили музыку», а увлеченно занимались ею и были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития личности каждого ребенка.

Кроме того, для реализации программы необходимы также некоторые другие изменения в традиционном музыкально-педагогическом процессе ДОУ, прежде всего в организации музыкальной деятельности детей в повседневной жизни. Непременным условием для ее успешности является музыкальная предметно-развивающая среда, и в первую очередь наличие в группе магнитофона. Так, например, для системного усвоения новой песни, с которой дети познакомились на занятии, необходимо, чтобы они потом слышали эту песню в группе каждый день (в записи, которую сделал музыкальный руководитель). Это хорошо закрепляет у детей музыкально-слуховые певческие представления о данной песне и помогает им быстрее усваивать ее.

Или, например, другим новшеством в музыкально-педагогическом процессе ДОУ являются регулярно проводимые концерты «Дети для детей», на которых встречаются дети разных возрастных групп. На таких концертах младшие дети с удовольствием воспринимают выступления старших детей, а взрослые дают комментарии к этим концертным номерам. Умения старших детей являются образцом для подражания малышам.

Для реализации программы также предусматривается иной, не-

насильственный подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых — педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности и с удовольствием участвуют в празднике, радуясь непринужденной атмосфере.

У каждого ребенка и взрослого есть своя игровая роль, и, что особенно важно, зрители, как таковые, отсутствуют.

Программа «Камертон» дает возможность педагогу вносить

и некоторые другие изменения в музыкально-педагогический процесс ДОУ.

Но самое главное — программа может успешно реализовываться лишь взрослыми, любящими детей и заинтересованными в их музыкальном образовании. Она, безусловно, должна быть ими в первую очередь принята, осознана на профессиональном уровне и лишь затем внедрена в собственную музыкально-образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста.

РАННИЙ ВОЗРАСТ

Азбука первой ступени

музыкального образования

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Общее развитие

В процессе музыкального развития необходимо учитывать особенности нервно-психического развития младенца, которое интенсивно начинается буквально с первого месяца жизни. Так, в конце первого — начале второго месяца у него наблюдается проявление радости, он улыбается на разговор, пение взрослого.

На третьем-четвертом месяце у малыша развиваются различные дифференцировки (слуховые, зрительные, тактильные). Младенец различает звуки колокольчика, дудочки, интонации голоса (ласковый, грубый), отыскивает взглядом звучащий предмет. В конце этого же периода ребенок откликается на общение с взрослым раз личными звуками и общим оживлением: улыбается, двигает руками, ногами, а в шесть месяцев начинает лепетать («ба», «ма»; «па» и т. п.).

Во второй половине года у младенца уже более четко проявляется подражание взрослому: звукам, движениям, мимике, жестам и др.

На первом году развивается слуховое и зрительное сосредоточение, оно имеет в отдельные возрастные периоды различную интенсивность развития. Наиболее интенсивно оно развивается в периоды с 1-го по 3-й, с 4-го по 6-й, с 9-го по 11-й месяцы. Эти периоды являются сенситивными периодами для развития музыкального слуха ребенка.

К 6—8 месяцам возникает понимание речи взрослого. По словесной просьбе ребенок может сделать такие простые движения, как подать руку, помахать «до свидания» и т. п. В этом возрасте ребенок может садиться, а в 8—9 месяцев он уже встает, держась за бортик кровати, манежа.

К концу года малыш реагирует на действия других детей не просто как на объект, а как на субъект действия (что делает другой ребенок). Все больше возрастает интерес к окружающему. Развивается восприятие младенца: его привлекает все, что звучит, двигается, появляется и исчезает. Сам он может выполнять несложные действия по просьбе взрослого: «покачай Катю», «пожалей Мишку» и т. п. И наконец, дети овладевают к концу года самостоятельной ходьбой.

О восприятии музыки младенцем мы судим опосредованно по его поведению, его эмоциональным реакциям и состоянию, предполагая, каким образом происходит восприятие ребенком музыкальной ткани произведения. Однако при слушании музыки происходит общение взрослого с ребенком и ребенка с взрослым, так как ведущим видом деятельности с первой половины года является эмоциональное общение. Поэтому разведение музыкального и коммуникативного развития (развитие речи и речевого общения) весьма условно. Эти два процесса взаимосвязаны, они обогащают и насыщают друг друга.

Музыкальное развитие

З месяца

С самого рождения, попадая в мир разнообразных звуков, в том числе и музыкальных, младенец вслушивается в этот окружающий его мир. Его первые жизненные, очень важные, музыкальные впечатления связаны не со звучанием музыкальных игрушек, а с пением самого близкого для него человека, с ощущением счастья, любви и нежности.

Постепенно младенец начинает улавливать в пении отдельные интонации, которые впоследствии становятся средством интонационно-эмоционального контакта с взрослым. Проходят недели, и малыш начинает реагировать на пение взрослого «комплексом оживления». Небезразлично для него и звучание детских музыкальных инструментов, издающих приятные музыкальные звуки.

Месяцев

Постепенно малыш все более вслушивается в музыкальные звуки, в пение; внимание его становится более устойчивым, а восприятие музыки более избирательным. Он поворачивает голову в сторону источника музыкального звучания, смотрит на него. Если слушание музыки вошло в жизнь ребенка, то он может слушать ее 20—30 секунд без перерыва.

Все больший интерес младенец проявляет к пению близкого ему человека, улавливает отдельные интонации.

Наряду со слушанием музыки малыш начинает проявлять двигательную активность. Большую радость доставляют ему игровые двигательные упражнения, когда взрослый берет кисти рук маленького ребенка и под музыку (или пение) попеременно сгибает и разгибает его руки.

7—9 месяцев

К этому возрастному периоду ребенок научился сам садиться, и, естественно, окружающий мир для него становится более разнообразным и интересным. Малыш довольно направленно и с интересом следит за действиями взрослого, играющего на детском музыкальном инструменте, реагирует на перемещение взрослого или на исчезновение инструмента; проявляет радость, когда вновь видит его.

На пение взрослых младенец реагирует первичными элементарными вокальными импровизациями (гулением). В пении взрослого выделяет интонации радости, грусти. Ребенок с удовольствием включается в движения под музыку: гимнастику, пляску, игровые движения.

Месяцев

Наконец малыш начинает ходить по комнате, и окружающий мир как бы приближается к нему. Он сам подходит к звучащему источнику музыки, проявляет интерес к нему и с удовольствием слушает потешки, и простые песни, как новые, так и знакомые.

Движения под музыку все более интересуют детей. Они активно воспринимают движения взрослых под музыку, включаются под музыку в игру или пляску. Ребенок любит слушать двухчастную музыку: первую часть (спокойную) музыки ребенок слушает, а под вторую часть (веселую и быструю) он весело откликается движениями, как бы танцует, после окончания музыки заканчивает пляску.

К концу первого года малыш становится более отзывчивым на музыку и начинает испытывать потребность в ней.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

З месяца

• Вводить в жизненное пространство младенца благозвучную музыку (по мере необходимости в моменты бодрствования).

• Вводить в жизнедеятельность малыша интонационное общение взрослого с ним (речевое и певческое).

• Знакомить младенца в процессе пения взрослого с окружающим миром:

— близкими взрослыми людьми;

— игрушками (зайка, мишка и т. п.);

— детскими звучащими игрушками (погремушка, колокольчик).

4—6 месяцев

• Развивать слуховую сосредоточенность, продумав музыкальный дизайн в помещении.

• Продолжать знакомить младенца в процессе пения взрослого с окружающим миром:

- другими близкими людьми;

- игрушками (кукла, кошка, собачка и т. п.);

- детскими музыкальными инструментами (дудочка).

• Знакомить с певческими интонациями радости и грусти.

• Побуждать ребенка к элементарным двигательным упражнениям под музыку.

Месяцев

• Увлекать младенца слушанием вокальной, инструментальной музыки, доступной по содержанию, приятной по звучанию и соответствующей возрастным возможностям длительности

• Развивать основы элементарного восприятия музыки, побуждая к эмоциональному отклику на прослушанное музыкальное произведение.

• Продолжать знакомить в процессе пения с окружающим миром:

близкими людьми, другими взрослыми, ухаживающими за малышами;

— домашними животными (кошка);

— игрушками (птичка, лиса и т. п.);

— детскими музыкальными инструментами (металлофон);

— различными детскими музыкальными игрушками.

• Знакомить с певческой интонацией вопроса, продолжая развивать интонации радости и грусти, побуждать к элементарным вокальным импровизациям.

• Вовлекать в простейшие игровые действия под музыку.

• Приобщать к элементарным движениям под музыку, в частности, побуждать к хлопкам в ладоши и т. п.

Месяцев

• Развивать слуховую сосредоточенность, доставляя радость ребенку от общения с прекрасной музыкой.

• Продолжать развивать элементарное восприятие музыки в процессе ее слушания, побуждая к эмоциональному отклику.

• Продолжать знакомить в процессе пения взрослого с окружающим миром, формируя доброе отношение к нему:

— с окружающими близкими людьми;

— с домашними животными (собака);

— с природным окружением (цветок);

— с игрушками (петушок, лошадка);

— с музыкальными инструментами (пианино).

• Закреплять восприятие певческих интонаций (вопроса, ответа др.).

• Приобщать к элементарной активности;

— в пении (подпевать концы песни — «ай», «ах» и т. п.);

— в играх (выполнять простейшие игровые движения);

— в плясовых движениях (выполнять простые плясовые движения: хлопки, топание ногами, легкие полуприседания и т. п.).

Репертуар

Слушание

Песенки с утра до вечера:

«Утренняя песенка». Н. Бордюг.

«Доброе утро». Н. Бордюг.

«Кроватку убираем». Н. Бордюг.

«Зарядка». Н. Бордюг.

«Умываемся». Н. Бордюг.

«Кашка». Н. Бордюг.

«Варись, варись, кашка». Е. Туманян.

«Пора гулять». Н. Бордюг.

«Агу-агу». М. Лазарев.

«Скушай немножко». М. Лазарев

«Пеленание». М. Лазарев.

«Выход на улицу». М. Лазарев.

«Спи, дитя мое, усни». А. Аренский.

«Колы6едьная». Н. Бордюг.

«Колыбельная». Е. Тиличеева.

Музыка образов:

«Погремушки». Русская народная мелодия.

«Бубенчики». Е. Тиличеева.

«3айчик». Русская народная мелодия в обр. Г. Лобачева.

«Мишка». Е. Тиличеева.

«Солнышко». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

«Кошечка». Н. Бордюг.

«Птичка». М. Раухвергер.

«Кукла Катя». Н. Бордюг.

«Собачка». М. Раухвергер.

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. Т. Попатенко.

«Ладушки». Русская народная мелодия в обр. Н. Римского-Корсакова.

«Дед Мороз». А. Филиппенко.

«Елочная песенка». Литовская народная мелодия в обр. В. Петровой.

«Колыбельная». Н. Бордюг.

Азбука эмоций:

Печаль. «Наша Таня громко плачет». М. Лазарев.

Жалость. «Зайка» М. Лазарев.

Радость. «Веселый музыкант» А. Филиппенко.

Подпевание:

«Агу-агу». Русская народная мелодия.

«А-а! А-а!». Русская народная мелодия

«Баю!». Русская народная мелодия.

«Дудочка». Русская народная мелодия.

«Бубен». Русская народная мелодия.

«Колокольчик». Русская народная мелодия.

Музыкальные движения:

«Ладушки». Русская народная мелодия.

«Сорока-сорока». Русская народная мелодия.

«Идет нона рогатая». Русская народная мелодия в обр. Е. Туманян.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

З месяца

В этот период младенец:

• начинает различать звучание погремушки, колокольчика;

• начинает отличать пение близкого ему человека от пения незнакомого);

• отыскивает взглядом звучащую игрушку;

• начинает реагировать комплексом оживления (улыбается, двигает ручками) на приятные интонации в пении.

Месяцев

К концу данного возрастного периода младенец способен:

• отыскивать взглядом звучащий предмет;

• ненадолго сосредоточиваться на пении взрослого или на музыке (15—20 секунд);

• оживляться, улыбаться, лепетать (слоги «ба-ба» и др.) в ответ на пение взрослого;

• радоваться при выполнении элементарных движений совместно со взрослым.

Месяцев

К 9 месяцам младенец может:

• внимательно, с интересом слушать пение взрослого или музыку, эмоционально по-разному реагируя на спокойную или задорную музыку;

• откликаться на пение взрослого элементарными певческими интонациями;

• эмоционально реагировать на знакомые ему игровые действия взрослого;

• пытаться подражать элементарным движениям взрослых под музыку (хлопать в ладоши и т. п.).

Месяцев

К концу первого года жизни ребенок:

• выжидательно смотрит на взрослого, когда он готовится к пению или игре на музыкальном инструменте, проявляет некоторую слуховую сосредоточенность при слушании музыки;

• эмоционально по-разному откликается на музыку контрастного характера, темпа и динамики;

• с удовольствием смотрит на взрослого и слушает его пение, выделяет отдельные интонации;

• проявляет активность:

— в певческой деятельности (гулит, лепечет, появляются простейшие певческие интонации, подпевание конца песни «ай», «ой» и т. п.);

— в игровой деятельности (выполняет элементарные игровые движения, доступные его пониманию: загибает пальчики, прячется и т. п.);

— в плясовой деятельности (эмоционально выполняет элементарные плясовые движения, такие, как хлопки, топание ногами, легкие полуприседания и т. п.).

Азбука второй ступени

музыкального образования

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Общее развитие

Процесс музыкального развития и воспитания детей второго года жизни строится также с учетом особенностей их нервно-психического развития.

В процессе общения с взрослыми и действий с предметами продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка. На втором году малыш начинает много двигаться, руки, как правило, заняты игрушкой. Ходьба до 1 года 3—4 месяцев еще очень несовершенна, но к двум годам она становится более координированной. Дети этого возраста быстро устают от однообразных движений, не могут долго сохранять одну и ту же позу. Свои движения они уже способны подчинять внешним сигналам: слуховым и зрительным.

На втором году продолжается дальнейшее умственное развитие малыша. Он начинает различать и сравнивать предметы, устанавливать сходство по их признакам, выделяя наиболее яркие из них, но воспринимая их поверхностно.

Характер восприятия значительно изменяется под влиянием речи взрослого. Слово помогает обобщить однородные предметы не по признаку, а по значению предмета. Продолжается развитие способности сосредоточения. Малыш может в течение 6—8 минут рассматривать или следить за чем-либо

Интенсивно развивается память. Ребенок начинает не только узнавать ранее виденное, но и вспоминать о предметах и явлениях, отсутствующих в данный момент, но которые являлись сильным раздражителем ранее.

В развитии речи можно выделить два этапа: первый — до полутора лет, второй — до двух. От одного года до полутора лет происходит быстрое развитие понимания речи, ребенок начинает улавливать большое количество названий предметов и действий, которые ему неоднократно показывались и назывались. Развивается способность подражать слышимым звукам и словам. Малыш подражает даже вновь услышанным простым звукосочетаниям. За полгода он осваивает 30—40 слов.

Во втором полугодии запас слов значительно расширяется, к двум годам малыш употребляет около 300 слов.

Изменяется самостоятельная деятельность. Если в первом полугодии большое место занимали действия с предметами, то во втором полугодии действия имеют целенаправленный характер. Действия с предметами в начале второго года являются лишь подражанием тому, что много раз показывал взрослый. Воспроизведение того, что ребенок видел, является началом отобразительной игры. Он отражает в игре только то, что многократно наблюдал, и то, что являлось ярким впечатлением.

Если в первом полугодии дети играли тем, что попадало под руку, и действия их были кратковременными, но многократно повторяющимися, то во втором полугодии игра становится более устойчивой и может даже возникать по словесным предложениям взрослого.

К концу второго года дети в игре начинают проявлять интерес друг к другу. Часто они вступают в игровое эмоциональное общение, ходят и бегают друг за другом и громко смеются. Но они еще не могут словами объясняться и согласовывать свои действия, поэтому между ними часто бывают недоразумения.

Музыкальное развитие

В данный возрастной период продолжается развитие основ музыкальных способностей ребенка. Особенно интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего при слушании музыки, а также в элементарной детской исполнительской деятельности.

Развивается сенсорная основа музыкальности: дети начинают реагировать на выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте.

Происходит развитие основ музыкального мышления и памяти, К концу второго года ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром. Он узнает знакомые произведения, выделяет отдельные части в музыке, слышит выразительные интонации и т. п.

Музыкальные способности ребенка развиваются успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной, Дети проявляют искренний интерес к музыке, способны самостоятельно находить источник звука, садиться рядом с ним и с удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой. В этом возрасте малыши в течение 3—4 минут могут слушать несколько песен (или пьес), но между ними детям необходимо менять деятельность, например можно выполнять музыкально-ритмические действия, содержательно связанные с музыкальным образом песни (после слушания песни о зайчике попрыгать как зайчик и т. п.). В музыке дети чувствуют настроение, общий характер, отдельные интонации, эмоционально откликаются на нее.

На втором году вследствие интенсивного физического и психического развития развивается музыкальная активность малышей в процессе приобщения их к элементарным основам детской исполнительской деятельности. Ребенок все больше проявляет себя в певческой деятельности: развивается подражательность в пении, не только отмечаются импульсивные вокализации в ответ на пение взрослых, но и наблюдается подпевание им в виде отдельных слогов («да-да-да»), слов («дом», «Катя»), звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»).

В движениях под музыку дети также становятся все более активны, поскольку в этом возрасте уже развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых; определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую. У одних детей это могут быть пружинки, у других — притопы ногой, у третьих — покачивание на ногах и т. п. Малыши становятся настолько активны, что показывают взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Любят пляски под песни, в музыке которых ярко выражен контраст между частями музыки (например, пляска «Ай-да»), кроме того, к концу года дети выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком, платочком и т. п.). Во второй половине года пляшут по одному, в паре со взрослым или сверстником.

В сюжетных играх под музыку также активизируется деятельность детей, особенно нравятся им игры, в которых роль игрового образа выполняет игрушка, управляемая первоначально взрослым, а затем ребенком. Особенно нравятся малышам игры, в которых они убегают от игрушки, догоняют ее; любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички, прыгают как зайчики.

В деятельности детей появляются первичные музыкально-творческие проявления. Так, после исполнения взрослым песни «Кукла Катя» на вторую часть песни ребенок сам выполняет с игрушкой соответствующие музыке движения: кукла пляшет, если звучит плясовая, или кукла спит, если он слышит колыбельную.

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

• Развивать эстетическое восприятие музыки:

— вызывать у ребенка восхищение и удовольствие от музыки, формировать устойчивый интерес к ней;

— знакомить с окружающим миром в процессе пения:

разными знакомыми людьми (взрослые и сверстники);

домашними животными и птицами (корова, лошадь, петух, курица, цыпленок и т. п.);

игрушками (аналогичные домашним животным и птицам);

музыкальными инструментами (гармошка и др.);

— развивать основы музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ);

— развивать слуховую сосредоточенность, побуждая вслушиваться и различать выразительные отношения музыкальных звуков, контрастных по тембру, динамике, высоте;

— развивать музыкальную память, побуждая запоминать небольшое количество музыкальных инструментальных произведений, песен, танцев и пр.

• Развивать активность детей в музыкальной деятельности:

— в слушании музыки: побуждать показывать свое эмоциональное отношение к музыкальному образу и характеру музыки, используя эмоциональные возгласы, мимику, жесты, реагировать на содержание музыки соответствующими движениями;

— в пении: побуждать к элементарным проявлениям певческой деятельности (подпеванию отдельных слогов — «да-да», «ля-ля», повторяющихся звукоподражаний — «гав-гав», «мяу-мяу», простых повторяющихся слов — «Маша», «дом» и т. п.);

— в танцевальной деятельности: побуждать к выполнению простых танцевальных движений в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу); побуждать к пляске по одному, в паре со взрослым или сверстником;

— в игровой деятельности: побуждать выполнять простые игровые действия (искать мишку, убегать от матрешки, летать как птички и т. п.).

• Побуждать детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям.

Репертуар

Слушание

Мир ребенка:

«Песенка друзей». Н. Бордюг.

«Баю, баюшки, баю». А. Филиппенко.

«Кто у нас хороший». Русская народная мелодия в обр. М. Иорданского.

« Дети и цыплята», Т. Шубенко.

«Умывальная песенка». М. Раухвергер.

«Варись, варись, кашка». Е. Тиличеева.

«Доброе утро». Н. Бордюг.

«Баю-баю». М. Красев.

«Как у наших у ворот». Русская народная мелодия.

Мир природы:

Осень

«Осеняя песенка». Ан. Александров.

«Дождик». Русская народная мелодия в обр. Вл. Фере.

Зима

«Пришла зима». М. Раухвергер.

«Санки». М. Красев.

«Песенка о елке». Н. Граник.

Весна

«Зима проходит». Русская народная мелодия в обр. П. Чайковского.

«Дождь идет». И. Арсеев.

Животные и птицы:

«Прилетела птичка». Е. Тиличеева.

«Собачка». И. Арсеев.

«Собачка». М. Раухвергер.

«Кошка». М. Раухвергер.

«Про мишку». А. Филиппенко.

«Кукушка». В. Шубинская.

Мир игрушек:

«Куколка Маша». С. Невельштейн.

Подпевание песен

Мир ребенка:

«Помощники». Н. Бордюг.

«В гости». Н. Бордюг.

«Все запели песенку». А. Филиппенко.

«Как на елке у ребят». В. Петрова.

Животные и птицы:

«Гав». Украинская народная мелодия «0й, лонвув обруч...».

«Мяу». Русская народная мелодия «Я на горку шла…»

«Кошечка». Н. Бордюг.

«Песенка о зверятах». А. Филиппенко.

«Птичка». М. Раухвергер.

«Петушки». В. Герчик.

Мир игрушек:

«Кукла Катя». Н. Бордюг.

«Игра с мишкой». Н. Бордюг.

«Дом». Н. Бордюг.

Игры под пение

«Игра с погремушкой». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с колокольчиком». Музыка А. Филиппенко.

«Жмурки с бубном». Русская народная мелодия.

«Перекати мяч». Музыка А. Филиппенко

«Птичка маленькая». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с зайчиком». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с мишкой». Музыка А. Филиппенко.

«Игра с мишкой возле елки». Музыка А. Филиппенко.

«Идет мишка». Украинская народная мелодия.

«Козлятки». Украинская народная мелодия «Дробушечки».

«Птичка». Музыка Г. Фрида.

«Догони зайчика». Музыка Е. Тиличеевой.

«Зайка, мой серый». Музыка А. Филиппенко.

«Возьмем мишку на прогулку». Музыка А. Филиппенко.

« Мишка пришел с прогулки». Музыка А. Филиппенко.

«Купание Наташи». Автор И. Плакида.

«Прятки». Украинская народная мелодия.

«Подсказки». Русская народная мелодия «Как у наших у ворот».

«Шлеп». Украинская народная мелодия.

«Карусель». Музыка Е. Тиличеевой.

«Колечки». Русская народная мелодия.

«0й, что за народ». Украинская народная мелодия «0й, лопнув обруч...».

«Помирились». Музыка А. Филиппенко.

«Игра в прятки». Музыка А. Филиппенко.

«Прогулка и дождь». Музыка М. Раухвергера.

«Догонялки». Русская народная мелодия «Из-под дуба...». Автор И. Плакида.

«Прятки». Русская народная мелодия «Лен». Автор Т. Бабаджан.

«Игра в догонялки». Автор И. Кругляк.

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ

Года

К полутора годам у малыша:

• достаточно развито восприятие музыки, при слове «музыка» он подбегает к взрослому, садится и ждет, может слушать музыку около 20 секунд, после смены видов деятельности готов снова внимательно ее слушать;

• развита эмоциональная отзывчивость на музыку контрастного характера, динамики, тембра, на выразительные интонации в пении взрослого (грустная, радостная и т. п.);

• проявляется музыкальная активность:

— в слушании-восприятии музыки: отдельными проявлениями показывает свое отношение к музыке;

— в пении: подражает отдельным интонациям взрослого в пении, подпевает отдельные стогн: «ай», «ух», «ля-ля» и т. п.;

— в движениях под музыку: начинает плясать, услышав веселую плясовую музыку, появляются любимые плясовые движения, исполняемые под текст пляски: топание ногой, ножками, покачивание на ногах, кружение и т. п.; движение выполняет по показу или совместно со взрослым, иногда самостоятельно; движения начинают регулироваться слуховыми впечатлениями (речь взрослого, музыка);

— игровые действия становятся более разнообразными: ищет, бегает, прыгает, прячется и т. п.

Года

К двум годам у ребенка:

• достаточно развито музыкальное восприятие, имеется устойчивый интерес к музыке и некоторая культура слушания ее (может слушать около 20 секунд);

• знает небольшое количество музыкальных произведений, выделяет любимые, очень доволен, если взрослый исполняет песню (музыку) по его желанию;

• заинтересованно слушает пение взрослого, а также мелодию этой песни, сыгранной на детском музыкальном инструменте;

• эмоционально откликается на различный характер музыки и отдельные певческие интонации (радостный, грустный, вопроса, ответа), а также на различные игровые сценки под музыку;

• различает наиболее яркие, выразительные отношения музыкальных звуков, контрастные по высоте (лай маленькой и большой собаки), по тембру (колокольчик и барабан);

• развита музыкальная активность:

— включается в пение песен с повторяющимися простыми по звуковому составу словами («заинька-зайка») или с куплетами слогового нения («баю-бай»);

— с удовольствием включается в пляски (особенно под пение взрослого и по показу), может самостоятельно выполнять простые танцевальные движения: «фонарики», хлопки в ладоши, по коленям, прыжки, притопы ногами, покачивание с ноги на ногу, легкие пружинки; движения могут выполняться по кругу, в паре; приглашают друг друга плясать, пытаются сами сделать круг, с помощью взрослого сужают и расширяют круг;

— легко вовлекаются в игровые ситуации, испытывают при этом большое удовольствие, понимают многие игровые действия (пожалеть кошечку, покормить птичку), меняют игровые действия под двухчастную музыку контрастного характера (первая часть

спят, вторая часть — пляшут, догоняют и т. п.), эмоционально реагируют на понятные игровые ситуации, проявляют потребность в звучании музыки во время игр;

• появляются элементарные творческие проявления (подбирает сам движения с игрушкой под музыку разного характера и т. п.).

Азбука третьей ступени

музыкального образования

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВОЗРАСТНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Общее развитие

В музыкальном воспитании детей третьего года жизни также необходимо учитывать особенности их нервно-психического развития.

При создании полноценных психолого-педагогических условий развития ребенка в процессе общения со взрослым у него совершенствуется восприятие, непреднамеренное наблюдение, непроизвольное внимание, лишь постепенно развивается произвольное внимание.

Совершенствуется память малыша. Он помнит не только то, что произошло несколько дней назад, но и произошедшее в более отдаленное время. Расширяется его опыт и представления, на этой основе начинает развиваться воображение.

Движения детей более уверенные и координированные, ходьба становится более ровной, дети могут менять ее темп, останавливаться, сдерживать свои движения, ожидая сигнала к действию.

Интенсивные изменения происходят в развитии речи и умственном развитии. Быстро увеличивается словарный запас. Ребенок заучивает на память простые стихи, песни, сказки. Употребляет в речи сложные предложения, делает элементарные сравнения и умозаключения. Новые представления малыш может получить из рассказа, песни взрослого, но необходимо, чтобы смысл каждого слова был ему понятен. Однако произношение в этом возрасте остается специфически детским, многие звуки ребенок правильно не выговаривает, но замечает неправильное произношение другого, так как слуховое восприятие звуков более совершенно, чем речедвигательное умение.

Речь становится средством общения ребенка со взрослым и сверстником. При помощи речи он может выполнять определенные действия.

Сюжетно-ролевая игра занимает все большее место в жизни ребенка. Сначала он отображает в игре отдельные действия, а затем сам начинает кого-либо изображать.

При педагогически пр

Наши рекомендации