Музей археологических раскопок

(познавательно - развлекательная программа)

Каждой команде предлагается открыть свой музей археологических раскопок, выступить не только в роли археологов, но и экскурсоводов. В музее должны быть представлены соответствующие разделы: «Восток в древности», «Восток сегодня», «Флора и фауна Востока» и соответственно разделам расположены экспозиции.

Экскурсовод проводит по музею экскурсию (возможны юмористические отступления и дополнения). При открытии своего музея «археологи» не должны забывать про наличие необходимых экспонатов:

- скульптура;

- архитектурные сооружения;

- остатки посуды и ценных изделий, уникальные экспонаты.

Музей может располагаться в домиках каждого отряда, где комнаты будут соответствовать выставочным залам. Жюри и представители караванов будут переходить из одного музея в другой, отмечая интересные идеи и экспонаты. Вечером при поведении итогов можно продемонстрировать интересные археологические находки.

Вокруг земного шара

Это творческое, страноведческое мероприятие с элементами экономиче-ской игры. Игра рассчитана на детей старшего и среднего школьного возраста.

Цели и задачи. Основная цель игры - развитие у детей кругозора и познавательного интереса. Среди задач игры можно отметить возможность реализации в процессе мероприятия интеллектуальных способностей детей и их эрудиции. Кроме того, игра способствует формированию активной познавательной позиции ребенка. Здесь активно задействованы процессы восприятия, внимания и памяти.

Организация, материалы и оборудование: Игра лучше проходит при участии большого количества детей, которые кроме участия в ней, активно задействованы в ее организации и подготовке. При подготовке ребята должны выполнить следующие задания. Каждый отряд выбирает страну: Япония, Испания, Англия, США и т.д. Затем, члены отряда делятся на творческие группы.

«Оформители» рисуют флаг, выпускают газету, посвященную данной стране и т.п.; "Рекламные агенты" - заботятся о рекламе своей страны; "Костюмеры" - изготавливают атрибуты национальной одежды, выбранной страны; "Банкиры" - выпускают валюту, количество денежных единиц должно быть оговорено заранее; "Страноведы" - составляют список вопросов познавательного характера, отражающих территориальные, национальные и культурные особенности данной страны. Вопросы могут быть, например, такими:

1) Назовите город, который является столицей (название государства)?

2) С какими государствами (название государства) имеет общие территориальные границы?

3) Какими морями или океанами омывается (название государства)?

4) Перечислите крупные города (название государства).

5) Какие достопримечательности (название государства) вы знаете?

6) Назовите известных людей страны?

7) Национальный танец страны.

8) Национальное блюдо страны.

9) Знаменитые футбольные клубы страны.

10)Цвета флага страны т.п.

"Выдумщики" - придумывают творческие задания, например:

1) исполнить известную песню страны;

2) исполнить национальный танец;

3) продемонстрировать национальный ритуал;

4) объяснение в любви в национальном стиле;

5) стихи (сочинить про страну или прочитать на национальном языке).

"Хозяева" продумывают ритуал встречи гостей страны. Можно написать приветственную речь или разыграть миниатюру.

К моменту начала этого этапа организаторами должна быть нарисована карта с указанием стран и маршрута следования до них. Во время путешествия по громкой связи проводится реклама туристических маршрутов с описанием достопримечательностей стран.

Ход мероприятия

Этап - "Путешествие по странам"

Отряды оставляют на местах "Хозяев", а все остальные отправляются в путешествие по другим странам. Задача путешественников - заработать как можно больше валюты других стран, ответив на вопросы или выполнив творческое задание. Ребята могут ходить небольшими группами или по одиночке.

Этап - "Обмен денег"

По окончании этапа "Путешествие по странам" дети собираются на отрядные места, где все заработанные деньги они отдают главному банкиру, который отправляется в "Игробанк". Валюты разных стран обмениваются на общелагерную валюту (название валюты может отражать название лагеря: полет-ки - «Полет», лучики - «Солнечный», огоньки - «Огонек», елочки - «Елочка» т.д.) в соответствии с установленным курсом. Существует одно обязательное ограничение: отряд не может обменять валюту своей страны.

Этап - "Подведение итогов"

Этот этап может быть проведен несколькими способами.

1) По окончанию обмена валюты подсчитывается количество баллов. Та страна, которая набрала наибольшее количество баллов, выигрывает, а результаты вывешиваются на табло.

2) Можно открыть магазин, где на общелагерную валюту дети могут приобрести реальные сладости или сувениры.

3) Наконец, можно устроить аукцион реликвий стран, лоты, который отряды готовят заранее. Это могут быть и какие-то лагерные реликвии, например: ручка начальника лагеря, песенник с пожеланиями всего педотряда, бейджик любимого вожатого и т.д.) Отряды приобретают на аукционе вещи на общелагерную валюту, заработанную ими во время игры, а деньги, вырученные во время аукциона, идут в общелагерный банк.

Поиск сокровищ

(игра на местности)

В игре необходимо все тщательно продумать таким образом; чтобы задания были непростые и одновременно доступные. Маршрут нужно прокладывать на большую дистанцию и вдали от лагеря. Вожатые должны участвовать вместе со своим отрядом. Старт лучше всего сделать тут же, на месте, где обычно встречается ваш отряд, а финиш - также недалеко от места старта, чтобы в то время, пока отряды находятся па дистанции, можно было бы приготовить чай с конфетами и тортом и т.п. Игру можно проводить и в лесу, и в городе.

Не позволяйте отрядам “садиться на хвост” друг другу. Чтобы не получилось такого, что все отряды следуют за одним, первое задание сделать таким, что отрядам нужно расшифровать сообщение и записать его на бумаге. Второй способ избежать одновременного прохождения отрядами дистанции - сделать первое задание самым сложным, чтобы у каждого отряда ушло время на его разгадывание. Например, каждому отряду дать бумагу с зашифрованным сообщением: “прошептать слово “отряд” своему командиру (вожатому) в левое ухо”. После того, как отряд выполнил это задание, он получает новую записку с заданием где искать следующий ключ. Такое начало обычно дает необходимый разрыв по времени между отрядами.

Убедитесь, что все задания- ключи находятся на месте и не разрушены. Задания-ключи должны быть четко обозначены и надежно спрятаны. Следи-те за тем, чтобы ребята во время прохождения дистанции не сорвали и не разрушили ни одной метки. Может быть, имеет смысл около некоторых ключей поставить наблюдателей, готовых заменить ключи новыми, если будет необходимость.

Первое и последнее задания должны быть самыми сложными, как уже говорилось выше. Главная причина - избежать преследования одного отряда другим (только разгадав первое задание, отряд получает следующее), а вторая причина – вожатый может давать намеки – подсказки отряду, который в полном замешательстве и не может разгадать задания. В успешной игре ни один отряд не должен сойти с трассы из-за того, что не справился с заданием.

А причина того, что последнее задание должно быть также самым труд-ным, кроется в том, чтобы сделать развязку игры более драматичной. Отряд, который прошел всю дистанцию первым, может испытать трудности в разгадывании последнего задания. Несколько отрядов, шедших позади, также могут прийти к последнему ключу и начать разгадку последнего задания - еще одного зашифрованного сообщения. Это может быть телефонный номер того, у кого находятся сокровища.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ КЛЮЧЕЙ-ЗАДАНИЙ В ГОРОДЕ

• Встаньте спиной к зданию, где вы получили ваше первое задание.

• Перейдите улицу и идите на запад, пройдите три осветительных столба, находящиеся на другой стороне улицы, по которой вы идете.

• Поверните налево на первом перекрестке.

• Пройдите один квартал и поверните на перекрестке в сторону ж/д вокзала.

• Продолжайте идти в эту сторону, пока не пройдете три телефонных будки.

• Рядом с одной из телефонных будок на столбе расположен дорожный знак, указывающий направление. Идите в обратном направлении.

• Идите прямо, пока не дойдете до улицы, название которой начинается с 12-й буквы алфавита.

• Не пересекайте улицу, а поверните налево и идите в этом направлении, пока не увидите витрину магазина, в которой стоит манекен в синей одежде.

• Повернитесь спиной к манекену и перейдите улицу, на противополож-ной стороне улицы - автобусная остановка, на которой вы увидите мужчину в шляпе и с зонтиком, в кармане - сложенная газета. Он даст вам следующий ключ.

• Пример первого задания-ключа:

Скил:

Ефлал С. опсану. ме?

Етиж АКС, мо.

Т-ОП ешимин: дер”е

путсоро Пь Сети ор!!!

Тсопь С.Е.

Дзястид: ох ан ек

Ут слагмо тлеж В. К.

Евол Еч.

(Если прочитать снизу вверх и справа налево, то получится: человек в желтом галстуке находится здесь. Постройтесь по росту перед ним и шепотом скажите: наспослал Феликс.)

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ-КЛЮЧЕЙ В ЛАГЕРЕ

• Идите по тропинке к озеру (азимут 160°) от лагеря до скалы (камня) у основания упавшего дерева.

• Идите вдоль линии электропередач, пока не пройдете столб с номером 76.

• Найдите азимут 240' и идите по азимуту, пока не выйдете на поляну, на которой найдете старое кострище.

• "Идите на восток, пока не увидите канаву, пересекающую ваш путь с севера на юг.

• Идите вдоль канавы, пока не выйдете на проселочную дорогу.

• Идите по дороге влево, пока не дойдете до шоссе. "Найдете дорожный знак с ограничением скорости.

• Пройдите данное количество шагов на юг.

• Под большим камнем рядом со столбом находится следующее задание.

В качестве сокровищ могут служить разноцветные жетоны, которые ребята должны собрать и принести ведущему игры (последнее сообщение может быть следующим: « В дупле дерева вы найдете жетоны. Каждый жетон - шоколадная конфета. Соберите жетоны и принесите ведущему».

В лабиринтах пещер

(игра на местности)

Пещеры - подземные полости, сообщающиеся с поверхностью, где под-земные воды размывают грунт или искусственно созданные под землей углубления с целью добычи полезных ископаемых. В любом случае, попасть в пещеру, побродить по подземным лабиринтам - занятие для смелых и находчивых людей, ведь пещеры зачастую полны загадок, тайн и непредсказуемых ситуаций.

Провести игровую программу под названием "В лабиринтах пещеры" будет интересно на природе в условиях похода или туристического слета, в загородном лагере, а при создании определенных условий - и в школе. Наиболее интересной игра получится, если проводить ее в вечернее время, когда уже стемнело.

Предлагаемая игра не носит соревновательного характера, а значит, в ней не будет побежденных и огорченных. Усиливают необычную интригу данной игровой программы ее динамичность и таинственность. Требуется получить наибольшее количество жетонов со знаками тайнописи и с их помощью прочитать текст пароля, необходимого для входа в штрек, в котором спрятан "клад".

Перед началом заманчивого, но опасного путешествия проводник (веду-щий) напоминает правила техники безопасности - правила игры:

- внимательно слушать проводника;

- идти по пещере дружно, точно соблюдая все команды проводника, чтобы потерять как можно меньше источников света;

- громко не кричать (возможен обвал);

- хорошо обдумывать каждый шаг, чтобы быстрее дойти до цели

Подготовка к игре

1. Сообщить детям сведения о пещерах, предложить узнать о других пещерах из справочной литературы.

2. Приготовить место для игры на природе или в помещении, заранее определив, оформив и пронумеровав "штреки" и дав им названия.

3. Зарисовать план пещеры, который будет находиться у проводника.

4. Подготовить необходимые для экспедиции вещи: веревку, фонарь, продукты, питьевую воду, а также "Лишние" предметы: мяч, книгу, магнитофон.

5. Запастись сувенирными свечами - эквивалентами успешных действий.

б. Сделать костюм приведения.

7. Варианты вопросов и заданий для получения допуска

Допуск к походу

К таким опасным и ответственным экспедициям, как путешествие по под-земным лабиринтам пещеры, необходимо готовиться заранее и серьезно. Для этого нужны не только отличная физическая форма, психологическая готовность, но и специальные знания, практические навыки. Проверить качество такой предварительной подготовки необходимо до начала похода.

Получить допуск должен каждый участник индивидуально, отвечая на вопросы и выполняя задания, предлагаемые опытными проводниками. Материальное подтверждение допуска - полученная от проводника свеча. Если участник уже получил подтверждение своей готовности, он временно выбывает из круга испытуемых, давая возможность проявить себя своим товарищам. При организации процедуры допуска действует еще одно важное правило. Каждые пять человек, получившие допуск, имеют право взять с собой еще одного человека, ручаясь за него. Но в этом случае путешественники не получают от проводника еще одну свечу.

1. Из какого произведения эти строки: "Принц содрогнулся. Конечно, он знал о существовании огромного подземелья, расположенного далеко под их королевством. Случалось, что люди заглядывали туда, но, постояв несколько минут у входа, увидев на земле и в воздухе странные тени невиданных зверей, в испуге возвращались"? (А. Волков. "Семь подземных королей")

2. Объектом изучения каких наук являются пещеры? (Спелеологии и ар-хеологии.)

3. Что конкретно изучают ученые-спелеологи? (Микроклимат, расположение, подземные воды, животный мир пещер.)

4. Что вы знаете не о сказочных, а о реально существующих пещерах? Назовите некоторые из них. (Озерная пещера, расположенная в среднем течении Днестра; гипсовая Кунгурская пещера на Урале; Мамон тона пещера в США, штат Кентукки; ,пещера Пьер Сен Мартен во Франции; Снежная пещера на Кавказе и др.)

5. Как по-другому называют древних пещерных людей? (Неандертальцы.)

б. Назовите орудия труда, которые изготовлялись пещерными людьми? (Ручной топор, молоток.)

7. Соберите в рюкзак необходимые для экспедиции вещи.

8. Как называются каменные "сосульки", минеральные образования, свисающие с потолка и верхней части стен пещер? (Сталактиты.)

9. Кто из пещерных обитателей может спать вниз головой? (Летучая мышь)

10. Откройте вход в пещеру с помощью волшебных слов, которые использовались в сказках. ("Сим-сим, откройся, "Лети, лети, лепесток..", "Гуфары-муфары", скорики-ерики. . . и др.)

По подземному лабиринту

Главная трудность передвижения по подземному лабиринту состоит в том, что идти приходится в полной темноте. Участники экспедиции переме-щаются от штрека к штреку с закрытыми глазами. С этой целью каждый получает специально изготовленные из темной бумаги, не пропускающей свет, очки или колпаки (фунтики) для головы. "Зрячими" остаются только проводник, возглавляющий колонну, и инструкторы, наблюдающие за соблюдением правил передвижения. Варианты способов передвижения от штрека к штреку меняются, и проводник перед началом очередного продвижения объясняет, какова будет техника перемещения в данном случае.

Варианты способов передвижения:

- цепочкой-змейкой, правой рукой держась за веревку, а левой - за плечо идущего впереди;

- цепочкой, взявшись за руки, но двигаясь спиной вперед, т.е. задом наперед;

- передвигаясь по-гусиному, т.е. приставляя ступни ног пяткой к носку;

в колонне парами, делая З шага вперед, 1 шаг назад, далее - хлопок по ладо-ням участников, образующих пару;

- цепочкой, взявшись за руки, но хромая то на правую (1, 3, 5-й и т.д. участник), то на левую (2, 4, 6-й и т.д. участник) ногу; и т.п.

За соблюдением правил техники безопасности (заданных правил передвижения) наблюдают инструкторы. За каждое нарушение этих правил на участников экспедиции налагается штраф: путешественники будут вынуждены вернуть одну из свечей, полученных при допуске к походу и так необходимых для поиска клада.

Во время пути по пещере для участников проводятся мини-экскурсии. Роль экскурсоводов поочередно выполняют инструкторы во время передвижения группы от штрека к штреку. Каждый фрагмент экскурсии заканчивается кон-трольными вопросами по ее содержанию. Если участники были невнима-тельны и не смогли правильно ответить на вопрос экскурсовода, группа путешественников также штрафуется свечами. За правильные ответы путники получают жетоны с тайными знаками.

1 штрек. "Прикосновение".

Когда человек не имеет возможности видеть, это компенсируется повышением чувствительности других органов чувств, в частности осязания. Чтобы почувствовать это на себе, а заодно и проверить, не присоединились ли в темноте посторонние, участникам экспедиции предлагается задание: прикасаясь друг к другу с завязанными глазами определить, кто есть кто.

Участники образуют круг. Каждому из них присваивается свой личный номер, о котором не знают другие (для этого проводник в произвольном порядке обходит круг и называет порядковый номер каждого участника, прикасаясь к его плечу). Далее проводник называет два любых номера из имеющихся в списке. Их носители делают три шага в центр круга и пытаются опознать друг друга. В случае успеха участник получает заветный тайный знак.

2-й штрек. "Ночное рандеву"

В пещерах, конечно же, тоже есть своя жизнь, и есть свои обитатели. Кто они, как им удалось приспособиться к жизни без света? Что мы вообще знаем о животных, умеющих видеть в темноте? На подобные вопросы предстоит ответить участникам экспедиции в этом штреке.

Варианты вопросов

1. Какие животные носят название "пещерные"? (Рыбы - мелкие, до 13 см, живородящие, с редуцированными глазами; ранее существовали пещерные медведи, но они уже вымерли.)

2. Что помогает летучим мышам ориентироваться в полной темноте? (Они испускают локационные сигналы в виде коротких ультразвуковых импульсов частотой 20-120 кГц и продолжительностью 0,2-100 мс.)

З. Какие особенности органов зрения имеют пещерные рыбы? (У них глаза редуцированы или отсутствуют.)

4. Чем можно объяснить, что пещеры часто населены слепыми и безцвет-ными животными? (Особенностями среды обитания.)

5. Кто из вымерших хищных млекопитающих действительно обитал в пещерах: пещерный лев или пещерный медведь? (Пещерный медведь.)

3-й штрек. "Голос из темноты"

В условиях ограничения зрительного восприятия мира более четко и остро начинает работать слуховой анализатор человека. Убедимся в этом, проведя тренировочный практикум по распознаванию обыденных звуков внешнего мира. Сделать это будут непросто, потому что, по свидетельству очевидцев, звуки в пещере искажаются и часто напоминают шаги странных существ. Итак, задание:

узнать, что это за звуки.

Через фонограмму (или в реальном исполнении) участникам предлагается узнать на слух (глаза закрыты) различные звуки: шум дождя, завывание ветра, кипение чайника, тормоза автомобиля, скрип двери, голоса присутствующих и т.п.

4-й штрек. "Страх"

С громким хохотом появляется приведение, рассказывает ребятам "страшилку" и предлагает свое задание: придумать историю пострашнее этой.

5-й штрек. "Тайнопись"

Стены штрека разрисованы непонятными знаками. Очевидно, что эта наскальная тайнопись имеет свой смысл, понять его можно только с помощью шифра. Часть тайных знаков путешественникам уже известна, дается шанс расширить их запас. Это можно сделать, выполнив задание "Собери картинку" (изображение ключа). Выполняется задание коллективно, дополнительные трудности создает отсутствие освещения в штреке. Одни участники экспедиции с помощью зажженных свеч освещают пространство, другие - собирают ключ. Если задание оказывается выполненным в течение 1 минуты, путешественники получают 5 жетонов с буквами, каждая дополнительная минута сокращает их количество на один знак шифра.

С помощью данного шифра участники должны восстановить достаточно сложный и длинный текст философского содержания, набранный тайными знаками: "В отсутствие ключа дверь - это часть стены. В отсутствие двери ни к чему ключ. Дверь и ключ к ней представляют собой проход для разума. В отсутствие разума ни ключа, ни двери. Ни прохода не существует".

Если участники затрудняются с расшифровкой, то получить недостающие жетоны с буквами можно, ответив на вопросы тематической викторины, посвященной кладам, которые, кстати очень часто прятали в пещерах.

Варианты вопросов

1. Между персонажами какого произведения состоялся такой разговор

- Клад... - это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.

- А Зачем

- А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?

- Я про запас.

- Вот и они про запас.

(Э. Успенский. "Дядя Федор, пес и кот". Разговор между Матроскиным и Шариком.)

2. Капитан Флинт был не только пиратом, но и изобретателем. Назовите оригинальный компас системы капитана Флинта? (Скелет человека.)

3. Каким инструментом чаще всего пользуются кладоискатели?

(Лопатой.)

4. Как называется сказочная страна, богатств, в которой под ногами лежит не обыкновенный песок, а золотой? (Эльдорадо.)

5. Что вы слышали о сокровищах инков? (Испанцами был пленен прави-тель инков. За него был назначен огромный выкуп - 70 тыс. нош золота. В столицу империи инков потянулись вереницы индейцев с мешками золота на плечах. Но обещание было нарушено - правителя инков Атауальпу казнили, а золото, которое было в пути, бесследно исчезло. Некоторые клады инков удалось найти, но главная часть спрятанных сокровищ до сих пор, спустя пять веков, остается ненайденной.)

б. Герои какого произведения участвовали в следующем разговоре:

- Слушай-ка.., если мы выроем клад, что ты сделаешь со своей половиной?

- Я? Каждый день буду покупать пирожок и стакан содовой воды, буду ходить в каждый цирк, который приедет в наш город. Уж я знаю, что мне де-лать, чтобы прожить весело! (М. Твен. "Приключения Тома Сойера". Разговор между Томом Сойером и Геком Финном.)

7. Чаще всего кладоискатели стремятся найти золото или драгоценности, но в кладах могут быть и другие ценности. Что принято называть зачарованным кладом России? (Пропавшую библиотеку царя Ивана Грозного.)

8. Какое время года считается порой укрывания кладов? Почему? (Осень считается временем укрывания разбойничьих кладов. Разделив добычу, разбойники расходились зимовать по домам. Однако, чтобы избежать объяснений с стражами закона, преступники были вынуждены прятать часть награбленного в земле.)

9. Что такое культовые клады? (Это ценности, которые приносили верующие люди в жертву языческим богам и духам.)

10. Назовите известное произведение Л. Стивенсона о пиратах, стремя-щихся отыскать клад? ( "Остров сокровищ")

б-й штрек. "Клад"

В этом штреке участники экспедиции получают конверт с письмом. Задание: прочитайте "слепой" текст и, следуя полученным установкам, найдите клад. Текст:

"Вывошливпоследнийштрекпещерыздесьвасждетприят ныйсюрпризполучитеегоеслиотыщетесделаетепятьшаговотв ходапрямодосталактитовпотомшестьшаговвлеводосталактитов тришагавправопятьшаговвлевовстененащупайтема-ленькуюрукояткудверцыиоткройтеее...

Достав торт и украсив его оставшимися свечами, дети выходят из пеще-ры и... пьют чай.

Огоньки знакомства

«Интервью»

Вожатый просит ребят выбрать себе партнера из числа малознакомых ему людей. С этой целью можно использовать следующее упражнение: по ко-манде вожатого ребята одновременно показывают рукой на того человека, который, по их мнению, является для них самым малознакомым. Взаимные выборы образуют пары. И так далее до тех пор, пока партнеры будут у каждого. Партнеры рассаживаются в круг, занимая, позицию по соседству друг с другом. Вожатый рассказывает о том, что каждый сейчас - корреспондент, задача которого - взять интервью у напарника. Есть возможность задать только пять вопросов и затем составить интересный рассказ о своем собеседнике. Вожатым устанавливается регламент времени, в течение которого все пары одновременно обдумывают вопросы, поочередно задают их друг другу. Объявляется конкурс на самый лучший рассказ по ре-зультатам проведенного интервью.

«Сказочные ассоциации»

«Огонек-знакомство» можно провести и в виде творческого задания. В этом случае отряд разбивается на группы. Оптимальное количество человек в группе 5-7. Каждая группа получает задание придумать сказку, дейст-вующими лицами которой являются члены соседней группы, причем, персонажи выбираются в зависимости от того, с каким сказочным героем ассоциируется тот или иной человек. Ребятам говориться о том, что в этом случае необязательно хорошо знать человека, а достаточно воспользоваться первым впечатлением, сложившемся о нем. Таким образом, первая группа представляет вторую, вторая - третью и т.д., последняя - первую.

Задание может быть конкретизировано, т.е. как условие определяется жанр представления: балет, мюзикл, опера, драма, комедия, детектив и т.п.

По мере выступления каждой группы подводятся итоги. Ребята из той группы, которая только что была представлена, должны угадать себя в персонажах сказки. Производится совместная оценка результатов выступления.

«Гадание»

Проведение этой формы огонька может быть рекомендовано для детей разного возраста. Главное — создать таинственную атмосферу, способствующую определенному настрою ребят. Идея проведения такого огонька может, например, быть такова. Предварительно ребятам сообщается о том, что вечером, перед отбоем, к ним в отряд из самой чащи леса (или из морской пучины) придет гадалка, которая обещает каждому подробный рассказ о его судьбе в течение предстоящей лагерной смены.

Вечером, ребята садятся в круг - вожатый зажигает свечу и начинает разговор о чудесах магии. Неожиданно, в самый «неподходящий» момент раздается стук в окно... Появляется гадалка, которая в точности определяет прошлое каждого и предсказывает будущее — анонс интересных и захватывающих событий смены.

Предлагаем один из вариантов проведения подобного «огонька».

Преамбула.

Вечером, после создания соответствующей обстановки, вожатый предла-гает ребятам ответить на следующие вопросы.

- Есть ли у человека судьба?

- Что определяет его жизнь?

- Верите ли вы в приметы, предсказания астрологов, гадания и т.д.? Далее ребята рассказывают об интересных случаях из их жизни. В условленное время раздается стук в окно, появляется загадочная женщина, лицо которой трудно различить за волосами.

Знакомство. Вожатый.

- Стук в окно... Кто там?

- Судьба стучится к нам. Ее отвергнуть иль принять - вот ваша воля. Дети делают выбор. Гадалка.

- Я, расскажу сначала о себе. На свете нет времен, которых я не помню. Мой тайный след теряется в веках. Я к людям прихожу в обличьях разных и приношу с собой и радость, и печаль.

- В Египте древнем, на камне жертвенном, вспоров ножом священным белую овечку, я прорекала жизнь и смерть.

- В далекой Греции, в священном храме в подвижном пламени огня вста-вала предо мной вся линия судьбы несчастной Трои.

- В струящейся воде реки индийской Ганга нити узрела я при помощи которых Боги двигали людьми.

- Гадающей цыганкой Эсмиральдой я открывала связь сердец надмен-ных европейцев.

- И вот сейчас я перед вами и предскажу лишь то, чему случиться суж-дено в ближайшую неделю.

Гадание.

- Здесь, среди вас, дорогие, находится тот человек, для которого важны события жизни вашей веселой летней страны со странным названием (назва-ние лагеря). Это я нутром чую! Давайте его поищем... Он должен быть в меру толстым, в меру высоким, на голове не менее трех волосинок, глаз вострый, вороной (голубой и т.д.) и идут от него особые биотоки, которых не чуять нельзя. Вот он.

- Теперь мной внутренний голос просит обратить внимание и на эту сторону, откуда нахлестывает на меня волна романтических биотоков. Последний раз я испытывала такое воздействие, когда гадала Дону Жуану. И вижу я, что с этим человеком будут связаны большие страдания от любовных недугов. И не одна девица высохнет по нему и пожелтеет, как осенний лист, так, что не поможет ей косметика.

- А завтра, по утру, предстоит вам всем дело важное, и по ходу его в че-ловеке, который посмотрит в глаза вам дольше одной минуты, найдете вы друга верного, с которым свяжет вас сама Судьба.

- И если же вы друг другу в глаза смотреть с утра до вечера будете, да кроме себя и других видеть не устанете, ждет вас судьба счастливая, лето радостное да веселое.

Секрет успеха гадалки состоит в ее тщательной подготовке к проведению «огонька»: изучение биографии и особенностей характерных проявлений ребят.

Для надежности проведения мероприятия роль гадалки предлагается че-ловеку малознакомому ребятам и, по возможности, не встречающемуся им в процессе лагерной жизни.

Огоньки - откровения (конфликтные)

«Письмо другу»

Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в их сочувствии.

«Я не понимаю»

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".

Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов.

«Электрический стул» (Ситуативный)

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с крат-кой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к человеку).

Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

«Круг молчания»

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Огоньки анализа

«Свечка»

а) 1 этап. Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

б) 2 этап. Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

с) 3 этап. Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога.

«Цепочка»

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения.

Огоньки адаптации (финальные)

«Живой уголек»

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д. -- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек" передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда.

«Расскажи мне о себе»

О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3-х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.

Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

«Я как в зеркала смотрюсь в людей...»

Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слу-шающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация внимания на диалоге.

Этот огонек можно проводить при высоком уровне развития коллектива.

Конкурс «Евровидение».

Каждый отряд подготавливает музыкальный клип. Представитель отряда вытягивает страну, которую они будут представлять. Ведущий должен выбирать такие страны, песни которых есть у ди-джея: Россия, Турция, Молдова, Румыния, Украина, Англия, Франция и др. Отряд готовит клип на песню выпавшей им страны. Необходимо привлечь побольше участников: подготовить подтанцовку и певцов, сделать драматическое представление под песню. Жюри оценивает костюмы, творческий подход, оригинальность.

Современная сказка.

Для конкурса необходимы костюмы. Каждый отряд обдумывает сказку: Золушка, Колобок, Репка, Ледниковый период, Волк и козлята, Красная Шапочка и др.

(Много сценариев есть на сайте www.vozhatyi.ru ). Затем эту сказку осовременивают. В зависимости от того, какие есть костюмы, можно ввести разных персонажей: Гарри Поттер, Буратино, Животных ...

Например: Убежал Колобок из лагеря и по дороге встречает лису (синюю или красную). Лиса необычная, в зависимости от костюма. - Почему ты красная? – А я съела в лесу какую-то птицу, которая болела птичьим гриппом и вот стала такой...

Т.к. сказка только началась, Колобок убегает от неё и встречает какого-то смешного персонажа, например, корову Жояну. – Что ты тут разлеглась как корова?

В конце сказки Колобок должен вернуться в лагерь и сделать вывод, что если будет убегать из лагеря, то его ждут одни опасности, все его хотят съесть. Слова в сказке должны увлекать. Жюри оценивает костюмы, артистизм, оригинальность и др.

Наши рекомендации