Особенности концертного исполнения хорового коллектива.

Концертная деятельность Участие в концертах выявляет все возможности коллектива, его художественные достижения, достигнутый исполнительский уровень, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, способность подчиняться воле руководителя, сценичность, эмоциональность, собранность. Каждый концерт имеет и воспитательное значение. Для участников хора должно быть не все равно, поймут ли, оценят ли их общий, коллективный труд слушатели. Следует придавать значение тому, перед кем выступает хор, и стараться заранее узнать, кто будет его слушателями, подготовлены ли они к восприятию музыки, пришли ли они специально на концерт или остались, например, после долгого заседания. Каждый концерт — это отчет о проделанной работе. Среди публики всегда встречаются люди, которые попали на концерт случайно, и задача хора — сделать так, спеть так, чтобы им захотелось прийти на встречу с музыкой еще и еще раз. К каждому концерту хор должен готовиться специально, проводить очередные репетиции и генеральную репетицию, на которой устраивается «прогон» программы, отрабатывается построение, вход, выход, ведение программы. Желательно, чтобы генеральная репетиция проводилась непосредственно там, где будет проходить концерт. Если нет возможности провести генеральную репетицию за несколько дней или за день до концерта, ее нужно провести в день концерта (скажем, утром, если концерт вечером, или перед концертом). В этих случаях репетиция, прежде всего, преследует цель акустической настройки хора. Нужно найти для него оптимальное место на сцене, удобно расставить хор по отношению к залу, дирижеру, концертмейстеру. Конечно, при подобных репетициях необходимо учитывать разницу акустического эффекта при пении в пустом зале и зале наполненном. Обычно хор на концертах выстраивается в несколько рядов в зависимости от количества участников хорового коллектива и диаметра сцены. Наиболее распространено построение хора в 3 ряда. Если есть станки, то нижний ряд стоит на полу, а два других— на станках, соответственно на 1, 2 -й ступеньках. Если нет специальных станков, то за первым рядом, который обычно состоит из детей меньшего роста, стоят на полу дети более высокие, далее на стульях стоит еще один ряд. Построения могут быть различными, но не следует забывать одну аксиому: хор, расположенный на одной плоскости — в затылок друг другу — теряет часть своего звучания, что не может не сказаться на результатах выступлений. Концерты должны проходить в хорошо проветренном помещении, где достаточно воздуха. При пении поглощение кислорода легкими происходит значительно активнее, чем обычно, а при чересчур высокой температуре воздуха наступает временное кислородное голодание. Следует предупредить детей, что если кто-то из них почувствует себя во время концерта плохо (головокружение, сухость во рту), надо немедленно, но спокойно покинуть место и уйти за кулисы, а если это невозможно, сесть на подставку. При проведении концерта необходимо иметь в виду возраст аудитории (дети младшего возраста, дети старшего возраста, смешанный состав). Часто концерт хора сопровождается рассказом о коллективе, об истории создания тех или других исполняемых песен. Совершенно неискушенным слушателям можно рассказать о составе хора, о том, из каких хоровых партий он состоит. Детям-слушателям интересно знать, в каких классах учатся хористы, как они занимаются в хоре и успевают в школе. Разговор с аудиторией улучшает контакт хора со слушателями и способствует лучшему восприятию услышанного. Конечно, беседы не должны быть длинными, утомительными. Построены они должны быть в форме конферанса, но не с развлекательной задачей, а с целью пропаганды музыки, хорового дела, с целью просветительской. Вести эти беседы может сам руководитель, ему могут помогать (очень желательно!) дети-ведущие. Хорошей традицией является обсуждение каждого выступления и особенно сольных концертов с подробным разбором успехов и недостатков. В этих разборах участвует весь хор. Задача разбора — воспитать в коллективе желание совершенствоваться от концерта к концерту, повышая исполнительский уровень. Разбор всегда проходит в доброжелательном, дружеском тоне, тогда никто в коллективе не обижается, а, наоборот, у всех растет желание стать лучше, петь лучше.



Наши рекомендации