Случаи увеличения и уменьшения масштабов периода.

Музыкальная форма-

1) Структура, строение музыкального произведения.

2) Единство средств музыкальной выразительности.

Средства выразительности– способы, приемы, которые помогают выразить что было заложено автором произведения.
Звуковедение, темп, штрихи, агогика, лад, тональность относятся к средствам выразительности.

Тема – основная музыкальная мысль. Это индивидуализирует музыкальный материал.
Иногда это еще и характеристика героя, явления – лейтмотив.

Элементы музыкальной ткани.

Музыкальная ткань состоит из:

1) Мотив– самый наименьший материал музыкальной темы , который является ЗВУКОМ или ГРУППОЙ ЗВУКОВ, содержит в себе, как правило, 1 метрический акцент.
Метрический акцент – сильная, либо относительно сильная доля
Метр – упорядоченное чередование сильных и слабых долей в музыке. Он задает размер

2) Субмотив- еще меньше мотива

3) Фраза– схожее с разговорной речью – это более развернутое музыкальное построение, которое содержит в себе несколько мотивов(2 и более)
Во фразе будет несколько метрических акцентов, несмотря на это, они будут подчинены более главному, основному.
Содержит в себе часть мысли.
Фраза может не делится на мотивы, но они будут в ней. Это происходит, когда конец 1ого мотива накладывается, совпадает с началом следующего.
В вокальной музыке, как правило, именно фраза является наименьшим структурным элементом музыкальной ткани, потому что связана с текстом неразрывно. Мы не можем петь по слогам.

4) Предложение– еще более развернутое построение, объединяющее в себя 2 и более фразы.
Предложение обязательно должно содержать мысль.
Ключевым является то, что предложение заканчивается КАДЕНЦИЕЙ.
Каденция – заключительный гармонический оборот(не просто аккорд, зачастую S-D-T)
Характеристика каденции.
Различают ее по нескольким принципам:
1) по местоположению в музыкальной форме:
а) серединные – в середине формы, музыкального построения(чаще в конце 1ого предложения);
б) заключительные – в конце форме, музыкального построения;
в) дополнительные – появляются после заключительной каденции, как бы закрепляя и утверждая её у слушателей в восприятии: 1) когда было активное тональное движение, приход в заключительную тонику недостаточен;2) когда есть прерванная каденция, мы шли в тонику и пришли в другую ступень (чаще в 6).
2) по гармоническому строению:
а) половинные - когда на D или S;
б) полные - на T;
в) прерванные – на любой другой ступени (чаще на 6).
3) по виду:
а) совершенные – в мелодическом положении каденция находится в основном тоне (примарном).Мелодия – высота (самый верхний звук аккорда).
б) несовершенные – в мелодическом положении в любом другом тоне, кроме основного.

5) Период – элементарная наименьшая музыкальная форма.
Мысль здесь не только излагается, но и завершается. Может являться как самостоятельной формой(например, миниатюра), так и быть частью более крупной формы.

Классический период.

Состоит из 2х предложений.
Разбор периода:

1) Какой по масштабам?
большой или малый(2-4 такта – малый, 5-6 тактов – пограничный, 7 и более тактов – большой).

2) Какой по метрическому строению?
квадратный(количество тактов в предложениях одинаковое и делится на 4) или не квадратный.

3) Какой по структуре?
повторный( когда хотя бы 1 и 2 предложения начинаются одинаково) или не повторный.

4) Какой по тональному плану?
однотональный – тональность не меняется;
модуляционный – когда есть переход в другую тональность, но с возвращением (отклонение);
модулирующий – когда переходит в другую тональность и закрепляется в ней (модуляция).

5) Какой по каденциям?
нормативный – когда серединная каденция половинная (строится на Sили D), а заключительная полная совершенная ( строится на Тв мелодическом положении основного (примарного) тона);
не нормативный– все остальные варианты.

Простые формы-

Формы, состоящие из 2х или 3х частей, где 1ая часть по форме – период, а последующие – либо период, либо построение не сложнее периода.

Простая двухчастная форма.

Состоит из 2х частей, где 1ая часть – период, а 2ая часть – либо период, либо построение не сложнее периода.
Такая форма типична для вокальных и инструментальных пьес. Простая 2х ч. форма зависит от бытовых жанров, имеет небольшие размеры, четкие границы частей и опирается на квадратность.
Простая 2х ч. форма может быть представлена как самостоятельная, а может быть частью еще более крупной формы.

Функции: 1 часть – экспозиция темы
2 часть – и разработка, и реприза.

Разновидности простой 2х ч. формы:

1) Безрепризная – во 2 части не содержится отчетливого повторения тематизма 1ой части. Наиболее типична для вокальной музыки. Основным формообразующим фактором является литературный текст.

2) Репризная – 2ая часть, как правило, не образует единого периода, а распадается на 2 отдельных предложения. Где 1 предложение – контраст по сравнению с 1ой частью, а 2 предложение – повторение одного из предложений 1ой части (как правило, второго).

Фактура - склад изложения:
- гармоническая (аккордовая);
- гомофонно-гармоническая (аккомпанемент+голос);
- полифоническая(многоголосие);
- смешанная.

Куплетная форма-

Форма, состоящая из запева(куплета) и припева.
Запевповторяется несколько раз с новым текстом, бывает и с варьированным мелодическим материалом.
Припевповторяется без изменений (чаще всего).

В куплетной форме бывает вступление и заключение чаще, чем в других формах.
Куплеты и припевы чаще всего – периоды.
Когда куплеты серьезно изменяются, может изменяться и форма куплетов (куплетно-вариационная форма).
Бывает куплетная форма без припевов.

Простая трехчастная форма-

Состоит из 3х частей, где 1 часть – период, а 2 и 3 части – либо период, либо построение не сложнее периода.

Функции: 1 часть – экспозиция
2 часть – разработка
3 часть – реприза

Симметрична, логична. Используется как самостоятельная форма в бытовых пьесах, миниатюрах, а так же в качестве части более крупной формы.

Бывает 2х разновидностей:
1)Однотемные– середина (2 часть) не вносит тематического контраста.
Эта середина имеет 3 вида:
а) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой проведение тематизма 1ой части, но в новой тональности.
A+A1+A
б) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой развитие, преобразование, разработку тематизма 1ой части.
A+R+A
в) форма, где средняя часть (2 часть) представляет собой переход без явно выраженного тематизма(подразумевается активное тональное движение)
A+переход+A

2)Двухтемные – середина (2 часть) основана на новой самостоятельной теме и эта тема вносит контраст по отношению к 1 и 3 части. Предполагает к активному тональному движению.
A+B+A

Реприза простой 3х ч. формы:

Может быть точнойи измененной(варьированной).
Как правило, звучит в основной тональности. Но если только в репризе переход в новую тональность, тогда неизбежно появление еще одного раздела формы – КОДЫ, в которой будет закреплена новая тональность.
Это называется расширеннаяреприза и , как правило, в таких репризах с кодой находится главная кульминация всего произведения.Кульминация не на средней части, а на последней называется динамизированная.
Есть еще вид репризы, где проходит повторение раздела части, а не целой части – это усечение репризы.

Формы вариаций –

Представляет собой проведение основной музыкальной темы и последующее варьирование этой темы (преобразование).
Может излагаться в форме периода, либо предложения.


Строфические формы.

Они характерны для вокальной музыки, в которой есть литературный текст.
Строфы– это музыкальные построения, которые следуют за литературным текстом, повторяя его ритм, фразировку, акценты, интонацию.
Эти построения напоминают предложения, но, как правило, строфа не складывается в период.

Музыкальная форма-

1) Структура, строение музыкального произведения.

2) Единство средств музыкальной выразительности.

Средства выразительности– способы, приемы, которые помогают выразить что было заложено автором произведения.
Звуковедение, темп, штрихи, агогика, лад, тональность относятся к средствам выразительности.

Тема – основная музыкальная мысль. Это индивидуализирует музыкальный материал.
Иногда это еще и характеристика героя, явления – лейтмотив.

Элементы музыкальной ткани.

Музыкальная ткань состоит из:

1) Мотив– самый наименьший материал музыкальной темы , который является ЗВУКОМ или ГРУППОЙ ЗВУКОВ, содержит в себе, как правило, 1 метрический акцент.
Метрический акцент – сильная, либо относительно сильная доля
Метр – упорядоченное чередование сильных и слабых долей в музыке. Он задает размер

2) Субмотив- еще меньше мотива

3) Фраза– схожее с разговорной речью – это более развернутое музыкальное построение, которое содержит в себе несколько мотивов(2 и более)
Во фразе будет несколько метрических акцентов, несмотря на это, они будут подчинены более главному, основному.
Содержит в себе часть мысли.
Фраза может не делится на мотивы, но они будут в ней. Это происходит, когда конец 1ого мотива накладывается, совпадает с началом следующего.
В вокальной музыке, как правило, именно фраза является наименьшим структурным элементом музыкальной ткани, потому что связана с текстом неразрывно. Мы не можем петь по слогам.

4) Предложение– еще более развернутое построение, объединяющее в себя 2 и более фразы.
Предложение обязательно должно содержать мысль.
Ключевым является то, что предложение заканчивается КАДЕНЦИЕЙ.
Каденция – заключительный гармонический оборот(не просто аккорд, зачастую S-D-T)
Характеристика каденции.
Различают ее по нескольким принципам:
1) по местоположению в музыкальной форме:
а) серединные – в середине формы, музыкального построения(чаще в конце 1ого предложения);
б) заключительные – в конце форме, музыкального построения;
в) дополнительные – появляются после заключительной каденции, как бы закрепляя и утверждая её у слушателей в восприятии: 1) когда было активное тональное движение, приход в заключительную тонику недостаточен;2) когда есть прерванная каденция, мы шли в тонику и пришли в другую ступень (чаще в 6).
2) по гармоническому строению:
а) половинные - когда на D или S;
б) полные - на T;
в) прерванные – на любой другой ступени (чаще на 6).
3) по виду:
а) совершенные – в мелодическом положении каденция находится в основном тоне (примарном).Мелодия – высота (самый верхний звук аккорда).
б) несовершенные – в мелодическом положении в любом другом тоне, кроме основного.

5) Период – элементарная наименьшая музыкальная форма.
Мысль здесь не только излагается, но и завершается. Может являться как самостоятельной формой(например, миниатюра), так и быть частью более крупной формы.

Классический период.

Состоит из 2х предложений.
Разбор периода:

1) Какой по масштабам?
большой или малый(2-4 такта – малый, 5-6 тактов – пограничный, 7 и более тактов – большой).

2) Какой по метрическому строению?
квадратный(количество тактов в предложениях одинаковое и делится на 4) или не квадратный.

3) Какой по структуре?
повторный( когда хотя бы 1 и 2 предложения начинаются одинаково) или не повторный.

4) Какой по тональному плану?
однотональный – тональность не меняется;
модуляционный – когда есть переход в другую тональность, но с возвращением (отклонение);
модулирующий – когда переходит в другую тональность и закрепляется в ней (модуляция).

5) Какой по каденциям?
нормативный – когда серединная каденция половинная (строится на Sили D), а заключительная полная совершенная ( строится на Тв мелодическом положении основного (примарного) тона);
не нормативный– все остальные варианты.

Случаи увеличения и уменьшения масштабов периода.

Увеличение:
1) при помощи расширения - оно происходит за счет внутреннего изменения масштабов периода. Происходит разрастание музыкальной ткани до заключительной каденции. Как правило, во 2ом предложении. Обычно носит развивающий характер
2) при помощи дополнения – оно связано с внешним изменением масштабов периода, происходящим после заключительной каденции. Носит заключительный характер. Будет дополнительная каденция.
Уменьшение:
1) при помощи сжатия – пропуска одного или нескольких тактов. Как правило, в периодах с повторным строением.
2) при помощи усечения – отсутствует каденция

Наши рекомендации