Развешиваем картины на стене профессионально.
Художественные работы – замечательная вещь. В любом случае картина может изменить настроение того интерьера, в котором она находится.
Но есть одно условие: чтобы картина вызывала заложенные в ней эмоции, она должна ВИСЕТЬ НА СТЕНЕ, а не пылиться где-нибудь в гараже или в дальнем углу шкафа. Наверняка, у многих из Вас есть работы, которые Вы планируете когда-нибудь в будущем вывесить в своем интерьере. На самом деле, правил здесь не очень много. Просто, развешивая картины, всегда помните о том, что Вы создаете композицию. И правила ее построения распространяются и на коллекцию картин.
Прежде чем начать вбивать гвоздь в стену, принесите выбранную Вами картину в комнату и посмотрите, соответствует ли ее настроение общему настроению комнаты, не возникает ли ощущение диссонанса и напряженности. Если все в порядке и картина для этой комнаты подходит – начинам развешивать.
На фото слева картина слишком акцентная и напряженная для этой комнаты. Ее размеры сопоставимы с размерами мебели, а цвет слишком выделяется на общем фоне. Картина на правой фотографии более точно гармонирует с отведенным ей местом и по цвету, и по размерам.
Обратите внимание на то, что размер картины (или группы картин) должен быть пропорциональным размеру стены, на которой она висит. Не забывайте о правиле «Золотого сечения» или о том, что величина композиции составляет примерно 1/3 часть от размера фона.
На фотографии слева картина над камином слишком маленькая для той плоскости, на которой она висит. На фото справа картина слишком велика для данной картинной плоскости.
Еще необходимо помнить о том, что большие вертикальные картины создают высоту помещения, а большие горизонтальные – ширину.
Использование этого принципа весьма многообразно. Например, большую горизонтальную картину хорошо разместить над камином, тем самым несколько расширив пространство. А в конце длинного коридора, например в прихожей, хорошо будет выглядеть большая вертикальная картина или зеркало, представляющие собой фокусную точку композиции прихожей.
Вешая картину, необходимо помнить, что высота середины изображения должна быть на уровне глаз смотрящего человека (примерно 142-175 см). Это наиболее удобный способ рассматривать изображение. Однако если у Вас есть какая-либо выразительная архитектурная деталь, имеющая высоту (например, дверь), картину можно вешать на одном уровне с дверным наличником.
Если у Вас есть две или более картины, то сначала создайте композицию из них на полу, убедитесь, что все правильно, а только потом развешивайте их на стену.
Если у Вас две картины одинакового размера, то чаще всего они лучше выглядят, если развешены вертикально. Хотя здесь нужно смотреть на форму картинной плоскости.
Обычно считается, что лучше подбирать нечетное количество картин для композиции. Используйте это правило, если Вам так больше нравится. С другой стороны, четное количество картин используется для создания симметричных композиций, хорошо работающих в помещении, предназначенном для двоих (спальне).
Очень хорошо выглядит коллекция из большого количества маленьких картин, особенно если это фотографии семьи или друзей. Лучше объединить все такие работы в одном месте, создав для них одинаковое оформление, чем разбросать их по всему дому маленькими пунктирными точками. Хорошим приемом является помещение самой большой картины в центр, а более маленькие развешиваются по обе стороны от нее, но таким образом, чтобы не перегрузить ни одну из сторон.
Очень хорошо выглядит композиция из 4-5 одинаковых по сюжету и тематике работ, одинаково оформленных и развешенных строго по уровню.
Если Вы хотите создать акцент в комнате именно на Ваши художественные работы – не заполняйте стену с ними чем-либо другим (например, полочками), что может Вас отвлечь от этих работ и создать ощущение беспорядка. Лучше выберите для Ваших работ самое главное место, которого они заслуживают, и подсветите их. Расставьте мебель таким образом, чтобы можно было смотреть не на телевизор, а на картины. Таким образом, Вы всегда найдете тему для начала беседы со своими гостями.
Вывод
картинной плоскостью является не вся стена, а именно та ее часть, которая служит фоном для картины (над камином, над кроватью, над столом, между дверями, на выступе и т.д.). А уже вся стена с камином, столом, кроватью… – это фон для другой, более крупной композиции, в которуй входят и картина, и мебель. Следующий уровень композиции – две соседние стены, пол и потолок. И т.д. Самой большой композицией в доме является сам дом.
По поводу Золотого Сечения точнее было бы говорить не об 1/3 части, а о 3/5 или 5/8. Эти отношения более точно приближены к основной пропорции Золотого Сечения. Поэтому и делим мы обычно плоскость на 5 частей по горизонтали и 5 по вертикали, а для картины выбираем максимальный размер 3 части из 5 и по вертикали и по горизонтали.
В интерьере далеко не всегда преобладают горизонтальные линии. Колонны, шторы, окна, двери, углы… все это вертикали. А форма картины будет зависеть от той плоскости, на которой она висит или от задачи, которую дизайнер ставит. Например: если хотите визуально увеличить высоту потолка – выберите вертикальный формат картин.
На фотографии с камином картинная плоскость вертикальная. И формат картины может быть вертикальным. Только повесить ее нужно выше, чем она висит сейчас, или увеличить размер по вертикали. В данном случае такое низкое размещение картины скрывает высоту потолка. Коллекцию из множества маленьких картин можно считать композицией, если они развешены в соответствиями с Основными Принципами Создания Композиций. На белой стене в столовой скорее коллекция, чем композиция. Хотя какие-то элементы композиции в ней есть (например, ритм). Коллекция на другой стене в одной комнате – уже другая композиция. И размеры ее, и все остальные элементы, – свои собственные. Но в данном случае нам необходимо обратить внимание на то впечатление, которое должны производить эти композиции в данной комнате. Мы должны будем выбрать для них общую идею, решить, на какой стене будет ГЛАВНАЯ, самая яркая композиция, а на какой – ВТОРОСТЕПЕННАЯ, только продолжающая основную идею главной. В одной комнате не может быть несколько равнозначных композиций. Это касается и мебели, и стен, и декоративных деталей.
СЛОВАРИК
Багет(фр.baguette) – деревянная планка (гладкая или профилированная, обычно окрашенная, позолоченная и т. д.) для изготовления рам к картинам; багетом называют также раму, карниз из деревянной планки.
Гравюра (фр. gravure, от graver – вырезать) – вид графики, включающий произведения, исполненные печатанием с доски, обработанной различными способами гравирования. Существуют гравюры станковые (эстамп) и книжные, а также прикладные (экслибрис, лубок и др.).
Офорт (фр. eua-forte – «крепкая водка», то есть азотная кислота) – вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами; способ гравирования и оттиск, полученный этим способом.
Репродукция (лат. Reproductio – воспроизведение) – воспроизведение изображения, художественного произведения средствами полиграфии или фотографии.
Эстамп (фр. еstampe, нем. Estampe, Abdruck, англ. Print) – оттиск с печатной формы (гравюра, литография, шелкография, монотипия), станковое произведение художественной графики.