Часть V. Татарская музыка в постсоветский период

(с 1990 гг.)

Тема 1. Общая характеристика музыкальной культуры.

Произошедшие изменения и отражение их в развитии татарской музыки и особенно музыкознания. Активное развитие этномузыкологии. Характеристика музыкального быта. Развитие эстрадной и бытовой песни. Отход от профессионализма в песенном творчестве: господство любительства и дилетантизма в песенном творчестве. Деятельность СК РТ во главе с Р.Ф.Калимуллиным. Организация и проведение международных фестивалей «Европа-Азия». Его значение в развитии музыкальной культуры РТ. Выход татарской музыки на широкую международную орбиту звучания.Членство СК РТ в Международной ассоциации современной музыки (АСМ). Творческий подъем в области камерно-инструментальной музыки.Причины этого. Активная деятельность в этой области Р.Калимуллина. Усиление творчества в области симфонической музыки на рубеже ХХ и ХХI веков. Новаторские произведения в этой области в творчестве Ш.Шарифуллина, Ш.Тимербулатова, Р.Калимуллина, Р.Ахияровой, М.Шамсутдиновой. Новые произведения Р.Ахияровой и Л.Любовского в области музыкально-сценических жанров. Гармоничное и умелое сочетание авангардного опыта Запада с содержательным смыслом татарских музыкальных традиций. Положительные примеры подобного синтеза в некоторых произведениях Ш.Шарифуллина, Р.Калимуллина, Р.Ахияровой и особенно в творчестве молодых композиторов Р.Салимова, Э.Галимовой, Э.Низамова, З.Рауповой.

Тема 2. Шамиль Камильевич Шарифуллин(1949 – 2007)

Учеба в Казанском музыкальном училище, Казанской гос. консерватории в классе композиции А.Монасыпова и А.Луппова и а ассистентуре-стажировке Московской консерватории (класс Т.Хренникова). Активная фольклористическая деятельность композитора. Хоровые концерты Ш.Шарифуллина. Присуждение Государственной премии им.Г.Тукая за эти произведения. Новаторские произведения в области симфонической музыки («Диалоги сфер», «Джиен»). «Восточные» мотивы в балете «Юсуф и Зулейха». Преподавательская деятельность композитора.

Тема 3. Шамиль Харисович Тимербулатов (1950 – 2012)

Годы учебы в Казанскоммузыкальном училище, консерватории в коассе композиции А.Б.Луппова. Огромная популярность его дипломного произведения «Концерта для баяна». Активная деятельность на рубеже веков в области монументальных симфонических произведений. Основная тематика его симфоний-ораторий «Надежда», «Женский лик Победы», «Огненная память». Тяготение в этой области к синтезу симфонического и вокального искусства. Отражение в его музыке объективных образов, народно-национальной почвенности. Яркая, жизнеутверждающая восторженность музыки его фортепианных концертов Первого «Моя Казань» и Второго, а также Концерта для скрипки с оркестром.

Контрольные вопросы

1. Когда состоялся первый Фестиваль «Европа – Азия»?

2. Какие камерно-инструментальные произведения Р.Калимуллина получили наибольшую популярность?

3. Как называется рок-опера Р.Калимуллина?

4. Назовите наиболее известные произведения для симфонического оркестра Р.Ахияровой?

5. Какие произведения Р.Ахияровой посвящены великому татарскому поэту Г.Тукаю?

6. Какие песни Р.Ахияровой пользуются наибольшей популярностью и любовью народа?

7. Когда состоялась премьера балета Р.Ахияровой «Золотая Орда»?

8. Назовите произведения для симфонического оркестра Ш.Тимербулатова?

9. Основоположником какого нового жанра в области татарской симфонической мущыки явился Ш.Тимербулатов?

10. Основная тематика его симфонических произведений?

11. Какой жанр волго-уральских мусульман использовал Ш.Шарифуллин в хоровых концертах?

12. Назовите симфонические произведения Ш.Шарифуллина?

Литература

Алмазова Т. Творческий тандем / Музыкальная академия, 1999, №3.

Алмазова Т. Шамиль Тимербулатов / Композиторы Татарстана. – М,, 2009. – С. 185 – 189.

Алмазова Т. Мой прыжок в композицию (беседа с композитором) / Музыкальная академия, 2000, №4.

Бородовская Л. Исламские символы в современной татарской музыке (На примере кантаты «Дети Адама» М. Шамсутдиновой) / Музыкальная культура народов России и зарубежных стран. Страницы истории. Казань, 2003. Губайдуллина Г. Родное в памяти и сердце / Казань, 2005, №6.

Маклыгин А. «Я словно жемчуга ловец…»//Музыкальная академия, 1992, №2.

Маряшов М. Голос Тукая /Казань, 2006, № 10 - 11. С. 17 – 19.

Сайдашева З. Резеда Ахиярова /Татарская энциклопедия, Казань, 2002. С. 233 -234.

Сайдашева З. Любовь поэта / Татарская музыка: история и современность. – Казань, 2008. – С. 103 – 107.

Сайдашева З. Моя Казань / Татарская музыки: история и современность. Казань, 2008. С.98 – 101.

Сафиуллина Л. Тукай на оперной сцене. Лирико-драматическая фантазия «Любовь поэта» /Казань, 2006, № 10 - 11. С. 11 – 16.

Сафиуллина Л. Резеда Ахиярова: Буклет. Казань, 2006.

Сайфуллина Г. Духовная музыка Отечества. Возвращение: Интервью с М. Шамсутдиновой и Р. Калимуллиным // СМ. - 1991. - №6.

Спиридонова В. Фортепианные сонатины Р.Еникеева. Казань, 1992. Файзуллаева М. Прошлое забудете - иссохнут корни // СМ. - 1990. - №5. Файзуллаева М. Когда вновь прозвучит «Крик кукушки» // Татарстан. - 1994. — № Уг.С. 102 - 105;

Файзуллаева М. Древние мотивы на новый лад // Советская музыка, 1079, № 12

Хазиева А. История любви /Элита, 2006, № 12. С. 62 – 63.

Шамсутдинова Ф. Шарифуллин Шамиль//Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. Казань, 1986.

Шарафутдинова Р. Роль национальных музыкальных традиций в творчестве Р.Еникеева / Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. Казань, 1983.

Шарифуллина Н. Плывет волшебный кораблик… (о Резеде Ахияровой) /Казань, 2006, № 10 - 11. С. 163 – 169.

Шарифуллина Н. Температура творчества Алмаза Монасыпова / Казань, Шарифуллина Н. Мелодии с другой планеты / Казань, 1999, № 11.

Шарифуллина Н. Мозаика образов и событий / Казань, 2004, №7.

Наши рекомендации