Тема 1. Общая характеристика музыкальной культуры.

Роль бытовой песни: эстрадной и народной. Роль средств массовой пропаганды в развитии музыкального искусства. Композиторы – С.Садыкова, З.Хабибуллин, А.Луппов, Б.Мулюков, И.Якубов, Р.Еникеев, Р.Билялов, Р.Абдуллин, Л.Хайрутдинова, Ш.Шарифуллин. Характеристика их творчества. Деятельность СК ТАССР. Установление практики выездных Пленумов в города Татарстана (Набережные Челны, Мамадыш). Организация ежегодных Фестивалей музыки композиторов Поволжья и Приуралья. Состояние музыкознания и этномузыкознания.

Тема 2. Назиб Гаязович Жиганов (1911 – 1988)

Творческий и жизненный путь. Учёба в Казанском музыкальном техникуме с 1928 по 1931 г. г., затем в Москве в Областном музыкальном техникуме. Начало занятий по композиции у Г.И.Литинского. Первые сочинения. С 1935 года учёба в Московской консерватории у Г. И. Литинского (композиция) и Б. М. Лятошинского (инструментовка). Возвращение в Казань (1938). Активное включение в музыкальную жизнь республики. Открытие Татарского государственного театра оперы и балета оперой композитора «Качкын» (1939).

Жиганов – как председатель Союза композиторов Татарской АССР с 1939 по 1977. Активная работа в области музыкально-сценических жанров в 1940 по 1960 гг. Создание 8 опер и 3-х балетов. Назиб Жиганов – как композитор-симфонист. Первые симфонические поэмы, сюиты, новеллы, увертюры. Полный переход с конца 1960-х гг. от оперного творчества к симфоническому. Новизна тембровых и драматургических решений его 15 симфоний. Широкий диапазон приемов композиторской техники. Широкая популярность Второй симфонияи «Сабантуй»(Государственная премия в 1970 г.). Произведения для детей: фортепианные циклы: «Альбом пьес для детей», «Десять пьес для фортепиано», «Двенадцать зарисовок», «Матюшинские эскизы», отдельные пьесы. Прочное место их в концертном и педагогическом репертуаре. Камерно-вокальное творчество композитора. Широкая популярность этих произведений.

Ярко выраженная индивидуальность, национальная самобытность, опора на традиции русской и зарубежной музыкальной классики в стиле композитора. Философская глубина замысла, изобретательность мелодического и гармонического развития, мастерство оркестрового письма, стройность музыкальной формы, разнообразие приемов использования татарского музыкального фольклора – основные качества его произведений.

Активная музыкально-общественная и государственная деятельность композитора. Назиб Жиганов как ректор и профессор Казанской консерватории. Его роль в формировании системы профессионального музыкального образования в Татарстане. Открытие Средней специальной музыкальной школы-десятилетки (ныне ССМШ-колледж) при Казанской государственной консерватории по его инициативе. Жиганов - активный инициатор создания в республике симфонического оркестра.

Тема 3. Рустем Мухамет-Хазеевич Яхин (1921 – 1993).

Творческий и жизненный путь. Учеба в Детской музыкальной школе №1. Продолжение учебы в Московском музыкальном училище (1938 – 1941). Продолжение учебы в Московской консерватории после войны в классе В. М. Эпштейна как пианист и как композитор - в классе профессора Ю. А. Шапорина. Представление в качестве дипломной работы Концерта для фортепиано с оркестром(первая часть). Возвращение в Казань (1950). Завершение фортепианного концерта, ставшего первым образцом данного жанра в татарской музыке. Композиторская и концертная деятельность Р.Яхина.

Инструментальное и вокальное творчество композитора. Преломление жанрово-стилевых традиций романтического музыкального искусства. Яхин – как один из самых выдающихся мастеров камерно-вокальной и камерно-инструментальной музыки, поднявшим на новый уровень жанры татарской песни и романса, национально-характерной инструментальной миниатюры.

Большой вклад композитора в развитие современной татарской вокальной культуры. Расширение стилевого и образного диапазона. Концертная деятельность Яхина как пианиста.

Тема 4. Алмаз Закирович Монасыпов (1925 – 2008)

Жизненный и творческий путь. Учеба в Казанской государственной консерватории по классу виолончели А. В. Броуна (1950), композиции А. С. Лемана (1956).

А. А. Монасыпов – как композитор-симфонист. Жанровая и художественная образность его симфонических произведений. Вторая симфония «Мусса Джалиль». Тематизм, программный замысел. Вокально-симфоническая поэма «В ритмах Тукая». Сплетение разных истоков. Нетрадиционный инструментальный состав.

Характерные особенности его музыки. Введение в традиционную интонационную сферу татарской музыки интонаций и ритмов мусульманского «книжного» интонирования, музыки мусульманского Востока, семантики европейских жанров (баркарола, пассакалия и сицилиана в Третьей симфонии, траурный марш в симфонии «Муса Джалиль»), интонационной и гармонической сферы джаза.

Вокальное творчество А.Монасыпова. Сочетание в нем импровизационного начала, идущего от восточного мышления и от свободы джаза с декламационностью и распевностью.

Тема 5. Фасиль Ахметович Ахметов (1935 - 1998)

Жизненный путь. Учёба в Казанском училище по классу баяна (1952 – 1957). Первые опыты в области композиции (инструментальные пьесы, песни). Годы учебы в Казанской консерватории (1957-1962) в классе А. С. Лемана (композиция). Первый успех и признание, благодаря Первому струнному квартету (1962), высоко оцененный Д. Шостаковичем.

Разнообразие творческих решений: от шуточно-комедийных в песенном творчестве и в музыке к театральным спектаклям до возвышенно-драматических образов его симфонических произведений.

Песенное творчество композитора. Широкая популярность. Разнообразие тематики. Характеристика музыкального стиля.

Поворот с 1970-х годов к жанрам симфонической музыки. Симфоническая поэма «Памяти Фарида Яруллина». Высочайший уровень профессионализма в этой области. Создание Симфонии фа-минор (1976), через 10 лет названной «Казанской симфонией». Органичный синтез особенностей татарской народной музыки с уже утвердившимися принципами и средствами мировой музыкальной культуры. Праздничные увертюры «Татарстан» и «Сабантуй», инструментальные концерты, вокально-хореографическая композиция «Праздник труда». Яркая бытовая жанровость этих произведений.

Широкое признание его музыки далеко за пределами республики. Исполнение его камерно-инструментальных и симфонических произведений лучшими коллективами страны.

Тема 2. Ренат Ахметович Еникеев

Учеба вдетской музыкальной школе №6, затем в Казанском музыкальном училище в классе фортепиано и композиции. В 1956 году музыкант поступает в Казанскую государственную консерваторию, где занимается по двум специальностям: композиции – у А. С. Лемана и фортепиано – у Н. Б. Рецкер.

Р. Еникеев – большой мастер камерных жанров, представленных различными видами как ансамблевой (дуэты, трио, квартеты, пьесы для ансамбля скрипачей и др.), так и сольной музыки. Р.Еникеев – как пианист. Успешная работа в сфере фортепианной музыки (концерт, сонаты, сонатины, циклы пьес). Вклад Р. Еникеева в современный детский педагогический репертуар. Цикл пьес для фортепиано «Сайдашстан». Многогранность образного мира сочинений Р. Еникеева. Яркая национальная самобытность творчества Р. Еникеева.

Контрольные вопросы

1. В каких жанрах продолжил свою творческую деятельность Н.Жиганов в 70—80- х гг.?

2. Назовите основные произведения А.Монасыпова в 70 – 80 –х гг.?

3. Новая плеяда композиторов этих лет. Назовите их.

4. Какими новыми жанрами обогатилось музыкально-сценическое творчество 70-80-х гг.??

5. Какими новыми произведениями и каких авторов ознаменовалось симфоническое творчество 70-80-х гг.?

6. Когда прошел первый Фестиваль музыки композиторов Поволжья и Приуралья?

7. Какими трудами обогатилась научная мысль о татарской музыке 70-80-х гг.?

8. Назовите фамилии первых татарских этномузыкологов?

Литература

Алмазова А. Бунтарь и философ татарской музыки. К 70-летию А. Монасыпова / Татарстан, 1995, № 9 – 10.

Алмазова А. Он похож на свою музыку / Музыкальная академия, 2005, №3.

Губайдуллина Г. Родное в памяти и сердце / Казань, 2005, №6.

Исанбет Ю. Рустем Яхин // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. – Казань, 1985.

Исанбет Ю. Вокальный цикл Р. Яхина на слова М. Джалиля «В Моабитском застенке» // Учен. зап. Вып. 4 / Казан. гос. консерватория. – Казань, 1970.

Назиб Жиганов: Контексты творчества: Сб. науч. статей // Сост. , науч. ред. , вступ. статьи В. Дулат-Алеева. – Казань, 2001.

Назиб Жиганов: Статьи. Воспоминания. Документы. – В 2-х т. – // Сост. Жиганова Н., Салехова З. – Казань, Казанская консерватория, 2004 (Т. 1); 2005 (Т. 2).

Рустем Яхин: Материалы. Письма. Воспоминания/ Сост. Ю. Н. Исанбет, К. С. Тазиева; Общ. ред. , вступ. ст. , комм. , указ. Ю. Н. Исанбет. – Казань, 2002.

Рустем Яхин: Стиль творчества: Сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В. Р. Дулат-Алеев; Казан. консерватория. – Казань, 2002.

Рустем Яхин в воспоминаниях современников. – 2-е изд. , доп. /Сост. -ред. Ф. И. Хасанова; Казан. консерватория. – Казань, 2004.

Сайдашева З.Н. Татарская советская песня. Исследование. – Казань, 1984.

Сайдашева З. Песенное творчествоНазиба Жиганова/ З. Сайдашева. В мире татарской музыки. Казань, 1995. С. 90-96.

Сайдашева З. Мир музыки Фасиля Ахметова / В мире татарской музыки, Казань, 1995, с. 110 – 113.

Сайдашева З. От песни к симфонии / Татарская музыка: история и современность. – Казань, 2008. – С. 94 – 96.

Сайдашева З. Ахметов Фасиль /Татарская энциклопедия. Т. I. Казань, 2002.

Салехова З. Музыкальная тема в симфоническом творчестве Н. Жиганова // Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья: Сб. науч. трудов / Казанская консерватория. – Казань, 1990.

Спиридонова В. Фортепианные произведения Назиба Жиганова в педагогическом репертуаре. – Казань, 1981.

Шамсутдинова Ф. Выдающийся мастер татарской музыки // Муз. жизнь. 1981. № 3.

Шамсутдинова Ф. Фасиль Ахметов. Казань, 2002.

Шарифуллина Н. Температура творчества Алмаза Монасыпова / Казань, Шарифуллина Н. Мелодии с другой планеты / Казань, 1999, № 11.

Шарифуллина Н. Мозаика образов и событий / Казань, 2004, №7.

Шумская Н. Рустем Яхин. – М. , 1958.

Наши рекомендации