Тема 3. Салих Замалетдинович Сайдашев (1900 – 1954)

Основные вехи жизни и творчества. Учеба в Казанском музыкальном училище по классу фортепиано О. Родзевича. Деятельность как пианиста и руководителя инструментальных ансамблей. Начало композиторской деятельности в Татарском драматическом театре в качестве заведующего музыкальной частью и дирижёра. Музыкальное оформление многих спектаклей и создание первых образцов жанра «музыкальная драма».

Характеристика музыкального стиля музыки Сайдашева. Яркая национальность, высокое художественное мастерство. Жанровые и интонационные истоки. Принципы музыкально-тематического развития. Роль мелодики в тематическом развитии музыки как основы обобщенного выражения творческой мысли.

Музыкальная драма Сайдашева «Зәнгәр шәл” (по пьесе К.Тинчурина). Драматургия произведения. Органичный синтез особенностей народной татарской песенности с европейскими классическими традициями. Использование оперных вокальных форм.

Музыкальная драма “Наемщик” (по пьесе Т.Гиззата). Музыкальные характеристики главных действующих лиц. Роль оркестровых номеров, хоров. Основные образные сферы драмы. Причны огромной популярности данного произведения.

Полное лишение творческих замыслов композитора со второй половины 30-х годов в связи с ориентацией правительства республики только на развитие оперного жанра. Вынужденное ограничение творчества музыкальным оформлением спектаклей и сочинением песен.

Тема 4. Фарид Загидуллович Яруллин (1914 – 1943)

Творческий путь композитора. Раннее приобщение к музыке, благодаря отцу – пианисту З.Яруллину. Учеба в Казанском музыкальном техникуме в классе виолончели Р. Л. Полякова и в классе специального фортепиано у М. А. Пятницкой. Активное участи композитора в созидании музыкальной культуры республики. Учёба в Москве на рабфаке при Московской консерватории в классе композиции Б. Шехтера, затем продолжает занятия у Г. И. Литинского в открывшейся Татарской оперной студии. Первые композиторские опыты. Работа с 1937 г. по июль 1941 г. над балетом «Шурале». Уход на фронт. Гибель композитора 17 октября 1943 г.

Новаторский стиль мелодики и гармонического языка его песен. Жанровые истоки. Сюжет балета «Шурале». Принцип музыкальной драматургии. Контрастное противопоставление двух противоборствующих сил. Подлинная симфоничность музыкального развития.

Контрольные вопросы

1. Какие мероприятия проводила музыкальная секция Художественного отдела при Наркомпроссе (Народный комиссариат просвещения) после провозглашения ТАССР?

2.Кто явился первым организатором и руководителем татарских хоровых коллективов?

3.Назовите первых татарских музыкантов, получивших профессиональное образование?

4.Какую роль сыграл Татарский академический театр в развитии песенного быта городского населения?

5.Какова роль русских музыкантов в формировании татарского профессионального искусства?

6.Какова роль С.Габяши в собирательской деятельности татарского музыкального фольклора?

7.Время функционирования Восточной консерватории в Казани?

8.Когда был организован Восточный музыкальный техникум?

9.Назовите композиторов и музыкантов, окончивших музыкальный техникум?

10.Когда была организована Татарская оперная студия при Московской гос. консерватории?

11. Назовите композиторов и певцов, окончивших Татарскую оперную студию?

12.Каковы причины прекращения дальнейшей жизни жанра музыкальной драмы?

13.Особенности каких нетрадиционных жанров использовали татарские композиторы в песенном творчестве?

14.Какие проблемы развития татарской музыки пытался решать С.Габаши в своих публикациях?

15.Назовите имя первого татарского музыковеда – выпускницы Московской консерватории?

16.Какого жанра в татарской музыке явился основоположником С.Сайдашев?

17. Каковы причины лишения деятельности С.Сайдашева в области музыкальной драмы на рубеже 30 – 40-х гг.?

18. Каково значение балета «Шурале» Ф.Яруллина для татарского музыкального искусства?

Литература

1.Алмазова А.А. Фарид Яруллин и татарский балет.- Казань, 1987.

2. Бахтиярова Ч. Фарид Яруллин / Композиторы Татарстана. – М., 2009.

3.Вайда-Сайдашева Г.К. Звуки времени.- Казань, 1991.

4.Валиахметова А.Н. Музыкальная культура в Татарстане (середина ХIХ – первая четверть ХХ века): учеб. Пособие. – Изд. 2-е доп. – Казань, 2009.

5.Век Салиха Сайдашева. – Казань,2000.

6.Газиз Альмухаметов и Султан Габаши в Казани:Материалы и документы / Всуп. статья, сост., коммент., пер. с татар. яз. Ю.Н.Исанбет. – Уфа: «Каданс», 1995.

7.Салитова Ф.Ш. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева.- Казань, 1988.

8.Салитова Ф. Султан Габяши /Композиторы Татарстана. – М., 2009.

9.Салитова Ф. Салих Сайдашев / Композиторы Татарстана. – М., 2009.

10.Сайдашева З. Драма Сайдашева / Татарская музыка: история и современность. - Казань, 2008. – С. 63 – 69.

11.Сайдашева З. С.Габяши о музыке и музыкантах / Татарская музыка: история и современность. – Казань, 2008. – С.56 – 60.

12.Сайдашева З. Роль русских музыкантов в формировании татарской профессиональной музыки / русская музыка в полиэтническом контексте. Материалы Международной конференции. Казань, 27-28 октября 2011 года. – Казань, 2012. – С.41 – 51.

13.Салихова Л.И. Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934 – 1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х годов ХХ века. Автореферат дисс. на соискание уч. степени канд. искусствоведения. - Казань, 2009.

14.Султан Габяши: Материалы и исследования: в 2-х ч. / Вступ. статья, публ., коммент., и прил. Г.Губайдуллиной.- Казань, 1994.

Наши рекомендации