Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отношений, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятельности. Несмотря на многообразие форм публичных выступлений существуют некоторые общие аспекты мотивации подготовки к концерту. Выделим наиболее важные группы положительных мотивов, влияющих на формирование состояния психической готовности к концерту: 1 — мотивы, связанные с отношением музыканта к исполняемым произведениям, самоактуализацией; 2 — мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; 3 — мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности (мотивы профессионального самосовершенствования и др.). В. Г. Ражников [254], взяв за основу деление мотивации на внутреннюю и внешнюю (по М. Г. Ярошевскому), показал на основе бесед с выдающимися российскими дирижерами, что ведущим внутренним мотивом как условием формирования идеальной концепции при подготовке к выступлению является возможность найти в произведении то, что более всего соответствует исполнительской индивидуальности, вкусам музыканта. Важное значение имеют и внешние мотивы: желание самоутвердиться через произведение, которое близко по духу и настроению, подтвердить свою компетентность интерпретатора. Автор отмечает, что как стимулы творческого процесса внутренние и внешние мотивы выступают слитно.
Музыкально-исполнительская деятельность_______________221 В свете сказанного выше огромную роль играет репертуар, как средство формирования устойчивой (или ситуативной) избирательной направленности личности исполнителя на произведения определенных стилей. Положительное, заинтересованное отношение музыканта к исполняемому произведению, соответствие музыки вкусам исполнителя его исполнительскому стилю способствуют более глубокому проникновению в авторский замысел, более творческой работе над произведениями, стимулируют формирование творческого эстрадного самочувствования: «Выбор произведения для выступления на конкурсе должен быть, по возможности, обусловлен помимо профессиональных задач глубокой увлеченностью исполнителя данным сочинением, данным стилем. Важно выбирать такие произведения, которые позволили бы раскрыть с наибольшей силой исполнительскую индивидуальность ученика» (проф. И. Антал). «В подготовке к конкурсу имеет большое значение программа, выбор произведений — самостоятельный или обусловленный конкурсными требованиями. Очень существенными факторами являются знакомство с произведениями, отношение к ним, наличие в программе любимых произведений и вещей обыгранных. От этого зависит и формирование мотивов, желания участвовать в конкурсе» (Д. Герингас, лауреат конкурса им. П. И. Чайковского). Говоря о задачах подготовки к конкурсу вокалистов, проф. Г. Г. Аден указывает на значение заинтересованного отношения певца к литературному тексту произведения: «Необходимо не только уметь эмоционально выразить музыку, но и эмоционально передать текст, поэтому слова должны также волновать певца: «синтезировать» голос, темперамент, музыку и слово — главное при выборе репертуара к концерту». Репертуар кроме того служит для педагога средством формирования и других важных качеств личности: уверенности в реализации творческих стремлений, правильная самооценка. «Считаю, что педагог должен заниматься воспитанием личности ученика в первую очередь на умело подобранном музыкальном репертуаре. Необходимо, чтобы задачи, возникающие при работе над конкретным произведением, заполнили ученика и не оставили места волнениям, мыслям о себе. А если они появляются, репертуар также служит средством их уничтожения: на ряде конкретных произведений в каждом такте, в каждой фразе я показываю ученику, который слишком высокого мне-
222______________________________Бочкарев Л. Л. ния о себе, как он далек от совершенства и напротив, ученику с заниженной самооценкой, неуверенному в себе после увлеченной работы в классе, анализируя его две, три интерпретации, показываю, что он не так уж плох» (проф. Г. М. Коган). «В целях формирования чувства уверенности концертный репертуар учащегося должен соответствовать их возможностям. Произведения, которые не выносятся на эстраду, должны быть иногда несколько завышенного уровня трудности для стимула к развитию, совершенствованию... Необходимо учитывать личный облик каждого исполнителя, его темперамент, исполнительский стиль, увлеченность музыкой» (проф. М. И. Гринберг). Важную роль в формировании состояния психической готовности к выступлению играют мотивы исполнителя по отношению к публике (слушателям данной аудитории). Анализируя социальные функции музыканта по отношению к публике, Ю. Капустин, также как и ряд других авторов [140], отмечает, что кроме «специфического» — художественного воздействия на аудиторию существует «неспецифическое воздействие» — просвещение публики, доставление ей удовольствия, наслаждения, духовное обогащение слушателей. Так, одна из потребностей слушателей — познавательная, которой соответствуют просветительские мотивы исполнителя. Эти мотивы побуждают включать в концертную программу все произведения, достойные внимания современной аудитории, с целью ознакомления публики с ценностями музыкального искусства и достижениями музыкального исполнительства. Мотивы, связанные с пропагандистской деятельностью исполнителя, побуждают его включать в репертуар новые произведения, либо незаслуженно забытые. Мотивами подготовки музыканта к выступлению (особенно на этапе обучения) могут быть стремления к самосовершенствованию, развитию профессиональных исполнительских навыков и умений. Так, иногда при выступлении в «пробном» концерте исполнитель может ставить задачу профессионального характера: «обыграть» программу, проверить, адаптировать к условиям эстрады исполнительский аппарат. «Перед любым концертом я внушаю студенту прежде всего, что он является слугой музыки. Однако кроме такого общего внушения («сверхзадачи») бывают частные учебные мотивы и цели, например: сыграть данный этюд на «пробном» концерте в темпе престиссимо, чтобы проверить себя перед более ответственным выступлением» (проф. М. И. Гринберг).
Музыкально-исполнительская деятельность_____________223 Частной задачей может быть стремление исполнителя овладеть своим психическим состоянием на эстраде, оптимизировать его, научиться регулировать свои эмоции перед концертом и во время выступления. «В консерваторский период, — рассказывает проф. Г. М. Коган, — в течение нескольких лет я очень волновался во время эстрадных выступлений и совершенно не умел управлять собой. И вот однажды при подготовке к зачетному концерту поставил перед собой задачу: овладеть своим состоянием на эстраде. На решение этой задачи я потратил некоторое время. Целью было не столько хорошо играть, сколько хорошо себя чувствовать. На одном из таких выступлений я удачно сыграл ми-мажорный полонез Листа в плане решения поставленной задачи. По отзывам товарищей и педагогов, я играл гораздо хуже, чем раньше и по сравнению с моими возможностями. Но тем не менее я был доволен, так как это выступление открыло мне путь к эстраде. Я постарался закрепить в дальнейшем схваченное концертное ощущение. После этого решающего для меня выступления я уже мог играть и свободно, и увлеченно. При всем разнообразии отмеченных выше мотивов подготовки к публичному выступлению ведущей, истинно исполнительской мотивацией является мотивация музыкальная, связанная с постижением и творческим раскрытием композиторского замысла. П. И. Чайковский, как известно, определял источник творческих неудач композиторов недостаточной углубленностью и конкретностью замысла. Подобными же причинами — недостаточной углубленностью и конкретностью звуковых образов, которые развертывают идейно-эмоциональный смысл произведения, Г. П. Прокофьев объясняет исполнительские неудачи [244,с. 59]. Углубленность и конкретность замысла, адекватное и творческое воплощение идейно-эмоционального смысла произведения для настоящего артиста становятся ведущим эмоциональным переживанием.