Тема: Разработка монокомпозиции

Цель работы:формирование ПК 1.1-1.2, знания теоретических основ композиционного построения в графическом дизайне, умения разрабатывать концепцию проекта.

Задание:

Разработать монокомпозиции, используя задания предыдущих работ. Выделить композиционный центр различными способами:

а) акцентированием цветом или фактурой;

б) акцентирование контрастной формой;

в) акцентирование размером;

г) акцентирование посредством пластического движения элементов;

д) акцентирование центральным расположением элемента.

Время выполнения: 12 час.

Оборудование:бумага формата А4, карандаши, тушь, ручка перьевая , ручка гелиевая, кисти и др.

Источники информации:методический фонд, основная литература №1, 5, дополнительная литература № 1,3.

Методические указания

В данной работе надо разработать замкнутую композицию, которая имеет свои особенности построения. В предметном творчестве к замкнутым композициям мы можем отнести ковры, платки, рекламу, витрины магазинов и т.п.

Применительно к такой композиции мы говорим о монокомпозиции. Принципы построения монокомпозиции имеют свои четко выраженные особенности, свои закономерности.

1. Монокомпозиция всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами, поэтому требуется жесткая компоновка всех элементов монокомпозиции.

2. Расположение всех элементов и мотивов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура.

Функции мотивов в сложных многоэлементных композициях, в силу большей или меньшей замкнутости последних, легко можно подразделить на главные (активные) и второстепенные (пассивные), при этом необходимо соблюдать закон трехкомпонентности. Он состоит в том, что композиция воспринимается легко и цельно в том случае, если три ее основных компонента звучат ясно и четко. К тому же три величины необходимы и достаточны для образования пропорций. Линии и пятна должны быть стилистически и пластически едины, не вступать в борьбу, а поддерживать друг друга. Важным условием является соблюдение точных пропорций площадей фона и рисунка.

Расположение и ритмическая организация активных элементов и определяет пластический смысл монокомпозиции.

Чтобы силуэт мотива легко воспринимался глазом, он должен иметь форму простых, лаконичных и выразительных фигур.

Мотивы следует группировать и располагать таким образом, чтобы акцентировать внимание на центральной части плоскости. Здесь имеют значение законы восприятия плоскости человеческим глазом, согласно которым плоскость делится на активную и пассивную части. Активной является центральная часть плоскости, которая располагается на некотором отдалении от ее границ. Глаз воспринимает прежде всего именно эту часть, именно те изображения, которые на них расположены. Поэтому акцент более целесообразно размещать в центральной части, во всяком случае в относительной от нее близости, а не сдвигать его на самый край плоскости.

Выразительными средствами и условиями решения монокомпозиции следует считать:

1. Компоновку элементов в заданной плоскости.

2. Ритмическая организация элементов на плоскости, в первую очередь активных.

3. Создание композиционного центра.

Очень важно обеспечить в общей структуре композиции устойчивое зрительное равновесие всех ее элементов. Это значит, что все элементы композиции должны быть расположены таким образом, чтобы в результате создавался эффект равновесия.

В данном задании необходимо разработать композиции, в которых надо выделить композиционный центр (акцент композиции) различными способами.

Существует несколько приемов, при помощи которых происходит выделение композиционного центра:

1. Посредством группировки и концентрации нескольких элементов на одном из участков плоскости по сравнению с достаточно спокойным и равномерным их расположением на других участках.

2. Выделение только цветом или фактурой, всеостальные элементы структуры имеют одинаковые размеры и форму.

3. Посредством использования контрастной формы или посредством использования контрастного размера ( по сравнению с другими элементами композиции).

5. Посредством центрального расположения.

6. Способом пластики движения - все пластические движения ведут наш взгляд в нужную точку.

Работа выполняется в черно-белой графике на листе формата А4. Сначала студенты карандашом намечают основные мотивы, проверяют пропорции и расположение на плоскости. В качестве основного мотива (пятна) могут быть использованы геометрические фигуры, стилизованные природные мотивы. элементы быта или пейзажа и т.п. Для выделения акцента композиции можно использовать вышеперечисленные приемы. Затем работа выполняется тушью или гуашью.

Отчет по работе: эскизы (4-6) формата А4, выполненные в черно-белой графике.

Критерии оценки

Оценка «отлично» ставится за работу, выполненную в полном объеме, выразительно выполненные эскизы, правильно понятую тему.

Оценка «хорошо» ставится за работу, выполненную в полном объеме, грамотно выполненные эскизы, правильно понятую тему.

Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, выполненную не в полном объеме, или неправильно понятую тему или плохо выполненные эскизы.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при невыполнении работы.

Практическое занятие № 4

Наши рекомендации