Упражнение «Счастливый танец».
Дракон везения: Тот, кто прошел Ворота сфинксов, обычно совершает ритуальный танец, который в Фантазии прозвали «Счастливый». Каждый человек выражает счастье по-своему, поэтому и показывать этот танец мы будем по очереди.
Один ребенок встает напротив всей группы и под радостную ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа ребят напротив тоже танцует, в точности стараясь повторять его движения. Дракон везения летает между ними и выбирает, кто следующий будет вести танец. Он берет ребенка за руку и совершает обмен, провожая первого танцующего на место второго. Музыка не прерывается, ребята тоже не перестают танцевать. На месте солиста должны побывать все ребята.
Обсуждение.
Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 7
Рудник сновидений
Задачи: обобщение опыта прошлых занятий; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; кольцо из корсажной ленты длиной 2 м 20 см; аудиозапись ритмичной музыки; материалы для инсталляции: два скрепленных между собой ватмана, различные вырезанные из журналов (газет, открыток и др.) картинки, клей, ножницы, цветная бумага, фольга, скотч, нитки, пустые пластиковые бутылки из-под лимонада разного размера, чистые пачки из-под сока, чая, мыла и др., коробки из-под обуви разного размера, воздушные шары, магнитофонная лента и многое другое.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал входа в сказку «через зеркало»
Повторение
Игра «Лабиринт»
Ведущий. Мы отправляемся в подземелье Фантазии. Нам придется пройти через лабиринт. Будьте внимательны друг к другу.
Дети встают в круг и берутся за руки. Через плечо ведущего продето кольцо из корсажной ленты (наперевес). Не разнимая рук, необходимо пропустить это кольцо по всему кругу. Чтобы усложнить задание, можно сложить кольцо вдвое (лабиринт сужается). Если кто-то отпустил руку соседа, путь начинается сначала.
Во время этой игры можно включить ритмичную музыку.
Игра «Забытый сон»
Дракон везения: Только ни слова, ни звука, понятно? То, где мы сейчас находимся, в Фантазии называют Рудником сновидений. В нашем мире ничего не исчезает бесследно, и в подземельях Фантазии находятся те сны, которые утром мы не можем вспомнить. Любой шум может их разрушить.
Ведущий. Сейчас каждый из вас постарается найти свой забытый сон. Для этого вам нужно удобно устроиться где-нибудь, вспомнить хоть небольшой кусочек забытого сна и придумать его продолжение. Затем мы расскажем свои забытые сны друг другу.
Группа разбивается по парам или тройкам, в которых ребята рассказывают друг другу свои сны. После этого проводится обсуждение в группе. Наиболее интересные истории выделяются, при желании разбираются. Особое внимание можно уделить похожим сюжетам, проанализировать их (о чем этот сон?).
Групповая инсталляция «Рудник сновидений»
Чем больше материалов, из которых дети будут сооружать инсталляцию, тем оригинальней она получится.
Ведущий.Перед вами большой лист бумаги и необычный набор материалов. Используя их, постройте на этом листе «Рудник сновидений». Вспомните все, что вам когда-либо снилось, и постарайтесь отразить это в композиции. Детали композиции скрепляйте между собой скотчем или клеем. В работе участвует вся группа. Не забывайте: мы в Фантазии и здесь возможно все.
На эту работу потребуется 20–25 минут. Помогайте ребятам, предлагайте различные идеи — это поможет им раскрыть свой собственный потенциал творческих идей. Работа над инсталляцией будет идти лучше, если вы включите какую-нибудь «сказочную», но активную музыку (электронные композиции Роберта Майлза).
Обсуждение.
Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 8
Ворота без Ключа
Задачи:обобщение опыта прошлых занятий; развитие самосознания; повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; коллекция ключей; хула-хуп (он будет служить Воротами без Ключа); альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал входа в сказку «через зеркало»
Повторение
Упражнение «Ключи»
Ведущий. Мы подходим к третьим, последним воротам, пройти которые нам предсказала Морла, Воротам без Ключа. Из многих мест страны Фантазии мы навсегда изгнали Великое Ничто, но во многих оно еще бесчинствует, уничтожая мечты и радость. Нам нельзя останавливаться. Дракон везения, расскажи нам об этих воротах.
Дракон везения: Это необычные ворота, как и всё в нашей стране. Они называются Ворота без Ключа, потому что никто точно не знает, какой ключ их открывает. Одного ключа не существует. Для каждого человека есть свой ключ, и человек должен его узнать. За каждым ключом есть какая-то тайна. Эту тайну человек, желающий открыть ворота, тоже должен раскрыть.
Ключи, которые мы приготовили для нашей игры, могут быть как настоящие, так и сделанные из картона или цветной бумаги. Главное, чтоб они были совершенно разными по дизайну, размеру, функциональному назначению и принадлежали к разным историческим эпохам. Ключей должно быть достаточно много, чтобы у детей был выбор. Некоторые из них могут повторяться.
Ведущий. Выберите, пожалуйста, из коллекции ключей тот, который является вашим. Не торопитесь делать выбор, подумайте, почему вы берете тот, а не иной ключ.
Если ключ уже у вас в руках, найдите удобное для вас место, расположитесь там и постарайтесь отгадать тайну ключа. Откуда этот ключ? Что он открывал раньше? Кому он принадлежал? В какое историческое время он появился? Почему вы выбрали именно его? И т.д.
Воротами без Ключа может быть обыкновенный хула-хуп. С ключом в руке ребенок пролезает через круг, который вы держите, проходя Ворота. Затем ключи возвращаются в коллекцию.
Игра «Волшебная река»
Ведущий.Отсюда по Фантазии начинает свой бег Волшебная река. Сейчас каждый из вас поймет, почему она называется волшебной.
Ребята встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Игрок решает сам, как он будет двигаться — быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. При желании используйте приятную музыку со звуками реки, моря или водопада.
Упражнение «Говорящие вещи»
Ведущий.Река вынесла нас в долину Говорящих вещей. Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы хотят что-то сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите три любых предмета и запишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.
Чтобы облегчить выбор, можно заготовить для каждого ребенка карточки, на которых будут указаны названия трех предметов.
Примерно через 10–15 минут группа делится на микрогруппы, и в них проводится обсуждение. При желании можно провести общегрупповое обсуждение, выделив при этом наиболее интересные варианты самоописаний.
Ритуал выхода из сказки
ЗАНЯТИЕ 9
Многоликая королева
Задачи:обобщение опыта прошлых занятий; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; кукла-марионетка Детской королевы; костюмы сказочных героев или элементы костюмов (веер, шляпка, хвост, ушки, плащ, меч и щит и т.п.); грим или детская краска для лица; коллекция аудиозаписей.
ХОД ЗАНЯТИЯ