Viii.Cистема логической организации музыки.

Лад. Тональность.

Литература:

1. Дьячкова «Гармония в музыке XX века»

2. Милка «теоретические» основы функциональности в музыке;

3. Паисов «политональность в творчестве в советских и зарубежных композиторах»;

4. тиуау3Ретий «Тональность в современной музыки»;

5. такТттт Тараканов «Новая тональность в музыке XX веке»;

Лад –в эстетическом смысле приятная для слуха ррррррсогласованность между звуками высотной системы.

В музыкально-теоритическом смысле лад - системность высотных связей, объединенных центральным звуком или звучанием, а также конкретная звуковая система обычно в виде звукоряда.

Иногда понятие лада употребляется не совсем корректно (лад мажорного наклонения). Иногда употребляется вместо звукоряда.

Три аспекта сущности лада:

1. эстетический(обеспечивает слажанность и красоту);

2. логический (обеспечивает упорядочение звукового материала, связь между звуками системы. Именно он фиксирует внимание на тяготении неустоя в устой).

3. звуковой или интонационный. Весьма подробно разрабатывается в «интонации» Асафьева. Он исходит из того, что звуковой материал определяет конкретные исторические условия бытования музыки, ее содержания, форма музицирования. Трактует ладовые формы как отражение исторически детерминированного сознания музыки.

Лад – интонационный комплекс, связанный с мировоззрением своего времени. Так средневековые лада отражают сознание эпохи (замкнутость, застылось) система мажор/минор выражает динамизм. Музыкальное сознание нового времени. Согласно Астафьеву лад фиксирует, обобщает, свойственный каждому периоду интонационный словарь эпохи. Интонационный словарь – сумма музыки, прочно осевшей в сознании.

Кризис – обновление звукового материала и общей структуры лада.

Астафьев анализирует два интонационных кризиса:

  1. Рубеж 16-17 столетия (на смену полифонии приходит гармония), кризис модальности.
  2. Рубеж 19-20 века

Этапы эволюции ладообразования

Явление лада – различают устой и неустой.

Исторические типы лада:

  1. Опевание тона – устой, притягивающий звуковой поток, этнич.гр.
  2. Моногический лад – с развитым и определенным и мелодическим звукорядом. Сложная и модальная система с ней связана средне европейский хорал, древнерусская певческое искусство
  3. Гармоническая тональность европейской музыки Нового времени.
  4. XX век – возраждая все предыдущие исторические типы рождает и новые, отличные от предыдущих, проявляются в серийной электронной сонорной музыке.


Классификация ладов

  1. Экмелика (внемелодичность) – система, в которой звуки не имеют определенной высоты , используются как прием в более развитых систем.
  2. Классификация по признаку наличия или отсутствия полутоновых тяготений:

Ангемитоника –лады без полутоновых тяготений (целотоновый звукоряд, трихорды, пентатоника). Связаны с древней культурой Азии, Африки и Европы.

Гемиотика – лады с полутоновыми тяготениями (звукоряды, в которых ступени не образуют с тоникой в уменьшенных и увеличенных интервалах. Звукоряды, в которых ступени образуют с тоникой уменьшенные или увеличенные интервалы);

  1. Различают диатонику, хроматику, микрохроматику.

Диатоника – семиступенная система, в которой тоны могут быть расположены по чистым квинтам. Образцы диатоники – древнегреческие лады, церковные лады, лады европейской музыки эпохи возрождения, лады народной музыки, лады мажоро-минорной системы безхроматизации.

Диатоника: 1) неполная (меньше семи ступеней, шести ступенный гексахорд); 2) полная;3) состовная(русский обиход); 4)условная(включает лады с увеличенными секундами); 5)в современной теории музыки определяется диатоника из функции. Диатонический звукоряд состоит из тонов , каждый из которых представляет собой самостоятельную ступень лада. Совокупность основных ступеней лада. Диатонический звукоряд может включать различное количество тонов, отстоящих друг от друга на любой интервал.

Хроматика– имеет в качестве специфического признака последовательность двух или более полутонов подряд. Используется и в мелодическом и гармоническом контексте. Микрохроматика– связана с применением интервалов неравных полутонам.

  1. По объему (равен или не совпадает): 1) монотоникальные (одна тоника) – мелодические лады; 2) октавные (звукоряд и функциональное значение ладов полностью повторяется во всех октавах). Эти лады используются в инструментальной музыке.

Стабильные монодические лады: гиполад– тоника в середине звукоряда

Тональность – иерархически централизованная система функциоанльно-дифференцированных высотных связей. Единство лада и тональности – ладотональность. В более узком специфическом смысле – это система функ.диффер. высотных связей иерархически централизованных на основе консонизирующих трезвучий, т.е. гарм. тон. кот. хар. для классикогармонических тональностей XII-IX века.

(Знать параллельные однотерцовые тональности).

Классический вид тональности (признаки):

1) центром является консонированное трезвучие;

2) ладовая основа – мажор/минор;

3) структура лада на трех функциях T,S,Д.

4) смена гармонии внутри тональности на основе тяготения к тонике.

5) крупные формы строются на основе модуляционной технике.

Наши рекомендации