Средства выразительности в дирижировании
Одно из важнейших выразительных средств в музыке - это динамика. Дирижерскими средствами для выражения динамики являются степень напряжения, величина, различная высота и план (глубина) жестов. Динамическими обозначениями в музыкальных произведениях являются: piano, pianissimo, mezzo piano, mezzo forte, fortissimo, а также crescendo, diminuendo. Овладевая техническими приемами в процессе обучения дирижированию, необходимо усвоить и выполнение динамических оттенков, дифференциацию дирижерских жестов для piano или pianissimo, которые должны быть небольшими, спокойными и ровными, а также жестов для forte и fortissimo, которые должны быть волевыми и решительными. «Движения рук дирижера по ширине размаха должны соответствовать силе звучания оркестра... движения рук дирижера должны быть ограничены определенными рамками, в пределах которых эти движения и могут быть выразительными», - П. Чесноков.
Надо уметь выразить одну и ту же степень силы звучности крупным насыщенным и мелким жестом, используя при этом передачу напряжения рукой, кистью, пальцами. Можно и большим масштабным жестом передать нюанс piano (большой оркестр или медленный темп), а можно forte передать малым жестом (при быстром темпе, маленьком коллективе исполнителей, отрывистом характере музыки). На первых порах нужно принять за, безусловно, правильное, что forte показывается большим жестом при масштабной развернутой амплитуде движения, a piano выражается малым жестом без мышечного напряжения в нижней плоскости.
Разнообразие нюансов передается в трех позициях рук: нижней - на уровне пояса, средней - на уровне груди и верхней - на уровне плеча. Амплитуда дирижерских движений при этом может быть узкой - с незначительным размахом рук в ширину при их близком положении у середины корпуса, средней - с расстоянием рук на ширину корпуса, широкой - при широко разведенных руках.
Необходимым условием хорошего исполнения произведения является правильно взятый темп. Темп в большой степени влияет на формирование дирижерской схемы. Темп и дирижерский жест очень тесно связаны между собой. От темпа произведения зависит выбор схемы тактирования. В быстрых темпах некоторые произведения исполняются «на раз» или с объединением тактов в группы по два-три такта. Группировка тактов в тактировании осуществляется соответственно метру по двух- или трехдольной сетке, при этом на несколько тактов приходится одно логическое ударение. В медленных темпах происходит дробление основной метрической единицы, при этом дирижерские доли удваиваются или утраиваются (например, двухдольные размеры дирижируются с удвоением 1-й и 2-й долей, а четырехдольные по схеме восьмидольного размера). Таким образом, медленный темп требует дробления доли, быстрый, наоборот, соединения долей. Так, в быстрых темпах временное расстояние между гранями долей настолько сближается, что вызывает необходимость сокращения дирижерских жестов, в медленных темпах временное расстояние между гранями долей иногда настолько увеличивается, что исполнитель начинает терять «пульсацию» ритма и возникает необходимость увеличения числа дирижерских взмахов за счет так называемого дробления долей. В связи с этим произведения быстрого темпа, написанные в трехдольном размере, часто дирижируют «на раз», например вальс с хором из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» [18, с. 74]. Произведения, написанные в шестидольном размере, очень часто дирижируют «на два».
Остановимся особо на зависимости амплитуды дирижерского жеста от темпа. В медленных темпах в зависимости от характера и динамики используются жесты большой, средней и малой амплитуды. В быстрых темпах используются жесты малой амплитуды. Одновременно следует рассмотреть взаимосвязь жеста, динамики и штриха, поскольку музыкальное произведение обязательно звучит в определенной динамике, при употреблении определенного штриха, и поэтому жест, выражая темп, должен одновременно выражать и силу звучания и штрихи.
Необходимо остановиться на еще одном выразительном элементе дирижирования - показе фермат. Фермата, или остановка в дирижировании, обозначается специальным знаком, который может означать увеличение продолжительности звучания аккорда или звука, а также паузы в полтора-два раза. На фермате тактирование прекращается, но при этом дирижер продолжает регулировать звучность, показывать усиление или ослабление звучности в зависимости от динамики музыки. Фермата над последним аккордом, завершающим все музыкальное произведение, всегда значительнее ярче, чем в середине сочинения.
Ферматы бывают различных видов: снимаемые или неснимаемые, на сильной или слабой доле такта, заключительные или серединные, фермата на паузе или на тактовой черте [26, с. 57].
Снимаемая фермата - это такая фермата, которая требует снятия, прекращения звучания после истечения ее длительности. После снимаемой ферматы всегда наступает перерыв в звучании. Снимаемая фермата требует от дирижера ауфтакта к показу ферматы, остановки рук, выдержки длительности ферматы и подготовительного ауфтакта к снятию, движения, показывающего снятие звука.
Неснимаемая фермата - это серединная фермата, она встречается только внутри музыкального произведения. Она не требует показа снятия звука. После нее не наступает пауза или цезура. Неснимаемая фермата подчеркивает значительность какого-либо аккорда или звука и удлиняет его в процессе развития музыкального материала. «Ферматы - важный момент выразительности в музыке, и к исполнению их нужно относиться очень осторожно, с большим вниманием. Неправильное толкование фермат искажает произведение, нарушает стройность формы, и логичность музыкальной мысли» [37, с. 27].
Следующим средством выразительности дирижерского жеста является показ различных штрихов: legato, non legato, staccato, markato, что достигается различными способами показа точки. В зависимости от способа показа точек жесты дирижера могут быть прерывистыми и непрерывными (слитными), что соответствует разнообразию штрихов.
Освоение штрихов легче всего начинать с non legato, как с более простого. Для него характерно: показ точки как отрыв всей кистью с локтем, ясная разграниченность долей друг от друга, прерывистая пунктирная линия жеста, сокращение долевых движений, освобожденность плеча и плечевого сустава.
Штрих markato характерен для маршеобразной музыки с энергичными волевыми образами, исполняется подчеркнутыми точками - как волевое «стоп» с хорошей фиксацией отскока. Движение выполняется всей собранной рукой от плеча с некоторой фиксацией лучезапястного сустава энергичными ауфтактами, прямолинейными резкими линиями.
Legato требует плавных, связанных движений, показа точки мягким касанием. Штрих legato в дирижировании выполняется «певучим» движением свободной руки. «Певучее движение цельно-гибкой руки характеризуется, прежде всего, ровностью течения (без толчков, дерганий и остановок) и не должно уступать в этом качестве ни движениям смычка скрипача-виртуоза, ни эластичному дыханию мастера-певца [34, с. 91].
Точки, отмечающие начало долей при движении legato, не ощущаются как разрыв или перелом движения, а воспринимаются как скользящее прикосновение. Движение по долям в legato должны быть наполненными, «весомыми» (рука как будто преодолевает все время на пути к «точке» невидимое препятствие). В противном случае жест будет безвольным, «пустым», не певучим.
Штрих staccato выполняется прерывистым движением кистью, с резкими точками-отскоками. Движение staccato противоположно legato своей отрывистостью, четкостью и предельной остротой точек при сокращении долевых движений. При показе дирижером штриха staccato кисть руки приподнята над плоскостью, плечо и предплечье неподвижны, основной точкой опоры служит локоть, кисть совершает «клевательные» движения, пальцы кончиками производят короткие и резкие удары, аналогичные рывкам сверху вниз, и от точки кисть тотчас же отскакивает вверх с мгновенной задержкой.
Так чередуется резкий удар точки и мгновенный отскок - отдача от точки. Движения кисти при staccato активные, упругие и ритмичные и главное - обязательно небольшие по амплитуде.
Независимо от вида штрихов дирижер должен тактировать эластичной рукой, даже при дирижировании markato и staccato, что обеспечивает полноту звука [34, с. 85].
Одним из выразительных элементов дирижерского движения является жест синкопы, который вызывает звук позже, чем обычный жест, а поэтому неожиданный не имеющий никакого приготовления, но обладающий волевым импульсом, конкретным и энергичным отскоком от предыдущей доли с последующим задержанным ауфтактом. Синкопой в теории музыки называется перенесение сильной доли на слабую. «Жест синкопы является сам по себе ауфтактом к следующему звуку, поэтому перед ним всегда должна быть остановка, - не только в начале пьесы или после паузы, но и везде, независимо от того, какой был перед этим жест» [43, с.113].
Синкопа исполняется как задержание звука активным упругим жестом, несколько подчеркнуто.
Итак, овладение разнообразными приемами выразительности дирижерского жеста способствует постепенному переходу тактирования в художественное дирижирование. Использование элементов выразительности двигательной речи в дирижировании приводит к воплощению музыкального образа исполняемого произведения, передаче и выражению замысла композитора дирижерским жестом.
Глава 2. Работа с хором