Хоровые дирижёры и их персоналии

Введение

Актуальность темы исследования. Хоровое пение сегодня - массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя-хормейстера хоровое пение - действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на юного музыканта, как слово и музыка. С их помощью руководитель детского хора воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Процесс разучивания песен и хоровых произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать.

Пение в хоре - средство общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем оно воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий потенциал. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.

«В течение многих столетий хоровое пение являлось тем основным путем, по которому шло развитие музыкальной культуры нашего народа. Исключительная поэтико-музыкальная одаренность русского человека находила свое выражение в образах песенного творчества, а наиболее излюбленной, органически присущей народу формой музыкального исполнительства стало хоровое пение. Именно в этой области создавались в первую очередь те художественные ценности, которые принесли нашему народу всемирное признание в области музыкального искусства и утвердили за ним славу народа-песнетворца».

Не было ни одного периода в развитии нашего общества, когда бы педагоги, музыканты, композиторы не подчеркивали бы значение хорового искусства в воспитании молодежи, в его возможности способствовать духовному совершенствованию подрастающего поколения.

Сегодня невозможно представить себе урок музыки без пения, а коллективное ее исполнение без дирижера. Только он своей волей, жестом, взглядом может «подчинить», повести за собой, заставить жить одними с ним мыслями и чувствами огромные массы людей.

В условиях работы с коллективом школьников владение дирижерским жестом особенно важно, так как именно он собирает внимание, организует и ведет за собой юных исполнителей, формируя их эстетические эмоции, вкус и музыкальную отзывчивость. Обычно дети с удовольствием и большим вниманием следят за руками учителя, «магические» жесты которого открывают тайны рождения песни, заложенного в ней художественного образа. Учитель музыки выступает в роли дирижера при исполнении песен без сопровождения и с сопровождением (при отсутствии концертмейстера, используя так называемые минусовки), во время концертных выступлений. Особенно необходим дирижер в репетиционной работе в процессе разучивания песни. Оттого, насколько школьники понимают дирижерский жест, зависит качество исполняемой музыки.

Объект исследования – методика работы с хором.

Предмет исследования - дирижёрско-хоровая подготовка учителя музыки.

Гипотеза исследования сводится к тому, что специальная методическая дирижёрско-хоровая подготовка учителя музыки значительно повышает уровень хорового исполнения.

Цель исследования – показать содержание работы при дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю хоровых дирижёров и их персоналии;

2. Изучить основные элементы дирижёрской техники;

3. Определить средства выразительности в дирижировании;

4. Показать основы работы с хоровым коллективом;

5. Проанализировать практические методы с хоровым коллективом.

Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов по проблеме нашего исследования: Адорно Т. В., Алексеев А. Д., Андреев Л.А., Анисимов А.И., Безбородова Л.А., Ванслов В. В., Вейнгартнер Ф., Виноградов К.П., Гинзбург Л. М., Големба А., Дмитревская К.Н., Егоров А., Ержемский Г.Л., Живов В.Л., Иванов-Радкевич А.П., Ильин В.П., Кагадеев А.П., Казачков С.А., Канерштейн М.М., Каюков В.А., Кирюшин В.В., Коллесса Н., Краснощеков В., Локшин Д.Л., Малько Н.А., Маталаев Л., Когадеев А. П., Мусин И.Я., Норман Л., Ольхов К.А., Осеннева М. С., Птица К. Б., Рацер E. Я., Самарин В., Сивизьянов А., Стулова Г.П., Струве Г.А., Тремзина О.С., Уколова Л., Чесноков П., Юрлов А.А. и многие другие.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, адекватный объекту и предмету исследования, включающий теоретический анализ общей и специальной педагогической литературы по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательную программу дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки специальных форм и методов работы.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Дирижёрско-хоровая подготовка учителя музыки

Глава 2. Работа с хором

Заключение

Итак, слово «дирижёр» переводится с французского языка как «руководить, управлять». Такая профессия существовала ещё в Древнем Египте. Об этом свидетельствуют барельефы, которыми украшались различные архитектурные сооружения того времени. Дирижёр изображался как человек с жезлом в руке, стоящий перед группой музыкантов.

Древнегреческая культура тоже не обошла стороной данный вид человеческой деятельности. Здесь существовал корифей, который руководил хором, отбивая такт ногой. Позже отбивать такт стали с помощью баттуты – специальной палки. В 17 веке ей на смену пришёл скрипичный смычок. В настоящее время дирижёры управляют оркестром, хором, ансамблем с помощью дирижёрской палочки и рук.

Хоровое пение выделяется из всех видов активной музыкальной деятельности, способной охватить широкие массы детей. Это наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке и доступный вид музыкального исполнительства. Доступность обуславливается тем, что голосовой аппарат – «инструмент», данный человеку от рождения, совершенствующийся вместе с его ростом и развитием.

«Дирижирование оркестром» занимает значимое место в цикле специальных дисциплин учебного плана. В соответствии с общими идейно-воспитательными и музыкально-образными задачами он способствует подготовке студента к самостоятельной деятельности дирижера самодеятельного, школьного оркестров.

Дирижировать - значит руководить, управлять оркестровым коллективом при исполнении музыкального произведения, что возможно лишь при глубоком знании произведения, при четком представлении о том, как должно звучать, т.е. дирижер должен иметь исполнительский план - план воплощения музыкального замысла композитора.

Дирижирование требует творческого воображения и фантазии, музыкального вкуса, овладения техническими приемами.

Технику дирижирования рассматривают как средство воплощения музыкального образа в жестах, как средство выражения содержания музыкального произведения. «Жест дирижера заменил ему речь, превратившись в своеобразный язык, с помощью которого дирижер говорит с оркестром и слушателями о содержании музыки», - писал И.А. Мусин.

Техника дирижирования развивается на основе постижения идейно-художественного содержания каждого нового музыкального произведения, которое дирижер осмысливает во всех деталях. В результате складывается определенный комплекс дирижерских движений, как воплощение определенного музыкального образа, как средство выражения музыкального содержания каждого конкретного произведения. Дирижерский аппарат совершенствуется в процессе выполнения разнообразных музыкально-познавательных задач. «В работе над техникой дирижирования следует неизменно придерживаться положения, что движения дирижера обусловливаются смыслом исполняемой музыки; они должны ясно выражать творческие намерения дирижера, побуждая коллектив к выполнению этих намерений. Иначе говоря, они должны быть только самыми необходимыми, непринужденными, выразительными, точными и музыкально целесообразными» [32]. Но требование соответствия дирижерского комплекса движений характеру исполняемой музыки не единственное. Специфика техники дирижирования проявляется в том, что движения дирижера должны на доли секунды опережать звучание музыки - информировать коллектив исполнителей о предстоящем качестве звучания. При этом мимика дирижера предупреждает необходимое эмоциональное состояние, а движения рук управляют деталями исполнения. Мимикой дирижер предупреждает об образно-эмоциональном содержании произведения, но главной доминантой является музыка.

Сущность же техники дирижирования заключается в том, что отражение музыкального образа сочетается с движениями дирижера с непременным волевым воздействием на коллектив исполнителей, властно вызывающим к жизни звучание. Дирижер управляет этим звучащим коллективом, заранее передает ему свои творческие пожелания, а коллектив их выполняет. Техника опережения звучания - вот сущность дирижерского искусства, залог ансамблевого исполнения и управления им. Задача дирижера - с помощью своего обаяния художника, выразительнейшими движениями, координированными действиями всего дирижерского аппарата увлечь своим замыслом коллектив исполнителей. Но в настоящее время детская хоровая культура держится во многом благодаря энтузиазму и преданности педагогов-хормейстеров, ведущих вокально-хоровую работу в детских учреждениях. Такая оптимизация современного детского вокально-хорового исполнительства вызвана потребностью сохранения традиций отечественной певческой культуры.

Несмотря на сложные социальные перемены, в разных городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам хорового воспитания, организуются массовые фестивали детского хорового творчества. Хоровые коллективы некоторых общеобразовательных школ, гуманитарных лицеев, школ-лабораторий, хоровых школ, музыкальных студий, внешкольных учреждений успешно ведут музыкально-просветительскую, концертно-воспитательную деятельность.

Список литературы

1. Адорно Т. В. Дирижёр и оркестр // Т. В. Адорно. Избранное: Социология музыки. — М.- СПб: Университетская книга, 2009. - С. 95.

2. Алексеев А. Д. Музыкально-исполнительское искусство конца XIX - первой половины XX века / А. Д. Алексеев. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2005. - 328 с.

3. Андреев Л.А. Методика преподавания хорового дирижирования. – М., 2008. - 219 с.

4. Анисимов А.И. Дирижер – хормейстер. – СПб., 2006. – 157 с.

5. Безбородова, Л.А. Дирижирование. Учебное пособие, 2-е издание / Л.А. Безбородова. – М.; ФЛИНТА, 2011. – 125 с.

6. Вальтер Б. «Я» и «другой» // Л. М. Гинзбург. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. - М.: Музыка, 2005. - С. 41.

7. Ванслов В. В. О музыке и музыкантах / В. В. Ванслов. - М.: Знание, 2006. - 224 с.

8. Вейнгартнер Ф. Дирижёр // Л. М. Гинзбург. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. - М.: Музыка, 1975. - С.186.

9. Вейнгартнер Ф. О дирижировании // Л. М. Гинзбург. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. - М.: Музыка, 1975. - С.182.

10. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. – М., 2007. – 194 с.

11. Вуд. Г. О дирижировании. – М., 2008. - 238 с.

12. Гинзбург Л. М. Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика. — М.: Музыка, 2005. — 496 с.

13. Гинзбург Л. Избранное: Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и практики дирижирования. – М., 2002. – 271 с.

14. Глиэр Р. Избранные хоры. Сост. А. Луканин - М.,1980

15. Големба А. Работа хорового коллектива. – М., 2006. - 90 с.

16. Данилин Н. Искусство хорового пения»: учебное пособие для вузов, музыкальных училищ, художественной самодеятельности – М.: Государственное музыкальное издательство. 2003. – 230 с.

17. Дмитревский Г. Хрестоматия по дирижированию: учебное пособие для вузов. – М. 2009. – 175 с.

18. Дирижирование: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. / Л. А. Безбородова - М.: Музыка, 2005 - 176 с.

19. Дирижерское выражение музыкальных элементов и стилей / А. С. Сивизьянов - Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2007. - 372 с.

20. Дирижерское исполнительство. Практика, история, эстетика. – М., 2005. - 113 с.

21. Дирижирование: теория и практика: учеб.-метод. пособие / Т. С. Богданова, Т. В. Сернова, В. А. Черняк и др. – Минск: БГПУ, 2013. – 85 с.

22. Дмитревская К.Н. Анализ хоровых произведений. Учебное пособие для студентов высших музыкальных учебных заведений и институтов культуры. – М., 2005. – 107 с.

23. Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс / Г.А. Дмитревский. – Изд-во: «Лань», 2007. - 362 с.

24. Егоров А. Очерки по методике преподавания дирижерско-хоровых дисциплин. - СПб, 2007. – 250 с.

25. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М., 2007. – 341 с.

26. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижера с музыкальным коллективом. – М., 2008. - 127 с.

27. Живов В.Л. Заметки хорового дирижера. – М. 2008. – 174 с.

28. Живов В.Л. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 2008. - 467 с.

29. Живов В.Л. О выразительности дирижерского жеста // Работа в хоре. – М., 2007. – С. 36.

30. Живов В. Теория хорового исполнительства. - М., 2004. – 157 с.

31. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М., 2003. С.124

32. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижера. – М., 2003. - 362с.

33. Ильин В.П. О методике ведения хоровой практики на начальной стадии обучения дирижера – хормейстера. // Хоровое искусство. – СПб., 1977. - 125с.

34. Искусство хорового пения. – М., 2003. – 147 с.

35. Кагадеев А.П. Техника хорового дирижирования. – Минск, 2008. - 164с.

36. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка / С.А. Казачков. – М.: Музыка, 2008. - 152 с.

37. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования. – М., 2002. – 195 с.

38. Каюков В.А. Дирижёр и дирижирование. – М.: ДПК Пресс, 2014. - 214с.

39. Кирюшин В.В. Методическое пособие в помощь руководителям хоров мальчиков. – М., 2009. – 154 с.

40. Коллесса Н. Основы техники дирижирования. – Киев, 2001. – 197с.

41. Краснощеков В. Вопросы хороведения. - М., 2006. 154 с.

42. Локшин Д.Л. Руководство смешенным хором старших школьников. – М., 2008. – 187 с.

43. Малько Н.А. Основы техники дирижирования. – М., 2005. - 261 с.

44. Маталаев Л. Основы дирижерской техники. / Л. Н. Маталаев. - М.: «Музыка». 2006, –156с.

45. Когадеев А. П. Техника хорового дирижирования. / А. П. Когадеев. – Минск, 2008. – С.172.

46. Мусин И.Я. О воспитании дирижера. - СПб., 2009. - 127 с.

47. Мусин И.А. Техника дирижирования. - СПб.: Музыка, 2007. - 352с.

48. Мусин, И. Я. Язык дирижерского жеста / И. Я. Мусин. – М.: Музыка, 2007. - 214 с.

49. Норман Л. Маэстро Миф. Великие дирижеры в схватке за власть. / Л. Норман. - М.: Изд. дом «Классика XXI», 2007. - 448 с.

50. Ольхов, К.А. О дирижировании хором. / К.А. Ольхов. – СПб.: Музгиз, 2008. – 251 с.

51. Ольхов. К. Теоретические основы дирижерской техники. – СПб., 2007. – 327 с.

52. Осеннева М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором / С. Осеннева, В. А. Самарин – М., 2003. – С. 53–54.

53. Основы дирижерской техники: Методическое пособие / Л. Н. Маталаев - М.: Сов. композитор, 2006. - 208 с.

54. Птица К. Б. О хоровом дирижировании. / К. Б. Птица // Работа в хоре. –2004. – С. 257–262

55. Птица К.Б. Очерки по технике дирижирования хором. / К.Б. Птица. – М.: Московская консерватория, 2010. - 324 с.

56. Работа дирижера над хоровой партитурой /. П.П. Левандо. - М., 2005. 127 с.

57. Рацер E. Я. Дирижирование // Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 2005. – 455 с.

58. Самарин В. Хороведение: учебное пособие. - М., 2011. - 361 с.

59. Сивизьянов А. Проблема мышечной свободы дирижера хора. – М., 2003. - 171 с.

60. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. – М., 2007. – 362 с.

61. Стулова Г.П. Акустические основы вокальной работы с детским хором: курс лекций для студентов магистратуры музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений. - М., 2015. - 122 с.

62. Струве Г.А. Школьный хор. // Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1981. — 191 с.

63. Техника дирижирования / И. Мусин – СПб.: Музыка, 2007. - 334с.

64. Тремзина О.С. Дирижёрский жест как художественно-выразительное средство // Современные проблемы науки и образования. – 2014. № 2. – С. 24.

65. Уколова Л. Дирижирование: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. М., 2003. – 156 с.

66. Чесноков П. Хор и управление им / П. Чесноков. – М.: Музгиз, 2012. - 324 с.

67. Юрлов А.А. Статьи и воспоминания. Материалы. – М., 1983.. С.132

68. Язык дирижерского жеста / И Мусин - М.: Музыка 2007 - 232 с.

[A1]

Введение

Актуальность темы исследования. Хоровое пение сегодня - массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя-хормейстера хоровое пение - действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на юного музыканта, как слово и музыка. С их помощью руководитель детского хора воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

Процесс разучивания песен и хоровых произведений требует постоянной тренировки и умения вслушиваться в мелодию, правильно воспроизводить ее и запоминать.

Пение в хоре - средство общего музыкального развития учащихся. Вместе с тем оно воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий потенциал. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.

«В течение многих столетий хоровое пение являлось тем основным путем, по которому шло развитие музыкальной культуры нашего народа. Исключительная поэтико-музыкальная одаренность русского человека находила свое выражение в образах песенного творчества, а наиболее излюбленной, органически присущей народу формой музыкального исполнительства стало хоровое пение. Именно в этой области создавались в первую очередь те художественные ценности, которые принесли нашему народу всемирное признание в области музыкального искусства и утвердили за ним славу народа-песнетворца».

Не было ни одного периода в развитии нашего общества, когда бы педагоги, музыканты, композиторы не подчеркивали бы значение хорового искусства в воспитании молодежи, в его возможности способствовать духовному совершенствованию подрастающего поколения.

Сегодня невозможно представить себе урок музыки без пения, а коллективное ее исполнение без дирижера. Только он своей волей, жестом, взглядом может «подчинить», повести за собой, заставить жить одними с ним мыслями и чувствами огромные массы людей.

В условиях работы с коллективом школьников владение дирижерским жестом особенно важно, так как именно он собирает внимание, организует и ведет за собой юных исполнителей, формируя их эстетические эмоции, вкус и музыкальную отзывчивость. Обычно дети с удовольствием и большим вниманием следят за руками учителя, «магические» жесты которого открывают тайны рождения песни, заложенного в ней художественного образа. Учитель музыки выступает в роли дирижера при исполнении песен без сопровождения и с сопровождением (при отсутствии концертмейстера, используя так называемые минусовки), во время концертных выступлений. Особенно необходим дирижер в репетиционной работе в процессе разучивания песни. Оттого, насколько школьники понимают дирижерский жест, зависит качество исполняемой музыки.

Объект исследования – методика работы с хором.

Предмет исследования - дирижёрско-хоровая подготовка учителя музыки.

Гипотеза исследования сводится к тому, что специальная методическая дирижёрско-хоровая подготовка учителя музыки значительно повышает уровень хорового исполнения.

Цель исследования – показать содержание работы при дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть историю хоровых дирижёров и их персоналии;

2. Изучить основные элементы дирижёрской техники;

3. Определить средства выразительности в дирижировании;

4. Показать основы работы с хоровым коллективом;

5. Проанализировать практические методы с хоровым коллективом.

Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные работы зарубежных и отечественных авторов по проблеме нашего исследования: Адорно Т. В., Алексеев А. Д., Андреев Л.А., Анисимов А.И., Безбородова Л.А., Ванслов В. В., Вейнгартнер Ф., Виноградов К.П., Гинзбург Л. М., Големба А., Дмитревская К.Н., Егоров А., Ержемский Г.Л., Живов В.Л., Иванов-Радкевич А.П., Ильин В.П., Кагадеев А.П., Казачков С.А., Канерштейн М.М., Каюков В.А., Кирюшин В.В., Коллесса Н., Краснощеков В., Локшин Д.Л., Малько Н.А., Маталаев Л., Когадеев А. П., Мусин И.Я., Норман Л., Ольхов К.А., Осеннева М. С., Птица К. Б., Рацер E. Я., Самарин В., Сивизьянов А., Стулова Г.П., Струве Г.А., Тремзина О.С., Уколова Л., Чесноков П., Юрлов А.А. и многие другие.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов, адекватный объекту и предмету исследования, включающий теоретический анализ общей и специальной педагогической литературы по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования определяется возможностью внедрения в образовательную программу дирижёрско-хоровой подготовки учителя музыки специальных форм и методов работы.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Дирижёрско-хоровая подготовка учителя музыки

Хоровые дирижёры и их персоналии

Дирижер (фр.diriger – управлять) - руководитель коллективного исполнения музыки. Дирижирование - как искусство управления коллективным исполнением музыки имеет давнюю и замечательную историю. Давнюю, потому что возникла она в глубокой древности, а замечательную – потому как с ней связано множество людей с интересной, творческой и жизненной биографией, людей, посвятивших себя служению делу формирования музыкальной культуры у огромной массы любителей хорового пения.

Дирижерское искусство занимает особое место в системе музыкального исполнительства. Специфика его — не только в парадоксальности амплуа дирижера-интерпретатора музыкального текста, но и в его влиянии на исполнителей, формировании музыкальной культуры и воспитании художественных вкусов слушателей. Завоевание дирижером ключевых позиций в музыкальной и концертной жизни относится к сравнительно недавнему прошлому [12].

Каждый век порождает своих героев, личности которых в какой-то степени мифологичны. В том смысле, что они, являя собой героев своего времени, есть результат воображения своих кумиров — благодарных зрителей. «Великий дирижер» — это искусственно созданный миф или реальность? «Дирижирование оркестром как постоянное занятие — это выдумка двадцатого века», — признает маэстро Д. Баренбойм [3]. «Не существует другой профессии, в которой самозванец мог бы чувствовать себя спокойнее», — писал известный скрипач К. Флеш. Тем не менее не существует более явственного выражения власти, чем дирижер и безмолвное смирение при первом взмахе его дирижерской палочки.

История профессии дирижера неотделима от судеб ее творцов. Великие дирижеры создали великие оркестры, школы, техники. Артуро Тосканини, Густав Малер, Артур Никиш, Клаудио Аббадо, Герберт фон Караян, Лорин Маазель, Евгений Мравинский...

Профессия «дирижер хора» отличается от профессии других музыкантов-исполнителей тем, что обладатель ее владеет уникальным музыкальным инструментом – человеческим голосом, причем не одним, а массой голосов разных по своему тембру, силе, певческими возможностям, которые он должен привести в нужное качество, научить петь, дышать и жить теми чувствами и идеями, которые он стремится передать в исполняемом произведении.

«Уставщики» - так в начале XVIII века назывались дирижеры-хормейстеры - прошли исторический путь, начиная от ритмичного телодвижения первобытного человека во время танцев и отбивания ритма с помощью палки, камня и других предметов; управления хором с помощью хейрономии, а затем с использованием музыкальных инструментов и пения.

Дирижеров обычно выдвигали из числа участников хора. Это были опытные певцы, ставшие впоследствии известными учителями пения и руководителями придворных капелл.

В европейской музыке до XIX века дирижер был композитором, педагогом, исполнителем своих произведений. Большое значение в деле совершенствования хорового исполнительства имела деятельность композиторов Д.С. Бортнянского, А.А. Архангельского, А.Д. Кастальского, М.М. Ипполитова–Иванова, которые были одновременно и дирижерами хоров. С Московским синодальным хором сотрудничали П.И. Чайковский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов, Вик. С. Калинников, Ю. С. Сахновский, П.Г. Чесноков и др. Большую роль в истории русской хоровой культуры сыграла деятельность «Бесплатной музыкальной школы» [13, с. 55].

Организуемые певческие школы при капеллах дали в свое время таких замечательных мастеров хорового дела как, например, С.А. Дегтярев (1766-1813) и Г.Я. Ломакин (1811 -1885) (школа капеллы Шереметьева).

Со второй половины XIX века подготовкой руководителей хоров стали заниматься учительские институты, духовные семинарии, специальные земские школы: исследователи истории русской хоровой культуры отмечают большую роль «Бесплатной музыкальной школы», основанной М.А. Балакиревым и Г.И. Ломакиным в 1862 г. Это был своего рода просветительский центр распространения музыкальной культуры в массы. Из учащихся был составлен хор, концерты которого знакомили публику с выдающимися произведениями русских авторов (начиная с Глинки), и зарубежных — Берлиоза, Шумана, Листа и других, в России еще мало известных [13, с. 55].

В области музыкального воспитания школьников трудились в конце XIX и начале XX вв. С.В. Смоленский, С.И. Миропольский, А.Н. Карасев, А.И. Пузыревский, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов.

Образованное в 1958 году Всероссийское хоровое общество (ВХО), пособствовало появлению музыкально-педагогических факультетов в педагогических вузах (первые из них были открыты в Москве, Свердловске и Саратове). Страна нуждалась в учителях музыки, обладающих педагогическим мастерством и необходимыми знаниями в области хорового исполнительства. Благодаря творческим успехам детских хоровых коллективов В.Г. Соколова (1908-1993), B.C. Локтева (1911-1968) и многих других, стали организовываться детские хоровые студии. Наиболее известные из них: «Пионерия» (Г. Струве), «Весна» (А. Пономарев), «Веснянка» (Е. Свешникова), «Радость» (Т. Жданова) «Журавушка» (Чипкайло), Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения, руководимый В.С. Поповым.

Подъем детского хорового исполнительства в этот период был исторически обусловлен заинтересованностью школ в наличии хоровых коллективов системой распределения специалистов по окончании учебного заведения и закреплением их на одном рабочем месте, необходимостью принимать участие в календарных и советских праздниках, массовых торжествах и т.д.

В ХХ столетии проблемы работы с детскими хорами и вопросы организации музыкального образования легли в основу научно-методических исследований и в работах: В.Г. Соколова, Д.Л. Локшина, B.C. Попова, А.А. Егорова, В.Л. Живова Г.А. Струве, Г.П. Стуловой, Л.М. Абелян, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Б. Бартеневой, Л.М. Жарова, Т.Н. Овчинниковой и др.

Сегодня повысились требования к хоровой подготовке учителя музыки в школе, которая предполагала, кроме наличия определенных организационно-педагогических навыков, дирижерское мастерство, владение мануальной техникой и, главное, «какого-то трудно поддающегося объяснению и учету внутреннего волевого посыла, волевого воздействия на оркестр, хор, посредством движения рук, положения корпуса, мимики лица, комплекса технико-психологических и музыкально-художественных качеств, которыми обладает дирижер, воздействуя на исполнительский коллектив и слушателей-зрителей» [4, с. 71]. Эти качества присущи знаменитым дирижерам прошлого и настоящего времени: П.Г. Чеснокову, А.В. Свешникову, К.Б. Птице, А.А. Юрлову, В.Г. Соколову, В.Н. Минину, Б.Г. Тевлину и многим другим. Рассмотрим их далее.

Павел Григорьевич Чесноков. П. Г. Чесноков родился 24 октября 1877 года в селе Ивановском близ города Вознесенска Звенигородского уезда Московской губернии в семье церковного регента. Благодаря своим рано обнаружившимся музыкальным способностям был принят в Московское Синодальное училище, которое закончил в 1895 году с золотой медалью. Его учителями были В.С. Орлов и С.В. Смоленский.

После окончания училища П.Г. Чесноков работал в школах, училищах, был помощником регента Синодального хора, дирижировал капеллой Русского хорового общества, брал уроки у С.И. Танеева.

В 1903 году он стал регентом хора при церкви Св. Троицы на Покровке («на Грязях»). Хор этот вскоре приобрел славу одного из лучших в Москве: «Не певчим платили, а певчие платили, чтобы их приняли в хор Чеснокова» - вспоминал позднее один из московских регентов.

Тридцати шести лет П.Г. Чесноков - уже известный композитор и дирижер - поступает в Московскую консерваторию, где учится у М.М. Ипполитова-Иванова и которую заканчивает с серебряной медалью по специальностям: композитор и дирижер хора.

В тяжелые послереволюционные годы он - профессор Московской консерватории (1920 – 1944). В этот период П.Г. Чесноков занят интенсивной исполнительской деятельностью в качестве главного дирижера Московского государственного хора, хормейстера Большого театра, возглавляет Московскую академическую капеллу [2, с. 71].

П.Г. Чесноков – автор книги "Хор и управление им" - первого в советской и мировой литературе обстоятельного труда по хороведению. Им написано свыше 500 хоровых сочинений, в том числе очень много церковных. Среди них циклы "Ко Святой Богородице", "Во дни брани", "Ко Господу Богу". Изумительны по красоте его женские хоры: «Листья», «Несжатая полоса», «Катит весна», «Зеленый шум», «Крестьянская пирушка», «Ночь». «Яблоня» и другие.

На долю П.Г. Чеснокова выпали все тяготы Великой Отечественной войны. Известно, что он отказался от эвакуации в г. Нальчик. Лишившись хлебных карточек, П.Г. Чесноков провел последние дни в очередях в булочной на улице Герцена, где 14 марта 1944 года и обнаружили его замерзшее тело. Отпевание было совершено в церкви на Брюсовском переулке (ул. Неждановой). Похоронен Павел Григорьевич Чесноков на Ваганьковском кладбище. (Г. Муратов, Д. Г. Иванов). Досточтимому сладкопения творцу, рабу Божию Павлу Григорьевичу, многая лета во славу Церкви православныя потрудившемуся...». Эти слова А. Д. Кастальского из «Многолетия Павлу Григорьевичу Чеснокову» можно отнести ко всему творческому пути знаменитого композитора и хорового дирижера.

А.В. Свешников.

Родился А.В. Свешников 30 августа 1890 года в Коломне. После окончания в 1913 году Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества учился в Народной консерватории, регентовал и преподавал пение в московских школах, руководил хоровой капеллой в Полтаве (1921-1923). В 20-х годах он - один из самых известных в Москве церковных регентов. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии Государственный академический русский хор) в Москве, которым и руководил до конца своей жизни. В репертуаре хора насчитывалось более 800 произведений самых различных стилей и эпох. С 1944 Александр Васильевич преподавал в Московской консерватории, в 1948 -1974 был ее директором, продолжая вести хоровой класс. По инициативе А.В. Свешникова в 1944 году было организовано Московское государственное хоровое училище, которое теперь носит его имя. «Свешников относится к числу тех артистов, которые самозабвенно преданы искусству, не жалея времени и сил, он работает с певцами, помогая им постичь суть произведения, добиваясь необходимого совершенства в исполнении каждой вещи. Вот он стоит перед хором, чуть сутулясь, и повторяет: «Громче, громче, так, чтобы стены раздвинулись… а теперь тихо. Дыхания гораздо меньше, чем для жизни. Свободней: все, что через силу, не имеет красоты». И хор подчинялся воле дирижера, как инструмент исполнителю, и песня, много раз петая, облетевшая десятки городов, звучит свежо, как впервые…» [13, с. 55].

Александр Васильевич воспитал много замечательных музыкантов таких, как композиторы - Р. Щедрин и А. Флярковский, хоровые дирижеры – В.С. Попов, А.А. Юрлов, В.Н. Минин, Б.Г. Тевлин, М.Б. Турецкий и другие.

Умер Свешников в Москве 3 января 1980. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась, по мнению его современников, великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах.

«Пение - удивительное искусство. Оно достойно того, чтобы почитать его одним из самых великих. Пение пробуждает в человеке лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие и нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан всей душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение ее красоты и величия» А.В. Свешников.

Клавдий Борисович Птица. К.Б. Птица (1911 -1983) родился в г. Пронске Рязанской области. После учебы в Рязанском музыкальном техникуме поступает в Московскую консерваторию и заканчивает ее с золотой медалью. Его учителями были прославленные мастера русского хорового искусства: М.Н. Данилин, П.Г. Чесноков, А.В. Александров, А.В. Никольский, Г.А. Дмитревский. В 1940 году Клавдий Борисович блестяще заканчивает аспирантуру, защитив диссертацию на тему «Техника дирижирования хором», впоследствии изданную отдельной книгой. Это был первый в истории русского хорового искусства подлинно научный труд.

В 30-х-40-х годах он - хормейстер: оперной студии при Московской консерватории; хора Московской государственной филармонии; Государственного академического русского хора Союза СССР, руководимого А.В. Свешниковым [27, с. 65].

С 1950 Клавдий Борисович - художественный руководитель Академического Большого хора Всесоюзного радио. Диапазон его интересов отличался необычайной широтой и грандиозными масштабами . Концертные постановки оперных сочинений, охвативших чуть ли не все музыкальные стили от Глюка до Прокофьева были результатом совместной творческой работы двух больших музыкантов С. Самосуда и К. Птицы. С его именем связано исполнение радио-хором сочинений С. Рахманинова, И. Стравинского, Прокофьева, Р. Щедрина и др. Оркестровые музыканты и хоровые певцы высоко ценили «поющие руки» дирижера – профессиональное умение, создающее кантиленность звучания.

Более сорока лет К. Птица руководил классом хорового дирижирования в Московской консерватории, был инициатором создания кафедры хорового дирижирования в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. С 1960 года – заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской консерватории. Вспоминает Е.П. Сидорова: «Мне видна была мудрость возраста в гармоническом сочетании с богатством, глубиной и масштабностью исполнительского и педагогического опыта. Предлагаемые ученику задания и способы преодоления трудностей сверкали новизной, убедительностью и яркостью сравнений. Выразительные показы в руках - неистощимым запасом технических приемов, одухотворенных по замыслу и безукоризненных по воплощению». Несомненно, что Клавдий Борисович обладал необыкновенной певческой свободой в дирижерских жестах. Существует такое понятие – поющие руки

Наши рекомендации