Распорядок дня, организация режимных моментов

В соответствии с Программой максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).

Младшаягруппа(с3до4лет)

В группе компенсирующей направленности ДОО для детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится всего 16 подгрупповых и групповых занятий в неделю продолжительностью 10 минут, что не превышает рекомендованную САНПИН предельную недельную нагрузку (2 часа 45 минут в неделю). Лечебная физкультура выносится за сетку занятий как лечебная процедура. В сетку не включаются и индивидуальные занятия со специалистами.

Образовательная область. Направление деятельности Количество занятий в неделю
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность
Познавательное развитие. Развитие математических представлений
Художественно эстетическое развитие. Рисование
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие
Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
Индивидуальные занятия с логопедом
Индивидуальное занятие с воспитателем
Лечебная физкультура

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, в семье.

Примерныйрежимдня.Холодныйпериодгода

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика 7.00—8.10

Подготовка к завтраку, завтрак 8.10—8.30

Самостоятельная деятельность, игры, общественно-полезный труд, подготовка к занятиям 8.30—9.00

Первое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие (проводятся по подгруппам) 9.00—9.10

Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие

(проводятся по подгруппам) 9.20—9.30

Второй завтрак 9.30—9.45

Третье подгрупповое логопедическое занятие, самостоятельная деятельность детей, подготовка к прогулке 9.45—10.15

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми 10.15—12.00

Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы,

Подготовка к обеду 12.00—12.20

Обед 12.20—12.50

Подготовка ко сну. Сон 12.50—15.00

Подъем. Оздоровительные процедуры. Полдник 15.00—15.30

Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры и самостоятельная деятельность детей 15.30—16.20

Подготовка к прогулке. Прогулка. Самостоятельная деятельность детей 16.40—18.30

Уход домой до 19.00

Примерныйрежимдня.Теплыйпериодгода

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика 7.00—8.20

Подготовка к завтраку, завтрак 8.20—8.50

Самостоятельная деятельность, игры, общественно-полезный труд, подготовка к прогулке, индивидуальные занятия с логопедом 8.50—9.30

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, наблюдения,

самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры 9.30—10.30

Подготовка ко второму завтраку, завтрак 10.15—10.30

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, наблюдения,

самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры 10.30—11.30

Возвращение с прогулки, водные процедуры, закаливание 11.30—12.00

Подготовка к обеду, обед 12.00—12.40

Подготовка ко сну. Сон 12.40—15.00

Подъем. Оздоровительные процедуры. Полдник 15.00—15.30

Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры и самостоятельная деятельность детей 15.30—16.15

Подготовка к прогулке. Прогулка. Самостоятельная деятельность детей 16.15—18.30

Уход домой до 19.00

Примерноерасписаниеработыучителя-логопеда

Первое подгрупповое занятие 9.00—9.10

Второе подгрупповое занятие 9.20—9.30

Третье подгрупповое занятие 9.40—9.50

Индивидуальная работа с детьми 10.00—12.30

Участие логопеда в режимных моментах 12.30—13.00

Средняягруппа(с4до5лет)

В средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 15 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), и по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (4 часа в неделю). В сетку занятий не включаются как лечебные процедуры занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия со специалистами.



Образовательная область. Направление деятельности Количество занятий в неделю
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность
Познавательное развитие. Развитие математических представлений
Художественно эстетическое развитие. Рисование
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие
Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
Индивидуальные занятия с логопедом
Индивидуальное занятие с воспитателем
Лечебная физкультура

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Примерныйрежимдня.Холодноевремягода

прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство 7.00—8.25

Подготовка к завтраку, завтрак 8.25—8.50

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к занятиям 8.50—9.00

1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие 9.00—9.15

2-е занятие воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие 9.25—9.40

3-е занятие воспитателя и третье подгрупповое логопедическое занятие 9.50—10.05

Второй завтрак 10.05—10.20

Индивидуальная работа логопеда с детьми, самостоятельная деятельность, игры, подготовка к прогулке, прогулка 10.20—12.10

Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, чтение художественной литературы 12.10—12.30

Подготовка к обеду, обед 12.30—13.00

Подготовка ко сну, закаливание, сон 13.00—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00—15.25

Подготовка к полднику, полдник 15.20—15.50

Вечернее занятие 15.50—16.05

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей 16.05—16.30

Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность, уход домой 16.30—18.00

Примерныйрежимдня.Теплыйпериодгода

Прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика 7.00—8.15

Подготовка к завтраку, завтрак 8.15—8.50

Самостоятельная деятельность, игры, общественно-полезный труд, подготовка к прогулке 8.50—9.00

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры 9.00—10.15

Подготовка ко второму завтраку, завтрак 10.15—10.45

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, наблюдения, самостоятельная деятельность, воздушные и солнечные процедуры 10.45—11.30

Возвращение с прогулки, водные процедуры, закаливание 11.30—12.00

Подготовка к обеду, обед 12.00—12.40

Подготовка ко сну. Сон 12.40—15.00

Подъем. Оздоровительные процедуры. Полдник 15.00—15.50

Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры и самостоятельная деятельность детей 15.50—16.05

Подготовка к прогулке. Прогулка. Самостоятельная деятельность детей 16.05—18.30

Уход домой до 19.00

Примерноерасписаниеработыучителя-логопеда

Первое подгрупповое занятие 9.00—9.15

Второе подгрупповое занятие 9.25—9.40

Третье подгрупповое занятие 9.50—10.05

Индивидуальная работа с детьми 10.05—12.30

Участие логопеда в режимных моментах 12.30—13.00

Старшаягруппа(с5до6лет)

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут). Занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

Образовательная область. Направление деятельности Количество занятий в неделю
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность
Познавательное развитие. Развитие математических представлений
Художественно эстетическое развитие. Рисование
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие
Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
Индивидуальные занятия с логопедом
Индивидуальное занятие с воспитателем
Лечебная физкультура

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Примерныйрежимдня.Холодныйпериодгода

прием и осмотр детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.00—8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, общественно-полезный труд 8.30—8.55

Игры, самостоятельная деятельность 8.55—9.00

1-е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие 9.00—9.20

2-е воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие 9.30—9.50

3-е занятие воспитателя и 3-е подгрупповое логопедическое занятие 10.00—10.20

Подготовка ко второму завтраку, завтрак 10.20—10.40

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка 10.40—12.30

Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, игры 12.30—12.40

Подготовка к обеду, обед 12.40—13.10

Подготовка ко сну, сон 13.10—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00—15.15

Подготовка к полднику, полдник 15.15—15.30

Занятие воспитателя (2 раза в неделю), индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей 15.30—15.50

Подготовка к прогулке, прогулка 15.50—18.00

Возвращение с прогулки, игры, самостоятельная деятельность детей 18.00—18.30

Уход домой до 19.00

Примерныйрежимдня.Теплыйпериодгода

прием на улиц, осмотр детей, игры, общественно-полезный труд, утренняя гимнастика 7.00—8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, общественно-полезный труд 8.30—8.55

Игры, самостоятельная деятельность 8.55—9.15

Индивидуальная работа логопеда с детьми, подготовка к прогулке, общественно-полезный труд, самостоятельная деятельность, прогулка, воздушные и солнечные процедуры 9.15—10.15

Подготовка ко второму завтраку, завтрак 10.15—10.45

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, возвращение с прогулки, чтение художественной литературы, игры 10.45—12.40

Подготовка к обеду, обед 12.40—13.10

Подготовка ко сну, сон 13.10—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00—15.25

Подготовка к полднику, общественно-полезный труд, полдник 15.25—15.40

Прогулка, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей 15.40—18.30

Уход домой до 19.00

Примерноерасписаниеработыучителя-логопеда

1-е подгрупповое занятие 9.00—9.20

2-е подгрупповое занятие 9.30—9.50

3-е подгрупповое занятие 10.00—10.20

Индивидуальная работа с детьми 10.20—12.40

Участие логопеда в режимных моментах 12.40—13.00

Подготовительнаягруппакшколегруппа(с6до7лет)

В подготовительной к школе группе компенсирующей для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится в неделю 17 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной САНПИН (8 часов 30 минут). Занятия лечебной физкультурой (как лечебные процедуры), индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются.

Образовательная область. Направление деятельности Количество занятий в неделю
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность
Познавательное развитие. Развитие математических представлений
Художественно эстетическое развитие. Рисование
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие
Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом
Индивидуальные занятия с логопедом
Индивидуальное занятие с воспитателем
Лечебная физкультура

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Распорядок дня в группе, компенсирующей направленности включает в себя:

• прием пищи (завтрак, обед, полдник);

• ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4—4,5 часов;

• дневной сон продолжительность 2—2,5 часа в разных возрастных группах;

• самостоятельную деятельность детей;

• коррекционно-развивающую работу (групповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом);

• непосредственную образовательную деятельность (с детьми старшего дошкольного возраста и во второй половине дня, но не чаще двух раз в неделю);

• общественно-полезный труд (в подготовительной к школе группе);

• разные виды двигательной активности, физические упражнения и закаливающие мероприятия.

Примерныйрежимдня.Холодныйпериодгода

прием и осмотр детей, игры, утренняя гимнастика, общественно-полезный труд 7.00—8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30—8.50

Игры, самостоятельная деятельность, общественно-полезный труд 8.50—9.00

1-е занятие воспитателя и первое подгрупповое логопедическое занятие 9.00—9.30

2-е занятие воспитателя и второе подгрупповое логопедическое занятие 9.40—10.10

3-е занятие воспитателя и третье подгрупповое логопедическое занятие 10.20—10.50

Подготовка ко второму завтраку, завтра 10.50—11.20

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка 11.20—11.30

Индивидуальная работа логопеда с детьми, прогулка, общественно-полезный труд, игры, наблюдения 11.30—12.35

Возвращение с прогулки, игры, чтение художественной литературы 12.35—12.45

Подготовка к обеду, обед 12.45—13.15

Подготовка ко сну, сон 13.15—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры 15.00—15.25

Подготовка к полднику, полдник 15.25—15.40

Вечерние занятия (2 раза в неделю), индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей 15.40—16.15

Чтение художественной литературы 16.15—16.30

Подготовка к прогулке, прогулка 16.30—18.00

Возвращение с прогулки, игры 18.00—18.30

Уход домой до 19.00

Примерныйрежимдня.Теплыйпериодгода

прием и осмотр детей на улице, игры, утренняя гимнастика, общественно-полезный труд 7.00—8.35

Подготовка к завтраку, завтрак 8.35—8.55

Подготовка к прогулке 8.55—9.05

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, самостоятельная деятельность детей, наблюдения, общественно-полезный труд, воздушные и солнечные процедуры 9.05—10.30

Подготовка ко второму завтраку, завтрак 10.30—11.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми, прогулка, возвращение с прогулки, водные процедуры 11.00—12.30

Подготовка к обеду, обед 12.30—13.00

Подготовка ко сну, сон 13.00—15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры, полдник 15.00—15.20

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей, общественно-полезный труд 15.20—16.15

Подготовка к прогулке, прогулка, игры 16.15—18.30

Уход домой до 19.00

Примерноерасписаниеработыучителя-логопеда

1-е подгрупповое занятие 9.00—9.25

2-е подгрупповое занятие 9.35—10.00

3-е подгрупповое занятие 10.10—10.35

Индивидуальная работа с детьми 10.35—12.45

Участие логопеда в режимных моментах 12.45—13.00

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Игровое оборудование

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с Программой должны обеспечивать:

• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

• двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в групповом помещении и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его не директивным руководством.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей, время для которой предусмотрено в режимах каждой из возрастных групп и в утренний, и в вечерний отрезки времени.

Обстановка, созданная в групповом помещении и кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

В оформлении группового помещения и логопедического кабинета психологи советуют использовать мягкие пастельные цвета, отдавать предпочтение нежно-голубой и нежно-зеленой гамме, именно эти цвета спектра способствуют успешному речевому развитию. Необходимо продумать вопрос с дополнительным освещением каждого рабочего уголка, каждого центра. В помещениях должно быть уютно, светло и радостно, следует максимально приблизить обстановку к домашней, чтобы снять стрессообразующий фактор.

В группе компенсирующей направленности, которую посещают моторно неловкие, плохо координированные дети следует уделить особое внимание соблюдению правил охраны жизни и здоровья детей. Групповое помещение и кабинет не должны быть загромождены мебелью, в них должно быть достаточно места для передвижений детей, мебель необходимо закрепить, острые углы и кромки мебели закруглить.

В связи с тем, что в разных возрастных группах решаются разные коррекционно-развивающие задачи, названия некоторых центров активности меняются. Например, в средней группе оборудуется центр «Мы познаем мир». Такой же центр в старшей группе называется «Центр науки и природы». В подготовительной группе к этому названию добавляется уточнение «Групповая лаборатория». Можно считать названия центров условными. Главное, их оснащенность и наполненность необходимым оборудование и материалами.

Наполнение развивающих центров и в групповом помещении, и в кабинете логопеда должно соответствовать изучаемой лексической теме и только что пройденной лексической теме, а это значит, что каждую неделю наполнение развивающих центров частично обновляется.

Особое внимание должно быть уделено оформлению предметно-пространственной среды на прогулочном участке. Предметно-пространственная среда прогулочного участка должна обеспечивать возможности для развития, познавательной, игровой, двигательной активности детей.

Младшийдошкольныйвозраст(с3до4лет)

Важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно-пространственной развивающей среды как в кабинете и логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком — лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М.Н.), поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для езды на трехколесном велосипеде, катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в группе должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.

Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Особенно в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются эталонные представления об окружающем.

Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр.

Особое значение в младшей группе необходимо уделять играм-драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

В младшей группе обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить».

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете, как правило, имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей.

Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий.

Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки — немаловажные детали.

Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения. В младшей группе под зеркалом располагается полка для картотек предметных картинок и речевого материала (уточнение произношения в звукоподражаниях, произношения гласных и согласных раннего онтогенеза), а также скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным динозавриком. Логопед вполне может подобрать игрушку-«помощницу» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики.

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. постановку дыхания рекомендуется начинать в положении лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Для занятий с подгруппой детей в логопедическом кабинете должна быть пара детских столиков и несколько детских стульчиков.

Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем, полки на уровне роста детей должны быть открытыми с тем, чтобы на них размещался сменный материал для самостоятельной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки.

В младшей группе в кабинете логопеда рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы.

Обязательно должны быть оборудованы отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек.

Организуя места для свободной деятельности детей, следует учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам. В каждой папке или коробке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонетико-фонематических представлений, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.

Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.

На двери кабинета или отдельном стенде логопед помещает график и расписание работы, список детей по подгруппам (который регулярно обновляется), советы и методические рекомендации родителям[114].

Развивающая предметно-пространственная среда
в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении

Центрречевогоикреативногоразвитиявкабинетелогопеда

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения. 2. Скамеечка для занятий у зеркала. 3. Крупные предметные картинки по изучаемым лексическим темам (одномоментно в уголке представлено не более двух лексических тем). 4. Книжки-раскладушки по изучаемым лексическим темам. 5. Книжки-малышки с народными потешками и колыбельными песенками и яркими картинками. 6. Простые сюжетные картинки (три-четыре картинки одномоментно). 7. Cерии сюжетных картинок. 8. Парные картинки по изучаемым лексическим темам (одинаковые предметы и объекты и отличающиеся по размеру и цвету предметы и объекты). 9. «Алгоритм» описания игрушки. 10. «Лото» (для маленьких) по изучаемым темам. 11. «Любимые сказки» для младшей логопедической группы (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009). 12. Книжки-игрушки издательств «ОЛМА-ПРЕСС» и «Белфакс» (сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята»). 13. «Играйка 3» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012) для уточнения математического словаря. 14. Альбом «Круглый год» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012). 15. Альбом «Мир природы. Животные» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012). 16. Альбом «Наш детский сад» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012) 17. Альбом «Наш детский сад-2» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012) 18. «Веселая артикуляционная гимнастика» с индивидуальным зеркалом (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013). 19. «Веселая мимическая гимнастика» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013). 20. «Веселые дразнилки для малышей» (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013). 21. Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях. 22. Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях. 23. Предметные картинки для уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза. 24. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал (для формирования математического словаря). 25. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи («Один и много», «Кого не стало?», «Чего не хватает?», «Телевизор, «Что ты видишь?», «Большой — маленький», «Мой, моя, мои», «Веселый котенок» (уточнение понимания предлогов и обучение употреблению их в активной речи) и др. 26. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, сухие листики и т. п.). 27. Картотека предметных картинок. Игрушки. Школьные принадлежности (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013). 28. Картотека предметных картинок. Одежда. Обувь. Головные уборы (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013). 29. Картотека предметных картинок. Мебель. Посуда (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013). 30. Картотека предметных картинок. Домашние, перелетные, зимующие птицы. (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012). 31. Картотека предметных картинок. Домашние животные. Дикие животные. (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012). 32. Картотека предметных картинок. Транспорт (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012). 33. Картотека предметных картинок. Полевые, луговые, садовые цветы. (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012). 34. Картотека предметных картинок. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и пауки. (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012). 35. Картотека сюжетных картинок. Предлоги (СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013). 36. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп. Выпуск 1 (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013).

Центр«Учимсяговорить»вгрупповомпомещении

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Два-три стульчика или скамеечка.

3. Стеллаж или этажерка для пособий.

4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее легких согласных звуков.

5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.

6. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам (не более двух тем одномоментно).

7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

8. Игры из серии «Умница». (Контуры. Что есть что. Кто есть кто.)

9. Игры из серии «Учись, играя» (Кто в домике живет?).

10. Лото «Парные картинки».

11. Лото «Игрушки».

12. Лото «Магазин».

13. Игра «Найди маму».

14. Игры для формирования и совершенствование грамматического строя речи («Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (дифференциация форм ед. и мн. числа существительных и др.).

Центрсенсорногоразвитиявкабинетелогопеда

1. Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики и волчки).

2. Звучащие игрушки-заместители (запаянные контейнеры от киндер-сюрприза с различными наполнителями — горохом, фасолью, пшеном и т. п.)

3. Маленькая ширма.

4. Книжки-раскладушки «Узнай по голосу» (СПб., «ОЛМА-ПРЕСС», 2012) или крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц. (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013)

5. Книжки-раскдадушки «Что это?» (М., «Линг», 2010) или крупные предметные картинки с изображениями звучащих игрушек и предметов.

6. Лото «Цветные фоны» (для маленьких) с простыми предметными картинками и изображениями геометрических фигур, окрашенных в четыре основных цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

7. Игра «Раскрась картинку» (контурные изображения предметов и объектов и фишки четырех основных цветов).

Наши рекомендации