Русской былины. Поскольку главным признаком былинности является принцип

Импровизационности (интонационная гибкость и непредсказуемость мелодики,

Ладовая нестабильность, асимметричность формы), то и здесь

Импровизационность выбрана Шостаковичем как определяющий

Композиторский прием.

Рассмотрим фактуру и форму прелюдии подробно. В ней содержится три слоя,

Каждый из которых выполняет конкретную сюжетную функцию. Главный

Мотив выдержан в низком регистре мужского голоса - голоса сказителя, в

Режиме неторопливого рассказа, изложен длинными половинными и четвертными долями. Обозначенный автором темп - алегретто - пианист не

Должен воспринимать как торопливость движения музыкальной ткани. Скорее

Выбор этого темпового обозначения объясняется желанием композитора

Придать медленному, неторопливому течению мелодики естественность и

Простоту выражения. Голос самостоятелен, резко отделен от остальных голосов

контрастным регистром. Мелодика голоса незатейлива, скупа интонационно:

Преобладаетпоступенный принцип изложения, аскетична ритмически.

При исполнении подобного типа мелодики пианист должен добиваться

Глубокого, tenuto звучания, чего можно достичь при использовании «полного

Объема» руки, ощущения кистевого вибрато до дна клавиш. Скупость

Мелодического языка должна быть компенсирована красотой обертонового

Звучания, «широкие расстояния» между звуками необходимо насытить

Длинным и активным смысловым наполнением. Кроме того, здесь пианисту

Необходимо уделять большое внимание глубокой и ясной артикуляции, что в

Свою очередь требует кропотливой работы над значительностью произношения

Каждого звука, активностью работы каждого пальца. Ни один мельчайший

Элемент мелодики не может быть пропущен слухом пианиста, ибо здесь нет

Незначительных моментов в сюжете. Каждый мотивный поворот должен быть

Для слушателя новым и содержательным поворотом мелодического рассказа.

Работая над главным мелодическим голосом прелюдии, необходимо

Многократно обыгрывать его и отдельно от других голосов фактуры, и вместе

С ними; ощущать мелкие элементы голоса и крупные фразы, внимательно

Вслушиваясь в изменения напряжения дальнейшего развития и работая над

Выпуклостью и рельефностью каждого нового этапа развития.

Методы работы над прелюдией:Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, сопоставление между собой небольших отрезков музыки из разных частей; многократные повторения; постепенное удлинение музыкальной мысли.

ФУГА.

Фуга представляет собой своеобразное скерцо. В ее фактуре объединены

средства выразительности характерные для этого жанра:

Скорость, легкость.

Интонационная «прыгучесть» в теме.

Преобладание штриха stakkato.

Эти фактурные принципы требуют от пианиста определѐнной работы и

Исполнительских качеств: здесь нужна выработка технической ловкости и

Выносливости, мобильности реакции, двигательной поворотливости.

Своеобразие же скерцо заключается в использовании в его фактуре

Многих выразительных элементов, характерных для жанра русской плясовой.

Глубокий анализ, понимание и ясное слышание пианистом этих элементов дает возможность сразу верно понять художественный замысел Шостаковича, на

Самых ранних этапах изучения текста фуги определить особенности

Пианистических принципов, необходимых для воплощения этого замысла и

Тем самым выбрать правильное и рациональное направление для работы.

Проанализируем особые дополнительные детали фактуры фуги,

Характерные для жанра русской плясовой.

Мелкие назойливо повторяющиеся «застрявшие на одном месте» мотивы в

Главной теме, имитирующие звучание незатейливых старинных народных

Инструментов- трещоток, бубенчиков.

Сочетание острых колючих «всплесков» репетиционного типа с легкими вздохами

- секундами, создают неповторимый колорит тонких изящных мелодических

Хитросплетений. Пианист должен тщательно

Приспосабливать свой исполнительский аппарат к нетрадиционному

Мелодическому рисунку. Значительно усложняет технические задачи темы

Достаточно подвижный темп - allegretto, обозначенный автором (трактовать этот

Термин необходимо как не очень торопливый, но полетный темп, обеспечивающий

Наши рекомендации