Закс Л. Музыка в контексте духовной культуры // Критика и музыкознание. €

Ермакова Г. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. – Л., 1987. – С. 148-155.

Каган М. Искусство // ФЭС. – М.: «Сов. энциклопедия», 1983. – С. 222-223.

Каган М. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. – 1987. - № 3. – С. 66.

Каган М. О месте музыки в современной культуре // Сов. музыка. – 1985. - № 11. – С. 2-9.

Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1976.

Неверов В. Педагогические принципы в преподавании искусств в школе // Искусство и школа / Сост. А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – С. 33-50.

Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976.

Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М., 1972.

Сохор А.И. Музыка как вид искусства. – М., 1970.

11. Тельчарова Р. Музыка и культура (личностный подход). – М., 1986.

Шестаков В. Проблемы эстетического воспитания: Очерки истории. – М., 1973.

ТЕМА 2/1. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Урок музыки как основная форма общего музыкального образования. Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева выделяют следующие формы музыкального образования:

Единственной дисциплиной МО, которую осваивают ВСЕ ДЕТИ, является учебный предмет «Музыка» в учреждениях общеобразовательного типа (школы, гимназии, лицеи).

Урок музыки

Общепедагогические требования:

- направлен на решение воспитательных, обучающих и развивающих задач;

- сочетает в себе коллективную, групповую и индивидуальную формы занятий с учащимися;

- его содержание определяется программой;

- на уроке происходит обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, усвоение и закрепление знаний, развитие умений, усвоение навыков;

- содержит педагогическое наблюдение и контроль за общим и музыкальным развитием учащихся.

Специфика урока музыки как урока искусства обусловлена:

- непосредственным обращением учителя и учащихся к живому образному звучанию музыки;

- воздействием музыки на мировосприятие ребенка;

- возможностью пережить состояние единения в процессе коллективной музыкальной деятельности;

- возможностью оказывать арттерапевтическое воздействие;

- насыщенностью урока музыкально-творческим началом;

- личностью учителя – разностороннего музыканта и организатора музыкальной деятельности детей;

- возможностью для учащихся ощутить себя исполнителем, слушателем, композитором;

Стремлением учителя музыки к построению и организации урока по законам искусства (метод эмоциональной драматургии и др.).

Урок как музыкально-педагогическое произведение учителя музыки (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева)

Выбор темы урока осуществляется на основе учебных тем, которые конкретизируют тематическую направленность учебных программ по музыке, имеющих федеральный статус.

Построение урока музыки: разработка плана, плана-конспекта или методической разработки урока (с вариантами его педагогического прочтения).

Реализация принципа целостности урока музыки.

- По Д.Б. Кабалевскому, основа целостности урока музыки – тема урока.

- Виды музыкальной деятельности выстраиваются как цельная и динамичная композиция: завязка проблемы, ход ее решения, кульминация, развязка (Н.А. Терентьева).

- Л. Школяр: ориентация деятельности учителя на предуготовленность ребенка к процессу творчества (метод моделирования художественно-творческого процесса). Ребенок в позиции творца-композитора, творца-художника, творца-поэта.

Можно говорить о жанре урока музыки:

-Музыкально-педагогическая поэма (свободное повествование). Акцентируются лирические, драматические аспекты проблемы.

-Ода (торжественное стихотворение). Подчеркиваются гимнические черты, создается монументальность темы.

-Сказание (рассказ исторического или религиозного содержания). Урок приобретает черты эпического повествования.

-Фреска (произведение, позволяющее создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой) предполагает масштабное раскрытие темы.

Связь урока музыки с музыкальными формами:

- двухчастная;

- трехчастная (репризность способствует закреплению материала);

- рондо (внимание учащихся акцентируется на особо важном моменте урока);

- вариации (показ многообразия проявлений чего-либо).

Анализ уроков:

- тема и способ ее раскрытия;

- возможность интерпретации урока с позиции того или иного жанра;

- форма урока;

- эмоциональная драматургия урока.

Средства музыкального образования на музыкальных занятиях.

Наши рекомендации