Движение в музыкальный зал и обратно с внешней ритмической организацией стихотворным текстом в логике заданного сюжета
Задачи этого структурного компонента занятия – ритмическая организация речи через внешнее стихотворное сопровождение движения; стимуляция звукоподражания, договаривания последнего слова стихотворной строки в заданном ритме; развитие артикуляционной моторики; развитие голосовых модуляций (высоко-низко, тихо-громко); формирование понимания отношений, выражаемых пространственными предлогами (с, за, перед, между), приставочных форм глаголов; формирование навыков общения на уровне ребенок-ребенок, развитие творческого воображения, эмпатийных взаимоотношений.
Внутри одного периода изменялось содержание этого этапа занятия, что обуславливалось возрастанием речевых возможностей детей. В таблице № 5 представлена динамика изменения содержания стихотворного оречевления движения и результата на первом занятии каждого периода и последнем. Некоторые дети показывали результат (звукоподражание, повторение слова и .т.д.) уже на обратном пути из музыкального зала в группу. Однако для закрепления результата один и тот же прием применялся на нескольких занятиях периода.
Таблица № 5
Период № занятия | Тема занятия | Содержание приема | Результат | |
I | 2. | Подарки с грядки | Выстраиваются друг за другом. Впередистоящему дают руль. Держась за пояс (плечи) впередистоящего передвигаются в музыкальный зал Поедем в музыкальный зал. Никита, ты водитель Едем, едем, едем, би-би, би-би | Звукоподражания би-би-би, понимание значения предлога ЗА |
8. | У медведя в лесу | Под руководством взрослого становятся друг за другом, держат друг друга за плечи или пояс и «едут на поезде» в музыкальный зал. Поезд: ту-ту-у-у-у-у Поехали в лес: Едет, едет паровоз, Две трубы и сто колес Две трубы и сто колес Наш Тимур детей привез | Звукоподражание ту-ту-ту-ту-ту, понимание значения предлога ЗА | |
II | 10. | Возьмем Машу на прогулку (зимняя одежда) | Впереди «садится водитель», наиболее организованный ребенок, берет руль и ведет «автобус» за ним детипарами идут в музыкальный зал Садимся в автобус парами. Водитель Тимур. Лева возьми за руку Никиту. Максим возьми за руку Настю. Мы в автобус дружно сели В-в-в-в, в-в-в, И в окошко поглядели В-в-в-в, в-в-в. Вот дома, а вот площадка, В-в-в-в, в-в-в, Вот деревья и лошадка. В-в-в-в, в-в-в, Далеко мы едем, едем. В гости к куколке приедем. | Уточнение артикуляции звука [в], вызывание звукоподражания в-в-в-в. Понимание предлога значения С |
15. | Буду я всегда здоров, позабуду докторов | Логопед раздает всем детям изображения лошадки Садимся на лошадки и скачем в музыкальный зал Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. Сопровождать движение щелканием языком (артикуляционное упражнение «Лошадки») | Укрепление мышц языка, скоординированности их движений. Договаривание последнего слова строки «лошадку», «гладко», «хвостик», «в гости» | |
16. | Папочка любимые, папочка родной | Выстраиваются друг за другом, держась за пояс впередистоящего, двигаются в направлении музыкального зала Едем в музыкальный зал на машине Стихотворение «Машина» сл. Л. Некрасовой Машина, машина, Ты нас покатай, Машина, машина, Быстрей поезжай! Би-би-би, би-би-би. Машина, машина, Ты всех обгони, Машина, машина, Налево (направо) сверни. Би-би-би, би-би-би. Муз. Т. Попатенко «Машина» В машине, в машине Шофер сидит, Машина, машина, Идет, гудит. Би-би-би, би-би-би | Договаривание слов «машина», «покатай», «поезжай», «обгони», «сверни» в любом фонетическом оформлении. Главное с соблюдением ритма слов. Понимание значения предлога МЕЖДУ | |
18. | Для любимой мамочки испеку я прянички | Муз. руководитель выстраивает детей парами с учетом личностных особенностей Идем в музыкальный зал. Большие ноги шли по дороге Топ, топ, топ, топ (низким голосом) Маленькие ножки шли по дорожке Топ-топ-топ, топ-топ-топ (высоким голосом). | Голосовые модуляции: повторение высоким и низким голосом звукоподражания топ-топ. | |
III | 19. | В гости к нам пришли матрешки (посуда) | Становятся парами идут в музыкальный зал В музыкальном зале нас ждут матрешки Становитесь парами и пойдем Мы шагаем по дорожке, Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. Потому что ждут матрешки Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. Мы матрешек угостим Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп, А потом развеселим Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. | Вызывание звука [ш], звукоподражание шлеп-шлеп, шлеп-шлеп |
23. | Скворушка прилетает | Поедем в лес, встречать птиц Поедем на машине. Никита – ты сегодня водитель Выстраивает детей друг за другом. «Водителю» дает руль. Поехали Мы в машину дружно сели Ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж. И в окошко поглядели Ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж. Вот деревья и листочки Ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж. Лес, полянка и цветочки Ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж. Далеко мы едем, едем. В гости к птицам мы приедем Ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж. | Вызывание звука [ж], договаривания последнего слова строки |
Неречевая деятельность процесса совместного передвижения обязательно маркируется языковыми глагольными формами повелительного, изъявительного наклонения: пойдем, идем, пришли; поедем, едем, приехали, поскачем, скачем, прискакали, - что дало возможность ввести в импрессивную речь типовые приставочные формы глаголов.
Этап ритмической организации речи и движения стихотворными строками завершался в зале музыкальным сопровождением и пропеванием этих строк.
Приветствие и прощание
Приветствие и прощание обозначены структурными компонентами занятия, поскольку эти процессы решают целый ряд коррекционных задач: привлечение зрительного и слухового внимания, ритмизация и интонирование слов «при-вет, здрав-ствуй-те», «по-ка, до сви-да-ни-я» и имени каждого ребенка с внешней музыкальной опорой.
В начале коррекционного процесса в период безречья слова приветствия и прощания обязательно подкрепляются внешней опорой - соответствующими жестами, которые дают возможность ребенку вступать в коммуникативные отношения сначала со взрослыми, а позже и с детьми группы. Методику обучения словам приветствия и прощания можно обозначить по ступеням, наполненным определенными компонентами: взрослый пропевающий слова, внешняя музыкальная опора, персоналия каждого ребенка, жест, слово в облегченном варианте, слово в полном варианте.
1. Взрослый пропевает слова приветствия и прощания в облегченном варианте «привет, пока» + имя каждого ребенка + внешняя музыкальная опора с выделением ударного слога + берет ребенка за руку + кивает головой / берет руку ребенка, чье имя пропевается + машет ею «пока». Например: «При-вет, Мак-сим», «По-ка, Нас-тя»
2. Взрослый пропевает слова приветствия и прощания в облегченном варианте + имя каждого ребенка + внешняя музыкальная опора с выделением ударного слога + берет ребенка за руку + кивает головой Þ ребенок сам машет «пока», когда слышит свое имя при прощании. Первым появляется жест «пока».
3. Взрослый пропевает слова приветствия и прощания в облегченном варианте + жестовое подкрепление + имя каждого ребенка + внешняя музыкальная опора с выделением ударного слога Þ ребенок сам тянет руку (появляется активный жест приветствия), на слово «пока»+ имя ребенка Þ жест прощания.
4. Взрослый пропевает полный + облегченный вариант приветствия и прощания («Здрав-ствуй, Ле-на. При-вет», «До сви-да-ни-я, Ти-мур. По-ка») + жестовое подкрепление + имя каждого ребенка + внешняя музыкальная опора с выделением ударного слога Þ ребенок активно с помощью жестов приветствует и прощается со взрослыми и со сверстниками. Переносит жесты приветсвия и прощания в повседневную жизнь.
Воспитатель группы. Когда дети этой подгруппы заходят утром в группу, то сразу же тянут руку, чтобы поздороваться. Интересно, что друг другу тоже тянут руку для приветствия. Прощаются тоже жестом.
Мама Максима Ш. Максиму очень понравилось, что он может сам попрощаться со взрослыми и на слова «пока Максим» активно машет рукой.
5. Взрослый пропевает полный + облегченный вариант приветствия и прощания - жестовое подкрепление + имя каждого ребенка + внешняя музыкальная опора с выделением ударного слога Þ ребенок активно с помощью жеста приветствует взрослого, прощается жестом + слово «пока».
6. Взрослый пропевает полный + облегченный вариант приветствия («Здравст-вуй, Ле-ва. При-вет»), полный вариант прощания + имя каждого ребенка («До сви-да-ни-я, Ва-ня»+ внешняя музыкальная опора с выделением ударного слога Þ ребенок активно с помощью жеста приветствует взрослого, прощается жестом + слово «пока».
7. Взрослый пропевает полный + облегченный вариант приветствия, полный вариант прощания + имя каждого ребенка + внешняя музыкальная опора с выделением ударного слога Þ ребенок приветствует взрослого облегченным вариантом слова «привет» + жест, прощается жестом + слово «пока».
8. Взрослый пропевает полный вариант приветствия и прощания + имя каждого ребенка + внешняя музыкальная опора с выделением ударного слога Þ ребенок приветствует взрослого облегченным вариантом слова «привет» + жест, прощается жестом + слово «пока». Дети инициируют приветствие и прощание и жестом и словом.
9. Взрослый перестает подкреплять жестовое сопровождение, оставляет только вербальное обозначение полного варианта приветствия и прощания с музыкальным сопровождением и индивидуальным обращением к каждому ребенку по имени.
10. Как только дети перестают жестом подкреплять вербальное обозначение облегченного варианта приветсвия и прощания, взрослый обращается не индивидуально к каждому ребенку, а ко всей группе детей с музыкальным сопровождением: «здра-вству-те, де-ти», «до сви-да-ни-я, де-ти».
11. Взрослый приветствует и прощается со всеми детьми без музыкального сопровождения, но с внешней опорой на ритм слов.
Такое поступенчатое введение в активное употребление коммуникативно значимых лексем при помощи внешних опор (жестовое подкреплении, музыкальное сопровождение, интонирование через пропевание, ритм) формирует значимость слова как социального раздражителя. Для ребенка слово взрослого становится более важным нежели окружающее его огромное количество сенсорных раздражителей, а, следовательно, возникает возможность нормативного формирования речевой функциональной системы и регулирующей функции речи.