Тематика фронтальных музыкально-логопедических занятий

Период Месяц № п/п Тема занятия
I период октябрь 1. Давайте познакомимся
2. Подарки с грядки (овощи)
3. Наливное яблочко (фрукты)
4. Осенние топотушки в гостях у Петрушки
ноябрь 5. Петя-петушок и его семья (семья)
6. Гости в детский сад пришли
7. Куколка Катюша (игрушки)
8. У медведя в лесу (дикие животные) (итоговое)
II период декабрь 9. На деревья, на лужок тихо падает снежок
10. Возьмем Машу на прогулку (зимняя одежда)
11. Елочка – зеленая иголочка
12. Дед Мороз спешит на елку
февраль 13. Веселая Буренка (домашние животные и их детеныши)
14. Еду-еду к бабушке, еду-еду к дедушке (транспорт)
15. Буду я всегда здоров, позабуду докторов
16. Папочка любимый, папочка родной
17. Заюшкина избушка (итоговое)
III период март 18. Для любимой мамочки испеку я прянички
19. В гости к нам пришли матрешки (посуда)
20. Проводы зимы
21. Смотрит солнышко в окошко (весна)
апрель 22. Смешные клоуны
23. Скворушка прилетает (птицы)
24. Мы с тобой построим дом (инструменты)
25. Пых-пых-пых, проснулся ежик (дикие животные весной)
май 26. Паровозик в Ромашково (насекомые)
27. Желтый одуванчик носит сарафанчик (цветы)
28. Теремок (по мотивам одноименной сказки). Итоговое
29. Вот какие мы большие (итоговое занятие с детьми и родителями)

После каждого занятия заполняются диагностические таблицы для оценки речевого и коммуникативного поведения детей группы (одна таблица для логопеда, вторая таблица для родителей), которые дают возможность проанализировать и предварительно оценить тенденции и динамику предречевого, ритмико-интонационного и речевого развития малыша (приложение 4). Если в первом периоде для педагогической оценки предлагаются показатели предречевого состояния: слуховое внимание, зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, коммуникативные жесты, звукоподражания, артикуляционная моторка, - то в конце второго периода с возрастанием вербальных возможностей детей уже появляются показатели: слоговая структура слова, артикулирование звуков, грамматические формы слов, фраза, голосовая мелодика.

Вербальное развитие ребенка отслеживается также по таблицам для родителей, которые дают возможность анализировать несколько аспектов речевого становления ребенка с отклонениями в развитии речи: речевую среду, создаваемую родителями при направляющем воздействии специалистов (состояние ребенка, речевой стимул), невербальный аспект: ритм слов, предметная деятельность, жевание твердой пищи и собственно вербальное становление, которое отслеживается первоначально графой «реакция ребенка»: жестовая или описывалась любая звуковая. В начале второго периода записываются слова ребенка и к уже к его середине – фразы и грамматически формы слов.

Таблицы позволяют проанализировать динамику нормализации речи каждого отдельно взятого ребенка.

Настя Ф. Дата рождения 23.10. 2003. Девочка из полной заботливой семьи, от второй беременности, вторых родов. Родилась в срок. Роды естественные (7-8 баллов по шкале Апгар), закричала сразу. Естественное вскармливание до 1 месяца. Частые поперхивания и срыгивания. Наблюдается у невролога с диагнозом: гидроцефальный синдром. Объективно: астено-невротический синдром у ребенка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы. Электроэнцефалограмма показала a-волны в теменно-затылочной области с частотой 8 Гц.

Мама – Анна Александровна, посещала все занятия для родителей, вовремя заполняла таблицы. Лонгитюдный анализ записей показал: в начале обучения Настя пользуется указывающим жестом. В таблице от 11 октября 2005 года мама обозначает таким образом: ребенок после ночного сна, проснулась бодро с улыбкой. Я – «Доброе утро родная. При-вет», Настя улыбнулась и потянула руки ко мне, промычала что-то между «у-у-у» и «ы-ы-ы». Я ее погладила, как вы учили, в ритм ее имени: На-а-стя, с несколько большим нажимом на первый слог. Давай вместе споем песенку: у-у-у-у. Поет, но губы вперед не вытягивает. Звучание получается ближе к [ы].

14 декабря 2005 года. Все слова «пропрыгивала» с удовольствием, на ударный слог я приподнимала ее несколько выше. Настя в процессе игры: «пасики, пасики» (пальчики). Прощаясь с гостями, стоит у выхода и машет рукой и говорит: «пока».

18 декабря 2005 года. Слова «е-лоч-ка, де-ре-во» правильно хлопает только в моих ладошках, у самой не получается. Я собралась убирать Насте волосы: «Какие резиночки надеть?», Настя: «маики» (маленькие).

23 февраля 2006 года. Сама прохлопала слово «бу-ра-ти-но», но я держала ритм слова на детском пианино. Настя потянулась к папе: «Папоська, ной» (папочка родной).

19 апреля 2006 года. Делит конфеты: «кафеку маме, кафеку папе, кафеку ии (Ире) кафеку ме (мне)».

Музыкально-логопедические фронтальные занятия разработаны по единой матрице «Музыкально-логопедическое фронтальное занятие», узловыми соединениями которой стали компоненты речевого развития: двигательный, просодический, фонематический и лексический. Содержательным материалом узловые соединения матрицы наполнялась в зависимости от периода проведения, обозначенной лексической темы и речевых возможностей детей.

Музыкально-логопедическое фронтальное занятие

Лексический: коммуникативные жесты, звукоподражания, абрисы, слова, формы слов
Матрица 1

Нтальное занятие

       
  Тематика фронтальных музыкально-логопедических занятий - student2.ru
 
   
Двигательный: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика  

Тематика фронтальных музыкально-логопедических занятий - student2.ru Все музыкально-логопедические фронтальные занятия, учитывая возрастные особенности, проводятся по единообразной структуре и определенному сюжету:

1. Организация детей подгруппы риска в групповой комнате.

2. Движение в музыкальный зал с внешней ритмической организацией стихотворным текстом в логике заданного сюжета.

3. По музыкальному залу дети начинают двигаться организованно под ритм песенки, подобранной по сюжету движения. Останавливаются возле рояля.

4. Приветствие.

5. Сюрпризный момент (зачин): появление сказочного героя или проблемы, которую необходимо разрешить.

6. В основной части каждого занятия обязательными элементами включались:

- артикуляционная гимнастика;

- упражнения на интонирование;

- задания на формирования ритмической основы речи;

- упражнения на развитие фонематического слуха;

- упражнения на развитие мелкой моторки;

- задания для развития общей моторки;

- пропедевтические задания для отгадывание загадок, на дифференциацию по цвету, форме, обобщающему понятию.

7. Итог занятия.

8. Прощание.

9. Организация движения в групповую комнату в порядке, обратном движению в музыкальный зал.

Музыкальное сопровождение применялось нами как принципиально важный фактор логопедической коррекции и пропедевтики интонационного, мелодического и ритмического компонентов речевого онтогенеза.

Наши рекомендации