Скрининговое логопедическое обследование
Цель данного этапа – выявление из группы детей третьего года жизни, посещающих дошкольное образовательное учреждение, подгруппы риска по речевому недоразвитию без точной квалификации характера и глубины предречевых девиаций.
На данном этапе логопед изучает медицинскую документацию второй ясельной группы и выявляет возможную группу риска по неврологическому статусу, количеству и частоте соматических заболеваний. Параллельно ежедневно в течение 15 -30 минут проводится видеонаблюдение за сформированностью процессов самообслуживания детей в группе, отслеживатся состояние двигательных предпосылок артикуляционного праксиса, характер предметной деятельности и сформированность игры в свободной деятельности, которые затем тщательно анализируются и протоколируются. Дополнительно с детьми проводятся игры «Покорми куклу», «Напои куклу», «Уложи куклу спать», «Нарисуй солнышко». Достаточно важным выявляющим речевое недоразвитие процессом является оречевление собственных игровых действий.
Особенно интересна в аспекте выявления задержки речевого развития игра с телефоном «Позвони маме». Дети группы риска речевого недоразвития молча держат трубку возле уха и прислушиваются, тогда, как дети с нормальным речевым развитием начинают сразу же говорить («Ле», «Мама, ди» и т.п.).
По результатам изучения документации и наблюдения логопед заполняет таблицы, отражающие неврологический статус, соматический статус, состояние предметных действий, сформированность непроизвольного уровня артикуляционной моторики, характер игровой деятельности. При наличии неврологической патологии, частых соматических заболеваний, недостаточной сформированности обозначенных процессов (соответствующие показатели ниже единицы или отрицательны) ребенок зачисляется в группу риска по речевому недоразвитию (приложение 3). Этап завершается индивидуальной беседой с родителями выявленной группы риска.
2. Этап оформления договорных отношений
Цель данного этапа – привлечение микросоциального окружения ребенка к пропедевтике речевых отклонений или логопедизация среды. Это соответствует положению Л.С. Выготского о том, что любой контакт ребенка с внешним миром опосредован значимым для ребенка взрослым окружением.
Одной из главных составляющих процесса пропедевтики и коррекции девиаций развития в раннем возрасте является максимальное привлечение социальных условий развития и воспитания ребенка (Т.А. Басилова, 2004; Н.Н. Малофеев, 2000; Е.И. Морозова, 2004; Г.В. Чиркина, 2004). Понятие «социальные условия воспитания и развития», в нашем варианте, включает в себя не только ближайшее окружение ребенка, т.е. его семью, но и систему общественного воспитания в случае, если ребенок посещает дошкольное образовательное учреждение. Это значит - привлечение родителей и воспитателей к активному взаимодействию со специалистом, в данном случае логопедом, по предупреждению речевых нарушений в раннем возрасте в условиях логопункта детского сада или консультационного пункта детских садов компенсирующего вида.
В конце сентября на родительском собрании с каждой семьей заключается договор о взаимодействии ДОУ и родителей, который определяет права и обязанности участников коррекционно-пропедевтического процесса нормализации речевого развития ребенка (приложение 1). Участие семьи заключается в организации адекватной коррекционно-развивающей среды дома при направляющей консультационной помощи логопеда. Одной из обязанностей родителей, по условиям договора, становится еженедельное посещение родительских занятий. Каждое такое занятие состоит их четырех взаимозависимых частей.
1. Просмотр видеозаписи комплексного музыкально-логопедического занятия с детьми.
2. Объяснение основных методов и приемов нормализации мотивационных, моторных и ритмико-интонационных основ речевой деятельности (их целей, задач, содержания, технологии организации и проведения дома), использованных логопедом на материале определенной лексической темы.
3. Теоретическое консультирование по различным аспектам речевого онтогенеза проводится в соответствии с представленным в таблице №2 календарно-тематическим планом
4. Свободный обмен мнениями по успехам или проблемам отдельных детей, комментируемый специалистом по детской речи.
Календарно-тематическое планирование теоретических консультаций для родителей
Таблица № 2
№ п/п | месяц | неделя | Тема теоретической консультации для родителей |
октябрь | Как ребенок учится говорить | ||
Почему ребенок еще не говорит | |||
Ваша роль в развитии речи малыша | |||
4. | Методика ознакомления с новой игрушкой | ||
5. | ноябрь | Как играет ваш малыш | |
6. | Развитие понимания обращенной речи | ||
7. | Приемы вызывания отраженной речи | ||
8. | Интонация в речевом развитии ребенка | ||
9. | декабрь | Развитие голоса ребенка | |
10. | Ритмическая организация речи вашего ребенка | ||
11. | Развитие речевого дыхания ребенка | ||
12. | Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка | ||
13. | январь | Особенности артикуляционного аппарата малыша | |
14. | Звуковая сторона речи ребенка | ||
15. | февраль | Развитие фонематического слуха | |
16. | Массаж губных мышц в домашних условиях | ||
17. | Формирование первых грамматических форм слов | ||
18. | Формирование понятий «цвет», «форма», «величина», сравнение противоположных качеств | ||
19. | март | Забавное рисование | |
20. | Развитие пространственных и количественных представлений | ||
21. | Какие книги читать ребенку | ||
22. | Развитие словаря в процессе предметно-практической деятельности | ||
23. | апрель | Работа над связной речью | |
24. | Развитие грамматического строя речи | ||
25. | Развитие внимания и памяти у детей | ||
26. | Как выучить стихотворение | ||
27. | май | Кризис трехлетнего возраста | |
Развитие речевых навыков у детей (задание на лето) |
Кроме того, каждый родитель имеет возможность получить индивидуальную консультацию по интересующим его вопросам воспитания, развития или коррекции.
Эффективной формой взаимосвязи с родителями является еженедельная демонстрация видеозаписи фронтального коррекционного занятия с их детьми. Видеозапись занятий преследует несколько целей. Во-первых, тщательный анализ организации и содержания самого занятия в коррекционно-дидактическом аспекте. Во-вторых, анализ возможностей каждого ребенка в условиях направленного логопедического обучения. В-третьих, обучение родителей и воспитателей содержанию, методам и приемам коррекционного воздействия после каждого занятия, для осуществления преемственности детского сада и семьи. По сути, родители формируют речевые умения и навыки методами и приемами образовательного учреждения.
Родители отмечают, что на занятии, в группе ровесников поведение, в том числе и речевое, их ребенка значительно отличается от поведения дома. В частности мама Никиты Б. пишет: «Никита дома такой шустрик, я даже не думала, что он может так спокойно себя вести и внимательно слушать. Как это у вас получается?». Мама Насти Ф. – «Настя в занятии почти не участвует, зато дома повторяет все, что было на вашем занятии». Мама Тимура Ш. – «Теперь я понимаю, откуда он несет домой эти игры и звуки (звукоподражания) и смогу дома продолжать эти упражнения».
Важной составляющей организации пропедевтического обучения является тесная связь учителя-логопеда и воспитателей ясельных групп, осуществляемая в традиционной форме тетради взаимосвязи. После каждого группового коррекционного занятия, т.е. один раз в неделю в эту тетрадь вносятся задания, обязательные для выполнения. Поскольку воспитатели ясельных групп подписывают договор со стороны дошкольного образовательного учреждения, то они, в свою очередь, берут на себя обязанность выполнять задания, записанные в тетрадь взаимодействия. Эти задания принципиально не отличаются от заданий, рекомендуемых родителям.
Воспитатели в течение недели выполняют задания учителя-логопеда (выучить потешку, песенку или танец с соответствующими движениями, передвигаться по детскому саду «на автобусе» с определенными речевками, отстукивать ритм простых по слоговой структуре слов и т.д.) и с детьми, которые не испытывают затруднения в вербальной коммуникации. Следовательно, дети группы риска по речевому недоразвитию слышат образец произнесения не только от взрослых, но и от ровесников, что обуславливает дополнительную внешнюю мотивацию и стимуляцию появления спонтанной речи.