Модель организации коррекционно-пропедевтического бучения
Этап обучения | Название этапа | Сроки | Цель | Задачи |
1 этап | скрининговое логопедическое обследование | с 1 по 14 сентября | выявление в группе детей раннего возраста подгруппы детей с отклонениями в овладении речью | - изучение медициской документации; - наблюдение за процессами самообслуживания, игрой, коммуникативной деятельностью детей; - беседа с родителями |
2 этап | оформление договорных отношений между группой специалистов ДОУ и родителями | с 14 по 21 сентября | логопедизация микросоциальных условий жизни ребенка с отклонениями речевого развития | - определение круга обязанностей и прав специалистов ДОУ с одной стороны и родителей с другой стороны по предупреждению речевых отклонений ребенка; - ознакомление и подписание договора (приложение 1) |
3 этап | феноменологическое обследование | с 21 сентября по 3 октября | определение актуального состояния социальных (мотивационных, эмоциональных), биологических предпосылок речевого развития и корреляции просодических, фонематических и двигательных основ речи | - заполнение педагогами воспитателями анкет (приложение 2); - заполнение родителями анкет, опросников; - собеседование с родителями по наследственной предрасположенности; - логопедическое обследование; - заполнение диагностических таблиц (приложение 3) или компьютерной программы «Диагностика психоречевого развития ребёнка раннего возраста»; - неврологическое обследование; - построение индивидуальных коррекционных программ речевого восстановления; - учет феноменологических особенностей при организации фронтальных видов логопедической работы |
4 этап | организация и проведение фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий с неговорящими детьми | с 1 октября по 30 декабря | вызывание вербального подражания слову взрослого | - развитие слухового внимания; - развитие зрительного сосредоточение на лице говорящего; - развитие импрессивной стороны речи - формирование ритмико-интонационной основы речи; - развитие вербальных форм коммуникации, подкрепленных основными жестами; - формирование регулирующей функции речи; - уточнение артикуляции звуков [а], [у], [о], [и], [п], [в], [м], [н] |
5 этап | промежуточная диагностика | с 11 по 26 января | уточнение индивидуальных коррекционных программ речевой пропедевтики с учетом возросших вербальных возможностей детей. | - заполнение педагогами воспитателями анкет; - заполнение родителями опросников; - логопедическое обследование; - неврологическое обследование; - соотнесение данных актуального развития речи и результатов предыдущего обследования |
6 этап | организация и проведение фронтальных и индивидуальных коррекционных занятий с детьми, начинающими говорить | с 1 февраля по 31 мая | реализация возросших вербальных возможностей детей в коммуникативной деятельности | - развитие экспрессивной стороны речи; - стимуляция диалогических форм речи; - оречевление процессов, движений и действий; - формирование ритмико-интонационных основ лексем; - развитие речевого дыхания и голоса; - формирование артикуляционного праксиса; - уточнение артикуляции звуков [б], [к], [т], [д], [э], [ы], и вызывание звуков [с], [з], [ш], [ж] |
7 этап | итоговый контроль | с 1 июня по 14 июня | оценка результативности эксперимента | - заполнение анкет педагогами-воспитателями; - заполнение опросников родителями; - логопедическое обследование; - неврологическое обследование; - соотнесение данных 3, 5 и 7 этапов; - подведение итогов эксперимента; - информирование родителей о результатах эксперимента |
Содержание методических рекомедаций формирования просодических, фонематических и двигательных основ речевого развития
Методика пропедевтики речевых отклонений, а именно: формирования просодических, фонематических и двигательных основ речевого развития - предназначена для детей третьего года жизни с различными типами отклонений в овладении речью, воспитывающихся в ясельных группах, в группах ранней диагностики и коррекции, в группах кратковременного пребывания.