Раздел II Музыка и изобразительное искусство

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Небесное и земное в звуках и красках.

Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.

Музыкальная живопись и живописная музыка .

Музыкальная живопись и живописная музыка

. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Народные истоки русской профессиональной музыки.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Образы борьбы и победы в искусстве. Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития..Полифония в музыке и живописи.

Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека.

Музыка на мольберте.

Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Импрессионизм в музыке и живописи.

Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Музыкальный жанр – Реквием.

Тематическое планирование

5 класс Тема года: "Музыка как вид искусства".

№ п/п Тема урока Дата Примечание
План факт
Тема I полугодия: Музыка и литература  
Что роднит музыку с литературой 08.09.    
2-3 Вокальная музыка. Что такое песня? 15.09. 22.09.    
4-5 Вокальная музыка 29.09. 06.10.    
Жанры инструментальной и вокальной музыки 13.10.    
Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества 20.10.    
"Всю жизнь мою несу родину в душе" Звучащие картины. Мир русской песни. 27.10.    
9-10 Писатели и поэты о музыке и музыкантах. 10.11. 17.11.      
Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. 24.11.    
Что может изображать хоровая музыка. 01.12.    
Самый значительный жанр вокальной музыки. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. 08.12.    
Единство музыки и танца. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. 15.12.    
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 22.12.    
Мир композитора. Обобщающий урок 29.12.    
           

Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство



Что роднит музыку с изобразительным искусством? 19.01.    
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». 26.01.    
Музыка – сестра живописи». Урок закрепления знаний 31.01.    
20-21 Искусство исполнительской интерпретации в музыке. 02.02. 09.02.    
Живописность искусства. 16.02.    
Портрет в музыке и изобразительном искусстве 02.03.    
Музыкальные сюжеты в литературе. 09.03.    
Образы борьбы и победы в искусстве. 16.03.    
Может ли музыка выразить характер человека? 23.03.    
Образы природы в творчестве музыкантов. 06.04.    
«Музыкальные краски» в произведениях композиторов-импрессионистов. 13.04.    
Волшебная красочность музыкальных сказок. 20.04.    
Сказочные герои в музыке. 27.04.    
Тема богатырей в музыке 04.05.    
Что такое музыкальность в живописи «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». 11.05.    
Что такое музыкальность в живописи «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». 18.05    
Заключительный урок по теме года «Музыка и другие виды искусства».   25.05    

Планируемые результаты:

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать/понимать:

    • специфику музыки как вида искусства;
    • значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
    • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
    • основные жанры народной и профессиональной музыки;
    • многообразие музыкальных образов и способов их развития;
    • основные формы музыки;
    • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
    • виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
    • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

Уметь:узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;



    • выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения): несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
    • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
    • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
    • распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
    • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
    • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
    • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Внеурочная деятельность по предмету осуществляется в ходе исследовательской, проектной работы, подготовки и участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Во внеклассных мероприятиях в ходе проведения недели музыки. Акмуллинская дистанционная олимпиада по музыке 5-7 классы

Постановка детского мюзикла обучающимися 5-9 классов «Новогоднее приключение».

Музыкальный осенний марафон.

Конкурс патриотической песни.

Праздник последнего звонка.

Концерт ко Дню учителя

Наши рекомендации