Тальменского района Алтайского края

Тальменского района Алтайского края

«Принято» «Рассмотрено» «Утверждаю»Методическим советом на заседании Директор школ Педагогического совета

протокол № __1__ протокол № 1 ___ Н.Н. Галдак от «_29_»_08_2016 г. от «31»08.16 Приказ № 93/2_

Рабочая программа учебного предмета

«МУЗЫКА»

1 класс

(начальное общее образование)

Составитель: Барская Марина Валерьевна

учитель музыки

I квалификационной категории

С. Луговое - 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897

Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОО;

Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Луговская СОШ»;

Учебного плана начального общего образования МКОУ «Луговская СОШ» на 2016-2017 учебный год;

Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Луговская СОШ»;

Примерной программы по учебному предмету __музыка_____;

Авторской программы «Музыка»1-4 класс (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шпагина М: Просвещение 2012 г.)

Цели обучения уроков музыки в 1 классе:

- Воспитание слушательской и исполнительской культуры.

- Развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления

- Освоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка. Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);

- Применение полученных знаний и умений в собственной музыкальной практике, выработка умения эмоционально откликаться на музыку.

Задачи организации учебной деятельности:

Освоение содержания программы реализовать с помощью деятельного подхода, используя следующие методы, предложенных авторами программы:

Метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному»

Метод эмоциональной драматургии

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки

Метод сравнения;

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир музыкальных звуков

Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.

Содержание обучения по видам деятельности:

Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.

Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.

Ритм – движение жизни

Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.

Содержание обучения по видам деятельности:

Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».

Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.

Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням.

Мелодия – царица музыки

Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи.Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).

Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.

Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).

Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.

Музыкальные краски

Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».

Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.

Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.

Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.

Музыкальные жанры: песня, танец, марш

Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.

Содержание обучения по видам деятельности:

Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.

Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.

Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.

Музыкальная азбука или где живут ноты

Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).

Содержание обучения по видам деятельности:

Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.

Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).

Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам.

Я – артист

Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.

Содержание обучения по видам деятельности:

Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.

Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».

Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.

Музыкально-театрализованное представление

Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.

Содержание обучения по видам деятельности:

Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения курса «Музыка» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;

развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществле­ния в разных формах и видах музыкальной деятельности;

продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере;

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся учатся:

Слушание музыки

1. Узнавать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

2. Определять характер музыкального произведения.

Хоровое пение

1. Исполнять мелодию Гимна Российской Федерации со словами.

2. Соблюдать при пении певческую установку.

4. Исполнять одноголосные произведения.

Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)

Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.

Основы музыкальной грамоты

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.

2. Мелодия. Типы мелодического движения. Начальное представление о клавиатуре фортепиано

3. Лад: мажор, минор;

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой октавы.

6. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш.

7. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма.

В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении );

-участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Формирование ИКТ­ компетентности обучающихся

В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

1 класс (вариант: 1 ч в неделю; 33 учебных недели – 33 ч.)

№ урока № п.п темы   Тема раздела, урока Кол-во часов   ЭОР
    I Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС»  
1:1 «И Муза вечная со мной!» Аудио запись
1:2 Хоровод муз. Презентация
1:3 Повсюду музыка слышна. Диск с музыкальными произведениями
1:4 Душа музыки - мелодия. Диск с музыкальными произведениями
1:5 Музыка осени. Презентация
1:6 Сочини мелодию. Диск с музыкальными произведениями
1:7 «Азбука, азбука каждому нужна…». Презентация
1:8 Музыкальная азбука. Диск с музыкальными произведениями
1:9 Музыкальные инструменты Презентация
1:10 «Садко»(из русского былинного сказа). Видео фильм
1:11 Музыкальные инструменты. Презентация
1:12 Звучащие картины.. Презентация
1:13 Разыграй песню. Диск с музыкальными произведениями
1:14 «Пришло Рождество, начинается торжество». Диск с мультфильмом
1:15 Родной обычай старины. Диск с музыкальными произведениями
1:16 Добрый праздник среди зимы. Диск с музыкальными произведениями
    II Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ».    
2:1 Край, в котором ты живешь. Диск с музыкальными произведениями
2:2 Поэт, художник, композитор. Презентация
2:3 Музыка утра. Музыка вечера. Диск с музыкальными произведениями
2:4 Музыкальные портреты. Разыграй сказку(Баба-яга. Русская сказка). Диск с музыкальными произведениями
2:5 У каждого свой музыкальный инструмент. Презентация
2:6 Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Презентация
2:7 Мамин праздник. Диск с музыкальными произведениями
2:8 Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по аджарской сказке). Диск мультфильмом
2:9 Звучащие картины. Презентация
2:10 Музыка в цирке. Презентация
2:11 Дом, который звучит. Диск с музыкальными произведениями
2:12 Опера-сказка. Диск с мультфильмом
2:13 «Ничего на свете лучше нету». Диск с музыкальными произведениями
2:14 Афиша. Диск с музыкальными произведениями
2:15 Программа. Диск с музыкальными произведениями
2:16 Твой музыкальный словарик. Диск с музыкальными произведениями
2:17 Заключительный урок-концерт. Диск с музыкальными произведениями
Всего     33 часа  

УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Пособия для учителя;

- Авторская программа «Музыка» (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шпагина М; «Просвещение» 2012г.)

- Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шпагина «Музыка» 1 класс (Москва «Просвещение»2012г).

- Рабочая тетрадь: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шпагина «Музыка» 1 класс (Москва «Просвещение»2013г).

- Поурочные разработки «Музыка 1-4 классы». )Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина М: «Просвещение 2015г).

Техническое обеспечение;

Фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран.

Печатные пособия;

- Портреты композиторов

- Пособие для слушания и игре на фортепиано

- Пособие для обучения нотной грамоте.

Экранно-звуковые, ЭОР;Диски и кассеты с записями музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.Диски с записями музыкальных сказок, презентаций и творческих заданий для уроков музыки 1 класс.

ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Предмет: музыка 1 класс

Барская М.В.

№ п/п Дата внесения изменений Характеристика изменения Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменение
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

Тальменского района Алтайского края

«Принято» «Рассмотрено» «Утверждаю»Методическим советом на заседании Директор школ Педагогического совета

протокол № __1__ протокол № 1 ___ Н.Н. Галдак от «_29_»_08_2016 г. от «31»08.16 Приказ № 93/2_

Наши рекомендации