Тальменского района Алтайского края
Тальменского района Алтайского края
«Принято» «Рассмотрено» «Утверждаю»Методическим советом на заседании Директор школ Педагогического совета
протокол № __1__ протокол № 1 ___ Н.Н. Галдак от «_29_»_08_2016 г. от «31»08.16 Приказ № 93/2_
Рабочая программа учебного предмета
«МУЗЫКА»
1 класс
(начальное общее образование)
Составитель: Барская Марина Валерьевна
учитель музыки
I квалификационной категории
С. Луговое - 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897
Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОО;
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Луговская СОШ»;
Учебного плана начального общего образования МКОУ «Луговская СОШ» на 2016-2017 учебный год;
Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МКОУ «Луговская СОШ»;
Примерной программы по учебному предмету __музыка_____;
Авторской программы «Музыка»1-4 класс (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шпагина М: Просвещение 2012 г.)
Цели обучения уроков музыки в 1 классе:
- Воспитание слушательской и исполнительской культуры.
- Развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления
- Освоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка. Овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки);
- Применение полученных знаний и умений в собственной музыкальной практике, выработка умения эмоционально откликаться на музыку.
Задачи организации учебной деятельности:
Освоение содержания программы реализовать с помощью деятельного подхода, используя следующие методы, предложенных авторами программы:
Метод «забегания вперёд и возвращения к пройденному»
Метод эмоциональной драматургии
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки
Метод сравнения;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир музыкальных звуков
Классификация музыкальных звуков. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение звуков окружающего мира во всем многообразии. Звуки окружающего мира; звуки шумовые и музыкальные. Свойства музыкального звука: тембр, длительность, громкость, высота. Знакомство со звучанием музыкальных инструментов разной высоты и тембровой окраски (просмотр фрагментов видеозаписей исполнения на различных инструментах). Прослушивание фрагментов музыкальных произведений с имитацией звуков окружающего мира.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые опыты игры детей на инструментах, различных по способам звукоизвлечения, тембрам.
Пение попевок и простых песен. Разучивание попевок и простых народных песен и обработок народных песен, в том числе, зарубежных; песен из мультфильмов, детских кинофильмов, песен к праздникам. Формирование правильной певческой установки и певческого дыхания.
Ритм – движение жизни
Ритм окружающего мира. Понятие длительностей в музыке. Короткие и длинные звуки. Ритмический рисунок. Акцент в музыке: сильная и слабая доли.
Содержание обучения по видам деятельности:
Восприятие и воспроизведение ритмов окружающего мира. Ритмические игры. «Звучащие жесты» («инструменты тела»): хлопки, шлепки, щелчки, притопы и др. Осознание коротких и длинных звуков в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».
Игра в детском шумовом оркестре. Простые ритмические аккомпанементы к музыкальным произведениям.
Игра в детском шумовом оркестре: ложки, погремушки, трещотки, треугольники, колокольчики и др. Простые ритмические аккомпанементы к инструментальным пьесам (примеры: Д.Д. Шостакович «Шарманка», «Марш»; М.И. Глинка «Полька», П.И. Чайковский пьесы из «Детского альбома» и др.). Чередование коротких и длинных звуков; формирование устойчивой способности к равномерной пульсации; формирование ощущения сильной доли; чередование сильных и слабых долей. Использование «звучащих жестов» в качестве аккомпанемента к стихотворным текстам и музыкальным пьесам. Простые ритмические аккомпанементы к пройденным песням.
Мелодия – царица музыки
Мелодия – главный носитель содержания в музыке. Интонация в музыке и в речи.Интонация как основа эмоционально-образной природы музыки. Выразительные свойства мелодии. Типы мелодического движения. Аккомпанемент.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений яркого интонационно-образного содержания. Примеры: Г. Свиридов «Ласковая просьба», Р. Шуман «Первая утрата», Л. Бетховен Симфония № 5 (начало), В.А. Моцарт Симфония № 40 (начало).
Исполнение песен с плавным мелодическим движением. Разучивание и исполнение песен с поступенным движением, повторяющимися интонациями. Пение по «лесенке»; пение с применением ручных знаков.
Музыкально-игровая деятельность – интонация-вопрос, интонация-ответ. Интонации музыкально-речевые: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения» (пример, А.Н. Пахмутова «Кто пасется на лугу?»).
Освоение приемов игры мелодии на ксилофоне и металлофоне. Ознакомление с приемами игры на ксилофоне и металлофоне. Исполнение элементарных мелодий на ксилофоне и металлофоне с простым ритмическим аккомпанементом.
Музыкальные краски
Первоначальные знания о средствах музыкальной выразительности. Понятие контраста в музыке. Лад. Мажор и минор. Тоника.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения. Пьесы различного образно-эмоционального содержания. Примеры: П.И. Чайковский «Детский альбом» («Болезнь куклы», «Новая кукла»); Р. Шуман «Альбом для юношества» («Дед Мороз», «Веселый крестьянин»). Контрастные образы внутри одного произведения. Пример: Л. Бетховен «Весело-грустно».
Пластическое интонирование, двигательная импровизация под музыку разного характера. «Создаем образ»: пластическое интонирование музыкального образа с применением «звучащих жестов»; двигательная импровизация под музыку контрастного характера.
Исполнение песен, написанных в разных ладах. Формирование ладового чувства в хоровом пении: мажорные и минорные краски в создании песенных образов. Разучивание и исполнение песен контрастного характера в разных ладах.
Игры-драматизации. Театрализация небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельный подбор и применение элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш
Формирование первичных аналитических навыков. Определение особенностей основных жанров музыки: песня, танец, марш.
Содержание обучения по видам деятельности:
Слушание музыкальных произведений, имеющих ярко выраженную жанровую основу. Песня, танец, марш в музыкальном материале для прослушивания и пения (в том числе, на основе пройденного материала): восприятие и анализ особенностей жанра. Двигательная импровизация под музыку с использованием простых танцевальных и маршевых движений.
Сочинение простых инструментальных аккомпанементов как сопровождения к песенной, танцевальной и маршевой музыке. Песня, танец, марш в музыкальном материале для инструментального музицирования: подбор инструментов и сочинение простых вариантов аккомпанемента к произведениям разных жанров.
Исполнение хоровых и инструментальных произведений разных жанров. Двигательная импровизация. Формирование навыков публичного исполнения на основе пройденного хоровой и инструментальной музыки разных жанров. Первые опыты концертных выступлений в тематических мероприятиях.
Музыкальная азбука или где живут ноты
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Нотоносец, скрипичный ключ, нота, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой: изучение регистров фортепиано. Расположение нот первой октавы на нотоносце и клавиатуре. Формирование зрительно-слуховой связи: ноты-клавиши-звуки. Динамические оттенки (форте, пиано).
Содержание обучения по видам деятельности:
Игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. Освоение в игровой деятельности элементов музыкальной грамоты: нотоносец, скрипичный ключ, расположение нот первой октавы на нотоносце, диез, бемоль. Знакомство с фортепианной клавиатурой (возможно на основе клавиатуры синтезатора). Установление зрительно-слуховой и двигательной связи между нотами, клавишами, звуками; логика расположения клавиш: высокий, средний, низкий регистры; поступенное движение в диапазоне октавы.
Слушание музыкальных произведений с использованием элементарной графической записи. Развитие слухового внимания: определение динамики и динамических оттенков. Установление зрительно-слуховых ассоциаций в процессе прослушивания музыкальных произведений с характерным мелодическим рисунком (восходящее и нисходящее движение мелодии) и отражение их в элементарной графической записи (с использованием знаков – линии, стрелки и т.д.).
Пение с применением ручных знаков. Пение простейших песен по нотам. Разучивание и исполнение песен с применением ручных знаков. Пение разученных ранее песен по нотам.
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Первые навыки игры по нотам.
Я – артист
Сольное и ансамблевое музицирование (вокальное и инструментальное). Творческое соревнование.
Содержание обучения по видам деятельности:
Исполнение пройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях.
Командные состязания: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Развитие навыка импровизации, импровизация на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Музыкально-театрализованное представление
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы по учебному предмету «Музыка» в первом классе.
Содержание обучения по видам деятельности:
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Подготовка и разыгрывание сказок, театрализация песен. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Музыка» в 1 классе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся учатся:
Слушание музыки
1. Узнавать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Определять характер музыкального произведения.
Хоровое пение
1. Исполнять мелодию Гимна Российской Федерации со словами.
2. Соблюдать при пении певческую установку.
4. Исполнять одноголосные произведения.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле)
Исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
Основы музыкальной грамоты
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Начальное представление о клавиатуре фортепиано
3. Лад: мажор, минор;
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой октавы.
6. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш.
7. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма.
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении );
-участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов;
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
В результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.
В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
1 класс (вариант: 1 ч в неделю; 33 учебных недели – 33 ч.)
№ урока | № п.п темы | Тема раздела, урока | Кол-во часов | ЭОР | |
I Тема полугодия: «МУЗЫКА ВОКРУГ НАС» | |||||
1:1 | «И Муза вечная со мной!» | Аудио запись | |||
1:2 | Хоровод муз. | Презентация | |||
1:3 | Повсюду музыка слышна. | Диск с музыкальными произведениями | |||
1:4 | Душа музыки - мелодия. | Диск с музыкальными произведениями | |||
1:5 | Музыка осени. | Презентация | |||
1:6 | Сочини мелодию. | Диск с музыкальными произведениями | |||
1:7 | «Азбука, азбука каждому нужна…». | Презентация | |||
1:8 | Музыкальная азбука. | Диск с музыкальными произведениями | |||
1:9 | Музыкальные инструменты | Презентация | |||
1:10 | «Садко»(из русского былинного сказа). | Видео фильм | |||
1:11 | Музыкальные инструменты. | Презентация | |||
1:12 | Звучащие картины.. | Презентация | |||
1:13 | Разыграй песню. | Диск с музыкальными произведениями | |||
1:14 | «Пришло Рождество, начинается торжество». | Диск с мультфильмом | |||
1:15 | Родной обычай старины. | Диск с музыкальными произведениями | |||
1:16 | Добрый праздник среди зимы. | Диск с музыкальными произведениями | |||
II Тема полугодия: «МУЗЫКА И ТЫ». | |||||
2:1 | Край, в котором ты живешь. | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:2 | Поэт, художник, композитор. | Презентация | |||
2:3 | Музыка утра. Музыка вечера. | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:4 | Музыкальные портреты. Разыграй сказку(Баба-яга. Русская сказка). | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:5 | У каждого свой музыкальный инструмент. | Презентация | |||
2:6 | Музы не молчали. Музыкальные инструменты. | Презентация | |||
2:7 | Мамин праздник. | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:8 | Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по аджарской сказке). | Диск мультфильмом | |||
2:9 | Звучащие картины. | Презентация | |||
2:10 | Музыка в цирке. | Презентация | |||
2:11 | Дом, который звучит. | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:12 | Опера-сказка. | Диск с мультфильмом | |||
2:13 | «Ничего на свете лучше нету». | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:14 | Афиша. | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:15 | Программа. | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:16 | Твой музыкальный словарик. | Диск с музыкальными произведениями | |||
2:17 | Заключительный урок-концерт. | Диск с музыкальными произведениями | |||
Всего | 33 часа |
УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Пособия для учителя;
- Авторская программа «Музыка» (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шпагина М; «Просвещение» 2012г.)
- Учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шпагина «Музыка» 1 класс (Москва «Просвещение»2012г).
- Рабочая тетрадь: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С.Шпагина «Музыка» 1 класс (Москва «Просвещение»2013г).
- Поурочные разработки «Музыка 1-4 классы». )Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина М: «Просвещение 2015г).
Техническое обеспечение;
Фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, проектор, экран.
Печатные пособия;
- Портреты композиторов
- Пособие для слушания и игре на фортепиано
- Пособие для обучения нотной грамоте.
Экранно-звуковые, ЭОР;Диски и кассеты с записями музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов.Диски с записями музыкальных сказок, презентаций и творческих заданий для уроков музыки 1 класс.
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
Предмет: музыка 1 класс
Барская М.В.
№ п/п | Дата внесения изменений | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
Тальменского района Алтайского края
«Принято» «Рассмотрено» «Утверждаю»Методическим советом на заседании Директор школ Педагогического совета
протокол № __1__ протокол № 1 ___ Н.Н. Галдак от «_29_»_08_2016 г. от «31»08.16 Приказ № 93/2_