Некоторые особенности работы со студенческим любительским хором

Существуют хоровые коллективы разных направлений: академические, которые специализируются на исполнении классической музыки; народные, как правило, специализирующиеся на народном творчестве конкретного региона; джазовые хоры; хоровые коллективы, чей репертуар основан на творчестве конкретной эпохи, либо стиля (творчество композиторов эпохи Возрождения, произведения современных авторов и т.п.); церковные хоры, исполняющие духовную музыку. Также коллективы могут различаться по уровню профессиональной подготовки (профессиональный, учебный, любительский) и по составу (однородный, смешанный, однородный расширенный, детский).

Каждый отдельно взятый коллектив имеет свои специфические особенности. Мы рассмотрим подробней студенческий любительский смешанный хор академической направленности. В большинстве литературных источников понятия "любительский" и "самодеятельный коллектив" отождествляются. Но все же некоторые различия между ними имеются.

Такой термин как "самодеятельность" получает широкое распространение в нашей стране в послереволюционные годы и остается актуальным на протяжении всего ХХ столетия. Также самодеятельный хоровой коллектив предполагает участие в нем исключительно непрофессиональных певцов. В наше время термин этот стоит особняком в общемировом понимании и ассоциируется лишь с советской идеологией. Понятие "любительский коллектив" входит в более широкое употребление в наше время в связи с выходом любительских коллективов на мировую арену.

Любительский хор - это коллектив желающих петь. Его участники могут быть профессиональными музыкантами или даже певцами, людьми, не имеющими музыкального образования, но всех их объединяет желание быть частью творческого коллектива. Существенное отличие любительского коллектива от профессионального в том, что деятельность певцов-любителей не оплачивается.

В работе мы будем оперировать обоими понятиями, так как они все же близки по значению.

Общественный интерес к хоровому искусству в наше время достаточно велик. Потребность людей в коллективном творчестве исходит от их общественно-социальной природы. В большинстве своем они хотят не только слышать готовое исполнение хорошей музыки, но и участвовать в ее исполнении [Казачков].

Конечно, популярность современного хорового искусства нельзя сравнивать с советским периодом, когда главенствующим жанром была массовая песня, а на каждом предприятии создавались самодеятельные хоровые коллективы. Но лишь немногие из этих коллективов могли отличиться высоким художественным мастерством.

Также следует отметить, что по сравнению с прошлым столетием изменилась и специфика самодеятельных коллективов в нашей стране. Сейчас репертуар любительских академических хоров могут составлять произведения различных жанров и стилей. Это западноевропейская музыка, охватывающая период от эпохи Возрождения до наших дней, русская духовная и светская академическая музыка, обработки народных песен, африканские спиричуэлы и многое другое. В связи с проникновением в репертуар различной духовной музыки, более тесным знакомством с исполнительской манерой зарубежных хоровых коллективов, изменилась и звуковая направленность.

Специфика студенческого любительского хора предполагает, что участники коллектива – певцы-любители, студенты разных специальностей, не связанных с профессиональным музыкальным образованием. Это могут быть люди, обучавшиеся в музыкальных школах и имеющие какую-либо теоретическую и практическую базу, певцы-любители, имеющие опыт концертной певческой деятельности (сольно или в коллективе), либо вовсе не имеющие певческого опыта, но желающие научиться. Владение аппаратом у них может быть совершенно разным. Следовательно, мы должны обучить певца, пришедшего в коллектив, некоторым основам вокального мастерства, помочь ему в формировании начальных и развитии имеющихся навыков. А так как мы говорим об академической направленности хора, мы также должны привить ему именно академическую певческую манеру, развить музыкальный вкус к классической музыке.

Создание академических хоровых коллективов в студенческой среде как никогда актуально в наше время. Во-первых, это способствует поддержанию и развитию интереса к академическим видам искусства, которые усиленно вытесняются из студенческой жизни. Эстрадная или поп-музыка широко пропагандируются в средствах массовой информации, тогда как академическая классическая музыка остается неким видом искусства, доступным лишь искушенным. Во-вторых, в современной обстановке большого влияния на жизнь человека средств мобильной связи, компьютеризации процессов образования и коммуникации, остро чувствуется нехватка человеческого, личностного общения. Современное общество испытывает дефицит «живого общения», особенно остро сейчас стоит вопрос организации здоровой «воспитательной среды» среди учащейся молодёжи. На наш взгляд, совместное музицирование в хоровом коллективе, родство интересов, общее дело – вот тот уникальный опыт, который нужен современному студенту. В связи с вышесказанным, отметим как воспитательную, так и просветительскую роль студенческих хоровых коллективов.

В привлечении студентов к хоровой деятельности есть свои достоинства. Такой хор составляют молодые и крепкие голоса, без качки, звучащие прозрачно и свежо. Певцов объединяют одни и те же интересы, желание быть частью коллектива и воплощать общие идеи. Студенты, как и дети, легко обучаемы. Для них является естественным учиться чему-то новому, получать свежую информацию, приобретать навыки и развиваться. Студенческий хоровой коллектив восприимчив к замечаниям руководителя и мобилен в репетиционной работе.

С. А. Казачков в своей книге "От урока к концерту" (перефразируя высказывание М. Горького о детской литературе) пишет: "С самодеятельным хором нужно работать как с профессиональным, только значительно лучше".

Действительно, работа с любительским хором предъявляет к хормейстеру большие требования. Он должен быть грамотным и теоретически осведомленным, уметь точно определять художественные и исполнительские задачи, обладать тонким музыкальным слухом, способным быстро реагировать на интонационные погрешности и неточности в ансамбле, быть всесторонне развитой и яркой личностью. Также важна вокальная одаренность, поскольку от того, как поёт хормейстер, насколько он грамотно владеет методикой вокального воспитания певца, зависит звучание хорового инструмента.

Любительский хор намного живее и тоньше реагирует на дирижерский жест, нежели профессиональный коллектив. Несмотря на абсурдность данного утверждения, оно имеет свое обоснование. Профессиональный хор способен в некоторой степени корректировать ошибки и несовершенства дирижера, основываясь на профессиональной школе и опыте, любительский коллектив будет отражать в своем звучании словно в зеркале малейшие изменения в дирижерской технике.

Есть еще одна особенность студенческого коллектива – обновляемость состава. Предполагается, что за отдельными исключениями, каждый участник хора является его участником лишь на небольшой период, будучи студентом ВУЗа. В связи с этим, звучание такого коллектива будет меняться с течением времени в зависимости от состава. Это несколько сдерживает качественный рост хора, но является закономерным. (Леванов) Задача руководителя - учитывать эту особенность и помогать новым участникам влиться в коллектив, объясняя основные постулаты хоровой дисциплины.

В любительских и особенно студенческих хорах есть своя внутренняя организация. В коллективе обычно есть свои «помощники». Это могут быть старосты или концертмейстеры партий, люди, выполняющие конкретные обязанности (ответственный за хоровые партии, костюмы, финансовую часть и т. п.) Также помимо руководителя могут существовать дополнительные хормейстеры и вокальные педагоги, занимающиеся индивидуальной и ансамблевой работой с певцами хора

.1.2. Основные вокально-хоровые навыки и некоторые приемы их развития.

В связи с тем, что мы рассматриваем хор академической направленности, следует пояснить особенности академической певческой манеры. Это не столько навык, сколько общая направленность всего обучения певца академического хора. Под академической манерой пения можно понимать совокупность всех перечисленных ниже навыков. Это и дыхательная опора, и объемный округлый звук, и крупная подача слова. Конечно, не стоит забывать и об особенности репертуара, состоящего преимущественно из русской и зарубежной классической хоровой музыки. Мы говорим «преимущественно», так как именно академическая манера дает большой простор в выборе программы. Это могут быть и обработки народных или популярных песен, академическая музыка новейшего времени, еще не вошедшая в состав мировой классики, а также самые различные жанры.

Отдельного внимания в вокальной работе заслуживает певческое дыхание.Многие вокальные педагоги отводили певческому дыханию первостепенную роль. Есть известное высказывание знаменитого итальянского педагога ФранческоЛамперти: "школа пения - это школа дыхания" [18]

Как показывает практика, певцу-любителю сложнее всего бывает овладеть именно правильным певческим дыханием. Следует объяснить певцу, что от дыхания зависит множество факторов: образование звука, высота звука, его сила и даже тембр [4]. Верное использование певческого дыхания предполагает умение вовремя и в нужном количестве задержать его перед звукоизвлечением и далее рационально израсходовать его на исполнение музыкальной фразы.

Дыхание певческое отлично от того, которое мы используем для речи и жизнеобеспечения. Оно отличается по объему, природе вдоха, длительности выдоха, физиологическим ощущениям. Однако следует помнить, что даже эти особенности дыхания не должны вызывать у певца неестественных ощущений. Мы дышим по-разному в зависимости от разных условий (занятия спортом, сон, речь) и не задумываемся об этом. Несмотря на то, что вокальное дыхание заслуживает отдельного внимания, мы должны стремиться к его естественности. К примеру, американский педагог С. Риггс считает, что над правильным дыханием не стоит работать отдельно, а нужно лишь добиваться того, чтобы не поднимались плечи и грудь, а дыхание подавалось в небольших количествах [12].

Существуют различные мнения о том, как нужно дышать. К примеру, в итальянской вокальной школе вплоть до 19 века было принято дышать исключительно грудью. При этом звук тянулся довольно долго, и сила голоса была значительной. Позже вокальные педагоги стали постепенно переходить на более низкое дыхание, когда воздух наполнял нижнюю часть легких, и это влекло за собой расширение диафрагмы [18].

В работе над дыханием важно следить за тем, чтобы при вдохе плечи не поднимались. Это приведет к поверхностному, легкому звуку, не поставленному на дыхательную опору. Певцу следует объяснить, что дыхание должно заполнять среднюю и нижнюю область легких. При таком дыхании расширяется диафрагма, плечи и ключицы остаются неподвижными.

В работе над дыханием нам помогут следующие упражнения:

• Быстро и глубоко вдохнуть носом, затем выдыхать длинную букву "с" - это упражнение поможет выработать навык экономного расходования дыхания в кантилене.

• Глубокий вдох носом и несколько резких выдохов ртом. При этом на каждом выдохе должен ощущаться небольшой толчок диафрагмы. Выдохи можно выполнять на букву "ш". Данное упражнение поможет лучше понять работу дыхания в твердой певческой атаке.

• Активизировать диафрагму помогут дыхательные упражнения по системе А. Н. Стрельниковой. Их особенность заключается в резком форсированном вдохе, который сопровождается работой диафрагмы. Резкий и шумный вдох через нос и естественный выдох через нос или через рот. При этом думать разрешается только о вдохе (!). Упражнение выполняется с частотой примерно 3 раза в секунду. По 8-10 раз в несколько подходов. При этом вдох может сопровождаться физическими упражнениями, вызывающими сжатие грудной клетки. [20]

Применять их следует как в индивидуальной, так и в коллективной работе. Конечно, работа над дыханием не должна ограничиваться выполнением дыхательных упражнений. Контроль со стороны педагога или хормейстера должен осуществляться и в процессе распевки, работы над вокальными упражнениями и музыкальными произведениями.

От умелого использования дыхания во многом зависит владение различными динамическими оттенками. Конечно, любой, даже далёкий от музыки человек может различить на слух динамические оттенки в музыке. Также каждый певец-любитель совершенно точно сможет ответить на просьбу педагога "спеть громче" или "спеть тише". Но умение верно использовать динамические оттенки в пении заключается не только в том, чтобы петь с различной силой звука. Каждый нюанс, даже самый тихий, должен исполняться на дыхательной опоре.

Помимо того, чтобы уметь исполнить какой-либо один нюанс, каждому певцу хора необходимо овладеть навыком постепенного прибавления и убавления динамики. Верное в вокальном отношении исполнение crescendoи diminuendoодин из ключевых моментов в работе хора. Обозначенное в произведении cresc. может спровоцировать певцов к форсировке, раздуванию звука, dim. же, наоборот, может повлечь за собой слабый, лишенный опоры звук. Любое изменение в нюансе должно быть подкреплено дыхательной опорой. При diminuendoважно удержать дыхание, сохранить упругость звука, не допуская расслабленности звучания. В сrescendoследует избегать крикливости, достаточно более свободной подачи дыхания.

Для более продуктивной работы над динамикой в художественном произведении целесообразно будет поработать над упражнениями.

Некоторые особенности работы со студенческим любительским хором - student2.ru

Упражнение пропевается трижды на одной высоте, но с разной динамикой. Занятие можно разнообразить следующим способом: продвигаясь по полутонам вверх, порядок динамических оттенков дается по возрастанию (p, mf, f), вниз – по убыванию (f, mf, p).

Также в работе над динамикой будут полезны упражнения на crescendo и diminuendo.

Некоторые особенности работы со студенческим любительским хором - student2.ru

Такого рода упражнения с использованием волнообразной динамики будут способствовать развитию чувства фразировки у певцов.

Полезна работа над упражнениями с динамикой subito. При резкой смене динамики активизируются дыхательные мышцы. За короткое время между частями упражнения они должны успеть перестроиться на новое звукоизвлечение.

Некоторые особенности работы со студенческим любительским хором - student2.ru

F sub. p sub. fsub.p

В работе над динамикой, как в упражнениях, так и в художественных произведениях, хор должен естественно привыкать к руке дирижера и уметь «прочитывать» его намерения, касающиеся динамических изменений.

Певческая атака – одно из важнейших выразительных средств в хоровом исполнительстве. От того, каким способом спет тот или иной звук, та или иная музыкальная фраза, зависит качество самого звука, эмоциональный, а иногда и смысловой окрас.

В академическом пении применимы три вида певческой атаки: твердая, мягкая и смешанная [9, c. 202]. При твердой атаке дыхание берется быстро и с задержкой. При звукообразовании выполняется небольшой толчок дыханием, звук возникает точно вовремя. При мягкой атаке дыхание берется неторопливо, задержка его практически отсутствует. Воздух подается мягко, звук при этом образуется подобно касанию смычка о струну. При смешанной атаке звука дыхание берется подобно твердой атаке, но выдох совершается плавно. При этом звук образуется более плотный, нежели при мягкой атаке.

В работе над твердой атакой важно следить, чтобы она не вызвала у певцов крикливость. Если хор переходит на крик, лучше больше поработать над мягкой атакой. Если же он поёт вялым, бездыханным звуком, целесообразней больше давать упражнения на твердую атаку. [9, c. 203]

Также следует назвать придыхательную атаку звука, которая не применима в академическом пении, но может быть использована на первых занятиях как подход к нужномузвукоизвлечению. Такой метод применим на начальном этапе занятий с певцами с зажатым голосовым аппаратом. Придыхательная атака звука способствует свободной подаче дыхания и освобождению гортани. В дальнейших занятиях целесообразно отказаться от использования данного вида атаки. [4, c. 219]

В общехоровой работе невозможно достичь единства общего звучания без единой певческой атаки. Своевременное вступление, динамика и штрихи – все они зависят от единой верной певческой атаки певцов. Развитию навыка владения различной певческой атакой способствуют верно выбранные упражнения. К примеру, в выработке твердой атаки помогут упражнения на стаккато (примеры). Работать над ними следует в хорошем темпе, выдерживая одинаковые паузы между повторами для активизации дыхания. Для мягкой атаки подойдут упражнения на легато в спокойном размеренном темпе (примеры 1, 2, 11)

Хор – инструмент, не имеющий темперированного строя. Поэтому можно сказать, что дирижер или хормейстер является настройщиком хорового инструмента [8, с. 141]. В связи с этим следует отметить важное значение развития слуховых навыков в любительском хоре.

Музыкальным слухом в большей или меньшей степени обладают почти все люди. Как утверждал знаменитый пианист и педагог А. Б. Гольденвейзер, «абсолютно немузыкальные люди встречаются крайне редко [16, с. 162]. Нередко встречаются певцы-любители с отличным природным слухом и чистой интонацией. Есть те, кто обладает хорошим внутренним слухом, но координация между слухом и голосом у них нарушена, следовательно, у них есть проблемы с интонацией. Однако при наличии развитого внутреннего слуха они могут слышать неточности в интонации и с помощью педагога развивать лучшую координацию между слухом голосом. Есть певцы, наоборот, с развитым голосом, хорошей вокальной подачей, но не обладающие развитым музыкальным слухом и не способные слышать неточностей интонации.

Наши слуховые ощущения довольно многогранны. Мы можем различать на слух уровень громкости, высоту звука, природу его возникновения, разные тембры человеческих голосов. Музыкальный слух также обладает своими особенностями и сторонами восприятия, и делится на различные виды. Рассмотрим кратко каждый из них:

Звуковысотный слух – способность на слух различать разную высоту звуков.

Мелодический слух – способность слышать характер движения мелодии (ее движение вниз или вверх, плавность или скачкообразность)

Гармонический слух – способность улавливать краски различных созвучий

Ладовый слух – способность слышать ладовые тяготения (устойчивые и неустойчивые ступени), окрас самого лада (мажор или минор).

Метроритмический слух - перекликается с понятием «чувство ритма». Это способность слышать соотношение коротких и длинных звуков, различную их протяженность, слышать музыку во времени.

Тембральный слух – способность различать на слух различные тембры и краски голосов или музыкальных инструментов.

Полифонический слух – способность к восприятию двух или более одновременно звучащих разных мелодических линий или голосов.

Также не стоит недооценивать роль внутреннего слуха – способности представлять звучание, не воспроизводя его голосом или на инструменте. В хоровой работе этот вид музыкального слуха имеет особое значение, так как акаппельная музыка требует от певца предслышания исполняемого звука.

Все эти виды музыкального слуха существуют в синтезе и неразрывном единстве. У каждого музыканта, любителя или профессионала, некоторые из видов слуха могут в той или иной степени превалировать либо быть недостаточно развиты. Конечно, музыкальный слух в комплексе с остальными навыками будет развиваться у каждого певца в ходе творческой деятельности хорового коллектива, а также в ансамблевой и индивидуальной работе.

Работая над развитием слуховых навыков, мы не можем не оперировать некоторыми основными теоретическими понятиями, такими как названия нот, интервалов, аккордов, длительностей. Певцу, не обладающему музыкальной грамотой, следует дать некие основные понятия о ней. Например, объяснить, как располагаются семь нот, сыграть их на фортепиано и спеть, дать понятия о тоне и полутоне, различии регистров. Затем следует объяснить интервалы, научить различать мажор и минор. Необходимо обратить внимание на временное соотношение звуков и объяснить длительности, а также познакомить с основными музыкальными размерами. Не следует осваивать всю теорию на одном занятии, а лучше объяснять все постепенно, на протяжении нескольких занятий, подкрепляя каждое понятие практическими упражнениями.

Разнообразный, с умом подобранный репертуар сможет активизировать самые различные составляющие музыкального слуха певцов хора. К примеру, в обработках песен разных народов могут быть использованы различные лады. Произведения с сочетанием разнообразныхритмоформул развивают метроритмический слух. Разнообразные необычные и терпкие гармонии можно найти в хоровой музыке XX и ХI веков, это поможет активизировать гармонический слух певцов в хоре, обогатит слуховой опыт новыми красками.

Исключительной особенностью певческого искусства является его тесная связь со словом. В нем органически сочетается выражение музыкального и поэтического языка. Поэтому для любого певца, профессионала, или любителя важна дикционная четкость.

Неопытные певцы зачастую поют, в большей степени опираясь на речь. То есть подача текста происходит также, как и в разговорной речи. Гласные звучат близко, открыто, звук направляется неверно. Следует отметить, что звукообразование при пении и речи совершенно разные. Нельзя рассматривать пение лишь как растянутую на определённых звуках речь [4, c. 249].

Начинающему певцу следует знать, что главенствующую роль в пении занимают гласные звуки. Их протяжка и вокализация и есть основа вокала. На начальном этапе занятий можно исключить пение со словами. Следует поработать над несложными упражнениями на разные слоги, или же просто на гласные звуки. Также полезно включить в программу индивидуальных занятий вокализы. В пении гласных звуков важно обратить внимание на их "прикрытое" или округлое звучание. Округлый звук приводит к использованию головного резонатора, которое в свою очередь способствует расширению диапазона в верхнем регистре. [13, с. 78]

В работе с коллективом перед певцами хора и хормейстером встают новые дикционные задачи. Для единого однотембрового звучания голосов внутри партии важно единое формирование гласных звуков и одновременное произношение согласных. Певец хора в первую очередь должен усвоить основные правила. В академическом пении гласные должны быть округлыми и прикрытыми. К примеру, гласная «и» при речи формируется горизонтально, губы при этом образуют некое подобие улыбки. При пении она несколько деформируется, приближается к гласным «о» или даже «у». Чтобы лучше понять способ ее звукообразования полезно будет выполнить следующее упражнение:

И - У - И - У - И

Можно выполнять его на одном звуке, либо без звуковысотного составляющего. При этом звуки формируются внутри, гортань не меняет положения, а губы совершают минимальное движение.

Согласные произносятся быстро и не распеваются, чтобы не нарушалась вокальная линия (за исключением отдельных случаев, когда распевание согласных используется как художественный прием). Согласные звуки, замыкающие слог, при пении переносятся в последующий слог, кроме тех случаев, когда слоги разделены паузами. К примеру, первая фраза в произведенииС. Танеева «Сосна» на ст. М. Лермонтова («На Севере диком стоит одиноко на горной вершине сосна») будет исполнена следующим образом:

На/ Се/ ве/ ре/ ди/ ко/ мсто/ и/ т о/ ди/ но/ ко

На/ го/ рно/ йве/ рши/ не/ со/ сна.

Особое внимание следует уделить согласным, стоящим в конце музыкальной фразы. Они должны быть произнесены одновременно всеми исполнителями.

Своеобразной разминкой артикуляционного аппарата могут послужить упражнения, заимствованные из методики В. Емельянова:

• Активно артикулируя, беззвучно произносим несколько раз «У – И – У – А»

• «Протыкаем» кончиком языка по очереди внутреннюю сторону щек.

• Высовываем язык до предела, затем наоборот «толкаем» его назад.

• Покусываем расположенный во рту «плашмя» язык боковыми зубами.

• Активно выполняем губами жевательные движения.

Не следует увлекаться чрезмерной отчетливостью произношения (хотя она имеет место быть как художественный прием). В погоне за ней можно потерять протяженность звука и выразительность мелодии.

Музыка – это язык чувств. Слова не всегда могут воплотить полноту эмоций. Музыка же отражает их наиболее полно, словестный текст, облеченный в музыку обретает новое воплощение. В каждой интонации, паузе, смене гармонии заключено какое-то эмоциональное переживание. Следовательно, мы должны добиваться от певцов хора эмоционально выразительного исполнения.

Исполнительская деятельность хора немыслима без эмоционального наполнения. Даже самое технически безупречно спетое произведение не вызовет у слушателя отклика, если оно исполнено без внутреннего отношения к музыке.

Степень эмоциональной отзывчивости у певцов может быть разная. Для её развития на индивидуальных занятиях следует подбирать яркий, обладающий образной эмоциональностью репертуар. Также большей экспрессии можно достичь с помощью выразительного аккомпанемента, ярких образных сравнений и соответствующего показа голосом.

Эмоциональная выразительность в пении, прежде всего, достигается осознанием музыкально-поэтического материала. Исполняя произведение, сольно, или в хоре, певец должен понимать его содержание. Понять смысл произведения на родном языке в большинстве случаев не представляет сложности. Если же сочинение написано на каком-либо иностранном языке, то исполнителю необходимо ознакомиться с его дословным переводом.

Певец-любитель, не обладающий выдающимися исполнительскими данными, не всегда может достичь нужного воплощения музыкального произведения. Поэтому хор для него может явиться помощником в реализации художественного замысла. Даже небольшой порыв, попытка достичь нужного результата отдельного певца, умноженная на количество певцов в хоре дает весьма ощутимый, огромной силы эффект. Таким образом, хор – это коллективная творческая личность, способная добиться наиболее выразительного исполнения, нежели отдельно взятый его участник. [11, с .6]


Наши рекомендации