Чтение алжирской народной сказки «Чудесная лютня».

Усилить представления детей о воздействии музыки на людей поможет домашнее чтение с родителями или чтение в классе алжир­ской народной сказки «Чудесная лютня».

«Тонкая рябина», обработка русской народной песни — слушание.

Звучание лютни можно сопоставить со звучанием знакомого де­тям инструмента - гитары.

На гитаре может прозвучать обработка русской народной песни «Тонкая рябина» в исполнении известного гитариста XX в. Александра Иванова-Крамского.

Часто исполнение этого произведения воспринимается учащи­мися как игра не одного исполнителя, а нескольких гитаристов. При­чину такого явления, вероятно, следует искать в том, что дети воспри­нимают гитару как аккомпанирующий инструмент, часто бряцающий примитивные аккорды сопровождения к популярным песням. Вырази­тельность, певучесть, многоголосие этой пьесы часто ставят слушате­лей в тупик - они не ожидают услышать такую гитару.

Многократное повторение одной и той же мелодии песни (мож­но сыграть или спеть ее одноголосно) с разными подголосками в раз­ном характере готовит сознание детей к осмыслению такой формы, как вариации.

Песенность сочетается в «Тонкой рябине» с вальсовой трех­дольностью, никнущие, плачущие интонации в конце фраз сродни го­рестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп создают запоминающийся образ. Даже если слушатели незнают слов, то под воздействием этой музыки у них создается определенное настроение.

- Прислушайтесь к тому душевному состоянию, которое возникло у вас после слушания этой пьесы.

Исполнение песни «Тонкая рябина» со словами.

- Какая главная мысль песни?

(Одиночество, тоска, печаль, несбыточные мечты).

Прослушивание «Тамбурина» Ж.- Рамо.

Если внимательно присмотреться в учебнике-тетради к изобра­жению старинного инструмента клавесина, то можно заметить, что он внешне напоминает рояль. Но после того, как ребята услышат в записи его звучание в «Тамбурине» Ж- Рамо, то они самостоятельно могут назвать, какими же характерными особенностями обладает звук этого инструмента.

Звук клавесинамягкий, негромкий, сказочный. Это ощущение создается потому, что струны защипываются специальным приспособ­лением из пера или кожи. На рояле по струнам ударяет молоточек, по­этому звук этого инструмента более насыщенный, глубокий, с возмож­ностями к затиханию и усилению силы звучности.

Исполнить «Тамбурин» на фортепиано.Сразу стала очевидной разница звучания. Можно, конечно, применить прием, который позволит имитировать звучание клавесина и на фортепиано. Для этого стоит лишь подложить под струны фортепиано тонкую пергаментную бумагу.

Нужно сказать первоклассникам о том, что клавесин был доро­гим инструментом, корпус его украшался богатой инкрустацией, ри­сунками на дереве, изящными узорами. Поэтому голос этого инстру­мента звучал во дворцах, домах придворных, сопровождая балы и уве­селения.

Так же, как и внешний вид клавесина изобиловал причудливыми украшениями, так и мелодии пьес для клавесина, словно тонким кру­жевом, оплетались изощренными узорами, украшениями.

Звучит «Кукушка», К. Дакен.

Можно сравнить звучание клавесина с фортепиано и при про­слушивании пьесы «Кукушка», К.Дакен. Ее дети слышали также в ис­полнении арфы. Пусть они сами определят, кого изображает музыка этой пьесы, споют интонацию зова кукушки и сыграют ее на «немой клавиатуре» вместе со звучанием фонограммы. При этом нужно пре­дупредить детей-«пианистов», что эта интонация будет повторяться много раз, но не одинаково. И поэтому только внимательные слушате­ли смогут точно повторить ее.

Работа по картинам.

Закрепить представления детей о музыке, исполняемой на раз­личных инструментах, поможет разворот учебника-тетради - «Звуча­щие картины».

.На нем представлены репродукции с картин:

- М. Караваджо «Юноша с лютней»;

- В. Тропипина «Гитарист»;

- О. Ренуара «Девушки за пианино»;

- Я.М. Молерана «Дама за клавесином».

Рассматривание этого разворота должно развивать ассоциатив­но-образное мышление детей, расширять художественные представле­ния учащихся о многообразии искусства, о его роли в жизни людей. Если изучаемые музыкальные произведения произвели на ребят эмо­циональное впечатление, то они смогут ответить на вопрос: - Какой музыкой можно озвучить эти картины?

(М. Караваджо «Юноша с лютней» - «Менуэтом» И. Конради (лютня); картину В. Тропипина «Гитарист» - «Тонкой рябиной», обра­боткой русской народной песни (гитара), картину О. Ренуара «Девушки за пианино» - «Кукушкой», К. Дакен (фортепиано); картину Я.М. Моле­рана «Дама за клавесином» - «Тамбурином» Ж- Рамо (клавесин)).

Наши рекомендации