Чтение алжирской народной сказки «Чудесная лютня».
Усилить представления детей о воздействии музыки на людей поможет домашнее чтение с родителями или чтение в классе алжирской народной сказки «Чудесная лютня».
«Тонкая рябина», обработка русской народной песни — слушание.
Звучание лютни можно сопоставить со звучанием знакомого детям инструмента - гитары.
На гитаре может прозвучать обработка русской народной песни «Тонкая рябина» в исполнении известного гитариста XX в. Александра Иванова-Крамского.
Часто исполнение этого произведения воспринимается учащимися как игра не одного исполнителя, а нескольких гитаристов. Причину такого явления, вероятно, следует искать в том, что дети воспринимают гитару как аккомпанирующий инструмент, часто бряцающий примитивные аккорды сопровождения к популярным песням. Выразительность, певучесть, многоголосие этой пьесы часто ставят слушателей в тупик - они не ожидают услышать такую гитару.
Многократное повторение одной и той же мелодии песни (можно сыграть или спеть ее одноголосно) с разными подголосками в разном характере готовит сознание детей к осмыслению такой формы, как вариации.
Песенность сочетается в «Тонкой рябине» с вальсовой трехдольностью, никнущие, плачущие интонации в конце фраз сродни горестному вздоху, неяркие краски (минор), неторопливый темп создают запоминающийся образ. Даже если слушатели незнают слов, то под воздействием этой музыки у них создается определенное настроение.
- Прислушайтесь к тому душевному состоянию, которое возникло у вас после слушания этой пьесы.
Исполнение песни «Тонкая рябина» со словами.
- Какая главная мысль песни?
(Одиночество, тоска, печаль, несбыточные мечты).
Прослушивание «Тамбурина» Ж.- Рамо.
Если внимательно присмотреться в учебнике-тетради к изображению старинного инструмента клавесина, то можно заметить, что он внешне напоминает рояль. Но после того, как ребята услышат в записи его звучание в «Тамбурине» Ж- Рамо, то они самостоятельно могут назвать, какими же характерными особенностями обладает звук этого инструмента.
Звук клавесинамягкий, негромкий, сказочный. Это ощущение создается потому, что струны защипываются специальным приспособлением из пера или кожи. На рояле по струнам ударяет молоточек, поэтому звук этого инструмента более насыщенный, глубокий, с возможностями к затиханию и усилению силы звучности.
Исполнить «Тамбурин» на фортепиано.Сразу стала очевидной разница звучания. Можно, конечно, применить прием, который позволит имитировать звучание клавесина и на фортепиано. Для этого стоит лишь подложить под струны фортепиано тонкую пергаментную бумагу.
Нужно сказать первоклассникам о том, что клавесин был дорогим инструментом, корпус его украшался богатой инкрустацией, рисунками на дереве, изящными узорами. Поэтому голос этого инструмента звучал во дворцах, домах придворных, сопровождая балы и увеселения.
Так же, как и внешний вид клавесина изобиловал причудливыми украшениями, так и мелодии пьес для клавесина, словно тонким кружевом, оплетались изощренными узорами, украшениями.
Звучит «Кукушка», К. Дакен.
Можно сравнить звучание клавесина с фортепиано и при прослушивании пьесы «Кукушка», К.Дакен. Ее дети слышали также в исполнении арфы. Пусть они сами определят, кого изображает музыка этой пьесы, споют интонацию зова кукушки и сыграют ее на «немой клавиатуре» вместе со звучанием фонограммы. При этом нужно предупредить детей-«пианистов», что эта интонация будет повторяться много раз, но не одинаково. И поэтому только внимательные слушатели смогут точно повторить ее.
Работа по картинам.
Закрепить представления детей о музыке, исполняемой на различных инструментах, поможет разворот учебника-тетради - «Звучащие картины».
.На нем представлены репродукции с картин:
- М. Караваджо «Юноша с лютней»;
- В. Тропипина «Гитарист»;
- О. Ренуара «Девушки за пианино»;
- Я.М. Молерана «Дама за клавесином».
Рассматривание этого разворота должно развивать ассоциативно-образное мышление детей, расширять художественные представления учащихся о многообразии искусства, о его роли в жизни людей. Если изучаемые музыкальные произведения произвели на ребят эмоциональное впечатление, то они смогут ответить на вопрос: - Какой музыкой можно озвучить эти картины?
(М. Караваджо «Юноша с лютней» - «Менуэтом» И. Конради (лютня); картину В. Тропипина «Гитарист» - «Тонкой рябиной», обработкой русской народной песни (гитара), картину О. Ренуара «Девушки за пианино» - «Кукушкой», К. Дакен (фортепиано); картину Я.М. Молерана «Дама за клавесином» - «Тамбурином» Ж- Рамо (клавесин)).