Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» Никитина, Крылова.
- О каких событиях рассказывается в песне?
- В чем заключается подвиг мальчика-трубача? «Учил Суворов» А. Новикова, М. Левашова.
- Памятник какому полководцу мы видим в нашем учебнике? (Александру Васильевичу Суворову).
- Чему учил этот великий полководец? А вы знаете, когда Александр Суворов был маленьким мальчиком, он очень часто болел. Ему очень хотелось стать военным, а его
даже в солдаты не записали. В дворянских семьях только родится мальчик, его записывали в армию к моменту службы станет сразу офицером. Саша Су
было принято: как Пока он подрастет, воров, несмотря на они любили только протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал болеть. А в армию он пошел и дослужился до чина генералиссимуса. За всю службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что очень любил и берёг своих солдат. Солдаты отвечали ему своей любовь и преданностью.
Больше своего полководца - Суворова свою Родину и были преданы ей.
«Песенка о бумажном солдатике» Б. Окуджавы, разучивание.
Все эти песни объединяет сочетание песенности и маршевости, энергичные, упругие ритмы. Главное при их разучивании - добиваться естественного звучания детских голосов, не допуская громкого, форсированного звучания.
3. Углубление темы урока. «Богатырская симфония» Бородина;
- Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии - большом произведении для симфонического оркестра века А. Бородин.
Симфонияв переводе с греческого означает «созвучие», «благозвучное сочетание тонов». Свою симфонию композитор назвал «Богатырская».
Послушайте главную тему первой части симфонии.
- Подумайте, почему композитор дал всей симфонии такое название?
- Каков характер этой музыки?
- Что придает ей уверенность, мужественность?
- Как звучат инструменты оркестра?
- Впечатление тяжелой поступи возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» ее вокруг начального звука, остановок в конце каждой фразы. Инструменты оркестра играют одну мелодию в один голос, в унисон, все вместе. Это придает музыке слаженный характер, подчеркивая единение людей перед лицом врага.
Размышления первоклассников о характере «Богатырской симфонии» Бородина можно дополнить ответами детей на вопрос: согласны ли они с выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»
- Дома вместе с родителями вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, картины, кинофильмы, песни,- скульптуры, архитектурные памятники, созданные во славу побед защитников Отечества в войнах и сражениях.
ТЕМА: «Музыкальные инструменты»
Цель урока:привести детей к выводу, что звуками фортепиано можно выражать чувства и мысли человека, его настроение, а также изображать голоса самых разных музыкальных инструментов
Музыкальный материал:
- «Сладкая греза», Чайковский;
- «Волынка», И.С. Бах;
- «Вот какая бабушка», Попатенко, Черницкая;
- «Спасибо», Арсеев, Петрова;
- «Праздник бабушек и мам», Славкин, Каганова.
Проблема урока:кто помогает услышать музыку?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкальные инструменты».
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня Муза хочет познакомить нас с инструментом фортепиано. Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль, Только знай - у них давно есть название одно: ФОРТЕПИАНО - произносится оно.
Можно напомнить учащимся пьесы для фортепиано, которые
они уже слышали на уроках музыки.
Прослушивание «Утра в лесу», «Вечера» В.Салманова.
- Вы уже знаете, что фортепиано может быть и аккомпанирующим инструментом.
Название инструмента - «фортепиано» - складывается из двух итальянских слов: «форте» - громко, «пиано» - тихо. Фортепиано имеет две разновидности - рояль (струны расположены горизонтально) и пианино (струны расположены вертикально).
Концерт учащихся.
Можно провести встречу с этим инструментом в форме своеобразного концерта: исполнителями будут дети, которые обучаются игре на фортепиано в кружках, студиях, музыкальных школах.
Этот мини-концерт должен вести ученик-конферансье, объявляя, как на настоящем концерте, фамилию композитора, название пьесы и исполнителей. Этот концерт послужит проверкой степени развития слушательской культуры учащихся. Проведение концерта может быть дополнено вопросами (викторинами, ребусами, кроссвордами) учителя по каждому из сочинений.
Ответы учащихся можно поощрять условными призами - значками-эмблемами в виде нот, цветными кружочками с изображением скрипичного ключа и т.п.
В концерт могут быть включены и песни, которые исполнят сами дети под аккомпанемент фортепиано.
Углубление темы урока.