Прослушивание «Песни о маленьком трубаче» Никитина, Крылова.

- О каких событиях рассказывается в песне?

- В чем заключается подвиг мальчика-трубача? «Учил Суворов» А. Новикова, М. Левашова.

- Памятник какому полководцу мы видим в нашем учебнике? (Александру Васильевичу Суворову).

- Чему учил этот великий полководец? А вы знаете, когда Александр Суворов был маленьким мальчи­ком, он очень часто болел. Ему очень хотелось стать военным, а его

даже в солдаты не записали. В дворянских семьях только родится мальчик, его записывали в армию к моменту службы станет сразу офицером. Саша Су

было принято: как Пока он подрастет, воров, несмотря на они любили только протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и пере­стал болеть. А в армию он пошел и дослужился до чина генералисси­муса. За всю службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что очень любил и берёг своих солдат. Солдаты отвечали ему своей любовь и преданностью.

Больше своего полководца - Суворова свою Родину и были преданы ей.

«Песенка о бумажном сол­датике» Б. Окуджавы, разучивание.

Все эти песни объединяет сочетание песенности и маршевости, энергичные, упру­гие ритмы. Главное при их разучивании - добиваться естественного звучания дет­ских голосов, не допуская громкого, форсированного звучания.

3. Углубление темы урока. «Богатырская симфония» Бородина;

- Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии - большом произведении для симфонического оркестра века А. Бородин.

Симфонияв переводе с греческого означает «созвучие», «благозвучное сочетание тонов». Свою симфонию композитор назвал «Богатырская».

Послушайте главную те­му первой части симфонии.

- Подумайте, почему ком­позитор дал всей симфонии та­кое название?

- Каков характер этой му­зыки?

- Что придает ей уверен­ность, мужественность?

- Как звучат инструмен­ты оркестра?

- Впечатление тяжелой по­ступи возникает у слушателей благодаря особому строю мелодии, «топтанию» ее вокруг начального зву­ка, остановок в конце каждой фразы. Инструменты оркестра играют одну мелодию в один голос, в унисон, все вместе. Это придает музыке слажен­ный характер, подчеркивая единение людей перед лицом врага.

Размышления первоклассников о характере «Богатырской сим­фонии» Бородина можно дополнить ответами детей на вопрос: соглас­ны ли они с выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»

- Дома вместе с родителями вспомните знакомые произведения ис­кусства: стихи, рассказы, картины, кинофильмы, песни,- скульптуры, архитектурные памятники, созданные во славу побед защитников Оте­чества в войнах и сражениях.

ТЕМА: «Музыкальные инстру­менты»

Цель урока:привести детей к выводу, что звуками фортепиано можно выражать чувства и мысли человека, его настроение, а также изображать голоса самых разных музыкальных инструментов

Музыкальный материал:

- «Сладкая греза», Чайковский;

- «Волынка», И.С. Бах;

- «Вот какая бабушка», Попатенко, Черницкая;

- «Спасибо», Арсеев, Петрова;

- «Праздник бабушек и мам», Славкин, Каганова.

Проблема урока:кто помогает услышать музыку?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкаль­ные инструменты».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня Муза хочет познакомить нас с инструментом фортепиано. Пианино и рояль с виду спутаешь едва ль, Только знай - у них давно есть название одно: ФОРТЕПИАНО - произносится оно.

Можно напомнить учащимся пьесы для фортепиано, которые

они уже слышали на уроках музыки.

Прослушивание «Утра в лесу», «Вечера» В.Салманова.

- Вы уже знаете, что фортепиано может быть и аккомпанирую­щим инструментом.

Название инструмента - «фортепиано» - складывается из двух итальянских слов: «форте» - громко, «пиано» - тихо. Фортепиано имеет две разновидности - рояль (струны расположены горизонтально) и пиа­нино (струны расположены вертикально).

Концерт учащихся.

Можно провести встречу с этим инструментом в форме своеоб­разного концерта: исполнителями будут дети, которые обучаются игре на фортепиано в кружках, студиях, музыкальных школах.

Этот мини-концерт должен вести ученик-конферансье, объяв­ляя, как на настоящем концерте, фамилию композитора, название пье­сы и исполнителей. Этот концерт послужит проверкой степени разви­тия слушательской культуры учащихся. Проведение концерта может быть дополнено вопросами (викторинами, ребусами, кроссвордами) учи­теля по каждому из сочинений.

Ответы учащихся можно поощрять условными призами - знач­ками-эмблемами в виде нот, цветными кружочками с изображением скрипичного ключа и т.п.

В концерт могут быть включены и песни, которые исполнят са­ми дети под аккомпанемент фортепиано.

Углубление темы урока.

Наши рекомендации