Работа с репродукцией с картины В. Марковой «Пейзаж с лошадью».

- Какое настроение в ней передал художник?

- Какие краски он использовал?

«Вечерняя музыка» В. Гаврилина- поэтичная музыкальная зарисовка природы, удивительная по своей красоте и глубине чувства музыка.

Не стоит сообщать детям название произведения.

После его прослушивания предложить детям самостоятельно подобрать существительные к прилагательному «вечерняя» - мелодия, картина, песня, молитва, музыка.

- Определите на слух, кто исполняет это сочинение? (Хор без сопровождения).

- Что напоминает вам главная мелодия хора, которую исполняет высокий женский голос - сопрано?

- Одинокий голос?- Плач человека?- Плач птицы?

- С одинаковым ли настроением звучит музыка в начале, в сере­дине, в конце произведения?

Работа над песней.

Разучить на какой-либо слог или гласный звук (вокализ) ее главную тему с ориентацией на нотную запись на доске. Рисунок нот­ного текста первой фразы этой мелодии говорит об ее напевности, про­тяжности. Нотная запись поможет ознакомить детей с такими знаками нотного письма, как фразировочная лига, обозначение динамики, тем­па. Эту мелодию можно также исполнить с детьми с помощью приемов пластического интонирования: имитировать исполнение мелодии на воображаемой скрипке (протяженное движение смычка) или украсить мелодичными звуками треугольника (на сильные доли такта; на начало и конец фразы).

Вывод:

- Композиторы для передачи состояния вечерней природы и на­строения человека, который ей любуется, используют разные средства музыкальной выразительности.

- Что объединяет все прослушанные сегодня на уроке произведения? (Объединяет общее настроение покоя, тишины, умиротворенности).

- Каково главное свойство прослушанных пьес? (Главное свойст­во этих пьес — песенность, напевность).

- Муза попросила вас передать красками настроение вечера. Обведите цветными карандашами слова, наиболее точно пере­дающие настроение вечернего пейзажа.

ТЕМА: «Музыкальные портреты»

Цель урока:выяснить, каково отношение авторов к своей героине или героям.

Музыкальный материал:

- «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского;- «Менуэт» Леопольда Моцарта;

- «Болтунья» С. Прокофьева;- «Баба-Яга», детская песенка;- «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.

Проблема урока:может ли рисовать музыка?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкаль­ные портреты».

Ход урока

Организационный момент.

При разработке сценария урока по развороту учебника-тетради «Му­зыкальные портреты» можно исполь­зовать известный в практике препода­вания музыки прием, который обеспе­чивает, с одной стороны, активность восприятия музыки, с другой - вно­сит игровой элемент в урок. Детям предлагается представить, что в класс по очереди входят незнакомцы. Их порт­реты рисует музыка. Смогут ли ребята узнать, кто они - обычные люди, наши современники или персонажи сказок?

2. Углубление темы урока. Звучит пьеса «Баба-Яга» из «Детского альбома» П. Чайковского.

- В каком характере звучит музыка? (Зловещий, таинственный, громкий, грозный характер).- Какая здесь мелодия?(Мелодия состоит из коротких фраз, их окончание подчеркнуто акцентами).- О ком она рассказывает? (О ком-то страшном).

- Какой характер у этого незнакомца? (Предположительные ответы детей).

Ребята выбирают определения характера музыки, которые пред­ложены на с. 50 под № 1 учебника-тетради и сами дают название пьесе. Наиболее удачные записываются на доске. Затем можно раскрыть тай­ну замысла композитора и объ­явить детям название, которое дал композитор своему сочине­нию - «Баба-Яга».

- Наверняка композитор знал и любил страшные сказки о злой, коварной, опасной для людей колдунье, поэтому ему удалось создать такой яркий музыкальный портрет.

Вывод:

- Итак, первым в класс вошла известная всем по русским народным сказкам Баба-Яга, её вы узнали по зловещим, таинственным интонациям музыки, громким, грозным звукам, резким акцентам. Вы верно решили, что портрет этого сказочного персонажа нужно изобразить в зеркале на с. 51 учебника-тетради.

- Что явилось подсказкой вам в выборе этого решения?(Рука Бабы-Яги, держащая это зеркало. Она страшная, мохнатая).- Верно.- Нарисуйте (дома или в классе) портрет Бабы-Яги в зеркале на с. 51.- А теперь в класс войдут новые герои. Сколько их - один? Два? Что они будут делать - петь, танцевать, маршировать? Слушайте, об этом вам расскажет музыка! (Исполнение на фортепиано «Менуэта» Л. Моцарта).

«Менуэт» Леопольда Моцарта, отца известного австрийско­го композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

- Вошел один человек. Он танцует.- Нет, их двое - мужчина и женщина. Они танцуют плавный танец.- Правы те из вас, кто услышал в этой музыке интонации танца. А теперь попробуем ответить на вопрос: сколько людей танцуют этот танец: одни или двое? Послушаем эту мелодию. (Играет верхнюю строчку «Менуэта»), - Кого изобразила эта музыка: мужчину или женщину?(Это девушка. Она молодая, красивая, нежная. Музыка звучит ласково. Девушка будто бы напевает).- Правильно! Действительно, эта мелодия грациозная, изящная.- А теперь послушаем другую мелодию. Кого она изображает? (Звучит нижняя строчка «Менуэта»).(Это мужчина. Он двигается неторопливо. Он, наверное, ста­рый, ворчливый. В его мелодии низкие звуки).- Верно. Вы услышали и «увидели» в музыке танцующую пару -мужчину и молодую женщину.- Как вы думаете, какой танец они танцуют - старинный или со­временный?(Старинный. Его танцуют неторопливо. Современные танцы зву­чат по-другому).- Правильно. Этот танец называется менуэт, и танцевали его дав­но, в XVIII веке, обычно на балах. В то время менуэт называли королем танцев и танцем королей («менуэт» в переводе - маленький шаг, старин­ный французский танец, произошел от народного хороводного танца).- Откройте учебник-тетрадь на с. 50 и вы увидите, как художник изобразил пару, танцующую менуэт.Пусть еще раз прозвучит музыка, а вы подумаете над вопросом: молчат танцующие во время танца или, может быть, переговаривают­ся? (Звучат 5-12 такты «Менуэта»), (Они переговариваются).- Говорят одновременно или по очереди?- Кто из танцующих начинает диалог - мужчина или женщина? (Мужчина. Голос у него суровый, грозный, ворчливый. Ему от­вечает женщина - ласково, нежно).

- Покажите движением рук разговор-диалог между ними.(Опять звучит музыка, дети изображают контрастными дви­жениями рук перекличку голосов).- Чем заканчивается этот короткий разговор - примирением, со­гласием, ссорой? (Согласием. Они вместе продолжают танцевать).- Правильно.- А теперь встанем около своих столов (стульев), и каждый из вас изобразит при помощи танцевальных движений «музыкальные пор­треты» героев менуэта. Девочки и мальчики, услышав окончание тан­ца, сделают реверанс - приседание с вежливым поклоном.

Звучит первая часть «Менуэта», дети создают пластичес­кий этюд.

Вывод:

Итак, в процессе знакомства с музыкальными портретами пер­воклассники, вслушиваясь в музыку «Менуэта», изображают танцую­щих характерными танцевальными движениями. При этом в игровой форме происходит процесс дифференциации слуховых впечатлений в произведение полифонического склада (верхний и нижний регистры звучания двух мелодий), усваивается ритмическая основа мелодий, ло­гичность музыкального высказывания. Им становится понятным смысл высказывания: «В каждой интонации спрятан человек».

«Болтунья», С. Прокофьев.

Самым доступным для детей портретом на этом уроке станет вокальная миниатюра «Болтунья» С. Прокофьева. Перед прослушива­нием песни следует прочитать стихотворение А. Барто «Болтунья». После восприятия музыки Прокофьева нужно выяснить с ребятами, что особенностью музыкального прочтения стиха является чередование ско­роговорки с размеренно-убедительными фразами: «Что болтунья Лида, мол, это Вовка выдумал...». Пусть дети задумаются над тем, каково отношение авторов этого произведения, поэта и композитора, к его главной героине. В дальнейшем осознание роли повтора главной мело­дии, главной мысли сочинения поможет детям понять и усвоить форму рондо, где «по кругу» повторяется одна и та же тема, чередуясь с дру­гими музыкальными эпизодами.

Можно напомнить первоклассникам, что со скороговоркой в му­зыке они уже встречались в хоре «Доброе утро!» Д. Кабалевского.

Завершить урок можно разучиванием шуточных народных песе­нок о Бабе-Яге:

- «Баба-Яга», детская песенка;

- «Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского.

Дома детям предлагается прочитать с родителями русскую на­родную сказку «Баба-Яга» (с. 52 учебника-тетради).

ТЕМА: «Разыграй сказку»

Цель урока:познакомить детей с образцами русского народного фольк­лора, уметь выделять наиболее характерные интонации героев.

Музыкальный материал:

- Песенка бабушки-рассказчицы «Баба-Яга»;

-«Баба-Яга», песенка-дразнилка, обр. М.Иорданского;

- «У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня.

Проблема урока:зачем музыка в сказке?

Дополнительныйматериал: разворот учебника-тетради «Разыграй сказку».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Ей понравилась русская народная сказка «Баба-Яга», которую вы читали с родителями

дома, и она хотела бы сочинить песенку про Бабу-Ягу. Да вот беда -ничего у неё не получается. Как нам ей помочь?

2. Углубление темы урока. Песенка бабушки-рассказчицы.

- Давайте еще раз обратимся к тексту сказки.

- Знаком ли вам текст колыбельной бабушки-рассказчицы из рус­ской народной сказки «Баба-Яга»?

Баба-Яга, костяная нога, Нос крючком, голова сучком, Не ходи за селом, не мети помелом, Не стучи ступкою, не тряси клюшкою. (Да. Эту песню мы разучивали на прошлом уроке).

- Давайте споём её Музе, может, она ей понравится.

- А можно инсценировать эту сказку. Я буду автором, а вы - артис­тами и зрителями (распределение ролей).

Работа над интонационной выразительностью речи, пения, дви­жений (при драматизации сказки).

- Вы очень хорошо сыграли сказку. Особенно Музе понравилось, как вы спели колыбельную песенку.

«Баба-Яга», песенка- дразнилка, обр. М.Иорданского. Эту песню тоже можно обыграть.

Игра «Баба-Яга».

В центре круга стоит водящий с завязанными глазами - это Баба-Яга. В руках у него помело.

Вокруг бегают ребята и дразнят Бабу-Ягу (песенка-дразнилка «Баба-Яга»).

Баба-Яга скачет в кругу на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться помелом. Кого она запятнает, тот замирает на месте. Баба-Яга должна на ощупь узнать игрока. Если она отгадала, то осаленный становится водящим.

И сказку, и саму игру можно украсить звучанием ударных му­зыкальных инструментов: бубнов, барабанов, ложек, а также звуками свистулек, дудочек. Главное, чтобы юмористический характер игровой деятельности детей дополнил в их сознании образ сказочного персо­нажа - Бабы-Яги.

«У каждого свой музыкальный инструмент», эстонская народная песня.

Разучивание и «разыгрывание» эстонской народной песни «У каж­дого свой музыкальный инструмент».

- Вспомните название и звучание тех инструментов, о которых идет речь в песне. (Волынка, дудка, рожок).

- Каков характер произведения? (Веселый, радостный, задорный, бодрый).

- Здесь сочетание песенности с танцевальностыо.

Разучивание песни проходит в народной манере, с голоса, сэле­ментами инсценировки, инструментального музицирования, имитации игры на воображаемых инструментах.

Наши рекомендации