Исполняется пьеса «Дождик накрапывает» А.Александрова.

(Дети определят, что это дождь, и говорят, каким способом му­зыка об этом рассказала).

- Муза предлагает нам послушать песенку, которую поет мальчик (разворот учебника-тетради «Музыка осени»). Но он не знает, как

назвать свою песенку.

- Давайте придумаем название песенке.

«Капельки» В. Павленко.

Песня исполняется вместе с учителем (прием - подпевание).

- Спасибо, Музыка, за песни, которые мы услышали у осени.

Вывод:

Разворот учебника-тетради «Музыка осени».

- Какие стихи, приведенные в учебнике-тетради, близки по на­строению разучиваемым песням?

- В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза, какое у нее настроение?

- Какое из музыкальных произведений, прозвучавших на уроке, понравилось бы Музе больше всего и почему?

- Вспомните стихи, рассказы о приметах осени, с которыми вы по­знакомились на уроках чтения в школе или дома с родителями.

- Дома еще раз рассмотрите рисунки в учебнике-тетради, изобра­жающие осеннюю природу, сравните их с музыкой, прозвучавшей на уроке, с осенним пейзажем, который вы видите за окном. Что их объе­диняет?

ТЕМА: «Сочини мелодию»

Цель урока:овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.

Музыкальный материал:ролевая игра «Играем в композитора»; лите­ратурный материал для импровизации; «Капельки» В.Павленко, Э.Богдановой; «Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко, 3. Петровой; «Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, 3. Петровой.

Проблема урока:как сочинить мелодию?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Сочини мело­дию».

Ход урока

Организационный момент.

Прослушивание песни И.Якушенко «Пестрая песенка».

- Ребята, Осени так понравилась ваша песня, что она попросила со­чинить новые песенки для неё.

Ролевая игра «Играем в композитора».

- Для сочинения мелодии используем текст учебника-тетради. Для поиска настроения можно использовать подсказки Музы со

страниц разворота урока «Сочини мелодию».

3. «Золотая осень»А. Барто.

- Как вы думаете, что нам нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку? Исходя их опыта предыдущих уроков, мы будем опираться на речевые интонации, на мелодекламацию.

- Выразительно, нараспев прочитать стихотворение.

- Выбрать нужный темп чтения (неторопливо, не спеша, нараспев).

- Выделить в стихотворении главное, «ключевое» слово (повтор слова «золотая» - золотая стая, золотые листы, золотое письмецо).

- Подчеркнуть согласные буквы и их сочетания («з», «с», «ст»).

- Произнести эти звуки, которые словно помогают услышать шо­рох падающих листьев.

- Передать повышение и понижение голоса.

Каждый из учащихся поет одну строчку и по «цепочке» сочиняем их в мелодию (складывание песни по фразам).

- А теперь я сыграю сочиненную вами песенку. На что нужно об­ратить внимание?

(На ритм, темп, динамику, характер звука, фигурации аккомпа­немента).

- Что же делает мелодия? (Мелодия передает главную мысль песни).

- А что является сопровождением мелодии? (Аккомпанемент).

4. «Дождьидет» (песенка-диалог).

- Поиск нужной речевой интонации.

- Использование эмоциональных определений, приведенных на развороте учебника-тетради.

- Ритмический рисунок повтора может послужить основой ритми­ческого сопровождения («ударные инструменты» - кулачки, карандаш, треугольник).

- Класс делится на две группы: певцы и инструменталисты.

- А теперь послушаем, как композитор Александров писал про дож­дик.

Звучит пьеса «Дождик накрапывает». Домашнее задание:

а) поиск различных вариантов мелодии к данному стихотворению;

б) исполнение своего «сочинения» от лица разных персонажей любимых сказок, рассказов, мультфильмов.

Вывод:

- Кем мы сегодня были на уроке? (Композиторами).

Да, сочинение музыки - нелегкое, но увлекательное занятие, и помогала нам Муза.

ТЕМА: «Азбука, азбука каждому нужна»

Цель урока:установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.

Музыкальный материал:« Школьный корабль» Г.Струве; «Песня о школе» Д. Кабалевского, В.Викторова; «Алфавит» Г.Струве; «Азбу­ка» А.Островского, З.Петровой; «Спасибо Вам, учителя» Г.Струве, В.Викторова.

Проблема урока:где живет музыка?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Азбука, азбу­ка каждому нужна».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня нам с вами надо выяснить, где живет музыка. Как она появляется, мы уже выяснили на прошлом уроке.

- Муза предлагает всем нам совершить увлекательное путешествие на школьном корабле.

- Капитаном этого корабля Муза попросила быть меня. Школьный корабль обязательно должен посетить несколько «гаваней».

Остановки предлагается сделать в «гаванях»: «Школьная», «Бук­венная семья», «Музыкальная азбука».

- Давайте попробует представить, что же можно увидеть там? Музыка в путешествии будет нам помогать. Поэтому сейчас, ког­да школьный корабль отправится в путь, ваша задача - пофантазиро­вать, что мы можем увидеть в тех «гаванях», которые вы выбрали.

Звучит песня Г. Струве «Школьный корабль». Дети слушают му­зыку, стараясь представить, что можно показать в своих «гаванях». На доску наклеиваем рисунки с названием «гаваней»:

- «Школьная» (о школьной жизни);

- «Буквенная семья» (алфавит);

- «Музыкальная азбука» (ноты, нотная тетрадь).

- Делаем первую остановку.

(Дети сами выбирают, где остановиться).

- Чтобы сообщить о нашем приближении, надо подать сигнал - гу­док: звук «У». (Дети выполняют упражнение).

- Вот мы и на месте: «гавань» «Школьная».

- Нас встречает музыка, «Песня о школе» Д. Кабалевского, В.Вик­торова - исполнение.

- Исполняя «Песню о школе», мы поняли, что музыка в школе -это не только уроки музыки. Музыка в школе живет (переменки, звон­ки, песни без числа...). Для того, чтобы записать мысль, нужны буквы, из которых складываются слова, для того, чтобы выполнить математи­ческое действие, нужны цифры. Специальные знаки - ноты - позволя­ют записывать музыкальные мысли, мелодии.

- Плывем дальше под исполнение песни «Школьный корабль». Дети точно должны услышать пульсацию в музыке и показать

покачивание корабля.

Звучит гудок прибытия корабля в «гавань» «Буквенная семья».Му­зыка встречает нас и в этой гавани.

- Что ждет нас в этой гавани? (Буквы).

- Как называют буквенную семью? (Азбука).

- Сколько всего букв в ней живет?

- А вот Муза дала нам задание: «Сделайте азбуку музыкальной».

- Как же это можно сделать?

(Дети предлагают возможные варианты действий).

Муза:«Услышьте мелодию и спойте ее с названием букв, кото­рые есть в азбуке».

Звучит «Алфавит» Г.Струве.

(Дети мысленно пропевают алфавит с этой мелодией. Далее пес­ня исполняется с буквами алфавита).

- Кто обратил внимание на движение мелодии в нашей песне?

- А композитор Островский тоже сумел сделать азбуку музыкаль­ной. Давайте послушаем, как у него получилось.

Наши рекомендации