Исполняется пьеса «Дождик накрапывает» А.Александрова.
(Дети определят, что это дождь, и говорят, каким способом музыка об этом рассказала).
- Муза предлагает нам послушать песенку, которую поет мальчик (разворот учебника-тетради «Музыка осени»). Но он не знает, как
назвать свою песенку.
- Давайте придумаем название песенке.
«Капельки» В. Павленко.
Песня исполняется вместе с учителем (прием - подпевание).
- Спасибо, Музыка, за песни, которые мы услышали у осени.
Вывод:
Разворот учебника-тетради «Музыка осени».
- Какие стихи, приведенные в учебнике-тетради, близки по настроению разучиваемым песням?
- В каком образе появилась на этом развороте знакомая нам Муза, какое у нее настроение?
- Какое из музыкальных произведений, прозвучавших на уроке, понравилось бы Музе больше всего и почему?
- Вспомните стихи, рассказы о приметах осени, с которыми вы познакомились на уроках чтения в школе или дома с родителями.
- Дома еще раз рассмотрите рисунки в учебнике-тетради, изображающие осеннюю природу, сравните их с музыкой, прозвучавшей на уроке, с осенним пейзажем, который вы видите за окном. Что их объединяет?
ТЕМА: «Сочини мелодию»
Цель урока:овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.
Музыкальный материал:ролевая игра «Играем в композитора»; литературный материал для импровизации; «Капельки» В.Павленко, Э.Богдановой; «Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко, 3. Петровой; «Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, 3. Петровой.
Проблема урока:как сочинить мелодию?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Сочини мелодию».
Ход урока
Организационный момент.
Прослушивание песни И.Якушенко «Пестрая песенка».
- Ребята, Осени так понравилась ваша песня, что она попросила сочинить новые песенки для неё.
Ролевая игра «Играем в композитора».
- Для сочинения мелодии используем текст учебника-тетради. Для поиска настроения можно использовать подсказки Музы со
страниц разворота урока «Сочини мелодию».
3. «Золотая осень»А. Барто.
- Как вы думаете, что нам нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку? Исходя их опыта предыдущих уроков, мы будем опираться на речевые интонации, на мелодекламацию.
- Выразительно, нараспев прочитать стихотворение.
- Выбрать нужный темп чтения (неторопливо, не спеша, нараспев).
- Выделить в стихотворении главное, «ключевое» слово (повтор слова «золотая» - золотая стая, золотые листы, золотое письмецо).
- Подчеркнуть согласные буквы и их сочетания («з», «с», «ст»).
- Произнести эти звуки, которые словно помогают услышать шорох падающих листьев.
- Передать повышение и понижение голоса.
Каждый из учащихся поет одну строчку и по «цепочке» сочиняем их в мелодию (складывание песни по фразам).
- А теперь я сыграю сочиненную вами песенку. На что нужно обратить внимание?
(На ритм, темп, динамику, характер звука, фигурации аккомпанемента).
- Что же делает мелодия? (Мелодия передает главную мысль песни).
- А что является сопровождением мелодии? (Аккомпанемент).
4. «Дождьидет» (песенка-диалог).
- Поиск нужной речевой интонации.
- Использование эмоциональных определений, приведенных на развороте учебника-тетради.
- Ритмический рисунок повтора может послужить основой ритмического сопровождения («ударные инструменты» - кулачки, карандаш, треугольник).
- Класс делится на две группы: певцы и инструменталисты.
- А теперь послушаем, как композитор Александров писал про дождик.
Звучит пьеса «Дождик накрапывает». Домашнее задание:
а) поиск различных вариантов мелодии к данному стихотворению;
б) исполнение своего «сочинения» от лица разных персонажей любимых сказок, рассказов, мультфильмов.
Вывод:
- Кем мы сегодня были на уроке? (Композиторами).
Да, сочинение музыки - нелегкое, но увлекательное занятие, и помогала нам Муза.
ТЕМА: «Азбука, азбука каждому нужна»
Цель урока:установить взаимосвязь уроков в школе с музыкой.
Музыкальный материал:« Школьный корабль» Г.Струве; «Песня о школе» Д. Кабалевского, В.Викторова; «Алфавит» Г.Струве; «Азбука» А.Островского, З.Петровой; «Спасибо Вам, учителя» Г.Струве, В.Викторова.
Проблема урока:где живет музыка?
Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Азбука, азбука каждому нужна».
Ход урока
Организационный момент.
- Сегодня нам с вами надо выяснить, где живет музыка. Как она появляется, мы уже выяснили на прошлом уроке.
- Муза предлагает всем нам совершить увлекательное путешествие на школьном корабле.
- Капитаном этого корабля Муза попросила быть меня. Школьный корабль обязательно должен посетить несколько «гаваней».
Остановки предлагается сделать в «гаванях»: «Школьная», «Буквенная семья», «Музыкальная азбука».
- Давайте попробует представить, что же можно увидеть там? Музыка в путешествии будет нам помогать. Поэтому сейчас, когда школьный корабль отправится в путь, ваша задача - пофантазировать, что мы можем увидеть в тех «гаванях», которые вы выбрали.
Звучит песня Г. Струве «Школьный корабль». Дети слушают музыку, стараясь представить, что можно показать в своих «гаванях». На доску наклеиваем рисунки с названием «гаваней»:
- «Школьная» (о школьной жизни);
- «Буквенная семья» (алфавит);
- «Музыкальная азбука» (ноты, нотная тетрадь).
- Делаем первую остановку.
(Дети сами выбирают, где остановиться).
- Чтобы сообщить о нашем приближении, надо подать сигнал - гудок: звук «У». (Дети выполняют упражнение).
- Вот мы и на месте: «гавань» «Школьная».
- Нас встречает музыка, «Песня о школе» Д. Кабалевского, В.Викторова - исполнение.
- Исполняя «Песню о школе», мы поняли, что музыка в школе -это не только уроки музыки. Музыка в школе живет (переменки, звонки, песни без числа...). Для того, чтобы записать мысль, нужны буквы, из которых складываются слова, для того, чтобы выполнить математическое действие, нужны цифры. Специальные знаки - ноты - позволяют записывать музыкальные мысли, мелодии.
- Плывем дальше под исполнение песни «Школьный корабль». Дети точно должны услышать пульсацию в музыке и показать
покачивание корабля.
Звучит гудок прибытия корабля в «гавань» «Буквенная семья».Музыка встречает нас и в этой гавани.
- Что ждет нас в этой гавани? (Буквы).
- Как называют буквенную семью? (Азбука).
- Сколько всего букв в ней живет?
- А вот Муза дала нам задание: «Сделайте азбуку музыкальной».
- Как же это можно сделать?
(Дети предлагают возможные варианты действий).
Муза:«Услышьте мелодию и спойте ее с названием букв, которые есть в азбуке».
Звучит «Алфавит» Г.Струве.
(Дети мысленно пропевают алфавит с этой мелодией. Далее песня исполняется с буквами алфавита).
- Кто обратил внимание на движение мелодии в нашей песне?
- А композитор Островский тоже сумел сделать азбуку музыкальной. Давайте послушаем, как у него получилось.