Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
- Почему нас музыка встретила сегодня таким грустным, печальным настроением?
- Откроем страницу 16 нашего учебника-тетради. Может быть, там найдем ответ.
- Так что же нам сегодня предлагает Муза?
- С музыкой какого времени года мы будем знакомиться?
- Да, мы сегодня познакомиться с музыкой осени.
- Вы слышали музыку осени?
- Где она звучала?
- Что мы знаем об осени? Дети с помощью учителя читают по желанию фрагменты стихов, написанных у них на кленовых листочках. Определяют, какому месяцу они в большей степени соответствуют. 2. Развитие темы урока.
- А как же нам услышать музыку осени? Но прежде чем её услышать, надо представить осень, а лучше её нарисовать. И рисовать её будем все вместе, отвечая на вопросы пройденных тем. И чем правильнее вы будете давать ответы, тем ярче будет наша картина осени (работа с планшетом №1). «Рисуем осень». Выбираем фигурки (облака) с заданиями: «исполни песню», «знаки», «физминутка», «шарада», «загадка». Крепим на доску после ответов.
1. Загадка.
Это кит, он музыкальный
То весёлый, то печальный
Его автором зовет
Композитор и народ.
С ним всем детям интересней.
Этот кит зовется....
Ответ: песней.
2. Шарада:(написана на облаке).
Это ключ, открыть им дверь
Невозможно, ты поверь.
Первый слог от инструмента,
Вроде аккомпанемента.
Прибавляйте к слогу —чный
И придет к нам симпатичный
Музыкальный добрый друг...
Какой же клюй?
Ответ: скрипичный.
Физминутка:(написана на нарисованном дереве). «Ветер дует нам в лицо». Исполни песню:(написана на облаке).
Так уж получилось
Облако пушистое
Тихо приземлилось.
Мягкое и белое.
Как большой зефир,
Облако, облако
Я в гости пригласил
2. А за ними следом,
Так уж получилось,
Песенка веселая
В гости попросилась
Звонкая, задорная
Залетела в дом.
Песенку, песенку
С друзьями мы поем.
Исполнение хором песни «Так уж получилось»Г.Струве, сл. Н.Соловьевой.
- О чем же эта песня?
Знаки:(листочек клена). Зашифрованные знаки постарайтесь разгадать.
- Этот знак зовется...(форте)
Как мы будем исполнять? (Громко).
— Этот знак немного странно называется... (пиано).
С этим знаком произведение
Исполняется как? (Тихо).
- Итак, мы нарисовали на планшете картину осени.
Работа с учебником.
Разворот учебника-тетради «Музыка осени», с. 16.
Рассмотрите картины осени.
- Послушайте стихи А.С.Пушкина и А.Плещеева и определите, какая осень звучит в их стихах.
- На репродукцию какой картины похожи стихи?
- «Золотая осень» В.Поленова
- «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога,
- «Золотая осень» И.Левитана,
- «Рябинка» И.Грабаря.
(Конец сентября, начало октября).
- Итак, мы увидели осень, а как сделать так, чтобы её услышать? (Обратите внимание на подсказку Музы - стихотворный фрагмент, который напоминает об уроке, где сочинялись песенки-заклички).
- Может быть, зазвать ее к нам? На Руси были заклички, с помощью которых люди зазывали весну, лето, осень.
Осень, осень, гость на недель восемь.
С грибами, сильными, с дождями - ливнями.
Лейся, дождик, с неба, больше будет хлеба.
Дети придумывают и исполняют вокальные импровизации (лучше построчно каждому ребенку).
Вот мы и зазвали осень, и она к нам пришла. (Спецэффекты: гроза, шум ветра, дождя).
- Какие были звуки? (Шумовые).
Сентябрь.
- Очень яркий месяц. Краски его разнообразны. Сентябрь - пестрый месяц. Музыка тоже может быть пестрой. Давайте сочиним стихи нашей «пестрой песенки».
Я буду начинать, а вы продолжайте.
- В сентябре, в сентябре (Много красок на дворе).
- Мы их вместе соберем.
- Пестрой песню... (Назовем).
Учитель играет начало мелодических фраз, дети допевают.
Далее песня исполняется учителем совместно сдетьми. (Дети поют припев, учитель - запев).
Организовать творческий поиск детей. Показать, что они сами сочинили песню «Пестрая песенка. Сентябрь».
Октябрь.
-Птицы улетают, прощаясь до весны. А знаете ли вы, какая птица первой улетает?
- Какая первая прилетает весной?
- Какие песни поют на прощание птицы?
Исполняется песня «Скворушка прощается». (Песня исполняется вместе с учителем. Дети участвуют в исполнении припева).
- В песне мы будем использовать прием дирижирования и выразительного произнесения текста.
При повторном пропевании поработаем над навыками выразительного исполнения песни: будем акцентировать внимание на дыхании в начале фразы.
- Скажите, можно ли включить в исполнение детские музыкальные инструменты? Если можно, то какие?
(Колокольчики, треугольники. Они соответствуют характеру песни, могут изобразить капли дождя, слезы скворушки).
- Треугольники будут звучать во вступлении, на каждую сильную долю, колокольчики отмечают начало каждой фразы.
Ноябрь.
- И октябрь закончился. Какое же главное событие осени?