Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.

- Почему нас музыка встретила сегодня таким грустным, печаль­ным настроением?

- Откроем страницу 16 нашего учебника-тетради. Может быть, там найдем ответ.

- Так что же нам сегодня предлагает Муза?

- С музыкой какого времени года мы будем знакомиться?

- Да, мы сегодня познакомиться с музыкой осени.

- Вы слышали музыку осени?

- Где она звучала?

- Что мы знаем об осени? Дети с помощью учителя читают по жела­нию фрагменты стихов, написанных у них на кленовых листочках. Определяют, какому меся­цу они в большей степени соответствуют. 2. Развитие темы урока.

- А как же нам услышать музыку осени? Но прежде чем её услышать, надо представить осень, а лучше её нарисовать. И рисовать её бу­дем все вместе, отвечая на вопросы пройденных тем. И чем правильнее вы будете давать ответы, тем ярче будет наша картина осени (работа с планшетом №1). «Рисуем осень». Выбираем фигурки (облака) с заданиями: «исполни песню», «знаки», «физминутка», «шарада», «загадка». Крепим на доску после ответов.

1. Загадка.

Это кит, он музыкальный

То весёлый, то печальный

Его автором зовет

Композитор и народ.

С ним всем детям интересней.

Этот кит зовется....

Ответ: песней.

2. Шарада:(написана на облаке).

Это ключ, открыть им дверь

Невозможно, ты поверь.

Первый слог от инструмента,

Вроде аккомпанемента.

Прибавляйте к слогу —чный

И придет к нам симпатичный

Музыкальный добрый друг...

Какой же клюй?

Ответ: скрипич­ный.

Физминутка:(написана на нарисованном дереве). «Ветер дует нам в лицо». Исполни песню:(написана на облаке).

Так уж получилось

Облако пушистое

Тихо приземлилось.

Мягкое и белое.

Как большой зефир,

Облако, облако

Я в гости пригласил

2. А за ними следом,

Так уж получилось,

Песенка веселая

В гости попросилась

Звонкая, задорная

Залетела в дом.

Песенку, песенку

С друзьями мы поем.

Исполнение хором песни «Так уж получилось»Г.Струве, сл. Н.Соловь­евой.

- О чем же эта песня?

Знаки:(листочек клена). Зашифрованные знаки постарай­тесь разгадать.

- Этот знак зовется...(форте)

Как мы будем исполнять? (Громко).

— Этот знак немного странно называет­ся... (пиано).

С этим знаком произведение

Исполняется как? (Тихо).

- Итак, мы нарисовали на планшете кар­тину осени.

Работа с учебником.

Разворот учебника-тетради «Музыка осени», с. 16.

Рассмотрите картины осени.

- Послушайте стихи А.С.Пушкина и А.Плещеева и определите, какая осень звучит в их стихах.

- На репродукцию какой картины похожи стихи?

- «Золотая осень» В.Поленова

- «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога,

- «Золотая осень» И.Левитана,

- «Рябинка» И.Грабаря.

(Конец сентября, начало октября).

- Итак, мы увидели осень, а как сделать так, чтобы её услышать? (Обратите внимание на подсказку Музы - стихотворный фрагмент, ко­торый напоминает об уроке, где сочинялись песенки-заклички).

- Может быть, зазвать ее к нам? На Руси были заклички, с помо­щью которых люди зазывали весну, лето, осень.

Осень, осень, гость на недель восемь.

С грибами, сильными, с дождями - ливнями.

Лейся, дождик, с неба, больше будет хлеба.

Дети придумывают и исполняют вокальные импровизации (луч­ше построчно каждому ребенку).

Вот мы и зазвали осень, и она к нам пришла. (Спецэффекты: гроза, шум ветра, дождя).

- Какие были звуки? (Шумовые).

Сентябрь.

- Очень яркий месяц. Краски его разнообразны. Сентябрь - пест­рый месяц. Музыка тоже может быть пестрой. Давайте сочиним стихи нашей «пестрой песенки».

Я буду начинать, а вы продолжайте.

- В сентябре, в сентябре (Много красок на дворе).

- Мы их вместе соберем.

- Пестрой песню... (Назовем).

Учитель играет начало мелодических фраз, дети допевают.

Далее песня исполняется учителем совместно сдетьми. (Дети поют припев, учитель - запев).

Организовать творческий поиск детей. Показать, что они сами сочинили песню «Пестрая песенка. Сентябрь».

Октябрь.

-Птицы улетают, прощаясь до весны. А знаете ли вы, какая птица пер­вой улетает?

- Какая первая прилетает весной?

- Какие песни поют на прощание пти­цы?

Исполняется песня «Скворушка прощается». (Песня исполняется вместе с учителем. Дети участвуют в исполнении припева).

- В песне мы будем использовать прием дирижирования и выра­зительного произнесения текста.

При повторном пропевании поработаем над навыками вырази­тельного исполнения песни: будем акцентировать внимание на дыха­нии в начале фразы.

- Скажите, можно ли включить в исполнение детские музыкальные инструменты? Если можно, то какие?

(Колокольчики, треугольники. Они соответствуют характеру песни, могут изобразить капли дождя, слезы скворушки).

- Треугольники будут звучать во вступлении, на каждую сильную долю, колокольчики отмечают начало каждой фразы.

Ноябрь.

- И октябрь закончился. Какое же главное событие осени?

Наши рекомендации