Прослушивание: «Музыкант» Б. Окуджавы.

- О каких музыкантах рассказала нам музыка? (О композиторе, исполнителе, слушателе).

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник-тетрадь. Рассмотрим рисунки разворота «И Муза вечная со мной!». Музы - это волшебницы, добрые феи, раскры­вающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.

Звучит фрагмент «Па-де-де» из балета «Щелкунчик».

- Каков характер этой музыки?

- Попробуйте определить настроение, которое возникло у вас пос­ле ее прослушивания.

- Что каждому из вас рассказала музыка?

- Какие музыкальные инструменты вы услышали?

- Кто исполнял (играл) музыку Чайковского (один исполнитель или много исполнителей)?

-Как называют коллектив музыкантов, играющих на разных ин­струментах? (Оркестр).

- Кто руководит исполнением оркестра? (Дирижер).

- Эту музыку написал Петр Ильич Чайковский. Жил он в XIX ве­ке. Это великий русский композитор. (Показать его портрет).

Ролевая игра «Дирижируем оркестром».

Ролевая игра «Дирижируем оркестром» даст возможность детям не только ощутить себя настоящими исполнителями, но и попытаться эмоционально откликнуться на музыку. Свободное дирижирование (вне схемы) на уроках музыки помогает формировать навыки координации простых движений под музыку разного характера.

Звучит «Песня о школе» Д. Кабалевского.

Задание:не петь форсированным звуком, чрезмерно проявляя свою старательность в «порыве вдохновения». Петь громко - не значит петь красиво и выразительно. Нужно бережно относиться к своему го­лосу, потому что голос - это самый нежный «инструмент».

Вырабатывать у детей такие вокально-хоровые навыки, как напев­ность звучания мелодии, одновременное начало и окончание пения, мяг­кое, естественное звучание голосов, вслушивание в пение одноклассников, пропевание гласных и отчетливое произношение согласных звуков.

Итог урока:

- Вспомните, какая музыка прозвучала?

- С каким композитором мы познакомились на уроке?

- Что нового вы узнали об исполнителях?

ТЕМА: «Хоровод муз»

Цель урока:раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира.

Музыкальный материал:«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чай­ковского; «Во поле береза стояла», русская народная песня; «Бе­резка», русский хоровод, обр Е.Кузнецова; «Хора и сырба», мол­давские народные наигрыши; «Сиртаки», М.Теодоракис.

Проблема урока:как можно исполнять музыку?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Хоровод муз».

Ход урока

Организационный момент.

Данный урок является первым уроком, который проводится в му­зыкальном классе.

Звучит «Березка», русский хоровод, обр. Е.Кузнецова.

(Напомнить правила общения с музыкой).

- Под какую музыку вы вошли в класс?

Работа с разворотом учебника «Хоровод Муз».

- Откроем учебники-тетради на странице 10 и рассмотрим рисун­ки. Понять их нам помогут младшие сестры музыки - Музы.

Эти сестры помогут вам лучше понять и музыку. Одна из них лю­бит больше петь, другая - танцевать. Муза, путешествуя с вами из страны в страну, будет раскрывать вам, слушателям, особенности песен и танцев разных народов мира.

Если Музыка видит, что человек очень хочет познакомиться с ней, она отправляет к нему Музу в надежде, что та приведет человека к ней.

Сегодня Музыка приглашает нас поучаствовать в хороводе Муз. Вам знакомо слово «хоровод»?

Хоровод- древний вид искусства, который есть у каждого народа.

Хоровод - это всегда движение, чаще всего, по кругу. В нем со­единяются пение, игра на каких-либо инструментах, игра, танец.

3. Разучивание русской народной песни-хоровода «Во поле бе­реза стояла».

Используем прием «разыгрывания» песни - передача исполните­лями характера и настроения музыки при помощи ее инсценирования, драматизации.

«Разыгрывание песни», движение в хороводе распределяем между группа­ми детей, так как соединение пения даже с простейшими движениями обыч­но сказывается на качестве звучания песни.

Объяснить правила вождения хоровода (плавные, равномерные малень­кие шаги под музыку).

Учитель берет на себя право водящего, затем его можно передать од­ному из детей.

(Дети танцуют русский хоровод «Во поле береза стояла»).

- Куда пригласила нас Муза? Где, в какой стране родилась такая музыка?

- Муза предлагает послушать еще один хоровод.

Наши рекомендации