З.Ролевая игра «Звуки природы».

Автор: Н.В.Новодворская

ТЕМА: Как услышать музыку?

Цель урока: познакомить детей с миром звуков.

Музыкальный материал: запись звуков природы, звуков города, му­зыкальных звуков.

Проблема урока: что такое музыка?

Ход урока

Организационный момент.

Этот урок не предусмотрен авторами программы. Необходи­мость его включения объясняется как чисто художественными задача­ми музыкального воспитания, так и нормативными требованиями адап­тационного периода первоклассников в школе. Урок проводится на ули­це, в школьном дворе.

Развитие урока.

- У нас сегодня необычный урок музыки. Посмотрите вокруг, что мы видим? (Дети называют, что они видят).

- А теперь закроем глаза и послушаем. Что мы слышим?

(Дети называют различные звуки, которые им удалось услышать).

- Давайте разделим звуки на те, которые существуют в природе, и те, которые «живут» в комнате.

(Вместе с учителем дети делят звуки по группам. Выделяют зву­ки музыкальные (птицы поют) и немузыкальные (шум машин, крики де­тей и т.д.)).

- А все ли звуки красивые? Где больше всего красивых, приятных звуков? (В природе).

З.Ролевая игра «Звуки природы».

- Сейчас мы попробуем озвучить красивые звуки природы. Для этого нам надо разделиться на две команды. Одни будут артистами, другие - зрителями. А затем команды поменяются местами. (Распределение ролей: «пшеничное поле», «березовая роща», «птен­цы в гнезде», «пчелиный рой»).

Ролевая игра «Звуки улицы».

После каждого показа ситуация анализируется: получилось ли красиво? Командам раздаются новые роли. Задание: озвучить то, что дети слышат на улице.

(Распределение ролей: «дорожное движение», «перемена», «бесе­да подружек», «разговор прохожих»). (Анализ ситуации после каждого импровизированного показа).

- Что объединяет все красивые звуки?

(Красивые звуки умеют «слушать» друг друга. Красивые звуки гораздо длиннее некрасивых). (Называются все характеристики музыкальных звуков):

- Такие звуки человек назвал музыкальными,и из них складывает­ся музыка.

ТЕМА: «И муза вечная со мной!»

Цель урока:ввести детей в тему полугодия «Музыка вокруг нас». Музыкальный материал:«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чай­ковского; «Музыкант» Б. Окуджавы; слушание «Песни о школе» Д. Кабалевского, В.Викторова.

Проблема урока:где звучит музыка?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «И Муза веч­ная со мной!»

Ход урока

Организационный момент.

При входе первоклассников в класс звучит музыка П. Чайковско­го: фрагмент «Па-де-де» из балета «Щелкунчик». Торжественная, возвышенная музыка создает определенный эмоциональный фон урока, способст­вует созданию праздничного настроения у детей.

- На уроках мы будем слушать музыку и размышлять о том, что она рассказывает; знакомиться с творчеством различных композиторов и самостоятельно сочинять несложные мелодии, учиться их исполнять -петь; играть на музыкальных инструментах, разучивать движения и ув­лекательные игры под музыку; узнавать много нового и интересного о музыкальном искусстве. Помогать вам в этом будет учебник-тетрадь.

- А теперь давайте выясним, где в жизни звучит музыка?

- Как звучащая вокруг нас музыка влияет на мысли и чувства людей?

- Как изменилась бы жизнь человека, если бы из нее исчезла му­зыка?

- Давайте представим, что мы с вами находимся в концертном зале. Выслушайте несколько правил, как надо слушать музыку.

- Музыка должна звучать в тишине. Она не любит, когда её перебивают словами.

- Перед пением нужно не только настроиться на характер то­го произведения, которое будет разучиваться, но и «приготовить­ся» к работе над ним.

- Во время слушания музыки попытаться представить, о чем она нам рассказывает.

- А теперь послушайте, о ком нам расскажет музыка.

Прослушивание: «Музыкант» Б. Окуджавы.

- О каких музыкантах рассказала нам музыка? (О композиторе, исполнителе, слушателе).

2. Работа с учебником.

- Откройте учебник-тетрадь. Рассмотрим рисунки разворота «И Муза вечная со мной!». Музы - это волшебницы, добрые феи, раскры­вающие перед людьми чудесный мир искусства, в том числе и музыки.

ТЕМА: «Хоровод муз»

Цель урока:раскрыть характерные особенности песен и танцев разных народов мира.

Музыкальный материал:«Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.Чай­ковского; «Во поле береза стояла», русская народная песня; «Бе­резка», русский хоровод, обр Е.Кузнецова; «Хора и сырба», мол­давские народные наигрыши; «Сиртаки», М.Теодоракис.

Проблема урока:как можно исполнять музыку?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Хоровод муз».

Ход урока

Организационный момент.

Данный урок является первым уроком, который проводится в му­зыкальном классе.

Ход урока

1.Организационный момент:

- Давайте вспомним, кого музыка называет музыкантами? Чем отличаются они друг от друга? (Композитор, исполнитель, слушатель).

- Кем мы были на прошлом уроке? (Исполнителями и слушателями).

- Кого мы называем композитором? (Человека, который пишет музыку).

- Что нужно знать композитору, чтобы услышать и «рассказать» музыку?

- А хотите стать композиторами?

- Откроем страницу 12 нашего учебника-тетради.

Картинки на этих страницах подсказывают, что Муза приглашает нас самим найти музыку.

Музыка предложила свои подсказки (рисунки, тексты) где нам, как композиторам, можно услышать музыку. Что, показывает Муза, нам нужно сделать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала? (Петь, играть на музыкальных инструментах).

- Но ведь мы не умеем играть на музыкальных инструментах! Как же быть? А вот как.

У каждого из вас есть свой, непохожий ни на какой другой, музыкальный инструмент -это голос. Им мы и воспользуемся.

2.Ролевая игра «Играем в компози­тора».

1) - Давайте познакомимся с первым четверостишием - «Солнышко». К нему есть иллюстрация.

Разбор содержания:

- К кому обращаются дети?

- Как его называют?

- Чего больше в четверостишии - изображения солнышка или от­ношения к нему детей?

- С какой интонацией необходимо выразить это обращение? Пробуя различные интонации, дети выбирают одну. Например, интонацию просьбы.

Мелодия основывается на нисходящем движении, так как харак­терный жест - поклон.

Дети импровизируют исполнение песенки-заклички «Солнышко».

2)Второе четверостишие - «Дождик». Чтение текста. Разбор содержания:

- К кому обращаются дети?

- Что от него хотят?

- С какой интонацией выражает­ся это обращение?

Выясняют, что одной из разно­видности интонации просьбы являют­ся её строгие формы произношения.

Получилась песенка-закличка.

3)Третий стихотворный текст -«Гори, гори ясно».

- Читаем текст. Вы заметили, что текст интонационно делится на три части?

- А теперь постараемся прочитать так, чтобы каждое слово было похоже на то содержание, которое спрятано в словах. Например, чтобы слово «бе­гать» двигалось, а не стояло.

Идет работа со словом (слова соединяются в смысловые «цепочки» -«гори, гори, ясно».

Работа над ритмическим рисун­ком и длительностью произношения отдельных звуков.

- Как исполняется наша музыка? (Призывно).

Выбирается интонация призыва (выявляются признаки призывной инто­нации).

Вокальное исполнение.

Получилась песенка-считалка.

4) Четвертый стихотворный текст - «Трим, трам, трам».

Выбирается задорная интонация марша. Исполняется как песня-марш.

5) Пятый стихотворный текст - «Баю, баюшки, баю».

Разбор содержания:

- Какой должна получиться наша музыка? (Неж­ной).

- Можно ли голосом изо­бразить покачивание колыбели? Как она качается? (Вверх, вниз).

- Значит, и звуков будет всего два: верхний и нижний.

(Дети поют на двух зву­ках «баю-бай», изображая по­качивание колыбели).

Получилась колыбель­ная песенка.

Вывод:

- Какими по настроению получились наши песенки? (Радостная, строгая, призывная, задорная, нежная).

- Кто нам подсказал, как писать музыку?

(Нам подсказали солнышко, дождик, считалка, марш, колыбельная).

- Какие песенки вам больше всего понравились?

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. За­чем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся.

- Давайте споем песню «Веселая песенка».

- Кто пел мелодию? (Хор).

- А кто играл аккомпанемент? (Учитель).

Развитие темы урока.

- Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни - какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из па­мяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.

- Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем?

(Слова. Песня. Мелодия).

- Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».

- Сейчас я сыграю несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (Звучат мелодии популярных песен, дети называют их).

- Вы хорошо справились с этим заданием.

А теперь я сыграю вам мелодии двух пьес - марша и танца.

Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда - танец?

ТЕМА: «Музыка осени»

Цель урока:связать жизненные впечатления детей с художественными

образами.

Проблема урока:где можно услышать музыку осени?

Музыкальный материал:«Осенняя песнь» П. И. Чайковского; «Так уж получилось» Г.Струве, сл.Н.Соловьевой; «Осень, осень», русская народ­ная песня; «Дождик накрапывает» Ан. Александрова; «Капельки» ВЛавленко, сл. Э. Богдановой; «Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, ел. 3. Петровой; «Скворушка прощается», Т. Попатенко, ел. М. Ивенсен.

Дополнительный материал:у каждого ребенка на столе осенние лис­точки со стихами об осени на обратной стороне. «Рисуем осень»:

На 1 -м планшете - ствол дерева (физминутка), облака (песня, за­гадка); солнце (игра).

На 2-м планшете - репродукции картин об осени: «Золотая осень» В.Поленова, «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога, «Золотая осень» И.Левитана, «Рябинка» И.Грабаря.

Ход урока

Организационный момент.

Работа с учебником.

Разворот учебника-тетради «Музыка осени», с. 16.

Рассмотрите картины осени.

- Послушайте стихи А.С.Пушкина и А.Плещеева и определите, какая осень звучит в их стихах.

- На репродукцию какой картины похожи стихи?

- «Золотая осень» В.Поленова

- «Тополиная аллея осенью» В.Ван Гога,

- «Золотая осень» И.Левитана,

- «Рябинка» И.Грабаря.

(Конец сентября, начало октября).

- Итак, мы увидели осень, а как сделать так, чтобы её услышать? (Обратите внимание на подсказку Музы - стихотворный фрагмент, ко­торый напоминает об уроке, где сочинялись песенки-заклички).

- Может быть, зазвать ее к нам? На Руси были заклички, с помо­щью которых люди зазывали весну, лето, осень.

Осень, осень, гость на недель восемь.

С грибами, сильными, с дождями - ливнями.

Лейся, дождик, с неба, больше будет хлеба.

Дети придумывают и исполняют вокальные импровизации (луч­ше построчно каждому ребенку).

Вот мы и зазвали осень, и она к нам пришла. (Спецэффекты: гроза, шум ветра, дождя).

- Какие были звуки? (Шумовые).

Сентябрь.

- Очень яркий месяц. Краски его разнообразны. Сентябрь - пест­рый месяц. Музыка тоже может быть пестрой. Давайте сочиним стихи нашей «пестрой песенки».

Я буду начинать, а вы продолжайте.

- В сентябре, в сентябре (Много красок на дворе).

- Мы их вместе соберем.

- Пестрой песню... (Назовем).

Учитель играет начало мелодических фраз, дети допевают.

Далее песня исполняется учителем совместно сдетьми. (Дети поют припев, учитель - запев).

Организовать творческий поиск детей. Показать, что они сами сочинили песню «Пестрая песенка. Сентябрь».

Октябрь.

-Птицы улетают, прощаясь до весны. А знаете ли вы, какая птица пер­вой улетает?

- Какая первая прилетает весной?

- Какие песни поют на прощание пти­цы?

Исполняется песня «Скворушка прощается». (Песня исполняется вместе с учителем. Дети участвуют в исполнении припева).

- В песне мы будем использовать прием дирижирования и выра­зительного произнесения текста.

При повторном пропевании поработаем над навыками вырази­тельного исполнения песни: будем акцентировать внимание на дыха­нии в начале фразы.

- Скажите, можно ли включить в исполнение детские музыкальные инструменты? Если можно, то какие?

(Колокольчики, треугольники. Они соответствуют характеру песни, могут изобразить капли дождя, слезы скворушки).

- Треугольники будут звучать во вступлении, на каждую сильную долю, колокольчики отмечают начало каждой фразы.

Ноябрь.

- И октябрь закончился. Какое же главное событие осени?

ТЕМА: «Сочини мелодию»

Цель урока:овладение элементами алгоритма сочинения мелодии.

Музыкальный материал:ролевая игра «Играем в композитора»; лите­ратурный материал для импровизации; «Капельки» В.Павленко, Э.Богдановой; «Золотая осень. Октябрь» И. Якушенко, 3. Петровой; «Пестрая песенка. Сентябрь» И. Якушенко, 3. Петровой.

Проблема урока:как сочинить мелодию?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Сочини мело­дию».

Ход урока

Организационный момент.

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня нам с вами надо выяснить, где живет музыка. Как она появляется, мы уже выяснили на прошлом уроке.

- Муза предлагает всем нам совершить увлекательное путешествие на школьном корабле.

- Капитаном этого корабля Муза попросила быть меня. Школьный корабль обязательно должен посетить несколько «гаваней».

Остановки предлагается сделать в «гаванях»: «Школьная», «Бук­венная семья», «Музыкальная азбука».

- Давайте попробует представить, что же можно увидеть там? Музыка в путешествии будет нам помогать. Поэтому сейчас, ког­да школьный корабль отправится в путь, ваша задача - пофантазиро­вать, что мы можем увидеть в тех «гаванях», которые вы выбрали.

Звучит песня Г. Струве «Школьный корабль». Дети слушают му­зыку, стараясь представить, что можно показать в своих «гаванях». На доску наклеиваем рисунки с названием «гаваней»:

- «Школьная» (о школьной жизни);

- «Буквенная семья» (алфавит);

- «Музыкальная азбука» (ноты, нотная тетрадь).

- Делаем первую остановку.

(Дети сами выбирают, где остановиться).

- Чтобы сообщить о нашем приближении, надо подать сигнал - гу­док: звук «У». (Дети выполняют упражнение).

- Вот мы и на месте: «гавань» «Школьная».

- Нас встречает музыка, «Песня о школе» Д. Кабалевского, В.Вик­торова - исполнение.

- Исполняя «Песню о школе», мы поняли, что музыка в школе -это не только уроки музыки. Музыка в школе живет (переменки, звон­ки, песни без числа...). Для того, чтобы записать мысль, нужны буквы, из которых складываются слова, для того, чтобы выполнить математи­ческое действие, нужны цифры. Специальные знаки - ноты - позволя­ют записывать музыкальные мысли, мелодии.

- Плывем дальше под исполнение песни «Школьный корабль». Дети точно должны услышать пульсацию в музыке и показать

покачивание корабля.

Звучит гудок прибытия корабля в «гавань» «Буквенная семья».Му­зыка встречает нас и в этой гавани.

- Что ждет нас в этой гавани? (Буквы).

- Как называют буквенную семью? (Азбука).

- Сколько всего букв в ней живет?

- А вот Муза дала нам задание: «Сделайте азбуку музыкальной».

- Как же это можно сделать?

(Дети предлагают возможные варианты действий).

Муза:«Услышьте мелодию и спойте ее с названием букв, кото­рые есть в азбуке».

Звучит «Алфавит» Г.Струве.

(Дети мысленно пропевают алфавит с этой мелодией. Далее пес­ня исполняется с буквами алфавита).

- Кто обратил внимание на движение мелодии в нашей песне?

- А композитор Островский тоже сумел сделать азбуку музыкаль­ной. Давайте послушаем, как у него получилось.

ТЕМА: «Музыкальная азбука»

Цель урока:знакомство с музыкальной грамотой.

Музыкальный материал:«Музыкальный корабль» Г.Струве, В. Семернина; «Семь подружек» В.Дроцевича, В.Сергеева; «Домисолька» О. Юда-хина, В.Ключникова; «Нотный хоровод» В.Герчик, Н.Френкель; «Му­зыка всегда с тобой» Г.Струве, В.Семернина.

Проблема урока:из чего состоит музыка?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкаль­ная азбука».

Ход урока

Организационный момент.

Дети вывешивают на доске свои рисунки, рассказывающие о жизни музыки в школе.

- Какую «гавань» нам осталось посетить на школьном корабле?

Звучит песня Г. Струве «Музыкальный корабль» в исполненииучителя.

- Вы заметили, что сегодня мы сменили наш корабль. Дальше в наше плавание по музыкальной стране мы отправимся на музыкальном корабле.

Дети должны точно услышать пульсацию в музыке и показать покачивание корабля.

- Я думаю, эта «гавань» для музыки - самая важная. Может быть, именно здесь и есть родной дом музыки. Муза нам подсказывает, что ключ к разгадке скрыт в самом названии «гавани» - «Музыкальная азбука».

Углубление темы урока.

- Что такое Азбука?

(Азбука складывается из букв, затем буквы, соединяясь друг сдругом, образуют слова).

- Может быть, и у музыки есть такие буквы, которые можно за­писать? Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет.

- Откроем учебник на странице 22.

- Как назвали итальянцы музыкальные буквы? (Ноты).

- Сколько нот в музыкальной азбуке? (7).

- Как называется музыкальная азбука? (Звукоряд).

- Где записываются ноты? (На нотном стане).

- А как попасть на нотный стан? (Нужен скрипичный ключ).

- Ну, вот, Муза и рассказала нам о музыкальной азбуке.

Вот перед нами дом,

А проживает в нем

Семья веселых нот.

Их каждый назовет:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Фундамент дома - нота ДО,

Она живет в пристройке,

Квартира первая ее –

Начало всей постройки.

На первом этаже, смотри,

Из всей большой семьи

В квартире теплой номер три

Живет тихонько МИ.

А СОЛЬрешила третий взять

Этаж, ну, что ж, изволь!

Второй этаж, квартира пять,

Был занят нотой СОЛЬ.

А нота ФА и нота ЛЯ

В квартирах два и шесть.

А нота РЕ, ах, нота РЕ

Подняться не решилась

И рядом с нотой ДО и МИ

Тихонько поселилась.

- Из чего можно построить музыкальный дом для нот?

- Как называется такой дом?

Пять линеек нотной строчки Мы назвали «Нотный стан»,И на нем все ноты-точки Разместились по местам.

- А теперь давайте познакомимся с голосами наших нот. (Исполняют звукоряд, называя ноты).

- У Музы есть песенка про ноты:

Семь подружек»В.Дроцевича, В.Сергеева - разучивание.

Показ учителем. Далее предлагается исполнить песню вместе с детьми.

Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с инто­национно и ритмически точным пропеванием затактовых шестнадца­тых длительностей, над выполненем упругих ритмов, коротких пауз.

«Музыка всегдас тобой»Г.Струве, В.Семернина - слушание.

- О чем говорится в этой песне?

- Похожа ли она на предыдущую песню?

(Предполагаемые ответы учащихся).

- Муза хочет обратить наше внимание на следующую страницу учеб­ника. Семь подружек сейчас бу­дут петь вместе, а чтобы они зву­чали слаженно, красиво, у них есть помощник.

Как его зовут, вы узнаете, прослу­шав песню «Домисолька»О. Юдахина, В. Ключникова. Исполнение.

- Как называют человека, кото­рый помогает хору и оркестру ис­полнять музыку?

(Это дирижер. Своими руками, гла­зами, мимикой этот человек объяс­няет, как лучше спеть, чтобы песня всем понравилась).

Игра «Живой звукоряд».Учитель-«дирижер» раздает таб­лички с названиями нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре, а дети вместе с ним поют свои звуки.

Затем выбирается ученик-«дирижер».

- Муза прислала нам звуковое письмо. Давайте его послушаем.

«Нотный хоровод» В.Герчик, Н.Френкель.

- Кто пришел к нотам в круг?

- Какие ноты водили хоровод?

- Наше пребывание в «гавани» «Музыкальная азбука», к сожале­нию, заканчивается. Школьный корабль нас ждет, наше первое путешест­вие закончилось.

- Какая песня вам больше всего запомнилась из этого путешест­вия? Исполнение понравившейся песни.

Ход урока

Организационный момент.

- Первый урок новой четверти начинаем с выяснения того, какую музыку ребята слышали в дни осенних каникул, что из услышанного им запомнилось и почему.

- А на чем исполняли услышанную вами музыку? (На музыкальных инструментах).

- А хотите узнать, как появились первые музыкальные инструмен­ты? Увидеть эти инструменты нам поможет Муза.

Работа с учебником.

- Откроем наш учебник-тетрадь.

- Что подсказывает нам Муза? (Рассматривание изображения на страницах разворота).

- Мы видим мальчика-пастушка. Читаем текст «Пастушьей песни».

- На каком инструменте играл пастушок? (На дудочке).

- Дудочка, сделанная из камыша, была первым музыкальным ин­струментом и появилась очень давно. У Музы есть песня о камышинке-дудочке.

«Камышинка-дудочка»,В. Поплянова, ел В.Татаринова - разу­чивание.

- Эта песня может звучать каждый раз по-разному, если импрови­зировать мелодию дудочки.

Можно устроить импровизацию «вопросов - ответов» по такту или по фразе.

З.Углубление темы урока.

- Прошло время, и дудочка прижилась в народе. С дудочкой не только пасли овец, коров, но и её звучанием изображали пение птиц, настроение природы.

- В народе этот инструмент стали называть свирелью.Как вы ду­маете, почему? (За ее необыкновенный звук, похожий на свист).

- А сейчас мы побываем на одном из концертов оркестра русских народных инструментов.

- Представьте, что в руках у вас свирель. Сыграйте на ней.

Звучит «Полянка», русский народный наигрыш (свирель). (Дети имитируют исполнение на свирели).

- Звуки свирели стали пробовать передать и голосом. Так появи­лась одна из французских народных песен. Вот как это звучит.

«Пастушья песня»,французская народная песня, сл. Т.Сикорс­кой - разучивание (метод эха).

- О чем рассказывается в песне?

- Как поет свирель?

Работа с учебником.

- Посмотрим опять на страницу учебника. Муза показывает изо­бражение еще одного мальчика.

- На что похож его инструмент? (На рог животного).

- Что его отличает от свирели?

- Может ли быть пастушком мальчик?

- А если его инструмент похож на рог, то какое название у него могло быть? (Рожок).

- Зачем пастушку понадобился именно такой инструмент? (Что­бы собирать заблудившихся животных).

- Рожок тоже прижился в народе, им пользовались пастушки. Царь Петр 1 создал в русской армии целый оркестр из рожечни­ков. Каждый рожок в этом оркестре мог исполнять только свой звук-ноту. А по умелой руке дирижера вместе они исполняли много краси­вой музыки. Называли его «Роговой оркестр».

- Сейчас мы с вами попробуем стать таким оркестром.

- Для этого нам надо сделать рожок.

- Взять листочки, которые приготовлены у вас на столе и свернуть их в рупор.

Игра «Оркестр рожечников».

На доске записаны ноты. Каждому ребенку раздается по одной ноте. Учитель выступает в роли дирижера, напоминает детям о ко­ротких и долгих звуках.

Показывает, как это выглядит в записи вместе с нотами на доске. Звучит фрагмент р.и.п. «Во кузнице».

- А теперь послушаем, как играют настоящие рожечники. «Во кузнице», русский народный наигрыш (рожок).

- Услышали ли вы знакомые звуки?

- Сколько рожков звучало?

- Вся ли мелодия знакома?

(Сейчас играли три рожка. И исполнили они русский народный наигрыш «Во кузнице»).

(Если кто-то из детей раньше исполнял уже эту песню, можно ее исполнить).

- А теперь послушаем еще одну русскую народную песню.

Звучит «Как под яблонькой», импровизация на тему русскойнародной песни (гусли).

- Какой инструмент звучал?

- Чем отличается его звучание?

- Чем отличается звучание духового инструмента от струнного?

6. Домашнее задание:

Вместе с родителями прочитать былинный сказ о новгородском путешественнике, гусляре и певце Садко. Отметить в сказе те места, где звучит музыка, выяснить, в каком характере она могла бы звучать.

- В завершении урока послушаем, а на следующем уроке разучим и споем песню.

Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пастораль­ной» симфонии Л.Бетховена, сл. К Алемасовой.

Пастораль(от лат. - «пастушеский») - музыкальное произведе­ние, связанное с изображением сельской жизни, природы. Л. Бетховен отмечал, что его «Пасторальная» симфония является не столько звуко­вой живописью, сколько передачей чувств, возникающих у слушателей от соприкосновения с миром природы и сельской жизни.

Вывод:

- Что сегодня нам рассказала Муза?

- Где сегодня мы встретились с музыкой?

- Какие мелодии музыка доверит исполнять свирели, а какие -рожку?

- С каким струнным инструментом мы сегодня познакомились?

ТЕМА: «Садко»

Цель урока:знакомство с жанрами музыки.

Музыкальный материал:«Былинные наигрыши» Д.Локшина (гусли), песня Садко «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова, «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасто­ральной» симфонии Л.Бетховена, сл. К.Алемасовой.

Проблема урока:о чем поют гусли?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Садко».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня мы ещё раз будем слушать музыку, которую написал великий немецкий композитор Л. Бетховен.

Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пастораль­ной» симфонии Л.Бетховена, сл. К. Алемасовой.

- Какое настроение присутствует в музыке?

- Какие инструменты вы услышали? (Слышно, как свирель беседует с рожком).

- Дня чего композитор использовал свирель и рожок? (Чтобы они исполнили песню пастушка). (Мелодия, которую они исполняют, похожа на песнь пастушка. Неторопливая, светлая).

- Прошло много времени с тех пор, как рожок и свирель исполня­ли только народную музыку.

Сейчас свирель и рожок исполняют не только народную музыку, но и симфоническую.

Углубление темы урока.

- «Былинные наигрыши»,Д.Локшин (гусли).

Дети слушают «Былинные наигрыши» в исполнении на гуслях, при этом имитируя переборы струн на воображаемом инструменте.

- Как звучала музыка? (Звучал старинный напев).

- На прошлом уроке мы познакомились с этим инструментом. Сейчас его очень редко можно встретить в концертных залах. Но он очень часто бывает одним из главных героев сказок и былин. Появились гусли очень давно.

Для их изготовления использовали вначале конский волос, его туго натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высо­ким, и низким, и хорошо его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называть их стали гусли крыловидные или яровчатые. Гусляр клал их к себе на колени и пел былинные напевы, народные песни. Так, об одном таком гусляре Садко рассказано в русском былинном сказе. Дома вы его читали с родителями и отметили в сказе те места, где звучит музыка. (Еще раз читаем) Выяснить, где в сказе звучит музыка, в каком характере она могла бы звучать.

Звучит песня Садко «Заиг­райте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.

- Какая была музыка? (Удалая, задорная, наполненная острыми ритмами). - В каком темпе исполнялась? Какое настроение передавала? (Звучала в быстром темпе, передающем радостное настроение Садко). - Какой жанр музыки звучал? (Танец (пляска)). - Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» И.Римского -Корсакова. - Как звучала музыка? (Ласково, нежно, неторопливо, с убаюкивающими интонациями).

- Какой жанр музыки? (Песня, колыбельная).

- Запишем теперь определения характера этих двух сочинений в нашем учебнике.

ТЕМА: « Музыкальные инстру­менты»

Цель урока:сопоставить звучание народных и профессиональных ин­струментов.

Музыкальный материал:«Полянка», русский народный наигрыш (свирель);тема птички из симфонической сказки «Петя и волк» С.С.Про­кофьева (флейта), «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К.Глюка (флейта), «Фрес­ки Софии Киевской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт (арфа), «Кукуш­ка», Л-К. Дакен (арфа).

Проблема урока:о чем могут рассказать музыкальные инструменты? Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Музыкаль­ные инструменты».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня у нас не простой урок, а урок-концерт. Муза приглашает нас в концертный зал.

- Что бывает в концертных залах?

(В концертных залах бывают концерты).

- Что происходит на сцене? (На сцене играет оркестр).

- Кто выступает на сцене?

(Музыканты. Они играют на музыкальных инструментах).

- Что делают зрители? (Слушают).

- Кем мы сегодня будем? (Слушателями).

Работа с учебником.

- Откроем учебник и посмотрим, на какой концерт приглашает нас Муза? На каких музыкальных инструментах она играет?

- Что напоминает внешний вид этих музыкальных инструментов? (Дети находят сходство и различие гуслей и свирели).

- Давайте и мы сейчас подумаем, глядя на страницы учебника, что мы можем услышать нового, что нам может быть неизвестно?

- Какие инструменты будут звучать в концерте? Какая музыка бу­дет исполняться?

Рассказ о флейте.

Вряд ли найдется в мире народ, у которого не было бы своей флейты. Каких только превращений не претерпел этот музыкальный инструмент! Его изготовляли из тростника и бамбука, из костей убитых животных, из дерева и даже из камня. Каждый народ слагает о своей флейте удивительные рассказы. Так, в одной древнегреческой легенде рассказывается, что однажды бог лесов, полей и озер, имя которого Пан, в своем лесу повстречал девушку. Она была очень красивой, и Пан сразу полюбил ее. Он хотел познакомиться с ней. Но когда он подошел к Сиринге, та бросилась бежать прочь. Пан был очень страшен (пока­зать изображение).

Он пытался догнать ее, но густой лес укрыл уносящуюся прочь девушку. Пан уже было настиг ее и простер вперед руку. Он думал, что догнал ее и держит за волосы. Оказалось же, что он схватил не волосы красавицы, а листву тростников. Говорят, что деву скрыла в себе земля, а вместо нее родила тростник. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который, как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог найти её. Тогда он подумал, что девушка превратилась в трост­ник, и очень опечалился от того, что сам убил ее, когда срезал трост­ник.

Он собрал все срезанные тростинки, взял в руки, соединил их и стал целовать свежие срезы.

Заполняя отверстие, дыхание его проникло сквозь отверстия в тростнике, и Сиринга зазвучала.

Так родилась флейта Пана. Она совсем не похожа на ту флейту, на которой сегодня играли музыканты в концерте. (Вспомните песню Камышинка-дудочка». Из чего сделали дудочку?)

У многих народов флейта считалась пастушеским музыкальным инструментом. Ее голос сравнивают с человеческим голосом. А назва­ние ее происходит от древнего латинского слова flatus, обозначающее «дуновение».

Теперь вы поняли, почему флейта и свирель - родственные инст­рументы? Истории их появления очень схожи. Разница в их дальней­шей жизни и усовершенствовании. Но то, что говорят их голоса, всегда человек связывает с чем-то изящным, легким, воздушным, утонченным, как в тех произведениях, которые мы сегодня слышали.

А теперь продолжим наш концерт.

ТЕМА: «Звучащие картины»

Цель урока:научить детей слушать музыку, звучащую в картине.

Музыкальный материал:«Полянка», русский народный наигрыш (свирель); «Былинные наигрыши» Д.Локшина (гусли); «Кукуш­ка» Л - К. Дакен (арфа); «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха (флейта).

Проблема урока:можно ли услышать музыку в живописи?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Звучащие картины»; картины «Лель и Снегурочка» (Федоскино); «Гусляры» В. Васнецова; «Флейтист» X. Тербрюггена; «Алымова за арфой» Д. Ле­вицкого.

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня у нас необычный урок, а урок-экскурсия. Я знаю, что все вы любите рисовать. Вот мы и отправимся с вами в картинную галерею.

Работа с учебником.

- Откройте учебники-тетради на странице 30 «Звучащие картины». Посмотрите, Муза рисует картину. Она приглашает нас рассмот­реть картины, написанные художниками.

- Какие картины мы здесь видим?

(«Лель и Снегурочка» (Федоскино), «Гусляры» В. Васнецова, «Алы­мова за арфой» Д. Левицкого).

- Можем ли мы сказать, что картины - музыкальные?

(Да. Все персонажи, изображенные на картинах, играют на му­зыкальных инструментах).

Углубление темы урока.

- Мы не будем торопиться, а послушаем, какая музыка звучит в каждой из картин.

ТЕМА: «Разыграй песню»

Цель урока:познакомить детей с приемами исполнительского разви­тия в музыке.

Музыкальный материал:«Почему медведь зимой спит», Книппер; «Ме­лодия» из оперы «Орфей и Эвридика» КХлюка; «Фрески Софии Киев­ской», часть 1, «Орнамент», В.Кикт; «Кукушка», Л-К. Дакен.

Проблема урока:можно ли разыграть песню?

Дополнительный материал:разворот учебника-тетради «Разыграй пес­ню».

Ход урока

Организационный момент.

- Сегодня мы рассмотрим пример исполнительского развития музыки. Откроем учебники на странице 32 и прочитаем стихотворный текст песни Л. Книппера.

2. Углубление темы урока.

«Почему медведь зимой спит»(стихи А. Коваленкова). Определим этапы развертывания сюжета истории, положенной в

его основу.

Развитие событий условно укладывается в трехмастную форму.

Первая часть- неторопливое начало рассказа.

Вторая часть- шум, крик, «чрезвычайное происшествие» в лесу.

Третья часть- покой, тишина.

(Мелодия куплетов одна и та же, но поются они по-разно<

Наши рекомендации