Камерное творчество П.И. Чайковского

Творчество

Общая характеристика творчества. Метод и стиль

Чайковский — ярчайший представитель музыкального романтизма в России XIX века. В отличие от кучкистов, он не декларировал стремление «к новым берегам», никогда не выражал желания стать «композитором-реформатором»[94]. Чайковский воспринял всю систему жанров, практиковавшихся в современной ему Европе — симфонию, симфоническую поэму, струнный квартет, сольный инструментальный концерт, сонату, сюиту и пр. Чайковский испытал влияние типичных композиционных принципов и техник западноевропейского романтизма — программной музыки, лейтмотивной системы, тональной гармонии (с использованием типичных для романтиков модализмов и секвенций), акцентной метрики, музыкальной формы, контрапункта, оркестровки[95]. Вместе с тем музыка Чайковского обладает ярко выраженной спецификой, безошибочно схватываемой на слух. Точное определение этой интуитивно схватываемой специфики составляет научную проблему. Обычно исследователи выделяют два основных творческих вектора Чайковского: вектор национальной характерности и вектор «общеромантической» западноевропейской стилистики.

Заготовка раздела

Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Вклад в церковную музыку

По мнению православного богослова и композитора митрополита Илариона, Чайковский одним из первых в числе великих русских музыкальных деятелей под впечатлением собственных религиозно-художественных настроений и по ощущению назревших в этой сфере реформ в последней четверти XIX века обратился к написанию церковной музыки[96][97]. Для церковно-певческого дела в России, как в практике исполнения, так и в сочинительстве, до конца 1870 годов был характерен утвердившийся на рубеже XVIII—XIX веков концертный «западно-итальянский» хоровой стиль. В храмах было распространено европеизированное церковное пение, а вкусы православных прихожан формировались произведениями Дмитрия Бортнянского и других композиторов, сочинявших русскую церковную музыку в итальянской или немецкой традиции.

Написанный Чайковским и изданный в 1875 году «Краткий учебник гармонии, приспособленный к чтению духовно-музыкальных сочинений в России» в 1881 году ,был одобрен в качестве учебного пособия для изучения церковного пения в духовных семинариях и училищах[98].

В основанном в 1864 году Обществе Древнерусского искусства (ОДРИ)[* 20], членом которого с 1874 года стал П. И. Чайковский, в связи с тенденцией возвращения к национальным музыкальным традициям, была создана Комиссия для исправления нотных книг богослужебного пения.

Признавая определённые достоинства творчества Бортнянского, получившего музыкальное образование в Италии, Чайковский в 1881 году даже согласился редактировать собрание его сочинений, но писал о «слащавом стиле» его церковных произведений, что «мало гармонировало с византийским стилем архитектуры и икон, со всем строем православной службы».

Имея в виду сложность задачи преобразования церковного пения с целью возвратить ему первобытную чистоту и образность, композитор писал:

…нужен мессия, который одним ударом уничтожил бы всё старьё и пошёл бы по новому пути; а новый путь заключается в возвращении к седой старине и в сообщении древних напевов в соответствующей гармонизации… Я только хотел быть переходной ступенью от пошлого итальянского стиля, введённого Бортнянским, к тому стилю, который введёт будущий мессия[99].

Религиозно-эстетические взгляды Чайковского проявились в его стремлении внести практический вклад в национальную церковную музыку: «Я хочу не столько теоретически, сколько чутьём артиста до некоторой только степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма». В основе сочинения и исполнения церковной музыки, по его мнению, должны быть ясность, искренность и сдержанность выражения, рождающие благоговейное восприятие. Вместе с тем, в полном соответствии с веяниями своего времени, под «отрезвлением» музыки от «чрезмерного европеизма» Чайковский, разумеется, понимал не реконструкцию древнерусской музыки в её подлинном виде (см. Знаменный распев), но лишь «правильную» гармонизацию церковной монодии — по тем же законам западноевропейской тональности, что и «слащавая» музыка Бортнянского, но более изысканную, без откровенной гармонической банальности.

Церковные песнопения звучат в некоторых светских произведениях Чайковского, выполняя там функцию общеизвестных символов, например, кондак «Со святыми упокой» в Шестой симфонии предвосхищает кончину лирического героя, его отпевание. В увертюре «1812 год» используется тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое». Фортепианный «Детский альбом» начинается пьесой «Утренняя молитва» (фрагмент стихиры на «Господи, воззвах» 6-го гласа), а завершается пьесой «В церкви»[100].

В 1878—1887 годах Чайковский обратился к созданию церковных сочинений, написал полные циклы важнейших богослужений Православной Церкви — «Литургии святого Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения», отдельные хоры в сборнике «Девять духовных музыкальных сочинений» и пасхальный хор «Ангел вопияше».

Будучи верующим человеком, Чайковский посещал и любил церковные службы. «Я очень часто бываю у обедни; литургия Иоанна Златоустого есть, по-моему, одно из величайших художественных произведений… о, всё это я ужасно люблю, это одно из величайших моих наслаждений!» — писал он Н. Ф. фон Мекк 29 ноября 1877 года.

Испытываемое композитором чувство привело его к намерению положить всю литургию на музыку, что было поддержано П. И. Юргенсоном, обещавшим издать партитуру за границей, так как по действовавшему тогда порядку разрешалось «вновь печатать и петь только те духовно-музыкальные сочинения, кои одобрены будут Директором Придворной капеллы». Об этом Чайковский писал Н. Ф. фон Мекк 30 апреля 1878 года: «Известно ли Вам, что музыкально-церковное композиторство составляет монополию придворной певческой капеллы, что запрещено печатать и петь в церквах всё, что не принадлежит к числу сочинений, напечатанных в изданиях капеллы, которая ревниво оберегает эту монополию и решительно не хочет допустить новых попыток писать на священные тексты?».

«Литургия» была закончена в мае 1878 года, напечатана и выпущена в свет всё-таки в России к 18 января 1879 года с разрешения Московского комитета для цензуры духовных книг[* 21] и впервые исполнена в киевской университетской церкви в апреле 1879 года. При жизни композитора это было единственное исполнение во время церковной службы.

В декабре 1879 года Чайковский, с детства находившийся под поэтическим впечатлением от православных служб, присутствовал на мессе в соборе Святого Петра в Риме и написал Н. Ф. фон Мекк, что всё было живописно, красиво и полно движения, «но я всё-таки в тысячу раз больше люблю нашу православную литургию, где все присутствующие в храме видят и слышат одно и то же, где весь приход предстоит, а не снуёт из угла в угол. Это менее живописно, но трогательнее и торжественнее».

21 ноября 1880 года «Литургия св. Иоанна Златоуста» по разрешению Н. Г. Рубинштейна была исполнена хором П. И. Сахарова в Москве на закрытом духовном концерте в зале консерватории в присутствии Московского митрополита Макария, который одобрил как само сочинение, так и исполнение. Для широкой публики новое произведение Чайковского было исполнено тем же хором на экстренном собрании Русского музыкального общества 18 декабря того же года[101].

Работая над «Всенощным бдением» весной и летом 1881 года в Каменке, П. И. Чайковский часто бывал в Киево-Печерской Лавре, пение монахов которой очень нравилось композитору: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, — но зато что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно прекрасное богослужебное пение». Партитура «Всенощного бдения», обозначенная автором как «Опыт гармонизации богослужебных песнопений для смешанного хора», была в основном завершена весной 1882 года Впервые сочинение было исполнено хором П. И. Сахарова 27 июня 1882 года в Москве в концертном зале Всероссийской Промышленно-художественной выставки.

После успеха заказанной Чайковскому кантаты «Москва», исполненной во время коронации Александра III, композитор 7 марта 1884 года был представлен в Гатчине царской семье. Во время аудиенции Чайковский подтвердил императору своё намерение продолжать писать музыку для церкви. 13 марта 1884 года он писал: «Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него. При моем малодушии и способности от ничтожного толчка падать духом до стремления к небытию, чтобы я был, если б не верил в Бога и не предавался воле Его?»

В период с ноября 1884 года по весну 1885 года были написаны хоры — «Херувимские песни» № 1—3, «Тебе поем…», «Достойно есть…», «Отче наш», «Блажени, яже избрал…», «Да исправится…», «Ныне силы небесные…» и позднее, в 1887 году, хор «Ангел вопияше…». 17 февраля 1886 года на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории капеллой Русского хорового общества под управлением В. М. Орлова были впервые исполнены «Херувимская песнь № 1», «Тебе поем», «Блажени, яже избрал», «Да исправится».

В 1886 году Московское синодальное училище церковного пения, готовившее для Синодального хора певчих, регентов и учителей церковного пения, было отделено от Синодального хора[* 22]. При хоре и училище был учреждён Наблюдательный совет, в состав которого в 1886—1889 годах входил и П. И. Чайковский.

В письме обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву и прокурору московской Синодальной конторы А. Н. Шишкову с рекомендацией назначить регентом Синодального хора В. С. Орлова, бывшего воспитанника Синодального училища и своего ученика по консерватории, П. И. Чайковский, подчёркивая необходимость возвращения в церковь того строя богослужебного пения, «который искони составлял драгоценнейшее достояние её», апеллируя к авторитету Александра III, писал: «В настоящее время сам государь император горячо сочувствует делу возрождения, когда русским композиторам уже не возбраняется посвящать свои способности и усердие родной церкви…»[102].

28 марта 1891 года Синодальный хор под управлением В. С. Орлова в зале Синодального училища исполнил «Ныне силы небесные», а 22 октября 1891 года — «Херувимскую песнь № 3». После первого прослушивания в 1880 году исполнение «Литургии» П. И. Чайковского в храмах было разрешено только после смерти композитора. До революции её ежегодно исполняли в день памяти композитора в Москве в храме Храме Вознесения Господня у Никитских ворот и в Петербурге в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где отпевали Петра Ильича.

Несмотря на то, что часть российского общества неодобрительно встретила первое исполнение «Литургии» вне стен храма[103], духовные сочинения Чайковского стали исполняться и в концертах.

Митрополит Иларион (Алфеев) особо отмечал, что после революции 1917 года музыкальные произведения Чайковского и других композиторов для многих в России стали одним из источников познания веры и Евангелия, молитвы и богослужения Православной Церкви[104].

В 60—80-е годы XX века «Литургия» великого композитора вновь стала звучать в исполнении хора московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке[105][* 23]. 7 ноября 2010 года, в день памяти П. И. Чайковского, настоятелем этого храма, митрополитом Иларионом (Алфеевым), была совершена Божественная литургия, за которой прозвучали песнопения на музыку Чайковского в исполнении Московского Синодального хора, воссозданного в 2009 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

7 мая 2015 года после Божественной литургии в храме Христа Спасителя, в которой прозвучала «Литургия» Чайковского, Патриарх Кирилл в своём первосвятительском слове к собравшимся сказал: «Вдохновение — это способность принимать сигнал, который Бог посылает человеку, и Петр Ильич Чайковский был человеком, который воспринял этот дар»[106].

Основные произведения

  Оперы Воевода (1868) Ундина (1869) Опричник (1872) Евгений Онегин (1878) Орлеанская дева (1879) Мазепа (1883) Черевички (1885) Чародейка (1887) Пиковая дама (1890) Иоланта (1891) Балеты Лебединое озеро (1877) Спящая красавица (1889) Щелкунчик (1892) Симфонии Симфония № 1 «Зимние грезы» op. 13 (1866) Симфония № 2 op.17 (1872) Симфония № 3 op. 29 (1875) Симфония № 4 op. 36 (1878) «Манфред» — симфония (1885) Симфония № 5 (1888) Симфония № 6 «Патетическая» op. 74 (1893) Сюиты Сюита № 1 op. 43 (1879) Сюита № 2 op. 53 (1883) Сюита № 3 op. 55 (1884) Сюита № 4 Моцартиана op. 61 (1887) Щелкунчик, сюита для балета op. 71a (1892) Отдельные оркестровые произведения Торжественная увертюра на Датский гимн op. 15 (1866) «Буря» op. 18 (1873) Славянский марш (1876) op. 31 «Франческа да Римини» — симфоническая фантазия (1876) op. 32 Итальянское каприччио op. 45 (1880) Серенада для струнного оркестра op. 48 (1880) «1812 год» — торжественная увертюра (1880) op. 49 «Гамлет», увертюра-фантазия, ор. 67, 1888 МЕНЮ0:00 «Гроза», увертюра к драме op. 76 (1864) «Фатум» — симфоническая фантазия op. 77 (1868) «Воевода» симфоническая баллада op. 78 (1891) «Ромео и Джульетта» — увертюра-фантазия (1869, 1870, 1880) Марш Добровольного флота (1878) Марш Юрьевского полка (1893) Концерты МЕНЮ0:00 Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Концерт для фортепиано с оркестром № 1 op. 23 (1875) Меланхолическая серенада op. 26 (1875) Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром op. 33 (1878) Вальс-скерцо для скрипки с оркестром op. 34 (1877) Концерт для скрипки с оркестром op. 35 (1878) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 op. 44 (1880) Концертная фантазия для фортепиано с оркестром op. 56 (1884 Pezzo capriccioso для виолончели с оркестром op. 62 (1887) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (1893) Фортепианные произведения Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867) Экспромт op. 1, No. 2 (1867) Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867) Вальс-каприс op. 4 (1868) Романс op. 5 (1868) Вальс-скерцо op. 7 (1870) Каприччио op. 8 (1870) Три пьесы op. 9 (1870) Две пьесы op. 10 (1871) Шесть пьес op. 19 (1873) Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873) Большая соната соль мажор op. 37a (1878) «Времена года» op. 37b (1876) Детский альбом op. 39 (1878) Двенадцать пьес op. 40 (1878) Шесть пьес op. 51 (1882) «Думка» op. 59 (1886) Восемнадцать пьес op. 72 (1893) Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900) Камерная музыка Струнный квартет № 1 op. 11 (1871) Струнный квартет № 2 op. 22 (1874) Струнный квартет № 3 op. 30 (1876) «Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878) Фортепианное трио op. 50 (1882) «Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890) Хоровая музыка Литургия для смешанного хора без сопровождения, op. 41 (1878) Всенощная для смешанного хора без сопровождения, op. 52 (1882) Духовно-музыкальные сочинения на полный хор (1885) Херувимская песнь № 1 F-dur Херувимская песнь № 2 D-dur Херувимская песнь № 3 C-dur «Тебе поем» «Достойно есть» «Отче наш» «Блаженни яже избрал» «Да исправится» «Ныне силы небесные» «Ангел вопияше» (1887)  

Наши рекомендации