Методика организации и проведения школьных праздников

Праздники, как правило, всегда являются яркими событиями в жизни школы. Они могут быть связаны с конкретными датами календаря (Новый год, Масленица, 8 Марта), а могут иметь более общую тематику («Музыка всюду живет», «Я хочу услышать музыку...», «Домисолька приглашает друзей», «Праздник песни» и т.д.).

Существует мнение, что праздники должны быть рассчитаны на учащихся определенного возраста. Но, тем не менее, практика показывает, что проведение праздника — это особое ощущение единения людей, и потому учащиеся 4 класса с интересом наблюдают выступления первоклассников, а малыши с любопытством слушают и смотрят выступления более старших детей. Доброй традицией проведения праздника могут стать общешкольные песни (например, на празднике «Домисолька приглашает друзей» — «Домисолька» О. Юдахиной).

Праздник — это не только проявление музыкальных способностей детей и творческой инициативы, это всегда встреча с кем-то и чем-то интересным. Особую атмосферу праздникам придают участие в них детских поэтов, композиторов, профессиональных артистов.

Праздник должен быть подготовлен заранее. Составляется сценарий, распределяются роли, начинается подготовка художественного оформления (декораций, костюмов, светоэффектов), в чем большую помощь могут оказать руководители кружков. Подготовка праздников требует активности и мобильности педагога-организатора. И, конечно, неоценимой помощью ему явилось бы участие родителей.

Что касается репетиций, не следует забывать, что самое главное в празднике и в его подготовке — это возможность творческой самореализации. В этой связи излишни многократные общие репетиции, утомляющие детей. В то же время номера концертной программы праздника обязательно требуют подготовительной, а также серьезной режиссерской работы. Каждый участник праздника, учитывая, что речь идет о младших школьниках, должен знать элементарные правила. Так, хоровому коллективу потребуется репетиция, чтобы дети знали, как по рядам надо выйти на сцену и как уйти, закончив выступление; как держаться во время выступления. Солистам потребуется репетиция в зале, для того чтобы научиться петь с микрофоном, театральному коллективу и хореографическим коллективам школы — для ориентации в пространстве зала.

Если готовится праздник, на котором планируется участие учащихся всей начальной школы, то репетировать концертную программу следует по классам. Программа выступления, как правило, предполагает взаимосвязь с уроками музыки. Так, на празднике «Широкая Масленица» дети могли бы показать, как раньше играли в «Бояре». Данную игровую песню дети разучивают по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной во 2 классе. Настроить внимание зала на исполнение игры помогут слова Скомороха:

Коли праздник наш в разгаре, Начинай игру «Бояре».

На празднике «8 марта — день особенный!» уместно было бы исполнить песню «Мама» В. Гаврилина на слова В. Шульгиной из вокально-инструментального цикла «Земля». Данная песня аналогично является программной и потому хорошо знакома детям.

Также праздники предполагают согласованность с занятиями школьников во внеурочное время в творческих объединениях (кружках) — хоре, музыкальном театре, фольклорном и хореографическом ансамблях. Например, на празднике «День школы» фольклорный ансамбль мог бы исполнить частушки:

Выйдем, братцы, все рядком и частушки пропоем, Ты, гармошка, заиграй, школа наша, не скучай!

Выступление школьного хора с песней «Школьный корабль» Г.А.Струве на празднике «Посвящение в первоклассники» явилось бы добрым напутствием и подтверждением слов ведущего о том, что каждый год, переходя из класса в класс, с детьми всегда будут рядом улыбки, хорошее настроение, любимые стихи и песни.

Примером использования в сценарии праздника хореографической постановки может быть неожиданное появление на празднике «Здравствуй, здравствуй, Новый год!» сказочного персонажа Емели, который исполнит русский танец.

Артисты музыкального театра на празднике могут показать самостоятельный номер, а также помочь ведущему в проведении праздника.

Ведущий: Дорогие друзья, у вас сегодня необычный день — день прощания с букварем. Конечно, немного грустно прощаться, но в то же время радостно, что вас ждут новые книги.

Шапокляк: Стойте, стойте, стойте! Ведущая: А Вы, собственно, кто?

Шапокляк: Это я, ваша любимая бабушка, бабуленька Шапокляк! Так что вы тут празднуете?

Ведущая: День прощания с букварем! Вы уж нам не мешайте.

Шапокляк: Что значит — не мешайте? Да я — самая лучшая устроительница праздников на свете. Что у вас там по сценарию? Празд-нич-ное выс-туп-ле-ние 1 «а». «Пе-сня о шко-ле». Ума не приложу, что же может быть праздничного в школе?

Ведущая: Бабушка, Вы неправы. Школа — это праздник, потому что здесь ждут ребят буквы, цифры, ноты. Впрочем, они сами расскажут Вам об этом в своей песне.

(Учащиеся 1 класса исполняют «Песню о школе» Д. Б. Кабалевского на слова В. Викторова).

Другим примером участия юных артистов в празднике может быть театрализация небольшого фрагмента книги о том или ином композиторе. Например, на празднике «Я хочу услышать музыку» перед выступлением учащихся настроить слушательскую аудиторию на восприятие музыки Грига помогла бы следующая проецируемая ситуация:

Ведущий: ...Далеко на севере, омываемый водами Атлантического и Ледовитого океанов, лежит Скандинавский полуостров. Неприступен край снежных вершин и бездонных озер. В самой северной части этого полуострова расположена страна Норвегия, где живут сильные, отважные люди, искренне верящие в сказки и предания, как верил в них Эдвард Григ, известный всему миру норвежский композитор.

Будучи ребенком, Эдвард верил, что внутри инструмента живут крошечные тролли и горные волшебники — кобольды. И они оживают, когда его мать играет старинные мелодии. Эдвард даже со страхом несколько раз заглядывал внутрь рояля.

(Маленький Эдвард нажимает клавишу, долго слушает и заглядывает в рояль.Входит мама.)

Мама: Какой ты у меня еще маленький. Тролли и кобольды живут в пещерах, а ночами водят хороводы в лесу. Эдвард: А почему ночами?

Мама: Потому что если их застанет луч солнца, они превратятся в камень.

Эдвард: Мамочка, можно их когда-нибудь увидеть?

Мама: Нет. Но иногда в траве остаются круглые следы от их деревянных башмачков...

Ведущий: На всю жизнь Эдвард Григ сохранил в душе очарование сказочно красивой природой, которая так прекрасно отразилась в творчестве композитора. Музыка Эдварда Грига «Заход солнца». Исполняет хор 4 класса.

Как видно из приведенных примеров, речь ведущего имеет большое значение. Она должна быть содержательной, яркой и эмоциональной, что поможет собрать внимание детей и подготовить к восприятию музыкального произведения.

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Предлагая детям послушать попурри из знакомых песен в исполнении детей школьного хора, ведущий может собрать внимание младших школьников такими словами:

«Когда приходят добрые друзья, их непременно хочется чем-то вкусным угостить. Вот и вас мы сейчас угостим особым блюдом — музыкальным блюдом по рецепту попурри: берутся популярные мелодии, нарезаются не крупно, но и не мелко, так, чтобы вкус их почувствовать, соединяются вместе и подаются в концерте. Вполне съедобно. Попробуйте! — «Веселое попурри!»1.

Продумайте, каким образом можно собрать внимание детей перед исполнением инструментального номера (например, на флейте, скрипке). Помните, что ваше слово должно нести некую информацию, но при этом быть занимательным и интересным.

2. Проанализируйте сценарии праздников в журналах «Музыка в школе», «Начальная школа» по следующим параметрам:

— воспитательные задачи праздника;

— мера эмоциональности и поэтичности слова ведущего;

— степень активности учащихся в праздничной программе;

— художественность и доступность литературного и музыкального репертуара, его адекватность возрастным особенностям детей;

— значение праздника для пробуждения у школьников познавательного интереса к музыкальному искусству и мотивации творческого самовыражения.

Составьте сценарий новогоднего праздника2.

__________

1 Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. — СПб., 1992.

2 Возможна альтернативная замена.

Список Литературы

Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Методика музыкального образования: учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений. — М., 2006.

Абдуллин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений — М., 2004.

Абелян Л. М. Как Рыжик научился петь. — М., 1989.

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998.

Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2000.

Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе: учебное пособие. — М., 1983.

Арчажникова Л. Е Профессия — учитель музыки: книга для учителя. - М., 1984.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.

Барсова И. А. Книга об оркестре. — М., 1978.

Бернстайн Л. Концерты для молодежи. — Л., 1991.

Булучевский Ю. С, Фомин В. С. Краткий музыкальный словарь. — М., 2005.

Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. - М., 1986.

Вахромеев В. А. Элементарная теория музыки. — М., 2007.

Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. — Луганск, 1990.

Во А. Классическая музыка. Новое восприятие. — De Agostini Editions, 1997.

Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 4. — Л., 1965.

Воспитание музыкой. Из опыта работы // сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. — М., 1991.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.

Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета. — М., 1989.

Еродзенская Н.Л. Слушание музыки в начальной школе (I —IV классы). - М., 1962.

Еродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. — М., 1969.

Еуревич Е.Л. История зарубежной музыки. — М., 1999.

Домрина Е. Н. Беседы о музыке. — М., 1982.

Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / сост. О.А.Апраксина. — М., 1990.

Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. — М., 1986.

Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1989. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. — М., 1976.

Казиник М. Тайные знаки культуры. — Кострома, 2005.

Как учат музыке за рубежом. / сост., авт. пред. Д. Дж. Харгривз,

A. К.Норт. - М., 2009.

Коренева Т.Ф.Ъ мире музыкальной драматургии: метод, пособие по ритмике. — М., 1996.

Королева Т.П. Методика музыкального воспитания. — М., 2010.

Кошмина И. В. Межпредметные связи в начальной школе. — М., 1999.

Красильников И. М., Глаголева И. А. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы). — М., 2004.

Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе: книга для учителя. - М., 2001.

Майковская Л. С. Артистизм учителя музыки. — М., 2005.

Майковская Л. С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальной культуре и образовании. — М., 2009.

Матвеева Л. В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье: монография. — Екатеринбург, 2007.

Михеева Л. В. Музыкальный словарь в рассказах. — М., 1988.

Музыка: 1—4 кл. Метод, пособие / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - М., 2010.

Музыка. 1 —4 кл.: программы для общеобразовательных учреждений /

B. В.Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н.Кичак. - М, 2010.

Музыка в начальной школе: Метод, пособие для учителей / под редакцией Д. Б. Кабалевского. — М., 1980.

Музыка начинается там, где кончается слово: книга для учителя / М.Ш.Бонфельд, П.С.Волкова, Л.П.Казанцева, В.И.Шаховский; сост. П.С.Волкова. - М., 1995.

Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1—7 кл. 3-е изд., дораб. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. — М., 2010.

Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.

Музыкальная энциклопедия. — Т. 1 — 6. — М., 1973—1982. Музыканты мира: биографический словарь / М. В. Есипова, О. В. Фра-енова. — М., 2001.

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

Неменский Б. М. Художественное развитие ребенка как путь гуманизации школы // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - Вып. 3. — М., 1995.

Николаева Е. В. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. — М., 2002.

Орлова Е. Лекции по истории русской музыки. — М., 1977.

Осеннева М.С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М., 2001.

Осеннева М. С, Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. — М., 2003.

Осеннева М. С, Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. — М., 1999.

Работа с детским хором // Сборник статей. — М., 1981.

Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб.пособие для студентов и преподавателей. — М., 1997.

Пиличяускас А. А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. — М., 1992.

Подуровский В.М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2001.

Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб.пособие для студ. муз. фак. высш. пед. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Ки-ященко, К.В.Тарасова и др. / под ред. Г.М.Цыпина. — М., 2003.

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. — М., 2009.

Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1—8 классы / под руководством Д.Б.Кабалевского. — М., 2006.

Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001.

Работа с детским хором // Сборник статей. — М., 1981. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. — М., 2004. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе / Учеб.пособие. — СПб, 2007. Самарин В. А. Хороведение. — М.,1998.

Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973.

Способин И. В. Музыкальная форма. — М., 1980.

Способин И.В. Элементарная теория музыки. — М, 2006.

Спутник учителя музыки / С. С. Балашова, В. В. Медушевский, Г. С.Тарасов и др. / сост. Т. В. Челышева. — М., 1993.

Старобинский СЛ. Методика стиле-слухового анализа музыкальных произведений на уроках музыки в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М., 1999.

Струве Г. Школьный хор. Книга для учителя. — М., 1981.

Стулова Г. 77. Теория и практика работы с детским хором: учеб.пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. — М., 2002.

Стулова Г. П. Хоровое пение в школе: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М., 2010.

Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия). — М., 1979.

Творческие портреты композиторов: популярный справочник. — М., 1990.

Теплое Б. М. Избранные труды: в 2-х т. — М., 1985.

Теория и методика музыкального образования детей: научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Школяр и др.- М., 1998.

Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусств. — М., 1990.

Торопова Л. В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учеб.пособие. — М., 2008.

Финкельшшейн Э. Музыка от А до Я // Занимательное чтение с картинками и фантазиями. — СПб., 1992.

Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. — М., 1987.

Цуккерман В. А. Музыкальные жанры и основные музыкальные формы. — М., 1964.

Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. — М., 1994.

Чесноков П. Г. Хор и управление им. — М., 1961.

Шашковский Г. И. Сочинение и импровизация мелодий. Методическая разработка для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. — М., 1969.

Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. — М., 1975.

Шмагина Т. С. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими рекомендациями: пособие для учителя. — М., 1993.

Энциклопедический музыкальный словарь / гл. ред Г. В. Келдыш. — М., 1990.

Юдина Е. И. Первые уроки музыки и творчества / Популярная библиотека для родителей и педагогов. — М., 1997.

Научно-методические журналы

«Искусство в школе» — общественно-педагогический и научно-методический журнал;

«Музыка в школе» — научно-методический журнал; «Педагогика искусства» — электронное научное издание (http:// www.art-education.ru).

ТЕСТ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Задание 1. Цель музыкального воспитания

Выберите один вариант ответа:

Целью музыкального воспитания является...

1) становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их духовной культуры;

2) освоение детьми нотной грамоты;

3) развитие музыкальных способностей учащихся.

Задание 2. Задачи музыкального воспитания

Выберите один вариант ответа:

Задачами музыкального воспитания являются...

1) развитие личностных качеств учащихся в процессе педагогически организованного общения ребенка с музыкальным искусством;

2) формирование музыкальных знаний: знаний музыки (лучших образцов духовной, народной, классической и современной музыки) и знаний о музыке — средствах музыкальной выразительности, жанрах, формах, стилях, законах драматургии музыкального произведения;

3) воспитание эмоционально-ценностного, осознанного и деятель-ностно-практического отношения к музыке.

Задание 3. Принципы музыкального воспитания

Выберите один вариант ответа:

Музыкальное воспитание наряду с общедидактическими опирается на принципы, определяемые спецификой музыкального искусства:...

1) увлекательность, последовательность, систематичность, научность в организации музыкальных занятий;

2) единство эмоционального и сознательного; единство художественного и технического; единство тождества и контраста; триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя; опора на интонационный, жанровый, стилевой подходы в изучении музыки;

3) психологические, социологические, коммуникативные, организационные.

Задание 4. Методы музыкального воспитания

Выберите один вариант ответа:

Музыкальное воспитание наряду с общедидактическими опирается на методы, определяемые спецификой музыкального искусства:...

1) единство эмоционального и сознательного; единство художественного и технического; единство тождества и контраста; триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя; опора на интонационный, жанровый, стилевой подходы в изучении музыки;

2) методы, дифференцируемые по источнику знаний; назначению; характеру познавательной деятельности; дидактическим целям;

3) методы сопереживания; музыкального обобщения; эмоциональной драматургии; моделирования художественно-творческого процесса; содержательного анализа музыкальных произведений; интонационно-стилевого постижения музыки.

Задание 5. Основные элементы содержания музыкального воспитания

Выберите один вариант ответа:

В содержании музыкального воспитания выделяют следующие составляющие — ...

1) опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству; музыкальные знания; музыкальные умения и навыки творческой самореализации учащихся;

2) музыкально-слушательская деятельность, музыкально-исполнительская деятельность, музыкально-композиционная деятельность;

3) знания музыки и знания о музыке.

Задание 6. Требования к программам по «Музыке»

Выберите несколько вариантов ответа:

ФГОС начального общего образования определяет следующие требования к программам, и в частности, программам по музыке — ...

1) общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания, результаты изучения учебного предмета: личностные, метапредмет-ные и предметные;

2) варианты тематического планирования, в которых дано распределение учебных часов по разделам, а также представлена характеристика деятельности учащихся, направления анализа урока музыки;

3) наличие следующих разделов: пояснительная записка; основное содержание обучения, перечень изучаемого учебного материала; варианты тематического планирования, в которых дано распределение учебных часов по разделам, а также представлена характеристика деятельности учащихся; рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

Задание 7. Формы музыкального воспитания

Выберите один вариант ответа:

Основной формой музыкального воспитания является...

1) внеклассная и внешкольная музыкальная работа с учащимися;

2) урок музыки;

3) музыкальное самообразование учащихся.

Задание 8. Специфика урока музыки как урока искусства

Выберите несколько вариантов ответа:

Специфика урока музыки как урока искусства проявляется...

1) в направленности на решение воспитательных, образовательных и развивающих задач;

2) воздействии музыки на духовный мир ребенка, его мировосприятие и мироощущение;

3) насыщенности творчеством в различных видах музыкальной деятельности.

Задание 9. Сущность внеклассной работы по музыкальному воспитанию детей

Выберите несколько вариантов ответа:

Педагогическими условиями организации внеклассной работы по музыкальному образованию детей являются....

1) преемственность, планомерность, последовательность;

2) системность и увлеченность;

3) ритмопластика, сравнение, вокализация.

Задание 10. Музыкальное самообразование учащихся

Выберите несколько вариантов ответа:

Музыкальное самообразование учащихся общеобразовательных учреждений реализуется...

1) в самообразовании, направленном на самостоятельное усвоение того материала, который имел место на музыкальных занятиях;

2) самообразовании, содержание которого выходит за рамки, определяемые уроками музыки или другими формами, осуществляемыми под руководством педагога-музыканта;

3) самообразовании, направленном на совершенствование профессиональных знаний истории музыкального воспитания школьников.

ТЕСТ ПО МЕТОДИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Задание 1. Методика организации музыкально-слушательской деятельности школьников

Выберите один вариант ответа:

В организации музыкально-слушательской деятельности условно выделяют следующие этапы: ...

1) вокализация, ритмопластика, сравнение;

2) музыкально-теоретическая деятельность, музыкально-историческая деятельность;

3) вступительное слово учителя; слушание произведения; беседа о прослушанном произведении; анализ услышанного; повторное слушание.

Задание 2. Методика организации музыкально-исполнительской деятельности школьников

Выберите один вариант ответа:

Вокально-хоровая деятельность предполагает освоение детьми ряда певческих навыков: ...

1) певческое дыхание, звукообразование, артикуляция, дикция, строй,

ансамбль;

2) ауфтакт, диапазон, тесситура;

3) воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности.

Задание 3. Методика организации музыкально-композиционной деятельности школьников

Выберите один вариант ответа:

В музыкальном воспитании различают два типа заданий в организации музыкально-композиционной деятельности: ...

1) преобразование фактуры и метроритма;

2) дробление и суммирование;

3) развитие заданного тематизма, сочинение собственного тематизма.

Задание 4. Методика организации музыкальной деятельности школьников в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств

Выберите один вариант ответа:

Основным методом в организации музыкальной деятельности школьников в условиях интегративного процесса комплексного взаимодействия искусств является...

1) метод сопереживания в многогранном рассмотрении художественного явления как способ нахождения общности и специфики образно-смысловой и языковой областей различных видов искусств;

2) метод сходства и различия в многогранном рассмотрении художественного явления как способ нахождения общности и специфики образно-смысловой и языковой областей различных видов искусств;

3) метод интонационно-стилевого постижения музыки в многогранном рассмотрении художественного явления как способ нахождения общности и специфики образно-смысловой и языковой областей различных видов искусств.

Задание 5. Методика конструирования и проведения уроков музыки

Выберите один вариант ответа:

Приступая к поурочному планированию, учитель музыки в плане-конспекте: ...

1) определяет тему урока, цель и задачи; отбирает необходимый репертуар; структурирует последовательность различных видов деятельности детей; определяет дозировку времени для каждого раздела урока; подбирает адекватные цели и задачам методы и методические приемы; продумывает методику работы по всем видам музыкальной деятельности детей на уроке;

2) выстраивает календарно-тематическое планирование применительно к ряду уроков;

3) тщательно анализирует учебную программу по музыке.

Задание 6. Методика развития музыкальных способностей детей на уроках музыки

Выберите несколько вариантов ответа:

В развитии звуковысотного слуха младших школьников применяются основные системы: ...

1) абсолютная (опора на лад, конкретно выраженный в определенной тональности, запись нот в скрипичном ключе);

2) относительная (вне опоры на закономерности какой-либо тональности с применением слоговых названий ступеней — мо, ле, ви, на, зо, ра, ти);

3) освоение устойчивости и неустойчивости ладовых отношений. Задание 7. Методика использования ИКТна уроках музыки

Выберите несколько вариантов ответа:

Вариативность компьютерных программ, используемых в музыкальном воспитании детей, реализуется на уровнях: ...

1) содержательном;

2) аналитическом;

3) технологическом.

Задание 8. Методика осуществления контроля и оценки деятельности учащихся на уроках музыки

Выберите один вариант ответа:

Требованиями оценки деятельности учащихся при выставлении отметок на уроке музыки являются: ...

1) унифицированный подход;

2) объективность, систематичность, гласность;

3) социологические закономерности.

Задание 9. Методика организации детского самодеятельного музыкального объединения (кружка)

Выберите несколько вариантов ответа:

В работе школьного хора по разучиванию канона целесообразны следующие методические приемы:

1) возвращение к началу канона с 3, 4-го такта;

2) сочинение сочиненного;

3) пропевание вторым голосом темы вслух вместе с первым, потом про себя;

4) сознательное интонирование, ощущение тоники.

Задание 10. Методика организации и проведения школьных

Праздников

Выберите несколько вариантов ответа: Праздники предполагают согласованность: ...

1) с требованиями оргкомитета по проведению музыкальных олимпиад и творческих конкурсов;

2) занятиями школьников во внеурочное время в творческих объединениях (кружках) — хоре, музыкальном театре, фольклорном и хореографическом ансамблях;

3) уроками музыки как основной формой музыкального воспитания

детей.

Оглавление

Предисловие

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Глава 1. Сущность музыкального воспитания.

1.1. Цель и задачи музыкального воспитания в контексте истории и сравнительной педагогики

1.2. Принципы музыкального воспитания в условиях модернизации отечественного образования на современном этапе

Глава 2. Субъекты процесса музыкального воспитания

младших школьников: учитель, учащиеся, родители

2.1. Профессиональные компетенции учителя начальных классов в области музыкального воспитания младших школьников

2.2. Музыкальные способности младших школьников: сущность, особенности выявления

2.3. Формы взаимодействия учителя с родителями: особенности воспитания музыкальной культуры школьниковв семье

Глава 3. Содержание музыкального воспитания

3.1. Стандарт начального общего образования: обязательный минимум содержания музыкального воспитания и планируемые результаты освоения предмета «Музыка» выпускником начальной школы

3.2. Концептуальные положения современных программ «Музыка» для начальной школы

3.3. Характеристика учебно-методического оснащения современных программ по музыке

3.4. Музыкальный материал: основания отбора

и систематизации

Глава 4. Формы и методы музыкального воспитания

4.1. Формы музыкального воспитания

4.2. Методы музыкального воспитания

ЧАСТЬ II. МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 5. Методика организации различных видов музыкальной

деятельности младших школьников на уроках музыки

5.1. Музыкально-слушательская деятельность

5.2. Музыкально-исполнительская деятельность

5.3. Музыкально-композиционная деятельность

5.4. Музыкальная деятельность в интегративном процессе комплексного взаимодействия искусств

Глава 6. Методика конструирования и проведения уроков музыки

6.1. Планирование и анализ уроков музыки

6.2. Методика развития музыкальных способностей

учащихся на уроках музыки

6.3. Использование на уроке музыки информационно-коммуникационных технологий и технических средств обучения

6.4. Контроль и оценка учащихся на уроках музыки

Глава 7. Методика организации внеклассной работы

по музыкальному воспитанию младших школьников

7.1. Методика организации детских самодеятельных музыкальных объединений (кружков).

7.2. Методика организации и проведения школьных праздников

Список литературы

Приложение.

Наши рекомендации